Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПЕРВЫЙ ИСТОРИК РОССИИ


Погружение в прошлое России, двигаясь во временном потоке ее истории, испытываешь чувство гордости за своих предков, и мы не просто осмысливаем их деяния, но переживаем события того времени всей силой своих чувств, с ними связаны наши интересы, страсти, стремления. Не претендуя на полноту освящения всей деятельности первого историка нашего Отечества Татищева Василия Никитича(1686 – 1750), понимая, что вряд ли возможна объективная оценка столь неординарной личности, тем более, что о нем написано огромное количества работ в разное время, а память , как известно обладает свойством эстетизировать, смещать акценты прошлого.

Хочу все же попытаться поразмышлять о его философских, исторических, религиозных воззрениях, которые влияли на умы и сердца людей разного поколения, своим оригинальным, горделивым сознанием русской мощи, русского величия. Очень кратко эскизно сообщу некоторые биографические данные мыслителя. В.Татищев родился в селе Болдино, ныне Солнечногорский район Московской области, его родословная связана с Рюриковичами, образование получил в артиллерийской школе, продолжил обучение инженерному делу, артиллерии и математики в Германии, одновременно выполнял различные дипломатические поручения.

Как и великий Ломоносов Татищев был одним из первых энциклопедистов своего времени, обладавшим обширным умом, находившим применение в многосторонней деятельности на благо России. Русский ученый – исследователь сказал новое слово, в свое время, в области истории, философии, географии, проявил себя, как финансист, естествоиспытатель, горный инженер, математик, археолог, лингвист, ученый юрист, политик, публицист, просвещенный, общественный практический деятель и талантливый администратор. К перечисленному нужно еще указать, Татищев сформулировал педагогическую теорию и практику, когда открывал школы, его исследования в области экономики, труды по механике, геометрии, металлургии, минералогии, военному делу, гомеопатии, искусства фортификации и градостроительства, до сих пор представляют большой интерес.

Сподвижник Петра 1, проявил свое бесстрашие во взятии Нарвы, Полтавской битве и Прусском походе (1711)года, был ранен. Бывая за границей, Татищев собрал немалое число книг, его библиотека насчитывала несколько тысяч томов, что само по себе для России первой четверти18 века было явлением уникальным. Он был одним из образованнейших людей своего времени и в то же время практически, в соответствии со своей теорией «утилитаризма» Татищев строил заводы на Урале, в (1741 – 1745)гг. – Астраханский губернатор, выполнял самые сложные поручения Петра 1. Оценивая деятельность императора, перед которым Татищев благоговел, и свои деяния он писал: «Все, что имею чины, честь, имение и главное над всем - разум, единственно все по милости Его Величества имею, ибо если бы он в чужие края не посылал меня, к делам знатным не употреблял, а милостью не ободрял – то бы я не мог ничего того получить».

Однако нужно признать, что за свое рвение честно служить России, стремлению к «истинному благополучию» всех людей не находило понимание у власти, не однажды он подвергался опале, остракизму. Последние пять лет он провел в своем имении Болдино, где интенсивно занимался научными изысканиями и хозяйственной деятельностью. За два дня до смерти, Василий Никитич выбрал себе место для своего погребения на кладбище, заявив сопровождавшим его слугам, что он умрет через сутки. Когда вернулся домой, то его ждала приятная весть: курьер из столицы привез указ императрицы Елизаветы Петровны, что Татищев не виновен и полностью оправдан, а также награждается за свои труды орденом Александра Невского, ученый написал благодарственное письмо императрице и вернул орден как уже ненужный. Через сутки Василий Никитич причастился и исповедовался, как и предсказывал, он покинул этот, не до конца познанный им мир…

Татищев, обладая большими организаторскими способностями, практически осуществляя планы Петра 1 , связанные с вестернизацией России, каждую свободную минуту читал книги европейских мыслителей, в основном философов: Локка, Бейля, Гоббса, Лейбница, Вольфа. Не без влияния этих авторов складывались собственные философские воззрения русского мыслителя. Размышляя о произведениях Татищева нельзя не заметить, что он больше всего вдохновлялся английским философом Гоббсом и его учением о государстве, он разделял популярные идеи, доктрины 18 века «естественного права» , эта доктрина предполагает вольность человека, признание его нерушимой автономии. Ни Церковь, ни Государство не могут ослабить значение любой личности, ее автономии. Воля полезна лишь в случае, если она употребляется «с разумом и рассуждением». Поскольку человек не может обойтись без помощи других, он вынужден ограничивать себя.

В сочинении «Разговор о пользе наук и училищ», Татищев дает апологию мирской жизни и твердо настаивает на том, что «желание к благополучию в человеке, беспрекословно, от Бога вкоренено есть». Воля понимается им как некая свобода, которую нужно постоянно ограничивать, «воле человека положена узда неволи для его же пользы». Эта узда имеет три вида: по природе, по своей воле, по принуждению. Так и слышатся суждения материалиста – просветителя Франции Ж.Ж.Руссо о воле, свободе: человек рождается свободным, а между тем он всегда в оковах, впечатление такое, что он читал произведения Татищева, жившего раньше французского философа. Утилитаристский подход русского философа в развитии общества основан на этической целесообразности и освещается достаточно подробно. Его радикализм, не признающих никаких авторитетов, склонный к крайностям и острой постановке философских проблем привлекают многих исследователей к творчеству русского мыслителя. Развивая впервые в русской литературе систему утилитаризма, исходящую из «разумного эгоизма» Татищев с этих позиций трактует и науку. «Наука главная есть, чтобы человек мог себя познать». В качестве инструмента такого познания предлагается использовать естественный свет разума.

Он на практике стремился искоренять невежество людей посредством развития образования в стране и считал, что философия отвечает на самые сложные вопросы: что такое Бог, человек, его «физия» и «дух», как они между собой соотносятся и правомерно ли говорить о их смертности и бессмертии, тело человека, полагал философ обречено на судьбу всего конечного, земного, душа есть вечная сила бытия, своеобразная «энтелехия», проявляющая себя в вещах и человеческом сознании, природа то же «вещные проявления». Под воздействием философии, логики, диалектики рушатся крепостные стены невежества и застоя. По мысли Татищева цель человеческой жизни – учение, развитие разума, усвоение добра и отвращение от зла. Смысл науки – самосовершенствование и самопознание человека, деятельность его на пользу государства и общества. С точки зрения утилитаризма ученый создал своеобразную квалификацию наук разделив их на полезные для общества (все естественные и гуманитарные науки, сюда включил богословие и философию) и тщетно бесполезные (алхимия, астрология, хиромантия, шаманство). В конце жизни ученый намеревался создать что – то подобие словаря русской философской терминологии.

Сложное отношение у Татищева было к религии, оно, видимо, возникло не без влияния шведских ученых, когда он два года представлял Берг – коллегию в Швеции. Он противопоставлял Бога и Церковь. В его понимании если Церковь «запрещает то, что законом божественном определено», что противоречит умонастроению людей, то она должна быть подчинена контролю со стороны государства « пристойности ради». Нельзя, по его мнению, противопоставлять естественные и божественные законы. «Бог, - писал Татищев,- вложил наказание во все противоприродные преступления, чтобы каждому преступлению последовали естественные наказания».

В реальной жизни мыслитель придавал религии большое государственное значение и считал, что она охраняет народные массы от пороков и преступлений, сам отличался набожностью, исполнял благочестивые православные обряды предков.

Исторические сочинения Татищева также исходили из утилитаризма и вдохновлялись национальным самосознанием, в исследовании и изучении русского прошлого, он находил удовлетворение своему патриотическому чувству родины. Будущий историк стал им в силу необходимости, работая на Урале, занимаясь географией, он осознал необходимость в исторических сведениях, увлекся историей, и на это увлечение было потрачено ученым четверть века. Татищев собрал огромный архив, в котором наличествовали древние летописи и предания, ранее не известные историкам. Впервые в русской историографии им предпринята попытка найти закономерности в развитии человеческого общества, он пытается обосновать причины возникновения государственной власти. Исторические события Татищев связывал с развитием «умопросвещения»,т.е. подходит рационально к историческим процессам.

Историк вводит в научный оборот тексты «Русской правды» и «Судебника Ивана Грозного1550года» с подробным комментарием, он положил начало развитию в России этнографии, источниковедения, создал грандиозный исторический труд из пяти книг «История Российская с самых древнейших времен», написанных на основе многочисленных русских и иностранных источников. Сохраняя язык летописей и других источников, ученый почти каждому дает свои суждения и примечания, убеждая читателей, что положительные и отрицательные примеры истории полезны и необходимы для воспитания подрастающих поколений. Великий историк С.М. Соловьев так оценил исторический труд первого историка России. «Заслуга Татищева состоит в том, что он первый начал дело так, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями: географическими, зтнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившими темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей, о древнейшем состоянии страны, получившей после названия России, одним словом указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей». Сегодня появляются исторические трактаты, утверждающие, что России нужно вернуться к монархической форме правления, которая только и может существовать, при любых поворотах истории, в нашей стране. А вот как об этом писал в своей истории Татищев.

Размышляя о формах государственного правления ряда государств, он утверждает, что они зависят от условий, к которым относятся местоположение, размер территории и состояние населения. Как приверженец монархизма историк в то же время считал, что «по закону естественному» царская власть как договорная должна утверждаться «согласием всех подданных, некоторых персонально, других через поверенных».

Одновременно Татищев составляет первый русский энциклопедический словарь « Лексикон Российский». В «Духовной книге моему сыну» он советует воспользоваться его трудами и следовать его нравственным, базовым ценностям, в процессе совершенствования и всем кто любит Россию желает ей всяческого благоденствия и процветания. Как истинный христианин, он не может не думать о том, какое поколение людей придет после него. Вчитываясь в произведения Василия Никитича Татищева, проникаешься гордостью за страну, в которой рождались такие титаны мысли, завораживает образ удивительного мыслителя, отдавшего полностью себя, свой талант служению России.