Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





СЛАВЯНСКИЙ СОКРАТ


Жизнь и деятельность Григория Сковороды (1722–1794) протекает в XVIII веке. Украинский философ, литератор, пе­дагог родился в семье малоземельных казаков в селе Чернухи Лубенского полка на Полтавщине. В 1734–1753 гг. учился в Киево-Могилевской академии, некоторое время пел в при­дворной капелле в Петербурге. В этот же период в составе миссии генерала Вишневского Ф.С. посетил ряд стран За­падной Европы, а именно: Венгрию, Словакию, Австрию, Польшу, Германию, Италию. Григорий Сковорода пробует себя в качестве преподавателя, читает в коллегиуме Переяс­лавля-Хмельницкого курс поэтики, а позднее, с перерывами, в Харьковской семинарии преподает древнегреческий язык, пиитику, катехизис.

Растет его известность как мыслителя и поэта, странству­ющего философа, «старичка», – своеобразное монашество в миру. Он мечтает все-таки осесть и осуществить свой идеал жизни: «Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить. Буду век свой коротати, где тихо время бежит». И хотя скитания по Малороссии и России не были чем-то тяжелым для нищего философа, он исповедовал идеалы русского нестяжательства, но жить у своих знакомых учеников и почитателей его таланта было тягостным для свободолюбивого мыслителя. Он с ранних лет был глубоко религиозным православным человеком, с года­ми аскетизм принимал более суровые формы, Сковорода много времени посвящал молитве и считал духовную субстанцию до­минирующей в человеке. Годы странствий оставили значительный отпечаток в его жизни, философ создает произведения в диалогической форме. Он стремится понять людей и приходит к мысли: познать себя – значит, познать Бога, увидеть Бога в себе. Философия Сковороды построена на бинарности, дуализ­ме мира видимого, земного и невидимого, божественного.

Все земное для него – только тень и след Божественного. Мир в его понимании: «О, прелестный мир! Ты – океан, пу­чина, ты мрак, вихрь, тоска, кручина!» В философских трак­татах: «Кольцо» и «Алфавит, или Букварь мира» Сковорода бытие делит на три уровня, три мира. Первый уровень, в ко­тором обитает все рожденное, – макрокосм, или Вселенная. Второй уровень – это микрокосм, или человек (малый мир). Третий уровень – это символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм, которые в совершенном об­разе являются ничем иным, как Библией. Философ признает несовершенство мира, общества, погрязшего в корыстолюбии, жажде обогащения, имея в виду высшие слои государства. Сковорода наивно полагал, что эти слои можно перевоспитать посредством его морали: святая вера во все доброе, но искрен­няя и высоконравственная, как сама жизнь мыслителя.

Человек дихотомичен, его сущность, считает Сковорода, раздвоена и зависит от Бога и природы: «С природой жить и с Богом быть». По мнению монаха-ученого, богоугодное дело совершают люди, работающие и живущие на земле. В стихах, сказах, песнях, баснях, философских трактатах он восхищает­ся людьми-тружениками, чьи убеждения основаны на дружбе, любви, уважении к людям труда. В плане трудовой деятельно­сти Сковорода рассматривает и проблему равенства. Он при­знает одно неизбежное неравенство – неравенство одаренно­сти людей и призвания.

Мыслитель критикует господствующие классы, парази­тирующие на крестьянском труде, говорит о крестьянах, их «сродности» интересов, приводящей к объективной оценке че­ловека. Любовь, добро, дружба между людьми возникают во время общения, во время труда, вследствие их сродности. По­нятие сродности или следования своему призванию становится центральным в этике православного мыслителя. «Природа и сродность,– говорит Сковорода,– означают врожденное Божие благословение». Любовь, по мнению философа, является ин­тегративным качеством, связующим все намерения и поступ­ки человека. Любовь к добру, как любовь, пронизывающая все основы бытия, рождается как следствие природного сходства людей.

Сковорода утверждает, что «подобное к подобному ведет сам Бог». Общение между людьми выявляет симпатию, а она есть признак одинаковости душ так же, как и дружба. Проблема чело­века, его сущности и судьбы, смысла жизни мыслитель связывает с понятием сердца. В данном случае Сковорода идет от гносео­логии к антропологии. «Всяк есть то, каково сердце в нем, всему в человеке глава есть сердце – оно и есть истинный человек, вся внешняя наружность в человеке есть не что иное, как маска, при­крывающая каждый член, сокровенный в сердце, будто в семени».

У Сковороды есть суждения, похожие на отзвуки плато­нической антропологии, эротической природы стремлений мужчины и женщины друг к другу. «Не любит сердце, не видя красоты», любят лишь то, что «сродно». Этика философа ос­новывается на природном, естественном принципе: жить со­гласно природе. Настоящая ценность человека определяется не одеждой, не внешней красотой, богатством, а внутренним ми­ром, нравственными качествами. Философ Сковорода, пожа­луй, одним из первых в XVIII веке поднял вопрос о благород­ном, нравственном значении труда в жизни каждого человека. Смысл человеческого бытия, его пребывания на земле, счастье в свободном труде, в призвании.

Все в мире находит свое завершение в субстанции человека, «вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в че­ловеке». Г. Сковорода вслед за французскими материалистами XVIII века утверждал, что главная задача философии – позна­ние природы человека, но не согласен с французскими мыс­лителями, которые личный интерес провозглашают главным, определяющим в поступках и намерениях человека. Славян­ский философ считал, что нравственное намерение, поступок и линия поведения человека определяются не его телесной ор­ганизацией, а его духовным миром.

Смысл философии – научить людей, как стать счастливы­ми, она нужна человеку для более глубокого познания самого себя. Древнегреческий философ Сократ тоже призывал: «По­знай самого себя». Григорий Сковорода занимает особое место в русской философии. Его даже при жизни называли русским Сократом. Он являлся первым представителем религиозной философии, изумительная цельность его натуры проявля­лась во всем: от опыта свободного построения своего бытия до цельности, оригинальности мышления – художественно­философские «записи» личного экзистенциального опыта. Многомудрие философа, персоналистические истолкования прочитанных философов, событий поражают остроумием, образностью мышления. Знакомясь с его творчеством, в со­ветское время институтом философии в 1973 г. были изданы сочинения в двух томах, удивляешься всеохватности тем и ин­тересов, которые волновали мыслителя.

Афористичность его произведений, выраженная в философ­ских трактатах, поэтических откровениях, диалогических бесе­дах, со своими взыскующими истины друзьями, юмор, что схож с гомеровскими олимпийцами, с их неугасимым смехом, вызывает во время чтения Григория Сковороды эстетическое наслаждение. Скончался славянский Сократ в селе Ивановка на Украине, заве­щав на надгробии написать: «Мир ловил меня, но не поймал».