О душе и не только
Станисла Ломакин





_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





МИНУВШЕЕ ТРЕВОЖИТ


Блеск воды, её прозрачность, жужжание пчёл, разносящих сладкий аромат клевера, цветов черёмухи, яблонь побуждал ду­мать о вечном, о постоянно меняющимся облике природы. Миха­ил Сергеевич, расположившийся с удочками, окружённый густыми кустарниками тальника, тянувшимися вдоль реки думал о душе – вечной страннице, отблесках мгновений прожитой жизни, всматривался в облака, напоминающих розовые перья, плывущие в никуда и отражающиеся в синей глуби воды. Несильный ветер доносил приглушенные голоса мужчины и женщины. Михаил Сергеевич прислушался к разговору, вернее к монологу мужчины и стал невольным слушателем двух пожилых людей.

– Понимаешь Нина, – говорил мужчина, – я только после ин­фаркта начал понимать жизнь во всех её проявлениях, стал це­нить время, каждая минута сегодня для меня самоценна. Моё пребывание на земле приобрело какой-то иной смысловой ряд, когда время стало важнейшей составляющей моего бытия. Да, ты стал философом, Андрей, а что раньше не ценил время до ин­фаркта? Дело в том Нина, здоровый человек не думает о болез­нях, не задумывается о прожитых годах, о самоосуществлении своих замыслов и его время, текущее в одном направлении, очень субъективно. Я жил, как живут растения, соотнося время со всеми четырьмя периодами года. Но приходит такое состояние духа, ко­гда минувшее начинает тревожить, когда начинаешь задумывать­ся о том для чего ты пришел в этот мир, что оставишь после се­бя? Это состояние не минует ни одного человека. Все мало­мальские события, сохранившиеся в эмоциональной памяти, про­сыпаются с такой силой, и особенно годы детства, которые окра­шены в яркие тона и полутона. Нина, я сейчас начинаю осозна­вать, что самые счастливые годы моей жизни связаны с периодом детства и отрочества. Расскажу тебе один эпизод, связанный с послевоенным временем, которое несмотря на лихолетье и голод было мучительно и по-своему прекрасно. Наши матери, в отсут­ствии мужей, погибших в Великую Отечественную, день и ночь работали в колхозе. Мы, ребятня почти не видели своих родите­лей и были предоставлены самим себе, но как могли помогали своим матерям. Будучи ещё дошколятами, мы с вечера занимали очередь за хлебом, который на следующий день утром выдавали по карточкам и нужно было в течение всей ночи, через каждые два часа, отмечаться в списке очередников. Ночевали мы в по­жарке где дежурил добрый старик, дававший нам кров и будив­ший нас через два часа. Однажды нам крупно повезло, мы пошли собирать землянику, надо сказать дети испытывали постоянное чувство голода и ели все, что двигалось, росло из растений, при­годных для еды. Втроём мы вышли за околицу села и шли нето­ропко по просёлочной дороге, углубляясь в лес.

Посредине дороги увидели мешочек плотно завязанный су­ровыми нитками, в котором оказалось около семи килограммов манной крупы. Нина, неожиданно я вспомнил повесть: «Смех за левым плечом» прекрасного покойного писателя Владимира Со­лоухина. В ней он поведал о голоде 30– х годов. Мать писателя последнюю горстку муки истратила, чтобы покормить своих се­мерых детей. Их всех ждала голодная смерть. И в это время, на­против их дома останавливаются три подводы с мукой. С одной подводы сваливают два мешка муки. Это родственники из Полта­вы послали помоществование и семья Солоухиных была спасена. Этой муки хватило до нового хлеба. Наверное, это Божий Про­мысел. Конечно, мешочек манной крупы не сыграл такую роль, как два мешка муки для семьи Солоухиных, время уже было дру­гое. Несли мы его, сменяя друг друга, как великую ценность. До­несли. Вечером наши матери по-братски разделили крупу и кор­мили нас, готовя манную кашу на воде, т.к. молока не было. Это было великое блаженство, сопоставимое с наслаждением, кото­рое человек не часто испытывает в своей жизни.

Михаил Сергеевич, слушая исповедь незнакомого человека, подумал: тот, кто открывает душу перед близкими людьми, тот выказывает глубину своей души, глубокие тайны, ибо в них со­держится всё ценное, а это ценное, благоразумное, целебно. Судьба превратна к людям. Человек чувствительный к доброде­тели, к исповеди и сам раскрывает свою подлинную учтивость, душевное состояние, плоды разумного делания, усердия для близких ему людей.