Компот
Евгения Зонтикова





Евгения Зонтикова

КОМПОТ 





"Готова к большему, чем «ме» и «бе»


Бытует мнение, что интерес к поэзии в конце 20-го – начале 21 -го века угас. Поэтические сборники пылятся на полках книжных магазинов, в отличие от боевиков и детективов не востребованные покупателями. Не до стихов нынче, не до романтики. Позволю себе не согласиться. Рыночный спрос и устремления души – не одно и то же. Стихи продолжают писать и продолжают читать. И что особенно радует – не только представители старшего поколения, воспитанные на Евтушенко и Вознесенском, Ахматовой и Цветаевой, но и молодежь, вчерашние школьники и студенты, у которых – увы! – преподавание литературы в учебных заведениях свелось практически к нулю. Но тягу к слову «не задушишь, не убьешь», как пелось в одной весьма популярной песне середины 20-го столетия. Вот и пишут – по мере своих сил и умения.

К этому, молодому, поколению, к детям перестройки и постсоветских реформ, пытающимся через поэтические строки выразить свое отношение к действительности, относится и автор поэтического сборника «Компот» Евгения Зонтикова. Автор начинающий (ее творческий багаж невелик), но безусловно талантливый. В отличие от большинства тех, кто, однажды срифмовав несколько строк, мнит себя поэтами. И опять же в отличие от «мнящих» - это автор, который готов работать над собой и своими стихами, временами откровенно слабыми, что простительно в таком молодом возрасте, но столь же откровенно привлекательными своей светлой, радостной интонацией, улыбкой, легкой иронией, просвечивающей сквозь слова и строки: «Стихи мои – сырые, без приправы, // неспелые слова. ».

И эта работа чувствуется – от стихотворения к стихотворению. Начав с простенького, почти наивного «Снова детство заиграло на потрепанной гармошке. // Я большой воздушный шарик надуваю для Алешки» она приходит к драматическому «Стихи – мои дети внебрачные, // суровые, дикие, мрачные, // любви несчастливой гонцы. // Фамилий не дали отцы».

И еще одна отличительная особенность стихов Евгении Зонтиковой. Они – умные. В них есть мысль и нет затасканных фраз; привычные и знакомые всем нам чувства – любовь, разочарование, радость, слезы – она выражает простыми, но своими словами. Пусть не всегда дружит с рифмой и ритмом, но – разве это главное? В ее стихах есть что-то, что позволяет сказать: да, это стихи! Пока не слишком совершенные, но мастерство – дело наживное, было бы желание. Но трогательные и милые. «Нагляжусь на тебя до слез - // и до следующей нашей встречи // Буду ночью под шум колес // для тебя репетировать речи. //

И образы, которые она использует в своих словах, - зачастую неожиданные в своей современности: «Я – как наклейка на кассете. ». Или

«Замурованная бедная любовь. ». Или – «По канавам, по дорогам, по полям // Я любовь раскидаю. // Там она еще немного поживет - // И со снегом растает».

Кстати, о мастерстве. Иногда кажется, что Евгения специально выбрала для себя такой стиль: полудетский, полунаивный, технически не слишком гладкий, сучковатый, если возможно такое определение применительно к стихам. Потому что безупречные по стилю и содержанию стихи у нее все же есть, и пример тому – одно из последних стихотворений «Ты приедешь в Тюмень?»: «Приезжай по весне, когда яблони сыплют // На ее тротуары свои лепестки. // Когда талую воду обочины выпьют, // И из черных газонов пробьются ростки».

Хотелось бы, чтобы и последующие стихи, а они, конечно, будут, по своему техническому уровню были не ниже, а по эмоциональности и душевности оставались прежними – милыми и теплыми.



ОЛЬГА ОЖГИБЕСОВА,

поэт, прозаик