Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





О ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ


В поведении ребенка и становлении его как личности важное место занимают нравственные чувства. Изучение нравственных чувств способно дать ценные результаты как для уяснения раз­личных сторон проявления поступков ребенка, так и для реше­ния вопросов гуманистического воспитания в широком смысле. Обращение многих ученых к этой проблеме вполне закономер­но, так как нельзя представить воспитание развитой личности без воспитания нравственных чувств. В средней школе у нас (надо признать) доминирует рациональный технократический подход к обучению и воспитанию детей, как, впрочем, и на За­паде, который является сегодня образчиком во всех проявлениях жизни России. Мы видим определенную опасность проникно­вения «компьютерного» образа мышления во все более широ­кие сферы жизни. Однако компьютеризация не делает человека нравственным, не формирует нравственного чувства.

«Чувства – это, образно говоря, живительная почва для вы­соконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бес­сердечные люди. Чуткость, впечатлительность души форми­руется в детстве. Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстать», – писал В. Сухомлинский.

Многие вопросы этики, такие, как природа этических кате­горий, причины моральных конфликтов, активной жизненной позиции, регулирования общественного поведения, вопро­сы межличностного общения, воспитания и самовоспитания личности, могут получить полное разрешение лишь при учете особенностей нравственных чувств. В истории развития этиче­ской мысли нравственные чувства как фактор, регулирующий поведение человека, рассматриваются достаточно давно.

Моральные чувства исследовались различными философами, психологическими школами. «Я уверен, – писал А.С. Макаренко, – что если мы не воспитаем человеческого чувства, как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем». С развитием ребенка раскры­вается диалектическая связь эмоционального переживания. От­ношения, которые становятся возможными благодаря чувствам, улучшают средства их выражения, делая их тем самым более специализированными инструментами общения между людьми. Эмоциональный мир по мере развития ребенка обогащается, ха­рактер чувств усложняется. Со временем происходит формирова­ние свойственных только человеку сложных, высших, социальных эмоций и чувств. В психологической и этической литературе эмо­циональная сфера человека рассматривается как иерархическая организация низших и высших чувств. При этом чувства опре­деляются как биологически и социально детерминированная функциональная система отношений личности к определенным аспектам в реальной действительности. Чувства могут характери­зоваться отношением человека к себе (чувство собственного до­стоинства, неполноценности, чувство превосходства и пр.), к дру­гим лицам (чувства любви, дружбы, творчества), к коллективам (чувство коллективизма), к своей стране (чувство патриотизма), к предметам искусства (эстетические чувства). Психически про­цесс непосредственного переживания какого-либо чувства явля­ется эмоцией, например: эмоции гнева, печали, радости.

Психологической и этической литературой обсуждается во­прос о необходимости более резкого разграничения понятий «чувства» и «эмоций». Эмоции рассматриваются многими авторами как элементарные переживания, связанные с удов­летворением или неудовлетворением основных потребностей организма – инстинктивные проявления ощущений жажды, голода и т.п. Чувства рассматриваются как качественно более высокая форма эмоционального отражения действительности, присущая только человеку как члену общества. Под чувством мы понимаем состояние человека в той или иной ситуации. Нам представляется неправомерным отождествление или противопоставление понятий «эмоции» и «чувства». Их нуж­но рассматривать как различные уровни. Эмоции являются формой отражения предметов и явлений объективного мира, но они отражают не сами предметы и явления, а их объектив­ное отношение к нуждам и целям человека. Это – отношение к окружающей его действительности. Чувства представляют собой особую, высшую форму отражения, свойственную толь­ко человеку, в структуру которого, кроме эмоций, входят и по­нятия. Эмоции отражают отношения предметов и явлений к нуждам человека как организма. Эта точка зрения основана на теории великого русского физиолога И.П. Павлова. Он разли­чал два вида эмоциональных процессов: процесс, связанный с подкоркой (эмоции), и процесс, связанный с корой (чувства).

Это различие получило широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Сошлемся на работы, которые, на наш взгляд, основательно рассматривают проблемы, связанные с эмоциями человека. «Экспериментальная психология эмо­ций» Я. Рейковского, «Эмоции человека» К. Изорда, а также «Эмоции как ценность» Б.И. Дадонова, «Психические процес­сы» Л.М. Веккера, «Эмоции и личность» А.М. Лука.

В этих работах высказывается мысль о том, что эмоции не только регулируют взаимоотношения человека как организма с физической средой, но они являют собой особое состояние со­знания. Эмоция может существовать относительно независимо от других состояний чувств, но обычно взаимодействует с ними и влияет на существующие состояния или процессы сознания. Мы не придерживаемся точки зрения авторов, которые разделя­ют на два уровня психические процессы. И на этом основании считаем, что чувства формируются на основе эмоций. В этой связи огромное значение имеет воспитание чувств – целенаправ­ленное формирование у человека, начиная с первых дней жизни, социально-положительных систем эмоциональных отношений.

В этике, психологии изучение нравственных чувств ведет­ся на основе понимания явлений общественной жизни и че­ловеческой психики. Это позволяет дать правильное научное объяснение сущности чувств, особенности их возникновения и функционирования, роли в жизни общества. Значительные исследования в этой области проведены психологами С.Я. Вы­годским, А.Г. Ковалевым, П.В. Симоновым, П.М. Якубсоном, этиками К.А. Шварцманом, О. Дробницким, Л.М. Архангель­ским, О.П. Целиковой, Ю.И. Сидоренко и другими.

Нравственные чувства относятся к типу сложных чувств, т.е. таких чувств, как долг, совесть, патриотизм, ответствен­ность и т.д. Они представляют систему эмоций, объединенных вокруг представлений, идей, тесно связанных с развитием ду­ховного мира ребенка.

Нравственные чувства – своеобразная форма отражения действительности – неразрывно связаны с нравственными представлениями, идеалами, обусловлены определенными сто­ронами взаимоотношений индивида и общества, особенностя­ми нравственных отношений.

Нравственные чувства – это эмоциональные реакции, а так­же состояния, выражающие отношение к поведению окружаю­щих, к своему поведению, действующим в обществе нормам и принципам морали, с точки зрения их нравственной ценности, критерием которой выступают нравственные идеалы, убежде­ния личности. Людей, лишенных эмоций и чувств, не суще­ствует. Различные чувства становятся нравственными, будучи включенными в среду нравственных отношений. Особенно­сти эмоционального склада личности определяются не только врожденными свойствами нервной системы, но и теми усло­виями, главным образом социальными, которые формируют систему эмоциональных отношений личности. Нельзя не учи­тывать генетический склад индивида, он играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт (или поро­гов) к различным эмоциям. Второй фактор – личный опыт ин­дивида и обучения, относящийся к эмоциональной сфере, и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение.

Нормально развивающийся ребенок очень эмоционален. Он чутко воспринимает психологическую ситуацию в семье, сре­ди сверстников, чутко относится к окружающему, часто раду­ется, огорчается. И как важно в этот период становления лич­ности целенаправленное формирование нравственных чувств. В этической литературе выяснению роли нравственных чувств, выявлению путей воспитания высоких нравственных качеств и принципов, установлению условий и средств превращения знаний, которыми обогащается ребенок, в действительную ос­нову его поведения придается огромное значение.

Развитие нравственных чувств происходит как стихийно, так и в процессе целенаправленного воспитания. Сила воздей­ствия нравственных чувств на ребенка может быть очень велика, поэтому целенаправленное воспитание предлагает внесе­ние в сознание нравственных представлений, понятий, а также предполагает организацию деятельности в сфере нравственных отношений, в процессе которой чувства образуются и перехо­дят в действие. Целенаправленное воспитание нравственных чувств у детей нужно начинать как можно раньше – с первых месяцев жизни ребенка. О значении раннего детства для фор­мирования человеческой личности писали многие. Воспитание нравственных чувств у детей специально не осуществляется в семье, школе, это очень сложный вопрос – вопрос о методах и приемах, средствах формирования нравственных чувств.

Рассматривая этот вопрос, ученые преследует не столько теоретические, сколько содержательные цели, они стремятся углубить не только само понимание нравственных чувств, но и при их помощи истолковать другие феномены нравственности, т.е. поступки детей, сопряженные с их позитивной или негатив­ной деятельностью. Умей чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут от­разиться на душевном состоянии другого человека. Моральная установка охватывает формирование, изменение и усовершен­ствование нравственных чувств, воспитание целостной нрав­ственности личности.

Глубинный смысл воспитания нравственного чувства, заклю­чается в том, чтобы с раннего возраста развивать в детях чест­ность, порядочность, ответственность, скромность, способность к сопереживанию. Нужно не только показать, что такое добро и зло, честность, порядочность, но, что еще более важно, при­общить ребенка к эмоциональному миру людей, научить осозна­вать чужую боль, горе, а это может сделать глубоко гуманный, эмоционально развитый наставник. «Эмоциональная чуткость как бы открывает глаза на мир. Сопереживание учит ощущать горе другого человека в самых неприметных оттенках печали, задумчивости, тревоги в глазах», – писал В. Сухомлинский.

В нашей педагогической и этической литературе нет един­ства во взглядах на природу чувств, их место и роль в нрав­ственной жизни ребенка. Теория нравственного чувства как направления этики только зарождается, хотя за последние годы отечественные этики много сделали для создания таковой. В. Сухомлинский пытался создать этическую концепцию, ко­торая бы в своей практической значимости позволяла глубже проникать в духовный мир ребенка, давала возможность по­нять общие закономерности его эмоционального развития.

Очень важно про воспитание нравственных чувств понять, что только глубоко эмоциональный человек способен тонко воздействовать на эмоциональный мир ребенка. Родители и воспитатели подчас не знают, как управлять своими чувствами и эмоциями. Они считают, что только наказание способно во­зыметь действие на ребенка. Наказаниями, применяя их систе­матически, можно, конечно, дисциплинировать его, т.е. попро­сту сломать, убить его волю, но воспитать доброго человека нельзя.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Ни обы­денная жизнь, ни история народов не представляет ни одно­го случая, где холодная, безличная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда сто­ит, определяя ее, какой-нибудь мотив в форме или страстной мысли, или чувства». Такая мораль посягает на волю ребенка с негодными средствами холодных абстракций, недоступных для детского восприятия отвлечений, и возмущенная этим на­силием воля восстает, восстает тем сильнее, чем категоричнее правила этой морали.

И. Кант в свое время очень точно отметил: «Если хочешь за­ложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвы­шенное, что ее нельзя уничтожить и ставить на одну доску с дисциплиной».

Не обезличить, а создать личность, дать ребенку такое поле положительного действия, творчества, где бы индивидуаль­ность не только сохранялась, а расцветала.

Но как этого достигнуть? Как воспитать нравственные чув­ства? Некоторые родители, воспитатели искренне считают, что стоит только лишь ребенку добавить разума, т.е. сделать его волю из стихийно чувственной разумную, как ребенок поум­неет и будет чувствовать и выполнять все, что от него требуют взрослые. Они стараются передать ребенку свой готовый жиз­ненный опыт, начинить его практической мудростью, порывы чувства ребенка охлаждают резонерством, морализуют, читают нотации, составляют правила поведения, вызывая в душе ре­бенка отвращение к морали, ненависть к моралисту и страст­ную решимость поступить как раз наперекор всем правилам и нравоучениям. При таком подходе к формированию личности вряд ли можно воспитать нравственные чувства, т.к. только волнение подлинного чувства воспитателя способно вызвать ответное чувство ребенка. Глубокие, сильные чувства способ­ны вызвать положительные эмоции. У учителя в процессе его деятельности формируется чувство профессионального долга, а оно зависит от всей совокупности жизненных обстоятельств, в которых формируется личность учителя.

Воспитательная результативность от нотаций, нравоуче­ний, морализирования весьма различна. Морализирование как метод воспитания нравственных чувств чаще всего дает отри­цательный результат и может применяться в исключительных случаях. И уж если эти методы необходимо применить, то они должны быть использованы на основе обязательного учета уровня развития, склонности, возраста и других индивидуаль­ных особенностей ребенка.

Большую эффективность в воспитании нравственных чувств дают различные формы словесного воздействия, такие, как разъяснение, похвала, насмешка, тонкая шутка, поучение. Этика Сухомлинского стоит за такие формы словесного воз­действия, которые бы не оскорбляли человеческого достоин­ства ребенка, не унижали его. Он всегда подчеркивал мысль о том, что эмоциональное слово, обращенное к воспитанникам, имеет огромное воздействие на чувства воспитуемого. Слово, выступает специфическим методом формирования нравствен­ных чувств. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и мо­ральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нрав­ственности. Во всех случаях применения приемов эмоцио­нального воздействия словом следует иметь в виду сложность и многоплановость эмоционального мира ребенка. В зависимо­сти от индивидуальных особенностей детей одно и то же слово может дать разный результат. Реакция ребенка на то или иное слово может быть очень противоречивой, в ней могут прини­мать участие одно или несколько чувств.

«Ничто, – писал К.Д. Ушинский, – ни слово, ни мысли, ни даже поступки наши – не выражает так ясно и верно нас са­мих, как наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Читая Ушинско­го, ощущаешь его постоянное волнение за судьбу детей, он хотел, чтобы ребенка не коснулось равнодушие, черствость, невоспитанность со стороны взрослых. Его цель – воспита­ние нравственных чувств. Без этого нет подлинного гуманного человека, или, попросту говоря, нет человека. Суть этической идеи педагога заключается в том, что глобальное начинается с простого. Он считает, что нельзя быть преданным делу, патри­отом, сформировать мировоззрение и убеждение, если сначала не воспитаешь в себе нравственные чувства, характеризующие человека доброго, чуткого, отзывчивого, сочувствующего чужой беде. Все начинается с обыкновенной доброты. Воспитание нрав­ственных чувств невозможно без формирования эмоционально окрашенных понятий, простых понятий, что нужно любить мать, отца, бабушку, жалеть их, уважать старших и т.д. Мы об этом уже говорили и вновь повторим, ибо это имеет прямое отношение к морали. «Не может быть морали, – писал Сухомлинский, – без элементарной человечности. Не могут быть доступными высокие идеалы бессердечному человеку, не способному к тонким пере­живаниям. Бессердечность порождает равнодушие к людям, рав­нодушие – себялюбие, себялюбие – жестокость».

Доброту к людям нужно воспитывать через заботу о близ­ких, с формирования способности к сочувствию и сопережи­ванию.

Доброта как нравственное чувство означает полезность, по­лезное действие по отношению к людям, обществу, и начина­ется она с элементарной порядочности, честности по отноше­нию к окружающим человека людям. И чем ближе ребенок в своем становлении принимает к сердцу все, что его волнует, все, что значимо для страны, а значит, для него, тем яснее ста­новятся принципы гуманистической морали. Сухомлинский не был абстрактным гуманистом, он постоянно утверждал, что в формировании нравственных чувств важное место занимают различные методы воспитания действием, например, забота о других, когда ребенок добровольно, бескорыстно помогает, де­лает что-либо для другого. Существенную роль здесь играет выборка положительных привычек. Этика Ушинского высту­пает за способность ребенка отождествлять себя с другими, с близкими, родными, школьным коллективом и т.д. Эта способ­ность проявляется как нравственное чувство, дающее ребенку радость удовлетворения от содеянного для людей, уверенность в том, что он не зря живет и что кто-то в нем нуждается. Благо­даря нравственным чувствам жизнь ребенка, его моральное по­ведение, активность дают ему ценные, с общественной точки зрения, переживания, ощущения нужности людям, обществу, стране.

Критерием этической ориентации строя нравственных чувств детей является уровень развития чувства коллективиз­ма. В нравственных чувствах детей отражаются объективные отношения между ними в коллективе, ценность этих отноше­ний для ребенка. Содержание нравственных чувств, а оно обу­словлено, во-первых, направленностью на предмет, во-вторых, потребностями, установками, прежним опытом, которые опре­деляются положением ребенка в школьном коллективе. Су­хомлинский особенно обращает внимание на школьный кол­лектив, в котором формируется чувство коллективизма, другие нравственные чувства.

«Задача школы, – писал Сухомлинский, – на основе нрав­ственных ценностей, созданных, добытых, завоеванных стар­шими поколениями, создать реальные нравственные, высоко­

идейные гражданские отношения в коллективе. Нравственные ценности должны стать личным богатством каждого воспи­танника». Воспитание коллектива, в котором ребенок получа­ет возможность для своего гармоничного развития – это в то же время воспитание нравственных чувств у детей, культуры сопереживаний, сочуствия, осмысления нравственных ценно­стей и мотивации поступка. Говоря о воспитании нравствен­ных чувств в коллективе, необходимо отметить, что они имеют оценочных характер. Их содержание определяется теми нрав­ственными нормами и принципами, которые приняты детьми в качестве критериев поведения в коллективе. Отсутствие твер­дых критериев нравственной оценки деятельности, поступков детей может привести к «эмоциональной глухоте», которая либо обедняет, либо искажает нравственное развитие детей.

Источник и стимул развития состоит в том, что ребенок в процессе общения со сверстниками в коллективе, со взрослыми усваивает общественные критерии нравственного поведения, воспитывает нравственные чувства. Но воспитание нравствен­ных чувств, как и формирование нравственных убеждений, связано с переживаниями их детьми в процессе деятельности. испытывая удовлетворенность от совершенного нравственно действия, ребенок будет пытаться вновь и вновь испытать это чувство, пережить его, получить общественное признание со стороны сверстников и взрослых. Здесь речь идет о том, что воспитание нравственных чувств привело к нравственным поступкам: товарищеской взаимопомощи, добросовестному труду. В процессе неоднократного повторения действий, под влиянием школьного коллектива, его требований, нравствен­ные привычки начинают постепенно определять нравственное поведение ребенка.

Конечно, могут быть и отклонения в нравственном поведе­нии ребенка, когда он может совершать поступки, разумеется, и по первому побуждению и чувству, по внутренней склонно­сти. Но такое «спонтанное» или «автоматическое» есть уже результат предшествующего воспитания личности. Однако це­ленаправленное построение деятельности детей, осуществляе­мое на основе воспитания нравственных чувств, нравственных привычек, составляет основу формирования нравственного по­ведения детей.

Чем полнее и глубже нравственность проникает в сферу чувств, навыков и привычек, тем последовательнее нравствен­ное поведение ребенка, тем активнее он отстаивает свои нрав­ственные позиции. «Мы побуждаем воспитанников, – писал Сухомлинский, – к поступкам, которые имеют ярко выражен­ный высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявле­нию мысли и чувства». Воспитание нравственных чувств ра­стущего человека связано с широтой души и сердца ребенка, его отношением к общественным явлениям. И в связи с этим немаловажное значение имеет развитие взглядов, убеждений и принципов формирующейся личности. Становление всегда вы­ступает итогом размышлений и эмоциональных переживаний ребенка, убедить которого в чем-то – значит, добиться, чтобы он согласился с определенной точкой зрения, защищал ее как свою собственную, действовал в согласии с ней. В убеждении воспитанник выражает свою гражданственность. Гражданские чувства являются главным источником моральной частоты ре­бенка. По мере его развития как личности все большее место в его сознании занимают идейные, мировоззренческие чувства. Личные переживания ученика поднимают его на новую, более высокую общественную ступень. Чувство любви, чувство дол­га, патриотизма, ответственности – это нравственные чувства, без воспитания которых нельзя представить личность настоя­щего человека. Воспитание этих чувств у детей – долг школы и родителей. Воспитанник должен хорошо знать историю сво­его Отечества, осмыслить прошлое своей страны, подняться до уровня гражданского, исторического чувства к своей Роди­не. Сухомлинский, раскрывая сущность гражданских чувств, указывал, что они возникают там и тогда, когда отсутствуют громкие слова, он противился тому, чтобы говорить с детьми о Родине официальным, казенным языком, в котором нет души и сердца. «Познавая свой народ, свое Отечество, человек по­знает самого себя, осмысливает свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство – чувство долга и ответственности перед народом, перед Отече­ством». Мы хотели бы обратить внимание на акцент в воспи­тании гражданских чувств у детей на чувство ответственности у ребенка не только перед обществом, но и перед самим собой, чувству ответственности, в котором нельзя разделить сугубо общественное и сугубо личное.

Осмысливая личную ответственность ребенка в широком плане, нужно видеть диалектическую связь ответственности ребенка перед самим собой и обществом. Ответственность ре­бенка перед самим собой лишь на первый взгляд выглядит как исключительно личное дело, однако имеет в то же время обще­ственное значение, т.к. обществу вовсе не безразлично, какие нравственные чувства воспитывает у детей школа, родители.

Чувство ответственности воспитывается у детей всем об­разом жизни – коллективистским, гуманным. Это чувство приходит и укрепляется в ребенке, по мере осмысления его значимости в обществе, пониманием общественного долга, от­ветственностью за все, что делается у нас в государстве.

Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность – основа человеческого досто­инства. Воспитание чувства личной ответственности есть тот регулятор, который настраивает ребенка на правильное отно­шение к общественному долгу. Чувство долга должно заклады­ваться с раннего детства по отношению к любому для общества делу. Важно, чтобы ребенок научился брать на себя необходи­мые обязанности, понимать их значимость, получать мораль­ное удовлетворение, испытывать чувство выполненного долга. Долг – это нравственное средоточение, моральная сердцевина, от которой зависит то, что мы ждем от питомца, – гражданская верность идеям, идеалам; умение подчинить свое личное об­щественному, сделать свою личную жизнь именно восхожде­нием на вершину общественных идеалов; непримиримость ко злу и готовность положить свою жизнь во имя чести, величия, славы Отечества; готовность и умение делать добро людям. В этом заключена сущность долга как этической категории, как нравственного чувства, характеризующего полноту истинного человеческого самоосуществления личности. Понятие чувства долга связано с понятием «личное» и «общественное». Чув­ство долга является выражением нравственного требования к ребенку, продиктованного общественной необходимостью. Иногда учащиеся выполняют ту или иную работу из чувства долга, хотя она им и не нравится. Чувство долга связано с выполнением работы, с необходимостью подчиниться обще­ственной воле. Такое понятие чувства долга отвечает высоким идеалам гуманистического общества. Кратко напомним вновь о сути нравственного идеала.

С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств: самоуважения, собственного достоин­ства, стремления быть похожим на лучших, уважаемых людей. Возникновение этих чувств знаменует собою важный поворот в нравственном развитии ребенка.

Возникают эти чувства в связи с развитием самосознания и самооценки как результат потребности развивающейся лич­ности быть на уровне нравственных идеалов сегодняшнего дня. Нравственный идеал содержит в себе ценностное и нор­мативное содержание. В системе категорий принципов этики нравственный идеал совпадает по своему направлению с мо­ральной целью общества, являясь частью общественной цели. Нравственный идеал включает в себя совокупность представ­лений о нравственной цели и смысле жизни, а также о нрав­ственных качествах личности. Именно последнее определяет содержание нравственного идеала, формирующегося не только в процессе специально организованного воспитания детей, но и стихийно, подчас вопреки задачам нравственного воспита­ния. Знание содержания нравственного идеала помогает вос­питать и сделать своевременную коррекцию в ценностной ори­ентации школьника.

Воспитанный или созданный ребенком идеал человека – образ, который направляет поведения ребенка и служит кри­терием оценки других и себя самого. Такое поведение часто становится второй природой ребенка, он делает так, как де­лает уважаемый им человек. Его действия осмыслены и про­чувствованы им как ценные для него, отвечающие интересам, желаниям, потребностям. И чем взрослее становится ребенок, тем активнее он ищет людей, образы которых более всего соот­ветствуют его нравственным стремлениям и служат опорой его нравственного поведения.

Стремление воспитывать высокие нравственные чувства у своих воспитанников приводит к рассмотрению чувства люб­ви. Общеизвестно выражение: любить вообще человечество легко и просто, а вот любить конкретного человека значи­тельно труднее. В письмах к сыну Сухомлинский писал: «Нет какой-то специальной науки любви – помни это. Есть наука че­ловечности: кто овладел ее азбукой, тот готов к благородным духовно-психологическим и морально-этическим отношени­ям. Любовь – это самый строгий экзамен человечности». Вос­питание нравственных чувств само по себе не становится до­стоянием школьника, его нужно развивать в этом направлении. Материалист-просветитель XVIII века Д. Дидро писал: «Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обучаются чувствовать». Такой школы, к сожалению, нет, считается, что жизнь сама по себе школа. В. Сухомлинский мечтал о такой школе и в меру своих сил и незаурядных способностей созда­вал ее, видя в ней образец школы будущего.

«Миссия школы, – писал он, – в том, чтобы воспитывать человека в гармоничном единстве: граждан и тружеников, лю­бящих и верных супругов, отцов и матерей».

Любовь – высшая ценность: природа и духовная ее основа слиты воедино и одна без другой существовать не могут. Для того, чтобы юноша или девушка почувствовали настоящую привязанность друг к другу, необходимо иметь развитое нрав­ственное чувство собственного достоинства.

Сухомлинский чувство любви называл «светлым, интим­нейшим и неприкосновеннейшим» и совершенно правильно требовал изгнать из школы нескромные и ненужные разгово­ры о любви воспитанников. Через красоту и чистоту интим­ных чувств к дорогому сердцу воспитанник воспримет красоту гражданских чувств: без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских. Такое суждение полно глубоко­го смысла, т.к. рассматривает силу чувств любви не только с точки зрения морали отдельного человека, но и с точки зрения этической системы взглядов нашего общества на данную про­блему – проблему воспитания чувства любви. В чувстве любви – единство чувственного и нравственного моментов, на про­тяжении веков человеческой истории совершался постепенно процесс очеловечивания любви. Это не стихия чувств, а чув­ство, подчиненное контролю со стороны разума и отличающе­еся высотой нравственного самопожертвования, нравственных требований во имя любви. Именно такое понимание чувства любви высказал в книге для родителей А.С. Макаренко: «Лю­бовь не может быть выращена просто из недр простого зоо­логического влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая».

Чувство любви, ее чистота связаны с духовной жизнью вос­питанников, и, чем богаче духовная жизнь, тем благороднее, нрав­ственнее возникают отношения между любящими. Чувство любви окрашено духовностью и через нее преломляется. Духовный мир человека накладывает определенный отпечаток на взаимоотноше­ния между юношей и девушкой, на взаимоотношения между му­жем и женой. Сухомлинский в письме к сыну напишет как завеща­ние молодежи следующие слова: «Помни, что, вступая в брак, люди берут на себя не только юридические, материальные, но и духовные обязанности. От характера отношений в семье зависит духовное богатство». И далее: «Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, са­мый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которому – нравственность». Эти строки говорят о глубоком проникновении в психологию юношества, о понимании ее.

От его книг люди становятся нравственнее и гуманнее, так как он расширил для этики область, связанную с воспитанием нравственных чувств, показав на практике то, чего может до­биться коллектив учителей, если будет работать в этом направ­лении. К великому сожалению, книги В. Сухомлинского пре­даны забвению, мы живем уже в другое время «другие люди в мир пришли, иные чувства и понятия они с собою принесли».

Мы часто в своих исследованиях уходим в область научных абстракций, предавая забвению практическую сторону дея­тельности, связанную непосредственно работой с детьми. Сво­ими научными трудами и практической деятельностью ученые показали, что формирование нравственных чувств ребенка предполагает воздействие на него в целом, на его отношение к окружающей действительности. Сухомлинский, Макаренко, Ушинский выдвинули свои нравственные системы, которые синтезирует предметную деятельность ребенка с формирова­нием у него нравственных чувств. И несомненной заслугой является постановка и решение вопросов о том, что процесс нравственного воспитания предполагает наличие нравственно­го идеала, модели человека, а также предполагает признания нравственных ценностей общества и воспитания нравствен­ных чувств, без которых невозможно формирование личности. Этические системы Ушинского, Сухомлинского, Макаренко ориентируют в процессе воспитания ребенка на то, чтобы при­вить понимание обязанностей перед обществом, выработать нравственные навыки и привычки, они сознательно направле­ны на формирование нравственных убеждений. Их педагоги­ческая система ориентирует на такой тип личности, в котором преобладали бы внутренние регуляторы поведения, а среди них в первую очередь – чувство долга, ответственности перед обществом, сознательности, совестливости, доброты и требо­вательности к себе. В этом огромный смысл этико-педагогиче­ской системы ученых-практиков, так как она делает акцент на воспитание всесторонне развитой личности. Но всесторонне развитой, морально зрелой и полноценной личностью можно стать лишь при гармоничном развитии нравственных чувств.