Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







О ДУШЕ И НЕ ТОЛЬКО…


Солнце медленно всплывало из-за высотного многоэтажного дома, оно осветило часть небольшого кабинета Николая Дмитриевича Русинова. Лучи солнца с трудом пробивались сквозь густую листву, стоящих деревьев под окнами и достигающих третьего этажа. Полутьма поредела, забрезжил рассвет. Хозяин кабинета закончил предложение начатой статьи о бессмертии Души, сладко потянулся, выключил настольную лампу и мысленно переключился на дела предстоящего дня. Народом подмечено, утро всегда обещает, вечер грустит и прощает. Резко хлопнула входная дверь, это возвращался почти каждый день под утро сын Игорь. Николай Дмитриевич давно перестал заниматься морализаторством, он понимал, у молодых людей нет ни прошлого, ни будущего (пока), но в отличие от нас стариков, они умеют жить и пользоваться настоящим. Молодые люди, в большинстве своем, употребляют лучшую часть жизни на то, чтобы сделать другую часть печальней и несчастней. Думая о сыне, о его любовных похождениях, Николай Дмитриевич пытался поставить себя на место сына и даже оправдать его. Почти у каждого человека, перевалившего за тридцатилетний рубеж, есть своя история любви, окрашенная особым колоритом, непохожим на другие любовные истории, так как люди все разные, уникальны и неповторимы по своей природной сущности. Сегодняшние средства массовой информации почти всех цивилизованных стран обожествляют тело и утверждают, что оно диктует душе свои условия. Не получается переключиться на другие темы; подумал Николай Дмитриевич. Философы прошлого и настоящего много писали об автономности души, не соотнося ее с телом, по мнению некоторых они как две параллельные прямые не пересекаются друг с другом. Можно ли приравнять, примирить духовное и телесное? Человек бинарен и причиной этого явления связано с его природной и социальной, духовной сущностью. Неожиданно в кабинет вошел Игорь и прервал размышления о душе. Батя ,ты знаешь, что во втором подъезде нашего дома сразу две смерти: вчера умерла на лестничной площадке девушка-наркоманка от передозировки и молодой мужчина от паленой водки. Батя, ты размышляешь, много читаешь, пишешь ; кругом одни убийства, смерть, страдания, пожары, катастрофы авиационные, железнодорожные, речные. Объясни, что происходит в стране, мире. Смерть стала заурядным явлением. Игорь, смириться со смертью и понять ее невозможно. Смерть тема извечная, человечество с момента своего возникновения делает попытки ее понять, но она привычно-неразрешимая. Непостижимость ее не дает каждому новому поколению, вопрошаемому уму покоя и забвения, люди снова и снова стремятся разгадать табуированный феномен человеческого бытия. Она стоит за дверью незримая и такая близкая, неожиданная. Люди никогда не привыкнут к смерти, она с одной стороны вызывает страх, а с другой удивительную беспечность. Все разумные люди понимают, что финал жизни каждого человека уход в небытие-это естественный закон природы, но смерть ужасает и поражает. В биологическом аспекте жизнь есть автаназия природы. Между жизнью и смертью грань стирается и уходит в бесконечность природной естественной детерминации, связанной с рождением, смертью обновляющихся поколений в обществе. Есть такое выражение: «Кто теряет свою жизнь, тот ее находит».Человек подлинно возвышенных мыслей и чувств, согласно христианству, должен противостоять не только мирскому искушению, но и мысли, что на Земле возможно создать вечное проживание одного поколение людей, что противоречит законам природы. На физиологическом и духовном уровне жизнь есть постоянное воспроизведение себе подобных. Но на духовном уровне она порождает нечто большее, чем жизнь. Отец, ты считаешь, что вера в Бога спасает людей от страха смерти, а какова при этом роль разума? Хороший вопрос, Игорь. Лев Толстой в конце своей жизни задавал себе один и тот же вопрос:

Что я такое? Разум ничего не говорит на эти вопросы сердца. Отвечает на это только какое-то чувство в глубине сознания». Может это душа ищет ответы на подобные вопросы? Смерть, по Толстому, есть перенесение себя из жизни мирской (то есть временной) в жизнь вечную и поэтому ее нет. Толстой пытался следовать предписаниям Екклезиаста, сердцем своим и разумом испытать все, что делается под солнцем. Толстой делил свою жизнь на три фазиса, третий фазис связывал с деятельностью на благо людей. Его религиозное сознание стремилось к осуществлению царства божьего на Земле. В Христианстве Бог наделен субстанциональным бытием и в качестве такового оно бессмертно. Человек всегда стремился к подобию Бога. Отец, люди в своем стремлении познать Бога изнашиваются физически и духовно, и не достигают его подобия, так как Он запределен и надличностен. Над этой тайной размышляли самые выдающиеся умы человечества, как и над тайной, что такое Душа? Иногда общаешься с людьми и думаешь, что у них нет Души или она немотствует, омертвела, а она, как писал Н.Заболоцкий: обязана трудиться и день, и ночь, ночь и день. Мир Игорь многомерен, у жизни свой сценарий, как различны люди, так и Душа представляет множество модификаций. Душа, начиная с детства, совершенствуется, обретая духовную силу. Душа-это особая форма бытия сущего. Духовная зрелость всегда связана с творчеством, с созиданием. У Ф.Тютчева есть такие строки: О, вещая Душа моя, О сердце полное тревоги. О, вещая Душа моя, По выси творения, как Бог, я шагал. Многие философы, писатели вкладывают Душу во все земное, природное. Поэт Нерваль Жерар писал:


_В_любом_цветке_-_Душа,_открытая_


_Природе,_Металл_в_себе_любви_влечения_находит._


_Все_дышит._И_твоим_все_правит_естеством._


_Материя_сама_в_себе_глагол_хранит._


_В_смиренном_существе_нередко_Бог_сокрыт…_


После всех обыденных размышлений о Душе, разговора с сыном, Николай Дмитриевич подумал: а в состоянии ли он ответить на данный вопрос? Ответ заключается в том, что возможно дать определение Душе или нет, зависит от того, какова область уместности обобщения. Безусловно, каждый исследователь, берущийся за эту проблему, вынужден ограни¬читься просто констатацией своей позиции, обосновывая ее в более полном изложении, чем его предшественники…Душа непостижима до конца, как и каждый человек, приходящий в этот мир. Поэт Георгий Иванов в одном из своих стихотворе¬ний написал:



_Сиянье._Душа_человека,_
_Как_лебедь,_поет_и_грустит,_
_И,_крылья_раскинув_широко_
_Над_бурями_темного_века,_
_В_беззвездное_небо_летит…_



Душа будет лететь в беззвездное небо, пока существует че­ловечество, подвел итог своим размышлениям Николай Дми­триевич.