Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ


Сегодня, на пороге XXI столетия, подводятся итоги века уходящего в самых разнообразных сферах человеческой дея­тельности. Предмет моих размышлений в данной статье – вне­дрение новых технологий в образовательный процесс вообще, и вопросы компьютерного обеспечения образования в част­ности. В августе 1998 года в Бостоне (США) состоялся XX Всемирный философский конгресс, который был посвящен проблемам образования и воспитания человека в третьем тыся­челетии. На этом съезде речь шла об информационной страте­гии образования, о новых технологиях в соответствии с целями устойчивого развития мирового сообщества.

В различных оттенках этих идей отражается тот факт, что новые технологии, в целом техника, являются, по существу, средствами преобразования действительности, и не всегда в позитивном плане. Человек начинает осознавать, что новые технологии, внедрённые в различные сферы, обедняют его ду­ховную жизнь и приводят к деформации межличностных от­ношений. Гипертрофированное воздействие новых технологий в жизни общества, в понимании антигуманистической его на­правленности, можно ослабить только посредством изменения ценностных ориентаций человека.

Не хочу останавливаться на анализе появившихся в последнее время статей о переходе на компьютерные системы нового поколе­ния. Для этого потребуется более 600 миллиардов долларов. Если этого не произойдёт, может случиться катастрофа планетарного масштаба. Возникает извечный вопрос: что же делать? Переходить человечеству на «конную тягу» или ограничить потребности?

Человечество никогда не откажется от электронных техни­ческих нововведении. А тем более от постоянно растущих ма­териальных потребностей – такова его родовая сущность. Мне представляется, что человечество сегодня, с его техническим оснащением, – это быстро ускоряющийся маховик, который невозможно остановить, пока он окончательно не разрушит ос­новы существования.

Актуальность выживания человечества инициирует пробле­му исследования образования и влияния компьютеризации на него. Когда в систему образования вводится тот или иной пред­мет, нужны два условия. Во-первых, следует выяснить полез­ность и необходимость данного предмета. Во-вторых, нужен анализ содержания и методов преподавания, проблемы моти­вации, нравственного воспитания. Совокупность этих усло­вий определяет программу вводимого предмета. Ещё добавим третье условие: какой тип личности окажется затребованным, если данный предмет будет внедрён в систему образования. Оно определяет высшее проявление человеческого существо­вания.

Во всём мире сегодня вводится mass media для приобщения к различным массивам информации. Нельзя не учитывать того, что mass media широко используются в сфере образования. Это библиотеки, дистанционное образование, система internet, без которых не могут формироваться стратегия и изменения в об­разовательном процессе. Однако нельзя не видеть и негатив­ные факторы воздействия mass media.

Традиционная модель образования «учитель – ученик» за­меняется на модель «человек – компьютер». Такая модель унифицирует знания, типизирует их, они становятся элемен­том системы, поддающимся тиражированию. А самое главное: в данной системе уменьшается момент личного воздействия преподавателя на ученика. В процессе компьютерного обуче­ния учащийся не испытывает непосредственного влияния лич­ности педагога, его обаяния, эрудиции, его эмоционального отношения к происходящему в аудитории. При компьютерном обучении происходит в основном воздействие на разум (ratio), но его для усвоения знаний явно недостаточно. Необходимо, чтобы в этот процесс было включено чувство (gensus).

Компьютерное обучение исключает атмосферу доверитель­ного отношения с учащимися (тот же юмор, необходимый для эмоционального пробуждения разума). Мышление каждого ученика различно, оно может выступать и проявляться, обу­славливая, в частности, силу и направленность способностей его, интересов. В ходе обучения должна осуществляться вза­имно связь между национальным богатством вооружённого знаниями, опытом педагога (как транслятора знаний) и эмоци­ональным миром учащегося. В системе «человек – компьютер» сам педагогический процесс обезличивается, так как человек занимает пассивную позицию.

Эмоциональное пробуждение разума необходимо, это ос­нование развивающего обучения. Несколько месяцев назад по телевидению в программе «сделай шаг» выступил слепоглухой А. Суворов, доктор педагогических наук. Это человек-леген­да. Из зала студии ученому задавали вопросы, сидящая рядом жена переводила их посредством прикосновения пальцев (так­тильный язык), и он отвечал. В данном случае можно было на­блюдать органическое единство чувственного и рационально­го.

В 2006 году группа учёных различных профессий из разных стран мира по инициативе ЮНЕСКО провела исследование о влиянии «компьютерной революции» на интеллектуальный уровень людей. Если учесть, что число компьютеров в мире перевалило за миллиард, то их влияние сказывается на всём че­ловечестве. Исследователи пришли к выводу, что человечество от использования компьютера не стало умнее, нравственнее, культурнее и образованнее. Интеллектуальный уровень людей, непосредственно работающих с компьютером, резко снижа­ется, происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, угнетение эмоциональной сферы человека. Реальный, образно-чувственный мир заменяется искусственно создан­ным (виртуальным) миром.

Надо признать, что в профессиональной (средней и выс­шей) школе, в связи с компьютеризацией, доминирует раци­ональный подход к обучению, особенно в технических вузах. Студент, работающий на компьютере, осваивает определённые шаблоны, стереотипы, штампы, а это не способствует разви­тию духовной сущности человека. Известно, что дети, прово­дящие большую часть времени за компьютером, в реальной жизни не могут преодолеть «виртуальную» реальность, они закомплексованы и вынуждены поступаться какими-то чело­веческими качествами, я уже не говорю о здоровье. Конечно, читающие эти строки могут со мной не согласиться: «Разве можно сегодня обойтись без компьютера? И всякие моральные сентенции относительно девальвации мышления и вредности компьютеризации – чепуха».

Согласен во многом, сам набирал эту статью на компью­тере. Более того, готовится учебное электронное пособие по моей книге «Проблема человека в русской философии». И тем не менее, если был бы альтернативный выбор из двух школ – традиционной и компьютерной – я бы отдал своих детей в традиционную школу, в которой преподают обычные учителя, любящие свой предмет, где есть широкий спектр гуманитар­ных дисциплин. В Японии уже началась перестройка в области образования. Во многих технических учебных заведениях гу­манитарные дисциплины составляют от общего числа до 50%, так как их отсутствие может привести к деградации лично­сти, к её абсолютной социальной неразвитости. В этой стране уже складывается такая система, при которой высшая школа, ориентированная традиционно на естественно компьютерное образование, поворачивается в сторону гуманитарных дисци­плин.

Реформаторы России говорят: «Мы должны идти по пути западной цивилизации – это веление времени». Об этом нам твердили, когда началась перестройка в стране. Приходит­ся констатировать сегодня, что реформы провалились, про­мышленность в упадке, страна превращена в криминогенное государство. Идёт растление молодёжи, упадок культуры, об­разования, здравоохранения, сокращается рождаемость – вот результаты пресловутых реформ. Компьютеризация в нашей стране тоже веление времени. И я вижу, как руководители учебных заведений пытаются оснастить кабинеты компьюте­рами. Они живут данностью, и им недосуг думать о послед­ствиях технической и техногенной цивилизации. Компьютери­зация – это цивилизационный вирус, поражающий духовность, нравственность, культуру. В то же время, как я уже отмечал, без компьютера жить невозможно, он стал необходимостью, воздухом и для многих людей надеждой на будущее. Невольно возникают исторические параллели.

Выдающийся оригинальный мыслитель (писатель, философ, монах) К. Леонтьев (1831-1891) был страшным противником За­пада и предостерегал от увлечения западными ценностями. Он считал: чтобы оградить Россию от разложившегося, тлетворного Запада, её нужно «подморозить» на одно-два столетия, так как люди отуманены «прогрессом», внешне манящими технически­ми усовершенствованиями и материальными благами.

Многие пророчества нашего соотечественника сбылись, не­которым еще, возможно, предстоит сбыться. «Подморозить» сегодняшнюю Россию невозможно, она распахнута для всех идей и «новаций». Один пример: 11 декабря 1998 года состоя­лась конференция «духовная безопасность России», участники её приняли обращение к «Президенту, правительству, Феде­ральному собранию, Совету безопасности и Генеральной про­куратуре России», в котором указано, что на территории нашей страны уже действует свыше 2000 религиозных организаций деструктивного и оккультного характера.

Мы не можем повлиять на компьютеризацию России, но по­скольку это уже не «виртуальная реальность», а действитель­ность, то нужно думать о выживании России как альтернатив­ной духовной цивилизации, завещанной нам православными предками. Применительно к системе образования это диктует следующую стратегию: компьютеризация должна идти в ногу с общественными науками, их оторванность друг от друга превращает компьютер в беса, дьявола. Мы должны помнить свои духовные и исторические корни. Уникальность, самобыт­ность России невозможна без единого фундамента и без той исторической судьбы, которую не под силу переписать самым изощрённым соросовским борзописцам. В будущем в системе образования должно возобладать соотношение социально-гу­манитарного и естественнонаучного знания, основанного на историко-патриотических идеалах, без которых невозможно существование России.

Кажется, швейцарский инженер Эйхельберг представил развитие человеческого общества в виде марафонской дистан­ции (42 км 195 м), по его мнению, вся история общества уже позади, и нам осталось до финиша пять метров. На сколько столетий или тысячелетий растянутся эти пять метров, зависит от человечества. В его силах ускорить или замедлить процесс, связанный с развитием науки и техники. Мне лично хотелось бы видеть Россию на этом неотвратимом отрезке человеческой истории самобытным, духовным государством, не космополи­тичным, а той страной, какой она была на протяжении более чем тысячелетней истории.

Напомню известные слова Ф.М. Достоевского, произне­сённые в знаменитой речи, посвященной А.С. Пушкину: «Мы осознали всемирное значение наше… и роль нашу в челове­честве и не могли не осознать, что назначение и роль эта не похожи на таковые же у других народов. Ибо там каждая на­родная личность живёт единственно для себя и в себе…». Мы и интересны своей уникальностью, самобытностью. И таковы­ми должны оставаться, выполняя свою историческую мессиан­скую роль на Земле.