Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ЗАГАДОЧНЫЙ СТАРЕЦ СИБИРИ


«Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а 

потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

    В.О. Ключевский.

Загадочный томский старец Федор Кузьмич до сих пор при­влекает внимание ученых-исследователей, писателей, о нем за 150 лет после его смерти написано огромное число статей и книг. Мое внимание к этому старцу началось еще со студен­ческих лет. На пятом курсе Томского государственного уни­верситета я подрабатывал в Томском педагогическом училище (читал курс лекций по основам философии). Училище стоит на месте разрушенного Богородице-Алексеевского мужского мо­настыря, а недалеко от него возвышается гробница, накрытая мраморной плитой с вырезанным восьмиконечным крестом и надписью: «Здесь погребено тело великого и благословенно­го старца Федора Кузьмича 20 января 1864 года». В 1997 году была восстановлена часовня над могилой старца.

К тому времени мои познания о сибирском старце были скудны, я прочел незаконченный рассказ Л.Н. Толстого 1905 г. «Посмертные записки старца Федора Кузьмича», которые чи­татель принимал за подлинную исповедь старца. Впервые рассказ был опубликован в журнале «Русское богатство» за 1912 г.

Позднее мне попались воспоминания очевидцев, рассказав­шие о том, что 1850 годы Толстой посетил келью старца на па­секе Латышева, село Краснореченское, и в течение целого дня беседовал с Федором Кузьмичом. Прочитанные мною книги Д.С. Мережковского об Александре Первом и В.К. Шильдера о царствовании Александра Павловича (библиотека при Том­ском университете, одна из крупнейших научных библиотек мира, позволяла иметь такую возможность) оставили меня с неразрешенной загадкой, как, впрочем, и тысячи читателей.

Александр Павлович, писал компетентный историк двух царствований В.К. Шильдер, «сфинкс, не разгаданный до гро­ба». Я прочитал не один десяток работ, посвященных Алексан­дру Павловичу – Федору Кузьмичу, но ни на шаг не прибли­зился к разгадке и мог бы вслед за историком повторить, что и будущие историки будут ломать головы над загадкой, имя ко­торой – Александр Павлович Романов. Легенды, мифы суще­ствовали всегда, в различные эпохи, периоды истории развития человеческого общества. Легенды – это инстанция такого рода, что человеку не подобает ни слепо верить в них, ни безропотно отвергать их. Одной из легенд, ставших, по мнению ученых, значимой для России, занимающихся эпохой царствования ди­настии Романовых, возникшей в период правления Александра I и Николая I, стала легенда превращения императора Алексан­дра Первого в старца Федора Кузьмича.

Многие известные люди России, и даже императорское се­мейство, верили в истинность легенды. Писатель В.Г. Королен­ко писал: «Правда ли это? Возможно ли, что в лице Федора Кузьмича жил и умер Александр I? Вопрос, казалось бы, стран­ный, но ведь его допускал известный историк В.К. Шильдер». Одним из первых, кто описал легенду о сибирском отшельнике, был хорошо знавший все тайны царской семьи князь Н.С. Го­лицын, его легенда опубликована в журнале «Русская старина» за ноябрь 1880 г. Многочисленные исследования последних дней царствования Александра Павловича, скончавшегося 19 ноября 1825 года в городе Таганроге, а также близкие, нахо­дящиеся рядом, указывают, что он не болел, и скоропостиж­ная смерть императора вызвала подозрение в ее подлинности. Многие историки и писатели считают, что имела место инсце­нировка, хорошо продуманная и до сих пор вызывающая не­поддельный интерес у всех, кто прямо или косвенно касается этой темы.

Известно, что Александр I тяготился своим положением венценосца и несколько раз предлагал брату Константину за­менить его. В одной лишь религии он находил утешение и облегчение своих душевных тревог, он часто посещал мона­стыри, вступал в продолжительные беседы с духовенством и затворниками, встречался со знаменитым подвижником – про­роком Серафимом Саровским. Измученный угрызениями со­вести как соучастник убийства императора Павла I, своего отца, Александр Павлович даже помышлял о самоубийстве, но, будучи православным человеком, не взял на себя этот страш­ный грех и инсценировал свою смерть вдалеке от столицы. Историки, поддерживающие эту версию, считают, что вместо императора в Петропавловском соборе был погребен другой человек, и даже называют его имя – фельдфебель Масков. По воспоминаниям современников, приближенных царской се­мьи, на смертном одре Александр I был совершенно не похож на себя. Отсутствие императрицы Елизаветы Алексеевны, ко­торая скончалась через полгода, и П.М. Волконского, близкого сподвижника, на панихиде и траурных церемониях в Москве и Санкт-Петербурге говорит о многом.

Забегая вперед, замечу, что имеются недостоверные свиде­тельства, относящиеся к 1921 году, когда по решению советско­го правительства в Петропавловском соборе был вскрыт гроб Александра Павловича, но он оказался пустым. А теперь о ле­генде, как император России стал старцем Федором Кузьмичом.

Легенды, как и медицина, частенько пичкают нас плохими лекарствами, настоящие снадобья бывают крайне редко. В 1826 году в Сарове в храме преподобного Серафима появился сред­них лет человек, который выказал желание стать послушником, его исповедовал сам настоятель, и он был принят в братство под началом Серафима под именем Федора. Через некоторое время храм преподобного Серафима посетил с многочисленной сви­той император Николай I. Имеются свидетельства, что после торжественной службы и трапезы государь удалился в келью на­стоятеля, где, кроме него, находился послушник Федор. О чем беседовали трое в течение трех часов – одному Богу известно…

Преподобный Серафим Саровский преставился в 1833 г., а осенью 1836 г. к одной из кузниц на окраине города Красно­уфимска верхом на лошади подъехал бедно одетый пожилой человек и попросил подковать его лошадь. Незнакомец объ­явил себя бродягой, у него не было никаких документов, и сказал, что зовут его Федором Кузьмичом. На вопрос, как фа­милия и кто его родители, сказал, что не помнит. Он привле­кал внимание к себе ненатруженными руками и хотя одет был в крестьянскую одежду, в нем чувствовалась аристократиче­ская порода, особый язык, вызывавший сомнение у крестьян. За бродяжничество Федора Кузьмича судили 20 ударами плетьми, он был очень доволен такому наказанию и особенно местом поселения в Сибирь, а точнее – в Мариинский уезд деревню Зерцалы Томской губернии, куда он прибыл 26 мар­та 1837 года и поселился в бедной крестьянской семье. Из старого хлева ему сделали келью, в которой он прожил десять лет. Со слов крестьян, знавших старца, он не чурался ника­кой работы, обладал большой физической силой, поднимал на вилы копну сена и метал ее на стог. Федор Кузьмич отличал­ся простотой быта, носил рубашку из холста, подпоясанную веревочкой, и шаровары, спал на доске, обтянутой холстом, в еде был постник, много времени проводил в молитве. Когда старец умер, обнаружилось, что его колени покрыты мозоля­ми от длительного стояния на них.

Старец имел духовника в лице батюшки Петра Петрова. В 1849 году Федор Кузьмич поселился в селе Краснореченское, где ему построил келью крестьянин Иван Латышев, там его на­вещали Иркутский епископ Афанасий, епископ Иннокентий, ставший впоследствии митрополитом Московским, разговоры они вели на французском языке. Где бы ни находился старец, он старался по возможности работать, занимался с ребятишками, учил их Священному Писанию, грамматике, географии, исто­рии, любил рассказывать о жизни Петербурга, Отечественной войне 1812 года, о полководцах Суворове, Ушакове, Кутузове, Аракчееве, деньги за свои труды не брал, принесенные продук­ты отдавал беднякам, у которых были дети. Однажды во время сенокоса крестьяне после ответов на многочисленные вопро­сы услышали от старца сокровенные слова: «Я сейчас свобо­ден, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне – кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, ка­кое счастье в этой свободе».

Федор Кузьмич за свою деятельность, праведный образ жизни и как провидец считался местным населением святым и пользовался всеобщим уважением, в его келью было палом­ничество людей разных сословий. Александр Второй в быт­ность его наследником престола встречался со старцем. Из­вестно, что Федор Кузьмич переписывался с разными людьми (некоторые графологи не обнаружили идентичность письма старца и императора, кроме известного юриста А.Ф. Кони, признавшего адекватность почерков, заявившего, «что письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека»), в частности, переписка с бароном Дмитрием Остен-Сакеном, с императором Николаем I велась с помощью шифра. Получив известие о смерти родного брата императо­ра Николая I, старец заказал отслужить панихиду, на которой долго молился со слезами. В 1858 году купец Семен Хромов уговорил старца переехать на жительство к нему в Томск. По­следние пять лет, проведенных в Томске, мало что изменили в жизни Федора Кузьмича, он жил в полном одиночестве, ни­кого не принимал. Был случай, когда женщина и солдат, при­знав в нем поразительное сходство с императором Алексан­дром, бросившись в ноги старцу, на что тот сказал: «Умоляю вас, молчите, если хотите мне добра, вы ошиблись». Семен Хромов, до конца опекавший старца, накануне смерти спро­сил его: «Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важ­ном деле». «Говори, Бог тебя благословит»,– ответил старец. «Есть молва, – продолжил купец, – что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный. Правда ли это?» Ста­рец, услышав эти слова, стал креститься и говорить: «Чудны дела твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась». Федор Кузьмич скончался на 88 году жизни, год рождения старца совпадает с годом рождения Александра I. На испо­веди старец отказался назвать имя своего покровителя («Это Бог знает»), а также имена своих родителей («Святая цер­ковь за них молится»). Внимание к старцу после его смер­ти не ослабело, на что указывают такие факты. В 1873 году могилу Федора Кузьмича посетил великий князь Алексей Александрович, а в 1891 поклонился святому старцу цеса­ревич, будущий император Николай Второй, пожелавший построить на месте кельи каменную церковь, правда, стро­ительство осуществлено не было. Появилось исследование биографа Александра Павловича, великого князя Николая Михайловича Романова.

В «Истории русской церкви», изданной Спасо-Преображен­ским Валаамским монастырем в 1991 году, в хронологических списках русских святых, предстоятелей Русской церкви, вели­ких князей, царей, императоров и императриц российских, я обнаружил среди святых за XIX век святого праведного Фео­дора Томского, Сибирского (1864). В 1984 году Федор Кузьмич был канонизирован Русской Православной Церковью как пра­ведный Феодор Томский в составе Собора Сибирских Святых. Меня заинтересовало молчание выдающихся деятелей Томска, которые никак не откликнулись на пребывание Федора Кузь­мича в городе Томске. В это время в Томске жили: М. Бакунин, Д. Кузнецов, Г. Потанин и др. Особенно меня заинтересовало молчание великого ученого-энциклопедиста Григория Никола­евича Потанина (1835 – 1920), который откликался на все со­бытия, происходящие в Сибири, Томске. Я просмотрел письма Потанина, изданные в пяти томах иркутскими исследователя­ми в 1987 – 1992 гг. а также присланную мне переписку Г. По­танина с М. Васильевой, огромный том «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью», изданный издательством Том­ского университета в 2004 году. Какое великое эпистолярное наследие ученого, писателя! В письмах ничего о Федоре Кузь­миче не сказано, наверное, великие умы заключают в себе и те истины, о которых следует говорить, и те, о которых лучше умолчать…