Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ГОЛГОФА ЗОТА ТОБОЛКИНА


Самоосуществление, предназначение литератора обнаружи­вается по- разному: у одних тяга к сочинительству проявляется с раннего детства, у других - в зрелые годы.

У Зота Корниловича Тоболкина первые прозаические произ­ведения, на которые обратили внимание критика и читатели поя­вились, когда автору было за сорок. За 30 лет великий труженик опубликовал более двадцати книг, представ перед читателями в различных литературных жанрах: как романист, драматург, пове­ствователь, эссеист, поэт. Популярный поэт в восьмидесятые го­ды прошлого века как-то написал:



_...До_сорока,_до_сорока_
_Схватить_удачу_за_рога_
_На_ярмарку_мы_скачем,_
_а_в_сорок_с_ярмарки_пешком_
_с_пустым_мешком_бредет_тишком_
_обворовали_–_плачем..._



Своим творчеством Зот Корнилович опроверг данный тезис собрата по перу. Меня заинтересовала последняя, по времени, повесть Тоболкина «Голгофа», о которой и пойдет речь. Надо сразу сказать повесть автобиографична и ее персонажи, близкие по духу писателю, друзья легко узнаваемые люди, имеющие от­ношение к искусству, литературе. Автор не решился на докумен­тальную повесть, поэтому имена и фамилии героев повести вы­мышлены. Голгофа переводится с греческого – «череп» - в ново­заветном повествовании - лобное место распятие Христа, обо­значение холма, круглого как череп.

Христианское богословие связало Голгофу с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омывала Адама и в его лице все человечество от скверны греха. Голгофа рассматривается как са­кральный «центр мира». Голгофа Зота Тоболкина носит индиви­дуалистический характер повествования. Начинается повесть с описания картин детства, которое наиболее ярко ассоциируется у каждого человека, и остаются в памяти даже в преклонном воз­расте. Представление о прекрасном и безобразном возникали у ребенка в зависимости от обстоятельств и условий жизни. Опи­сание своего детства у Зота Корниловича носят отрывочные, фрагментарные, эпизодические моменты. Ребенок, появившийся на свет, не имел никаких врожденных идей и целесообразности чего бы то ни было.

Эти понятия возникают только с опытом и от общения с людьми. Сам писатель о своем детстве говорит: «Я часто окуна­юсь мыслями в детство. И когда спрашивали меня в те несытые годы: «Кем ты будешь?» «Пекарем или поваром», - бойко отвечал я. Потому что оба этих умельца во все времена сыты». Дети во­енного и послевоенного поколения хватили лиха, об этом лихоле­тье написаны сотни книг. Однако, описывая трагические периоды детства, писатель не без юмора их живописует. Истинное бедст­вие возбуждает сожаление и не может быть смешным, но беда пустяшная или воображаемая не вызывает сострадания, бывает смешна.

Например: случай с петухом, который за свое, злодеяние на­зван: «Вражиной, Берией». Все необычное, увиденное впервые вызывает у ребенка восторг, который предшествует работе мыс­ли. Ребенок останавливается пораженный неведомым явлением и начинает мыслить.

Так начинается творческое постижение мира, осмысленное разумом, отождествление себя с природой, а это и есть акт позна­ния, совершаемый интуицией и размышлением. Общаясь с про­стыми деревенскими людьми, впечатлительный ребенок выужи­вал живой язык, а в зрелые годы оттачивал свое словесное мас­терство. Его языковые и стилистические изыски почерпнуты из глубинки.

Жизнь среди простых людей обострила его духовное зрение, углубила его художническое восприятие. Зот Корнилович, в сво­их произведениях, избегает стандарты, банальные общие места, современные словечки, почерпнутые из западной литературы. Он часто обращается к великому словарю русского языка Вл. Даля, который писал о народном языке: «Не должно писать таким язы­ком, какой мы себе сочинили, распахнув ворота настежь на Запад надев фрак и заговорив на все лады, кроме своего... Если же мы в чаду обаяния сами отсечем себе этот источник, то нас постигнет засуха». В повести «Голгофа» автор не изменил себе, язык его оригинален и изобилует словами, которыми пользуются миллио­ны простых людей. Оригинальность есть только там, где есть не­зависимость. Когда человек перестает быть целью и становится средством, он теряет индивидуальность – единственное, что вы­зывает интерес у читателя. Для Тоболкина литература: труд, жизнь, долг, вдохновение. Он постоянно учится у людей, у при­роды. Вот его писательская исповедь, гимн природе, которая подпитывает его талант. «Пусть за меня журчит ручей. Пусть со­ловушка поет, звенят звезды, шелестят листья. Я буду лишь вни­мать им и записывать их великие мысли и звуки. Их гимн волше­бен. Гимн, который создан лучшим на свете композитором». По­нятно, что «лучший композитор» - это природа. Читаешь повесть и проникаешься осознанием постоянной тревоги автора; как оце­нят его очередное произведение. Он словно говорит: не отступай­те от меня ни на шаг, пройдите вместе со мной все повороты мо­ей жизни, изгибы, закоулки до конца. Довертись изображаемому мной пути. Наконец, подарите мне то, что я даровал предмету моих размышлений, моему замыслу, стилю, всему моему произ­ведению: терпеливую надежду и неослабное внимание. Не могу не остановится на персонифицированном диалоге персонажей повести.

Диалоги составляют органический сплав прозы, поэзии и публицистики. Видимо, в такое время мы живем, что без публи­цистики, направленной на размышления о судьбе России нельзя выразить свое беспокойство. Друзья писателя имеют прямое от­ношение к искусству. Все они обращены к свету, связаны духов­но, освещенные одним и тем же многократно преломленным лучом. Свет соединяет творцов: литератора, скульптора, артиста, которые как три соответствующих хора созвучны друг другу и звучат почти совершенно одинаково. Их дружба соразмерна их строю души, составляющая органическую гармонию единого це­лого. Сравниваешь писателя Тоболкина с другими авторами и думаешь: ремесленники крышу дома держат на опорах, ограни­чиваясь столбом, Зот Корнилович воздвигает колонну, притом еще пристраивает фронтон.

Стихи, перемежающие прозу и публицистику незамысловаты, но они исходят из души, а ум словно и непричастен. Например:



_...Суббота._Солнышко,_Сияние_небес._
_Залюбовался_ими_дивный_лес._
_Везет_же_мне!_Со_мной_моя_природа._
_И_здесь_покой,_и_радость,_и_свобода._
_..._Ушла,_ушла_зима!_
_Отвластвовала_вьюга._
_Тепло._
_Березы_вновь_в_бесценных_изумрудах_Какое_чудо_–Жизнь!_
_Какое_чудо!_



Так поэзия неподвластна мысли, это небесный дар. Ум от­крывает душе различные предметы, готовит почву для поэзии. Эмоциональное восприятие в данном случае природы - причина поэзии, знания - повод к ней.

Припоминается одна, из великого множества, античных Ве­нер, в которой соразмерны все части тела. Венера обнажена и со­бирается укрыться плащом. Этот порыв прекрасен, т.к. высвечи­вает стыдливость и благодаря этой второстепенной детали нагота навевает мысли о целомудрии. Вот такая соразмерность чувству­ется в соотношении прозы, публицистики и поэзии в повести «Голгофа» Зота Тоболкина. В повести даже трагическое возника­ет тогда, когда земное и конечное уничтожается в божественном, светлом: трагедия растворяется в радости бытия. Финал повести страшен: один из главных персонажей Клим Нилин скульптор за­стрелен в своей мастерской. Такое либералы-демократы построи­ли бандитское, криминогенное государство, когда властные структуры не способны оградить своих граждан от бандитов, но иногда потворствуют им. Умирающий скульптор успевает произ­нести своим дорогим друзьям Мирошину и Ольге «Горько!». Пи­сатель чувство скорби соединяет с чувством радости, блаженства, как продолжение жизни. Чувство блаженства смешанное с печа­лью - это состояние, превосходящее предел человеческих ощу­щений. В данном эпизоде радость и трагедия идут рядом. Прочи­тав очередное произведение прекрасного известного писателя России, я подумал о том, что Зот Тоболкин несмотря на свой почтенный возраст находится на взлете своего большого таланта. И мне хочется надеяться, как одному из читателей, что лучшее про­изведение Зота Тоболкина еще впереди. Как заметил в свое вре­мя, кажется поэт К.Д. Бальмонт: «День только к вечеру хорош, жизнь тем ясней, чем ближе к смерти».