О душе и не только
Станислав Константинович Ломакин





_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





ДИАЛОГ МАЛОГО И СТАРОГО


На картофельном поле двое: старик неопределенного возраста Егор Сергеевич и подросток Сашка, которому ещё не исполнилось 14 лет. Они окучивают картошку и ведут неспешный разговор, одновременно собирают в стеклянные банки колорадских жуков – гуманитарную помощь, пришельцев с Запада, как их прозвали в Сибири.

Небольшой домик и прилегающий к нему дачный участок составляет не более семи соток, две теплицы, грядки, кусты ягод, так что назвать три сотки, выделенные под картофель, полем нельзя. Дед плотный, стройный невысокого роста, сохранивший красивое, смуглое слегка поджаренное на солнце, лицо. Его крупная голова с коротко стриженными, выбеленными жизнью волосами покоилась на мощной шее.

Внук вымахал в росте выше деда и имел от природы белоснежные волосы на голове. Два подсолнуха на огороде и только. Его серые, умные, веселые глаза занимали одну четвертую детского лица и были восхищенно устремлены на старика. Внук не по возрасту начитан, умён и постоянно донимает своими вопросами Егора Сергеевича. Саша любит оставаться с дедом на даче, ему комфортно с ним и на все его многочисленные вопросы, иногда даже провокационные, дед обстоятельно с уважением к подростку отвечает. Сегодня погода неважная, можно сказать скверная, всё небо затянуто черными тучами, лишь иногда на короткое время в серых, черных тучах обнаруживался прогал и солнце сразу оживляло дачные участки, но словно ртуть облака снова соединялись, и всё окружающее тускнело, скукоживалось и серело. В такие дни внук особенно донимал деда своими вопросами. Счастливы те подростки, у которых есть умные наставники. Период юности позволяет бурно увлекаться новыми книгами, а значит идеями, быстро развиваться от общения с интересными людьми, впитывая в себя их опыт. Подростки в короткий срок способны освоить и пережить очень многое из духовного наследия предшествующих поколений, позволяет им в полной мере представить интеллектуальный фон эпохи, открывая и раскрывая те смыслы, которые важны для юношества.

– Дед, я заметил, что ты несколько жуков положил не в банку, а выбросил в колодец. Зачем ты это сделал?

– А затем, чтобы они искупались в холодной воде, и может кто-нибудь из них, если выберется на волю, сообщит всем своим сородичам, что с ними поступят, также и чтобы они поскорее убирались с нашей дачи.

– Дед, ты это серьёзно думаешь, что их информация дойдет до каждого колорадского жука? И потом если это случится, то они уберутся на другие дачи.

– Вот это внук, я не подумал, нехорошее дело мы сотворим с соседями. Спасибо, тебе Александр, за разумные мысли. Буду дежурить, караулить у колодца, осуществлю перехват информации, с точки зрения опережающего отражения.

Хохочут оба. Отсмеявшись, внук снова задаёт вопрос.

– Дед, я заметил, около нашей школы летали несколько чаек, кругом же асфальт, нет даже лужицы не говоря уж об озере или болоте. Как они попали в центр города?

– Трудный вопрос, возможно это генетическая память, унаследованная от многих поколений, может на этом месте когда-то было озеро. Вот я тебе приведу пример с лососями. Они возвращаются на свою родину, их толкает и ведёт к этому инстинкт, минуя огромные расстояния, трудности, в реки, озера. И возвращаются они для того, чтобы произвести потомство и умереть. Когда они достигают своей прародины, они хвостами вырывают ямки. Происходит нерест, самки выделяют икру, а самцы поливают её молоками. Затем засыпают ямки. Миллионы лососей во время нереста погибают, выполнив свою генетическую программу. Люди, когда колодец жизни их обмелеет, тоже стремятся на малую Родину, где прошло их детство и юность.

– Дед, недавно я читал рассказы Ивана Бунина и меня поразило двухстраничная его миниатюра под названием «Книга». Сюжет ее таков: некто читает книгу, размышляя о судьбах людей, связывая себя с судьбами персонажей прочитанных книг и задается вопросом, а как влияют прочитанные книги на его жизнь! В это время возвращается с погоста мужик и бодро говорит читающему: «На своей девочке куст жасмина посадил!» Мужик доволен и счастлив. Поет в саду иволга. Автор задается вопросом: а разве умершая девочка знает, что на ее могилке отец посадил куст жасмина! «Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав». Мне многое непонятно.

– Александр, вспомни, как написано в Екклезиасте: «В будущие дни все будет забыто. Нет памяти о прежних людях. И любовь их, и ненависть, и ревность давно исчезли, и уже нет им участия ни в чем, что делается под солнцем».

– Дед, а почему у людей смерть непредсказуема, они ведь до последней секунды надеются на выздоровление, хотя и осознают свой срок на земле. Объясни мне, что такое смерть, жизнь?

– В твоей ясной голове внук, наличествуют серьезные мысли. Это очень сложные вопросы и не каждый на них ответит. Начнём с того, что в разных формах трёх мировых религий разное толкование жизни и смерти. Некоторые учёные считают, что жизнь в силу её духовного содержания неопределяема. Её невозможно анализировать, она погружена в вечность и сама есть вечность. Человек меняется в течении всей жизни. Уникальность духовного существования делает каждого человека самоценным. Я это говорю к тому, что физическое выживание не есть жизнь. Физиологическое существование есть кратковременное преодоление смерти. Апостол Павел, точно не помню, говорил: «Великое таинство жизни и смерти заключается в том, что не все мы умрём, но все изменимся». В данном высказывании, видимо, речь идёт о вечной счастливой загробной жизни. Но её эту загробную жизнь нужно заслужить, т.е. жить на земле достойно. А кто торопится жить в пороке, не имеет представления о добре и зле, тот духовно обескровливает себя и погибает быстро. В Новом завете, ты же читал Александр, представление о добре и зле толково объяснено. Борьба между добром и злом – главное трагическое противоречие человека на земле. На передний план выходит задача спасения человека, избавления его от греха, зла, страдания и смерти, т.к. смерть ничего не разрешает. Спасение – это задача духовного порядка. В страдании человек ищет выход, проблема спасения – это поиск выхода. Соответственно критерием различия добра и зла, является философский вопрос: насколько человеческие поступки и моральные качества личности содействуют или противодействуют цели Спасения. Спасение невозможно без Спасителя, т.е. Христа. Об этом лучше всего написал в своем дневнике Федор Достоевский. Читай, Александр, его всю жизнь, в его произведениях ты найдешь ответы на многие свои вопросы. Как сказал поэт Николай Гумилёв:



_Есть_Бог,_есть_мир,_они_живут_вовек,_
_А_жизнь_людей_мгновенна_и_убога._ 
_Но_всё_в_себя_вбирает_человек,_
_Который_любит_мир_и_верит_в_Бога._



– Дед, я тебе задам следующий вопрос. В нашем доме живёт тётя Мила, у неё родился черный мальчик, как негр, а муж у неё белой расы, она с ним живёт несколько лет. Мы с друзьями обсуждали это событие. Как получилось такое?

– Видишь ли, Александр, ты задаёшь не по возрасту такие сложные вопросы. Видимо, женщина несколько лет назад имела связь с мужчиной африканского континента. Где-то я читал новейшие исследования по этой проблеме, проведенные у нас и за рубежом. В них доказывается, что добрачные связи приводят к мутации хромосом ДНК, сохраняя волновую, генетическую, наследственную информацию мужчин, с которыми встречалась женщина до брака. Вот почему наши далекие предки, религия осуждали добрачные связи, т.к. они несут наследственные болезни, приобретенные до брака. Ты же много читаешь, Александр, смотришь телевидение, дружишь с интернетом. Понимаешь, что происходит в обществе, каков уровень современной цивилизации. А он таков, что кажется, идет тотальная нравственная деградация. В ряде европейских стран уже регистрируют браки одного пола. Так если дело пойдет, то человечество вернется к своему изначальному периоду – промискуитету, этот этнографический термин, означающий беспорядочные, ничем не ограниченные половые отношения. А вообще, Александр, эти вопросы ты адресуй моему сыну, т.е. своему отцу, он имеет два высших образования, а я всего лишь тракторист-комбайнер, простой смертный, неучёный.

– А ты дед грешил в жизни?

– Александр Сергеевич, безгрешных людей на свете нет. Да, грешил и ты, наверное, заметил, что я свои грехи отмаливаю: стою перед иконами три раза в день. Был молод, нравился девушкам и женщинам, но старался никогда никого не обманывать.

– Это как?

– Никогда не нужно (ни в чем) навязывать ни действий, ни мыслей человеку, все должно происходить по обоюдному согласию обоих сторон, а если этого нет, лучше не надо.

– Выходит, дед, что может где-нибудь в Тамбовской области есть человек, похожий на тебя, с твоими чертами характера?

– Не исключаю, внук, такой возможности.

Смеются.

– Дед, а есть что-либо в мире, что ты не знаешь?

Егор Сергеевич оглянулся вокруг, из боязни, что кто-нибудь услышит.

– Не говори так, Александр, не делай из меня культ, я могу сказать словами великого греческого философа Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

– Но дед ты, когда смотришь передачи: «Поле чудес», «Такси», «Выиграй миллион» ты на все вопросы отвечаешь правильно. Съездил бы в Москву, выиграл бы миллион, купил новую дачу или эту привёл в порядок.

– Знаешь, что дорогой внук, сидеть на диване и отгадывать одно, а представь себе я приеду на передачу и не отвечу – позор, конфуз какой будет – хоть вешайся от стыда. Нет, никогда! Не нужны мне такие деньги даровые. Это грех! Как-то я посмотрел передачу «Такси», там включили молодежную рок музыку, а я ее не знаю.

– Дед, а какие твои музыкальные пристрастия?

– Я люблю классику. И особенно готов слушать часами музыку великих русских композиторов Г.Свиридова, М.Мусоргского, В.Гаврилина. Прочитай книгу Г.Свиридова «Музыка как судьба». В этой книге композитор выступает как выдающийся философ-энциклопедист. Теперь, что касается нашей деревяшки, – стоящей среди белокаменных дач богатых людей. Есть интересная закономерность, дорогой Александр, деревянные домики и бараки переживают дворцы и каменные хоромы. А что касается денег, то моё отношение к ним, ты знаешь. Мир так устроен, что чем больше у людей денег, тем больше они зависимы от других людей и несчастны, тем больше они испытывают чувство страха из боязни их потерять. Честная деятельность – вот сущность жизни. Страну заполнило неразумие, пришедшее с Запада, что деньги решают всё. Глупость это всё, Александр! Читай Толстого, я по молодости прочёл его 90 томов. Недавно появилась информация, что собираются издать 100 томов; обнаружились статьи и художественные произведения ранее не опубликованные. Вот что может сделать человек.

– Мне такое количество томов не прочитать и за 10 лет. Лев Толстой гений, он успевал писать, слушать великих музыкантов и даже пахать землю.

– Александр, нужно каждодневно делать что-то руками. Возьми за правило, в любое время года, делать руками три вещи: вынеси ведро с мусором, пропылесось и вымой пол в квартире, сходи в магазин за хлебом, помой посуду, да мало ли дел можно найти по дому. Лев Толстой серьезно занимался педагогикой, он организовал в Ясной Поляне школу для крестьянских ребятишек и сам преподавал в ней. У него есть теоретические труды по педагогике, он особенно обращал внимание на ручной труд, полагая, что подобный труд влияет на развитие интеллекта и нравственность. Сам великий писатель, как пишут его биографы, ежедневно находил возможности подобной деятельности: косил траву, пилил и колол дрова, чинил крышу или изгородь какому-либо крестьянину. Таким образом он сохранял свою физическую силу, поражая многих ею до конца своих дней. Он считал, что физический труд есть долг и счастье для всех, он помогает деятельности ума, воображению и формирует нравственность. Искренне считал, что не работают прохвосты, дураки и стяжатели, живущие за счет трудового народа. Наша страна наводнена сребролюбцами – дураками, но они, как правило, своей глупости не замечают, даже не подозревают. Эти люди идут на всякие ухищрения и обман, чтобы увеличить свой капитал, они обманывают не только словами, но и делами, а этот обман самый страшный, исходящий от людей ничтожных и бездуховных, приводящих к изношенности души.

– Дед, да ты философ?

– Нет. Barbam video, sed philosophum non video (лат.).

– Что ты сказал, дед, на каком языке, как перевести.

– Я сказал о себе на латыни: «Бороду я вижу, а философа не вижу». Понимаешь внук, я простой человек, комбайнер, правда, начитанный. Александр, ты даже не представляешь, как мы жили после войны. Почти все ребятишки были без отцов. Они погибли на Великой Отечественной. Нам иногда не в чем было идти в школу, одни валенки были на всех ребятишек в семье и их по очереди одевали, чтобы выйти на улицу. Я одевал старую фуфайку зимой, а поверх её натягивал брезентовый плащ чтобы не продувало и шел в библиотеку с матерчатой сеткой, набирал десяток книг и шел счастливый домой. Кажется, я прочёл все книги районной библиотеки. Саша, я читаю с пяти лет ежедневно, умудрялся даже читать, когда работал на тракторе ДТ-54 и самоходном комбайне К-4. Представь себе огромное казахстанское поле, вокруг, на сколько хватает глаз, лежат валки, скошенной пшеницы.

– Как ты их убирал дед?

– Объясняю. Уборочная компания проходила в два этапа: её называли раздельной. Сначала шёл трактор с жаткой, он скашивал пшеницу в валки, в период восковой спелости, а затем, когда она, находясь на стерне, доходила до полной спелости, комбайн начинал подбирать валки и обмолачивать их. Я приспособил в кабине полочку, на которой всегда стояли книги: стихи, рассказы, повести или романы писателей «деревенщиков», очень люблю их настоящих державников, государственников, патриотов земли русской. Конечно, смотрю как жатка-хедер подбирает валки, как заполняется зерном бункер и травой копнитель, чтобы вовремя нажать педаль и опрокинуть солому в строгом соответствии, вровень каждого убранного ряда.

Мы так наголодались в послевоенное время, и когда появилась возможность, после семи классов, поступить в училище механизации, мы ребятишки прибавили себе годы. Там нас бесплатно одевали, кормили и ещё платили небольшую стипендию. В училище мы приобрели пять специальностей. Так я стал комбайнером. Я не кляну, Александр, свою судьбу, не сделавшую меня тем, о чём мечтали мои родственники, только потому, что слишком хорошо знаю, какова участь тракториста, комбайнёра, каменщика, солдата.

Небо заволокло черными тучами, начал накрапывать мелкий дождик, морось сыпала и сочилась, и похоже надолго.

– Пойдем в дом пить чай – время обеда, – сказал дед Александру, – там и продолжим наш диалог о жизни…