Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







СПИРАЛЬ ЖИЗНИ И СМЕРТИ


В восьмом номере журнала «Наш современник» за 1995 год опубликован рассказ Валентина Распутина «В ту же землю...». Рассказ произвел на меня огромное впечатление, и мне захотелось откликнуться, поразмышлять на тему, поставленную писателем.

Несколько лет назад ряд литературных критиков обвиняли В. Распутина в том, что он ударился в политику. Действительно, в начале 90-х годов он являлся депутатом Верховного Совета СССР и даже членом президентского Совета первого и последне­го президента СССР М. Горбачева.

Писатель В. Астафьев высказался очень резко о молчании про­заика В. Распутина, давая понять, что как писатель он кончился.

В. Распутин своим творчеством отвечал и отвечает многочислен­ным критикам и почитателям его таланта. Он продолжал рабо­тать, полагая, что в наше смутное время именно публицистика способна возыметь действие на чувства и мысли людей.

Конечно, наивно было бы считать, что после каждой хорошей статьи люди, ее прочитавшие, становятся чище, нравственнее и духовно обогащаются.

Но многие помнят блистательные статьи В. Распутина (они были на слуху) и то, какой они вызвали резонанс в свое время у людей разного интеллектуального, социального уровня: «Из огня да в полымя» (интеллигенция и патриотизм), «Что дальше, бра­тья славяне?», «Время и бремя тревог». «Твой сын, Россия, го­рячий брат наш...», «О Василии Шукшине» и др.

В начале 90-х годов вышла книга В. Распутина «Сибирь, Сибирь» из двадцати публицистических статей, ставших замет­ным явлением в общественной жизни России.

В 1994 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел трех­томник В. Распутина, который явился итогом деятельности писа­теля за более чем двадцатилетний период в литературе. В после­днее время писателем опубликовано около десятка рассказов. Многие читатели с облегчением вздохнули: Наконец-то, после долгого перерыва в литературу вновь пришел прозаик, которого любят миллионы.

Размышляя над рассказом «В ту же землю...», я не мог отделаться от чувства, что он является продолжением прекрасных повестей писателя «Прощание с Матерой», «Пожар» и частью, фрагментом большого произведения, завершающего трилогию. Однако рассказ отвечает всем классическим канонам, предъявляемым этому жанру, и представляет собой законченное произведение.

Напомню читателю (очень кратко) содержание упомянутых повестей. В «Прощании с Матерой» В. Распутин показывает лю­дей «малого материка», острова, на котором жило не одно поко­ление со своими традициями, привычками, бедами и радостями. И вот этим людям надлежит покинуть навсегда (дается опреде­ленное время на сборы) обжитые их предками родные места, так как этот маленький материк должен быть затоплен, чтобы на его месте возникло водохранилище. Таково решение начальства. Лю­дей этого острова переселяют в многолюдные агрогородки, строго реализуя правительственную концепцию «неперспективных дере­вень» и не сообразуясь с чаяниями, чувствами, проблемами, ду­мами «переселенцев».

В повести «Пожар» В. Распутин как бы подводит итог этого переселения, показывая, что произошло, сделалось с людьми, ко­торых лишили родовых корней, истоков, а пожар, возникший в поселке, высветил их сущность.

Писатель показывает социальные, нравственные срезы людей, они разные: одни озабочены спасением государственного имуще­ства, это люди, у которых болит душа за все происходящее; другие мечутся и не находят себе места, но от их деятельности, их нерав­нодушия исцеляются люди заблудшие. Есть и такие, у которых преобладает релаксация, то есть отсутствие какой-либо инициати­вы и энергии, они сочувствуют, но ничего не предпринимают. Пожар выявил еще одну группу людей, которых писатель назвал «архаровцами». Они безразличны ко всему, разуверились во всем и озабочены только своим желудком, личным сиюминутным благо­получием. Они даже преображаются во время пожара, но их ак­тивность является преступной, их мораль слишком опасна для ок­ружающих, она таит в себе максимальный индивидуализм и эго­изм. И вот один из последних рассказов В. Распутина «В ту же землю...» как бы завершает судьбы людей целого поколения, отве­чая на уже извечный шукшинский вопрос каждого нового поколе­ния, а нашего – в особенности: «Что с нами происходит?»

В статье о Шукшине В. Распутин заметил, что у Василия Ма­каровича особое отношение к женщине, и прежде всего к женщи­не-матери: «Мать для него – это любовь, доброта, умение пони­мать и прощать, природная мягкость и душевная стойкость». Эти слова можно полностью отнести к самому В. Распутину. Почти во всех его повестях и рассказах главным персонажем является жен­щина-мать, женщина иногда пенсионного или даже преклонного возраста, как, скажем, Дарья из повести «Прощание с Матерой». В рассказе «В ту же землю...» – это Пашута, так ее назвал очень близкий ей человек Стае Николаевич, с которым свела ее судьба, и _«лет_восемь_подряд,_оба_одинокие,_потрепанные_жизнью,_гре­лись_они_друг_возле_друга»._Пашута, будучи на пенсии, подраба­тывала в столовой посудомойкой.

Жизнь Пашуты отличалась взлетами и падениями. Когда-то была семья, муж, но не заладились отношения, не было детей, со вторым мужем взяли приемную дочь, но и он ушел. Приемная дочь подросла и оставила матери свою дочь Таньку, которой уже пятнадцать лет. К внучке Пашута привязалась, как к родной дочери, скрашивающей на старости лет ее непутевую жизнь. Не­сколько лет подряд Пашута на зиму привозила свою престарелую мать Аксинью Егоровну из деревни, и вот горе – от старости и болезней мать умерла. Таково начало рассказа, сообщающего, что подобную жизнь проходят миллионы людей, родившихся в сороковые годы. А дальше события разворачиваются уже по сце­нарию, отличному от жизни людей уходящего поколения.

Смерть матери и собственный недуг не лишили Пашуту муже­ства – дело понятное: люди не бессмертны. Вопрос в другом – как хоронить, где взять деньги, и немалые. И еще проблема: _«Чтобы_быть_прописанным_на_городском_кладбище,_надо_при_жизни_иметь_прописку_в_городе._А_у_Аксиньи_Егоровны_ее_не_было»._У изголовья умершей матери Пашута начинает обдумы­вать варианты будущих похорон. Выписать Аксинью Егоровну из деревни, которая уже развалилась и не числилась в государ­стве, отпадает. «_Все_унеслось,_–_пишет В. Распутин, – _неведо­мо_куда_при_новых_порядках»:_

Как хорошо было бы похоронить мать в деревне, где и «небо бы приспустилось над Аксиньей Егоровной, труженицей и страдалицей, и лес бы на прощанье помахал ветками, и дул вете­рок, пронесшись странно, заставил бы склониться в прощальном поклоне всякую травку». Но это исключено – таких денег у Пашуты нет, и этот вариант, самый лучший для всех, не годится. Да, надо признать, что в подобной ситуации оказываются многие наши современники. Чтобы похоронить нормально дорогого че­ловека, сегодня в городе требуются огромные деньги. Уже имеют место факты, когда хоронят в целлофановых мешках. Участи­лись случаи, когда люди не забирают своих умерших родственни­ков из больницы.

В распутинском рассказе Пашута решается обратиться к Стасу Николаевичу, встречи с которым с годами становятся все реже и реже. Но это единственный близкий ей человек, другого просто нет. И за сорок лет жизни в городе Пашута не обзавелась друзьями, способными помочь в трудную минуту жизни. У Пашуты созрела идея похоронить мать не на городском кладбище, а подобрать место и ночью, в воскресенье, в нарушение тысячелетних обычаев, без прощания с людьми (благо, как считала Пашута, никто никогда не видел ее матери, ни с кем она не общалась) закопать ее там.

Стас Николаевич понял свою подругу, ибо в ее несчастье увидел свои собственные и несчастья близких ему людей. Между ними воз­ник диалог: _«Взять_и_зарыть!?_Ты_с_ума_сошла,_Пашута!_Ведь_она_у_тебя_русского_житья_была_человек._А_ты_–_зарыть!»_Что_было_объяснять?_Все_тут_поперек_обычаев,_за_все_отвечать_придется._Пашута_после_слез_закаменела_еще_больше»._Стас Николаевич сде­лал все, о чем попросила Пашута. Его молодой друг Сергей вырыл могилу вдали от города в сосновом бору, на полянке, в хорошем сухом месте. Когда ехали обратно, Сергей пошутил: _«Место_мы_с_тобой_хорошее_выбрали...»._«Хорошее,_–_согласилась_Пашута._–_Вот,_думаю,_не_забронировать_ли_у_тебя_рядышком?_Не_люблю_толкотню,_тоже_на_выселки_не_отказался_бы»._

Это говорил могучий парень и как в воду глядел. Ночью, когда только-только начинал заниматься новый день, спустили гроб с пятого этажа городского дома с Аксиньей Егоровной, погру­зили в машину и вчетвером отправили в последний путь православ­ную страдалицу. Стае Николаевич, внучка Танька^(^Сергей и Па­шута едва втиснулись в машину. Проводы были недолгими. Ак­синье Егоровне дали немного полежать под небом. Шел снег. И автор рассказа, словно оправдывая всех участников похорон, замечает: _«До_чего_кстати_этот_снег._Словно_всем_им_дарова­лось_прощение_за_беззаконные_действия._Словно_высшая_сила_сникла_над_человеческой_слабостью_и_своевольством»._Когда зарыли Аксинью Егоровну, Сергей, чтобы как-то разрядить затя­нувшееся молчание и скорбь стоявших у могилы, заметил: _«А_что..._хоронят_же_при_дорогах_шоферов,_когда_погибают_при_исполнении_обязанностей._Какая_разница_–_где?_В_ту_же_землю...»._Однако все присутствующие, кроме пятнадцатилетней Таньки, понимали, что они совершили по отношению к право­славной труженице Аксинье Егоровне святотатство, которое на Руси всегда было самым большим грехом.

В прошлые времена место для кладбища было свято, а могилы предков были святыней русского народа. Не хоронили на клад­бищах только людей, посягнувших на свою жизнь. Самоубийц хоронили отдельно, иначе считалось, что весь край, село, дерев­ню постигнет несчастье, бедствие.

Мы сегодня живем в странное время, когда несчастья, через средства массовой информации, настигают нас с раннего утра и до позднего вечера. Бедствие поразило всю Россию...

В. Распутин как выдающийся писатель-патриот своими произве­дениями в публицистике и прозе пытается пробудить некоторую читающую часть населения от состояния спячки, указывает нам пути выхода из создавшегося положения, но мы остаемся глухи и безынициативны. Мы не слышим боли писателя за Россию, его страстных призывов о том, что так, как мы живем, жить нельзя. В рассказе «В ту же землю...» писатель вложил в уста своей главной героини Пашуты (в разговоре со Стасом Николаевичем) такие слова: _«Не_мы_с_тобой_стали_никому_не_нужными,_а_все_кругом,_все!_Время_настало_такое_провальное,_все_сквозь_землю_провалилось,_чем_жили..._».

Действительно, люди старшего и среднего поколения говорят о духовных потерях ценностных нравственных ориентиров, вспо­миная те времена, когда они делились друг с другом самым пос­ледним, когда в основе взаимоотношений не фигурировали фун­даментальные ценности Запада – утилитаризм, индивидуализм и рационализм, разъедающие душу наших людей. Разрушение нравственных основ нашего бытия коснулось всех сфер жизни. Недавно мне рассказали один случай. В Тюмени, на Мысу, хоро­нили в апреле этого года выдающегося художника России, пре­красного человека (я хорошо знал его) Геннадия Александровича Токарева. Получилось так – чего не бывает в жизни! – забыли лопаты, и людям в течение нескольких часов пришлось ходить по дачному участку, рассказывая дачникам о создавшейся ситуации. Никто не пожелал дать лопату, и лишь на исходе дня одна жен­щина сжалилась.

Вновь и вновь звучат шукшинские слова: «Что с нами про­исходит? »

Интересен финал рассказа Распутина. Весной Пашута решила попроведать могилу матери. Она была поражена тем, что кро­ме материнского холмика, появилось еще два по обе стороны материнской могилы. В этот же день Пашута наведалась к Стасу Николаевичу. Она без всяких предисловий спросила, кто же там лежит, рядом с матерью. Стас глухо сказал: _«Одна_могилка_Сережина._Чья_другая_–_не_знаю._Убили_Сережу_после_Нового_года._Сергей_работал_в_органах._Внедрили_его_к_бандитам_в_охрану._И_сами_же_выдали_на_растерзание._Вот_так,_Пашута,_такая_теперь_жизнь_и_смерть»._После этого диалога начинаешь думать о том, что расслоение нашего общества обнаруживается не только в реальной жизни, но и в смерти. Хоронят сегодня на кладбищах в соответствии с социальным и имущественным цензом. Кладбище (начинающееся), где похоронены Аксинья Его­ровна и Сережа, – особое, это кладбище отторгнутых обществом и государством честных людей. И глубоко символично, что писа­тель закончил рассказ тем, что Пашута, в силу какой-то необъяс­нимой для нее потребности, впервые в жизни приходит в храм под образа. Она молится и ставит три свечи, _«возжгла_их,_две_на_помин_души_рабов_Аксиньи_и_Сергея_и_одну_во_спасение_души_Стаса»._Так закончил свой рассказ Валентин Григорьевич Рас­путин. Прекрасный конец рассказа, когда человек приходит в храм с покаянием. И если в повестях «Прощание с Матерой» и «Пожар» человек страдает и мечется от неустроенности, не нахо­дя себя в жизни, то в рассказе «В ту же землю... » человек прозревает и в покаянии очищает свою душу. Как будто писатель дает нам всем понять, что без покаяния, без очищения нет буду­щего у России, у всех нас.

Прочитав рассказ Валентина Распутина «В ту же землю...», задумался над судьбой простой русской женщины Пашуты, похо­жей на судьбы миллионов людей в нашей стране. Откуда этим надломленным социальной действительностью людям черпать ду­ховные, нравственные силы? И они идут в православный храм, спасая свою душу, а вместе с ней нравственное и физическое существование. Храм зажигает для них искры надежды. На Руси всегда было: сначала Храм, а затем Хлеб.