Коняев Право на профессию
Unknown








Николай Коняев 





ПРАВО НА ПРОФЕССИЮ







К ВОПРОСУ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ ЮГРЫ


_(Выступление_на_конференции_«Югорика-2004»_в_государственной_библиотеке_Югры)_

Начну с «Разговора книгопродавца с поэтом»:

_...Прекрасно._Вот_же_вам_совет._
_Внемлите_истине_полезной:_
_Наш_век_—_торгаш;_в_сей_век_железный_
_Без_денег_и_свободы_нет._
_Что_слава?_—_Яркая_заплата_
_На_ветхом_рубище_певца._
_Нам_нужно_злата,_злата,_злата:_
_Копите_злато_до_конца!_

Этому монологу более 180 лет. Но и сегодня можно утверж­дать: «Наш век — торгаш», и «слава поэта — яркая заплата», и лозунг наших дней всё тот же: «Злата, злата, злата!» Но если у пушкинского книгопродавца был обнадёживающий довод: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать», то нынче бедному «певцу» и рукопись-то продать проблематично...

Действительно, писательские организации в России с пере­водом их в разряд общественных объединений государством с довольствия сняты. Кое-где в регионах их пока ещё поддер­живают скудными бюджетными пайками. Но десять лет назад наше правительство параграфами своих инструкций чётко дало понять: государство в писателях не нуждается, писательство — дело частное, а слово «литература» негласно вынесено за преде­лы понятия «национальная культура». Дикость, какой свет не видывал. Ибо все цивилизованные государства Запада и даже Востока мощно поддерживают свои национальные языки и ли­тературы. И французы, и венгры, и норвежцы, и корейцы, и ки­тайцы прекрасно понимают, что национальный язык способен к саморазвитию и обогащению только в процессе художествен­ного творчества.

Напомню: созданный Горьким в 1934 году Союз советских писателей до 1958 года имел отделения во всех союзных респу­бликах, кроме России. Русское самосознание у нас во все вре­мена подавлялось. В эпоху перестройки торжествующий дух Троцкого диктовал «прорабам» план разрушительных действий в сфере литературы. Однако уже в начале 1990-х годов Союз писателей России «пришёл в себя» и провозгласил основные принципы: державность, следование традициям классической русской литературы, утверждение реализма как главного худо­жественного направления, утверждение нравственности, борь­ба за чистоту русского языка... Можно сказать, была выработа­на идеология, которая, судя по риторике нынешних политиков, должна стать стержнем духовного развития современной Рос­сии...

Но вернёмся от риторики к реальному положению вещей.

Не без гордости за родной Ханты-Мансийск прочёл в «Ли­тературной газете» (2007, 28 марта — 3 апреля) статью музыко­веда Тамары Грум-Гржимайло «Здесь хочется дышать глубже». Разделяю восхищение автора сибирской столицей искусств. Действительно, за считанные годы в бывшем северном захолу­стье свершилось грандиозное культурное строительство. Здесь сияющий миллиардами огней международный аэропорт, изя­щный многогранник Музея нефти и газа, живописный отель «Югорская долина» — шедевр эклектики и комфорта! Здесь

—  уникальный Ледовый дворец, Театр обско-угорских наро­дов, Югорский университет, Музей Природы и Человека! Здесь

—  храм Воскресения Христова, Концертно-театральный центр «Югра-Классик», Центр искусств для одарённых детей Севера! И т.д. и т.д...

Я рад, что восторженная гостья не испортила общего впечат­ления о пребывании в Ханты-Мансийске как «сибирской сто­лице искусств» посещением Дома писателей — некогда являв­шимся гордостью окружного правительства, а теперь ставшим даже и не падчерицей, а беспризорным дитём югорской культу­ры. Три года как писательская организация снята с бюджетно­го финансирования. За неимением средств на зарплату уволен штат сотрудников. В год своего пятилетнего юбилея прекратила существование газета «Югра литературная». Более того, отка­зано в финансировании затрат на содержание и самого здания. Долг писателей за содержание своих помещений достиг более трёх миллионов рублей. За всё это время не выделено ни рубля на оказание даже единовременной помощи. Безуспешно доби­ваюсь рассмотрения правительством конкретных предложений по выходу из кризиса. Одно из предложений: создание учреж­дения «Дом литераторов Югры» по образцу созданного Аманом Тулеевым «Дома литераторов Кузбасса». Нашим же чиновни­кам не нужна лишняя головная боль. Вполне может статься, что в богатейшем регионе России, в «сибирской столице искусств» писатели в год десятилетия своей организации будут выброше­ны на улицу, как это уже случилось с писателями из некоторых российских регионов. Это ли не яркая картина истинного места литературы в югорской культуре?

По кабинетам югорской Думы кочует проект целевой ведом­ственной программы «Развитие многонациональной словес­ности Югры на 2008-2010 годы». В заключении Департамента экономической политики просвета не видно: «Проект Закона должен содержать прогноз ожидаемых результатов реализации программы в количественном и качественном выражении» — вот главный довод неприятия экономистами программы. Что на это можно сказать?

В сентябре прошлого года мы с «благословения» губернато­ра провели в автономном округе Дни российской литературы на тему «Богатство земли — богатство души». Последний раз подобное мероприятие проводилось более тридцати лет назад. Литературный «спецназ», по определению Станислава Куняе- ва, вылился в подлинный праздник русского слова. Когда бы ещё северяне услышали живой певучий голос классика совре­менной русской литературы Владимира Личутина, загоревше­гося желанием написать книгу о хантыйской поэтессе Марии Вагатовой? Когда бы услышали страстные публицистические выступления Станислава Куняева и Александра Казинцева, не­торопкого, взвешивающего каждое слово Николая Лугинова, москвича Геннадия Иванова, орловца Геннадия Попова, кеме- ровчанина Бориса Бурмистрова, питерцев Николая Рачкова и Владимира Шемшученко? И разве забудешь переполненный ты­сячеместный зал в нижневартовском Дворце культуры? Школь­ницу, поехавшую за писателями в Сургут, чтобы ещё раз услы­шать любимых поэтов? Округлённые глаза десятиклассницы из Ханты-Мансийска, после заключительного Литературного ве­чера в Центре искусств подошедшей к нам с вопросом: «Почему мы раньше этого не видели? ». В каких денежных единицах — в евро или долларах — можно выразить «количественный и каче­ственный эффект» подобных мероприятий? А в каких деньгах можно выразить «экономический эффект» воздействия ска­зок Пушкина на душу ребёнка? Ясно, что экономисты с подачи горе-реформаторов увязли в паутине воображаемых рыночных отношений, но выбраться на свет божий без команды сверху не имеют права.

Вот уже десятилетие на различных литературных форумах, на встречах с читателями я говорю об одних и тех же наших про­блемах. Цепочка «писатель — издатель — книгопродавец — би­блиотекарь — читатель», то есть путь книги от «нулевого цикла» (писательского замысла) до книги в руках читателя, по сути, и представляющая упрощённую схему литературного процесса, ныне разорвана, звенья этой неразрывной по определению це­почки, увы, давно существуют сами по себе.

Сегодня читатель не знает, что издаётся в Сургуте, Совет­ском, Урае, Нижневартовске, Тюмени. Там не знают, что вы­ходит в Ханты-Мансийске. В книжных магазинах некоммерче­ские книги не очень-то жалуют — они не приносят прибыли. На телевидении, а теперь уже и на радио вы не услышите ни одной регулярной писательской передачи. Газетная площадь учреди­телями выгодно сдаётся в аренду. Мы не всегда имеем возмож­ность дать информацию об интересных книжных новинках. На нас смотрят как на «выпавших»: с какой стати мы, дескать, должны бесплатно рекламировать ваш товар? Они в наших кни­гах видят всего лишь товар. Это уже похоже на симптом нового вида психического расстройства — _синдром_рыночного_затме­ния_(СРЗ)._

Отмеченные этим опасным для общества синдромом новые русские чиновники уже совершенно не понимают, что цель ху­дожественной (некоммерческой) литературы лежит за преде­лами книгоиздательского, книготоргового и прочего бизнеса в товарно-денежном его выражении. Пока ещё не прибыль, но доход, по нашим наблюдениям, становится самоцелью иных публичных библиотек. О том, что библиотека — это Храм, в котором в ризу священника должен быть облачён не чинов­ник, а писатель, здесь да и в других учреждениях культуры Ханты-Мансийска крепко подзабыли. Орбиты издательской и писательской деятельности разошлись настолько, что почти не соприкасаются. Издание авторской книги прозы или поэзии русского писателя за счёт средств окружного бюджета стано­вится делом немыслимым...

А ведь талантливые писатели у нас есть. Это не только хоро­шо известные финно-угроведам ханты Еремей Айпин и Мария Вагатова (Волдина), манси Андрей Тарханов и Юван Шесталов, ненец Юрий Вэлла. Но и поэты Владимир Волковец, Петр Су­ханов, Дмитрий Мизгулин, Дмитрий Сергеев, прозаики Марга­рита Анисимкова, Сергей Козлов, Виктор Козлов, Сергей Луц- кий...

Взять, к примеру, Сергея Луцкого. На мой взгляд, этот писа­тель — один из лучших современных прозаиков России. Живёт в посёлке Большетархово Нижневартовского района. Печатает­ся в окружном альманахе «Эринтур», в толстых литературных журналах «Юность», «Октябрь», «Наш современник», «Сибир­ские огни». Недавно состоялось представление его прозы в по­пулярной «Роман-газете». Прочтите его повести «Затмение», «Снохач Бусыгин», «Варианты Надежды Вилоровны», «Страсти по Василию», «Портрет на фоне 90-х» и убедитесь, что это лите­ратура самой высокой пробы.

Прозаик из Горноправдинска Ханты-Мансийского района Сергей Козлов за два последние года выдал две талантливые по­вести «Мальчик без шпаги» и «Бекар», удостоенные междуна­родных литературных премий за произведения для детей и юно­шества им. А.Н. Толстого и В. Крапивина. Одной из повестей Козлова «Мальчик без шпаги» заинтересовался тюменский кинорежиссёр Константин Одегов, идёт подготовка к съёмкам художественного фильма. Однако же местные критики, лите­ратуроведы, журналисты и библиотекари, без активной работы которых также немыслим полнокровный литературный про­цесс, почти не обращают внимания на творчество своих земля­ков. Нет пророков в своем Отечестве?

Со всех концов необъятного округа в Дом писателей стека­ются книжки и книжицы, изданные за счёт средств муниципальных — городских и районных бюджетов, при содействии предприятий и организаций-спонсоров. Из десятка наименова­ний можно обнаружить одну-две неплохие, но 90% изданного — это макулатура. Во многом благодаря этой типографской стряп­не обесценено писательское слово да и само звание писателя. Но по-прежнему по каким-то странным соображениям прави­тельство автономного округа не желает принять предложение писателей о создании окружной межведомственной комиссии по планированию и регулированию издательской деятельности с непременным участием представителя писательской органи­зации.

Речь не о коммерческой литературе, сочиняемой ради при­работка. Речь о литературе как неотъемлемой части националь­ных культур населяющих Россию и наш автономный округ на­родов. О литературе, которая обеспечивает потребность пока ещё не поголовно заражённого коммерческим чтивом читателя в качественной, социально значимой беллетристике.

При словах «социально значимой» всегда примечаю на лицах своих оппонентов загадочные улыбки: «А что это такое — соци­ально значимая художественная литература?» Отвечу выдерж­кой из программного заявления современного московского из­дательства «Пальмира»:

«Социально значимая книга — это, прежде всего, професси­онально сделанная книга. Написанная достойным словом про­за и поэзия. Слово — это инструмент интеллекта. От состояния инструмента зависит интеллектуальный, нравственный и ду­ховный уровень общества. Социально значимая книга разруша­ет специфические патогенные мифы, сложившиеся в России. В числе этих мифов особо выделяются миф о «новых русских» как хозяевах жизни, миф о безнаказанности сильных мира сего, миф о деньгах как высшей ценности, отменившей все Десять заповедей, миф о победе зла над добром, миф о социальном аутсайдерстве писательской профессии... Социально значимая книга передаёт ценности, восстанавливающие у читателя ува­жение собственной личности и своей страны...

Утрата национальной литературой некогда присущих ей вы­соких нравственных позиций вызвана не столько переменами в духовной, материальной и социальной жизни общества, сколь­ко поведением участников книжного рынка, навязывающих некачественное чтиво и создающих информационный вакуум вокруг талантливой современной литературы».

Литературный процесс в его классическом определении как упорядоченное развитие всего литературного хозяйства, книжно-журнального, издательского, переводческого дела в ав­тономном округе, как и во всей России, находится в коматоз­ном состоянии. Это чрезвычайно важное дело с лёгкостью нео­быкновенной по причине синдрома рыночного затмения было сброшено с государственных плеч. Мы пытаемся вернуть его к жизни с помощью аппарата искусственного дыхания. Кислород время от времени небольшими дозами нам поставляют спонсо­ры. Но одной врачебной бригады уже недостаточно. Именно поэтому в 2000 году окружная писательская организация вли­лась в Ассоциацию писателей Урала, которая в настоящее вре­мя объединяет свыше двенадцати областных и окружных писа­тельских организаций Урала, Сибири и даже Поволжья. Кое-что совместными усилиями пытаемся делать. Провели несколько деловых конференций, Всероссийских и региональных семина­ров молодых писателей, учредили Всероссийскую премию им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, выпустили пять номеров регионально­го альманаха «Чаша круговая», наладили совместный выпуск общеуральской литературной газеты «Большая Медведица».

Мы готовы участвовать во всех созидательных акциях во благо Отчизны. В сфере наших интересов — самые животрепе­щущие вопросы жизни русского народа — проблемы русского языка, православной школы, духовного здоровья нации.

180 лет назад А.С. Пушкин утверждал:

_«Словесность_русская_больна,_
_Лежит_в_истерике_она...»_

Если и не истерика, то растерянность наблюдалась и в нача­ле 90-х годов прошлого века. Наблюдается и сейчас, когда судь­ба Дома писателей и писательской организации зависит не от буквы крайне необходимого нам закона о творческих союзах, а от доброй или недоброй воли чиновника. Но никогда не было и нет кризиса в русской словесности. Есть затяжной кризис в отношении к ней современников и особенно власти. Ибо во все времена «на пламени труда» беспрерывно «кипит, бурлит вооб­раженье» наших лучших поэтов и прозаиков. Это они изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год в меру своих сил и отмерен­ного Богом таланта без трескотни и шумихи вносят посильную лепту в духовно-нравственное оздоровление общества, о необ­ходимости которого, слава Богу, заговорили в последнее время государственные мужи. Вот и Президент Путин в своём послед­нем послании Федеральному Собранию произнёс, наконец-то, хорошо забытое властью слово _«литература»._

«Пережитый страной длительный экономический кризис тя­жело сказался на положении российской интеллигенции, на со­стоянии искусства и литературы, народного творчества. Прямо скажем, эти трудности едва не привели к исчезновению многих духовных, нравственных традиций России...»

Пока не привели.

Остаётся надеяться, что и чиновникам в конце концов будет позволено понять: литература в России — основная духовная составляющая любой национальной культуры, духовная среда обитания народа. Что общими усилиями мы обязаны прервать опасный эксперимент по отделению литературы от государ­ства, вернуть русской словесности её изначально почётное ме­сто в российской культуре...

_(В_кн.:_О_времени,_о_литературе,_о_себе._Литературно-критический_сборник._ — _Екатеринбург:_ИД_«СОКРАТ»,_2007)._