Были и небылицы Тавдинского края в трех томах:
Том 3




Народная медицина



Моча (urina)
в народной медицине



Геродот в его «Истории» рассказывает следующие случаи лечения мочой. «По смерти Сесостриса царскую власть наследовал, как говорят, сын его Ферон, который не совершил ни одного военного похода и случайно ослеп при таких обстоятельствах: однажды в его царствование вода в реке поднялась выше нежели когда-либо — до восемнадцати локтей, так что затопила поля; от сильного ветра заволновалась река. Царь в исступлении схватил копье и бросил его в самую пучину реки, немедленно после того он заболел глазами и ослеп. Десять лет он был слепым, на одиннадцатом году царь услышал изречение оракула, что в городе Буто, гласившее, что время наказания его исполнилось, что он прозреет, если промоет себе глаза мочою женщины, которая имеет сообщение только с мужем и другого мужчины не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой прозрел, в один город, именуемый теперь Краснопольем, и всех их сжег вместе с городом; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился. За исцеление глаз он разослал дары во все известные храмы, между прочим, что особенно заслуживает упоминания, пожертвовал замечательные предметы в храм Солнца, именно: два каменных обелиска, каждый обелиск из цельного камня вышиною во сто, а шириною в восемь локтей» (Геродот, История II, Евтерпа, 111 ст.).
Затем, описывая нравы кочевников, населяющих песчаные степи Ливии, Геродот говорит: «К западу от озера Тритониды нет более кочевников, и нравы тамошних народов иные. Так, с детьми обращаются они иначе, нежели кочевники. Кочевые ливияне, все ли, наверное не знаю, во всяком случае многие из них, поступают так: по достижении ребенком четырехлетнего возраста они грязною шерстью овцы прижигают ему жилки на темени, а иные народы припекают жилки и на висках; делается это с тою целью, чтобы в дальнейшей жизни люди не страдали от жидкости, вытекающей из головы. Потому-то, по их словам, они и пользуются наилучшим здоровьем. Действительно, ливияне здоровее всех известных нам народов; не могу сказать достоверно, по этой ли именно причине, но они здоровее всех. На тот случай, если с ребенком во время обжигания сделаются конвульсии, употребляется следующее средство: обливают ребенка козьей мочой и этим его излечивают. Впрочем, я говорю это со слов ливиян» (Геродот, IV, Мельпомена, 187 ст.).
Из приведенных выписок усматривется, что урина как лечебное средство была известна в глубокой древности и употреблялась в практике как народов высококультурных, какими были египтяне древних времен, так и народов, стоявших на низкой ступени культуры, каковыми были дикие кочевники Ливийской пустыни. При этом в Египте это средство — моча — как глазное лекарство было указано фараону оракулом, конечно, по рецепту ученых жрецов египетского храма, и, следовательно, там, в жреческой среде, это средство было общеизвестным. Я полагаю, что для этнографии небезынтересно установить, что урина в качестве лекарственного средства пользуется общей известностью и состоит в большом употреблении среди крестьян в Сибири. Для меня лично местом наблюдения этого оригинального способа лечения была Тобольская губерния, главным образом Тюменский уезд, в деревнях которого мне приходилось часто бывать и жить. Там я узнал, что урина является лекарственным средством как в народной медицине, так и в народной ветеринарии.
Способы и приемы лечения мочой мне были сообщены в надлежащей полноте сказителем и добрым знахарем, достопочтенным старцем Лукой Леонтьевичем Заякиным, крестьянином деревни Артамоновой Тюменского уезда, ныне уже умершим. Отдельные случаи лечения мною описаны по личному наблюдению, как это будет указано в своем месте.
По словам Л.Л. Заякина, моча употребляется в народной медицине для наружного лечения и для приемов внутрь и как средство профилактическое, причем достоинство этого лечения заключается, между прочим, в том, что это средство всегда безвредно при условии, что оно взято от здорового человека. Для лечения пригодна моча самого больного, но чаще приходится брать ее от других людей. В этом последнем случае наиболее полезною и для лечебных целей наиболее пригодною признается моча детей-подростков: мальчиков и девочек примерно от 6–7 лет до 13–14 лет; хорошими качествами обладает и моча девушек взрослых, но все это при непременном условии, чтобы мальчики и девушки были совсем здоровыми и нравственными в половом отношении.
Моча молодых замужних женщин обладает высокими лекарственными свойствами, но при условии, чтобы женщина была здорова, нравственна и имела бы здорового же и нравственного мужа. А так как женщин, отвечающих указанным требованиям, встречается немного, то самое лучшее и всего вернее с лечебными целями пользоваться мочой детей-подростков и девушек. Мочой детей-младенцев обычно не пользуются. Моча стариков и старух идет только для самолечения, другим же пользоваться мочою старых людей не следует, потому что моча стариков слаба, т. е. не обладает достаточными лечебными силами.
Нужно заметить, что моча подростков-мальчиков и молодых девушек горячее, чем моча старых людей. Возможно, что и на этом покоятся высокие достоинства мочи мальчиков и девушек в лечебном отношении. Урина больных и развратных людей — мужчин или женщин, это безразлично — не только не пользует, но вредит: усиливает боли и растравляет раны.
Моча человека во многих случаях признается единственным и верным средством лечения человека и домашних животных.
Таковы общие показания относительно лечебных свойств урины как лекарственного средства. Далее мы перейдем к изложению отдельных случаев лечения болезней уриной.



Урина как профилактическое средство



Прежде всего следует остановить свое внимание на профилактических свойства урины, на ее способности предупреждать заболевания. По словам знахаря Л.Л. Заякина, урина является хорошим и верным предупредительным средством против заболевания такими страшными эпидемическими болезнями, как чума и холера и даже сибирская язва, и поступают в данном случае так. При появлении эпидемии надо по утрам обязательно на тощий желудок выпивать такой состав: взять хороший винный стакан, на две трети его наполнить водкой и на одну треть своей собственной мочой и эту смесь выпить. Мочу надо брать всякий раз свежую. Такое лечение надо практиковать ежедневно по утрам за все время эпидемии. Поступая так, человек никогда не заболеет ни холерой, ни чумой, ни сибирской язвой.
Затем моча служит хорошим профилактическим средством против заболеваний простудных и ревматических. Способ употребления такой. Для того, чтобы свои конечности — ноги и руки — сделать нечувствительными к простуде и к ревматизму и вообще, чтобы предупредить заболевания ног и рук простудой или ревматизмом, поступают так. В бане, прежде чем париться и мыться, человек должен хорошо вспотеть и взопреть так, чтобы тело покрылось обильным потом; после этого мочатся и теплою мочою хорошо растирают конечности — руки и ноги — и обильно вымывают их мочою. А затем приступают к мытью в бане по положению и моются и парятся, как это делается обычно. Делать это надо всякую баню. Когда же ноги и руки уже болеют простудой или ревматизмом и страдают ломотой, опухолью и искривлением, тогда лечатся в бане также уриной, но уже не своею, а уриной, взятой от детей-подростков — мальчиков или девочек, и поступают так. Больной должен хорошо вспотеть и взопреть настолько, чтобы тело его покрылось обильным потом. Затем берут теплую мочу мальчика или девочки, крепко растирают ею и смачивают больные места — руки или ноги. После же этого моются и парятся по положению. Так поступают до полного излечения. Этот прием лечения считается очень хорошим и дающим скорое и полное излечение.



Урина при наружном лечении



Здесь прежде всего надо остановить свое внимание на лечении мочой глазных болезней. Нередко человек заболевает глазами: глазное яблоко у него краснеет, и веки на глазах также краснеют, пухнут и гноятся. В этих случаях всего удобнее лечиться своею мочою, и поступают так. Больной утром, как встанет, помочится себе в руку и теплою мочою промывает себе больные глаза; требуется вообще, чтобы для лечения бралась урина свежая и теплая, не остывшая; так же он поступает в полдень и вечером перед сном.
При слабых случаях заболевания можно практиковать этот способ по два раза в день. В том случае, если больной своей уриной пользоваться не может — по болезни или по другим причинам, тогда можно пользоваться мочою лиц посторонних. Но здесь следует обратить внимание на то, что для лечения глазных болезней берется моча только девушек или молодых женщин, но ни в коем случае не моча мужчин или мальчиков. Чем обусловливается это предпочтение женской мочи перед мужскою, этого знахарь Л.Л. Заякин объяснить не мог. Если в доме больного нет своих девушек, тогда можно пользоваться мочою своей жены, но при непременном условии, чтобы она была здорова и не вызывала сомнения в безнравственности. В крайнем случае можно пользоваться уриной соседних девушек и женщин.
Этот способ лечения глазных болезней в народной медицине признается очень хорошим и действительным и на практике многократно испытанным, и всегда дающим скорые и блестящие результаты.
Кроме того, уриной сгоняют бельмо на глазах, и поступают при этом так. Предварительно больной глаз хорошо смачивают и промывают свежею и теплою мочою, а затем берут чистую тряпочку, обильно смачивают ее теплой уриной и эту тряпочку накладывают на больной глаз и перевязывают. Тряпочку можно заменить конопляной куделей, волокна которой хорошо очищены щеткой, как это делается для пряжи. Конопляную куделю также смачивают в свежей моче и накладывают на больной глаз, а затем перевязывают. Промывание и перевязку надо делать раза три в день до полного излечения. Требования к моче предъявляются те же самые, как было указано выше, то есть чтобы моча была взята свежая и теплая и чтобы она была взята от самого больного или же от женщины, но ни в коем случае не от постороннего мужчины. Это средство также считается очень хорошим и действительным.
Этот способ иногда употребляется как подсобный и при другом способе лечения бельма на глазу, указанном Иваном Лукичом Заякиным и состоящим в следующем. Берут свежее куриное яйцо и варят его всмятку так, чтобы белок был мягкий, а желток был бы совсем жидкий; после того желток начисто выбрасывается из яйца, и в углубление, где лежал желток, насыпают синего купороса в порошке в разных дозах, в зависимости от возраста больного: если лечат взрослого человека, то берут около ползолотника купороса, а если лечат ребенка, то берут совсем немного купороса, примерно столько, сколько можно захватить кончиком перочинного ножа. Всыпанный в углубление белка купорос оставляют в нем на недолгое время, чтобы купорос всосался в вещество белка, а затем белок очищают от скорлупы и берут в кулак, и выжимают из белка сок-жидкость. Жидкость эта в народном обиходе носит название купоросных капель. Жидкость эту берут кончиком очиненного гусиного пера и одну каплю ее спускают в больной глаз на бельмо. Средство это очень сильное и болезненное для глаза, поэтому, немного спустя после впускания капли, глаз промывают холодной водой. После же промывания глаза холодной водой можно смыть больной глаз мочой и наложить на него повязку из конопли, смоченной уриной, как это было указано выше. Впускание в глаз купоросной капли можно делать только один раз в день в течение двух, самое большое — трех дней, перевязку же глаза коноплей, смоченной уриной, можно практиковать и после этого приема, впредь до полного излечения.
Из изложенного усматривается, что при лечении бельма на глазу можно пользоваться совместно обоими способами, но и применение каждого из этих способов лечения в отдельности дает хорошие результаты. Но все-таки признается нежелательным лечение бельма одной купоросной каплей, так как средство это слишком сильное и болезненное и может вызвать раздражение глаза; надо сопровождать это лечение перевязкой коноплей, смоченной уриной, ибо такая перевязка действует как болеутоляющее средство, смягчающее действие купоросной капли.
Наружные повреждения: раны, ссадины, кровоподтеки (синевицы по местному выражению), глубокие царапины на теле, ушибы и опухоли от ушибов и побоев, переломы и раздробления костей — в крестьянском быту почти всегда лечатся мочою, и при этом поступают так. Прежде всего с больного места тщательно теплою и свежею мочою смывают кровь, грязь и гной, а затем берут конопляную ку- делю, хорошо расчесанную, смачивают ее теплою мочою и куделей обкладывают больное место и перевязывают. Вместо кудели можно взять чистую тряпочку. Перевязку надо делать по степени болезни — раза три-четыре в день и чаще; обычно наблюдают, чтобы перевязка не высыхала, и как только заметят, что перевязка начинает высыхать, так сейчас же заменяют ее свежей перевязкой. Я лично наблюдал такой случай лечения мочой. Крестьянский парень лет семнадцати поехал на ветряную мельницу молоть зерно и там по оплошности попал рукою в колесо, и механизмом ему смяло и раздробило кисть руки и переломило кость между кистью и локтем; изувеченного парня лечили только мочою, способом, указанным выше, т. е. смывали больное место мочою и перевязывали конопляной куделей, смоченной мочою. Лечение дало положительные результаты, хотя рука осталась навсегда изуродованной.
Раны и ушибы у домашнего скота и засечки на ногах у лошадей почти всегда лечатся только мочой человека, и поступают при этом так же, как указано выше при лечении ран и наружных повреждений у человека, т. е. промывают больное место свежею мочою и перевязывают конопляною куделею, смоченной мочою; перевязку переменяют несколько раз в день, смотря по надобности. Нужно заметить, что больных животных пользуют мочою не животных, а человека. В жизни деревни можно нередко наблюдать картину того, как заботливый хозяин излечивает свою лошадь, болеющую засечкою на ногах: в таких случаях крестьянин подходит к лошади и прямо мочится на больную ногу лошади и делает так до излечения.



Приемы внутрь



Опившихся, или, по местному выражению, сгоревших с вина, лечат мочою путем приема внутрь, причем средство это признается специфическим и самым действительным.
На крестьянской пирушке как только пьяный упадет с признаками алкогольного отравления, так сейчас же найдутся знахари, которые приглашают компанию: «Ссите ему в рот». И в публике всегда найдутся желающие порадеть для друга; такие радетели тут же, не стесняясь полом и возрастом присутствующих, с приличною серьезностью, подсевши над больным, начинают мочиться ему прямо в рот, если же опившийся лежит со стиснутыми зубами, то другие силою открывают рот пациента.
Приведу случай лечения опившегося, бывший в сфере моего наблюдения. На одной крестьянской пирушке в Тюменском уезде один крестьянин, мужик лет под тридцать, опился и упал замертво на полу в той же комнате, где происходило гулянье. Сейчас же гости начали его отхаживать. Сначала принялись откачивать больного, но откачивание не помогало. Тогда начали отпаивать опившегося: поили его сначала квасом, а потом молоком, простоквашей и сывороткой, но и отпаивание не помогало, а между тем положение больного становилось очень серьезным. Тогда было решено перейти к способу лечения наиболее радикальному — к отпаиванию мочою; сначала поили больного мочою мужчин, но это не помогло, тогда стали поить мочою женщин, но и это не дало желанных результатов, и решили позвать жену опившегося; стали поить опившегося мужика уриной его жены, и с больным сделалась рвота — мужик был спасен.
Таким образом, тогда же было установлено и всенародно признано, что для лечения опившегося мужика является наиболее целебной и действительной урина его жены. В разговорах с некоторыми участникам этой пирушки, принимавшими непосредственное участие в лечении опившегося мужика, я просил разъяснить мне такое положение: если бы опилась замужняя женщина, то для ее лечения была бы наиболее полезна моча ее мужа или же и для нее была бы полезна только моча другой женщины? Но этого недоразумения никто из крестьян мне разъяснить не мог.
При тяжких внутренних повреждениях и сотрясениях, сопровождающихся переломом и раздроблением ребер и костей, при тяжких побоях с повреждением легких и других внутренних органов крестьяне почти всегда лечатся только мочою путем приема ее внутрь. В подобных случаях больного поят уриной человека: мужчины, женщины или детей — это безразлично. Домашние внимательно следят за тем, чтобы около больного стоял жбан или другая посуда, всегда наполненные мочой, а чтобы больной охотнее пил мочу, его за все время лечения не поят ни чаем, ни водой. Следовательно, в данном случае способ лечения состоит в том, что для больного питьевую воду заменяют мочой. В том случае, если от домашних получается мочи недостаточно, тогда идут на помощь соседи: мужчины, женщины и дети, которые по мере естественных потребностей являются в дом больного и наполняют приготовленную для того посудину.
Для иллюстрации я укажу здесь случай, бывший предметом судебно-медицинского исследования в порядке судебного расследования. В одной деревне в Ишимском уезде на съезжем празднике одного мужика избили так сильно, что его замертво принесли домой. Больной недели две лежал в постели и не мог подняться, а затем стал поправляться и встал на ноги. Больной был подвергнут судебно-медицинскому обследованию недель около трех спустя после этого события, и после освидетельствования оказалось, что у больного были сломаны грудная клетка и несколько ребер, на голове и на теле у него были раны и кровоподтеки, по-видимому, у него были повреждены и легкие, так как больной жаловался на затруднительность дыхания. Этот больной лечился только мочой. Он лежал в своем доме в горнице, на полу около него стояла деревянная шайка с мочою. Соседи-крестьяне почти со всей деревни: мужчины, женщины и дети — ежедневно по мере естественной надобности приходили в дом больного и мочились в шайку, и больной пил эту жидкость, почерпая ее чайной чашкой; он мог пить мочу, сколько ему было угодно, и утолять жажду только этой жидкостью, так как ему не давали ни воды, ни чаю, но все-таки ему была определена доза, именно: он был обязан выпивать по чайной чашке свежей и теплой мочи три раза в день — утром, днем и вечером, в остальное же время он мог пить мочу по желанию, сколько сможет. Больной уверял врача-эксперта, что остался жив и даже стал поправляться и выздоравливать только благодаря этому способу лечения, и врачу нужно было употребить много усилий, чтобы убедить больного бросить это лечение как вредное.
Что касается лечения животных путем приема урины внутрь, то надо сказать вообще, что применение урины в народной ветеринарии обширно и крайне разнообразно. К сожалению, мне не удалось в надлежащей полноте обследовать этот отдел, так как для этого необходимо знакомство с коновалами, а такого знакомства завязать мне не удалось.
Я приведу здесь лишь один случай лечения домашних животных уриной от сибирской язвы, сообщенный знахарем Тюменского уезда Тимофеем Николаевичем Межецким. Когда заболеет сибирской язвой какое-либо животное: лошадь или корова, тогда поступают так. Берут бутылку свежей мочи от здорового человека — мужчины или женщины, безразлично — и полбутылки постного конопляного масла (масло берется только конопляное, а не какое-либо другое: не подсолнечное, не льняное и т. п.). Больному животному дают выпить сначала мочу, всю бутылку зараз, а затем дают выпить полбутылки конопляного масла, также зараз. Одновременно с этим сибиреязвенную опухоль растирают коровьим маслом и принимают другие меры воздействия. Средство это считается очень хорошим; по объяснению знахаря Межецкого, этот прием внутрь мочи и конопляного масла не дает наружной сибирской язве распространяться, а внутреннюю болезнь иногда выгоняет наружу и так делает возможным излечение животного даже от внутренной язвы, обычно признаваемой неизлечимой и безусловно смертельной.
Надо, впрочем, заметить, что указанный способ лечения применяется и к лечению человека от сибирской язвы, только приемы употребляются значительно меньшего размера. Для лечения человека достаточно урины в дозе чайной чашки, а конопляного масла — полчашки.
Подробно этот способ лечения человека и животных от сибирской язвы излагается в моей статье «Сибирская язва».



Лечение человека мочой животных



По-видимому, в практике народной медицины лечение мочой животных не имеет большого распространения, а для лечения путем приема внутрь моча животных, вероятно, и совсем не употребляется, по крайней мере мне неизвестно ни одного случая такого лечения. Из случаев же наружного лечения мне известен только один, а именно: при лечении детской грыжи. Дети-младенцы обоего пола нередко болеют грыжей, крестьянки и повивальные бабки различают три вида грыж: пуповая (пупочная), паховая и мошоночная; названия эти определяются местом появления грыжевой опухоли. Лечение ведется так. Берут чистую тряпочку или же хорошо очищенную конопляную куделю, смачивают в теплую и свежую мочу кобеля и накладывают на грыжевую опухоль, и перевязывают; перевязку меняют несколько раз в день, по мере надобности. Лечение ведется до выздоровления. Нужно заметить, что для лечения детской грыжи берется моча только кобеля, но не моча суки, и почему дается такое предпочтение моче кобеля, я объяснения в народе не получил.
Иногда указанный способ лечения в народной медицине употребляется как подсобный при другом способе лечения детской грыжи, а именно: берут живого кота и несут его к коновалу для кастрации, вырезанные яйца кота и представляют собою лекарственное средство. При лечении поступают так. Яйцо кота разрезают пополам и половинки яйца местами обреза кладут на грыжевую опухоль ребенка, а сверху накладывают тряпочку или коноплю, смоченную мочой кобеля, и перевязывают; когда же эта перевязка подсохнет, берут другое яйцо кота и поступают с ним так же, как и с первым. Это средство настолько хорошее и действительное, что к услугам второго кота прибегать обычно не приходится. Но если болезнь затянулась, то можно изловить и другого кота и провести повторное лечение тем же порядком, как было указано выше.
Попечение о воспитании и лечении больных детей в крестьянской среде всею своею тяжестью ложится всецело на крестьянскую женщину и на ее бескорыстную помощницу — повивальную бабку, которая почти всегда бывает и знахаркой; мужчины же в это дело совершенно не вмешиваются, как будто оно их совсем и не касается. Женщины же хорошо знают целебные свойства яиц кота, и поэтому весною, когда на деревне появляется коновал, то к нему обращаются женщины с просьбой охолостить кота. Коновалы никогда в этой просьбе не отказывают, так как среди коновалов существует поверье, что кастрация котов, особенно весною, пред началом операционного сезона, всегда приносит коновалу счастье и удачу в кастрации домашних животных. Некоторые коновалы придают холощению котов такое важное значение, что если женщины не приносят им кота для кастрации, то сами ловят котов и кастрируют их, и тем открывают операционный сезон по своей профессии.


* * *


Нельзя не упомянуть и о том, что в среде крестьянских девушек в Сибири уриной пользуются как средством косметическим, а именно: ее употребляют для того, чтобы согнать с лица загар и веснушки и чтобы очистить лицо от угрей и прыщей, и при этом поступают так. Утром, вставши с постели, девушка умывается своею собственною мочой — свежей и теплой, но не утирается полотенцем, а дает влаге на лице высохнуть на свободе, и после того она умывается водою по положению. Такое умывание мочою достаточно проделать один раз в день по утрам, но не будет вреда, если это проделывать по два раза в день — утром и вечером в течение нескольких дней, впредь до получения желаемого, эффекта. Нужно заметить, что для такого применения можно пользоваться только своею мочою, но нельзя пользоваться мочою посторонней женщины и даже другой девушки-подруги, а тем более мужчины. Трудно сказать, чем вызывается такое строгое ограничение в способе употребления этого средства, вернее всего, что это вызывается соображениями стыдливости и стремлением сохранить в тайне этот оригинальный прием кокетства.
Это косметическое средство в среде крестьянских девушек пользуется обширной известностью и большим употреблением, но содержится оно в большом секрете и проделывается в великой [тайне]…[32].



Примечания
1
Жихарько, по мнению посказителя, был маленький мальчик с крылышками.
2
Вариант Жихарько.
3
Петушок.
4
Т. е.1/4 аршина.
5
Подробные биографические сведения о посказителях Л.Л. Заякине и Д.Н. Плеханове я надеюсь дать при издании мною сборника сказок и легенд, записанных со слов этих и других посказителей.
6
Бог Саваоф.
7
То есть слюнку.
8
Соксун — это особая порода широконосых уток, водящихся в Сибири.
9
Излагая это, посказитель жестами изобразил, как Бог мял землю на своей ладони.
10
Диалог Сатаны с Богом записан со слов посказителя буквально, причем посказитель фразе «ты от свята свят дух и т. д.» придает, по-видимому, какое-то особенное мистическое значение и всякий раз передает ее точно и неизменно, как формулу.
11
Двойной слой льда.
12
На вопрос, что именно Бог сотворил в 3, 4 и 5 дни, посказитель Л.Л. Заякин ответил: «В писании это сказано и в библии, я это читал, да теперь забыл, память стала худая».
13
Монолог Бога: «Будь ты, Михаил — Ил» и т. д. записан со слов посказителя буквально. Значения слова «Ил» посказитель объяснить не мог.
14
Разбор и научную оценку многочисленных родственных народных сказаний см. в исследовании акад. А.Н. Веселовского «Дуалистические поверия мироздания» (Разыскания в области русского духовного стиха, XI, 1889. Тексты легенд срв. еще в «Смоленском сборнике» В.Н. Добровольского, вышедшем после исследования Веселовского (ч. I, СПб. 1891, стр. 224 и след.) — Прим. ред. «Этнографическое обозрение».
15
Вариант известных апокрифов, проникших в народ. — Прим. ред. «Этнографическое обозрение».
16
Бачкуль — большое и глубокое озеро близ села Еланского Тюменского уезда; озеро лежит в сосновом лесу, в поперечнике больше 6 верст.
17
Заболотье — это урманная и лесная местность между реками Тавдой и Обью на границе Тюменского и Тобольского уездов. Местность эта населена оседлыми остяками и татарами.
18
Царево городище — исторический район г. Тюмени, где, по преданию, находятся остатки города Чимги-тура (Чинги-тура), бывшего столицей татарского княжества.
19
Азан-юрты. Печатается по: ЭО. 1906. № 1–2. С. 108–112; Опубликовано также: Вестник Западной Сибири. 1913. № 277.
20
Дионео — псевдоним русского писателя и публициста Исаака Владимировича Шкловского. В 1886-92 гг. И. Шкловский отбывал ссылку в Средне-Колымске.
21
Исключительно
22
Таинственные обряды крестьянской свадьбы в Западной Сибири.
Опубликовано: Лукич. 1999. № 5. С. 71–97. Текст реконструирован В.Я. Темплингом по черновой рукописи: ТОКМ. 5089/223. Л. 7—41. В данный вариант внесены дополнения и уточнения.
23
или же
24
Название второй главы дано составителями тома на основании соотнесения текста со структурой свадебного обряда.
25
Заявляя главной целью своей работы «описание таинственных обрядов и наговоров», П.А. Городцов ограничился в основном описанием публичных действий участников обряда. О собственно таинственных обрядах (заговаривание коней, свадебного поезда) этнограф упоминает лишь в начале второй главы рукописи. Отсутствуют и тексты заговоров, которыми сопровождался обряд.
26
Окончание песни в рукописи отсутствует.
27
Надо говорить Чернигов.
28
Текст песни выполнен другим почерком. Вероятно, запись принадлежит одному из корреспондентов П.А. Городцова. В верхней части листа уже рукою П.А. Городцова проставлена дата 19 июня 1907.
29
Два гадания. Опубликовано: Записки ЗСО ИРГО. T. XXIXVII. Омск, 1916. С. 66–85. Сверено с рукописным текстом: ТОКМ. 5090/ 224. Л. 1—18. Рукопись датирована П.А. Городцовым августом 1908 г.
30
Боксерское движение — искаженное название Ихэтуаньского восстания, охватившего в 1899–1901 гг. провинции Северного Китая. Название получило по имени тайного общества Ихэцюань — «Кулак во имя справедливости и согласия». Неверно истолкованное иностранцами, оно послужило поводом называть повстанцев «боксерами». Европейские страны, в том числе и Россия, а также США и Япония организовали интервенцию в Китай для подавления восстания. Очевидно, информант П.А. Городцова принимал участие в этом походе в составе русского экспедиционного корпуса.
31
Книга И.П. Сахарова «Сказания русского народа» вышла вторым изданием в 1885 г. Вероятно, П.А. Городцов ссылается именно на это издание. По словам И.П. Сахарова, «гадание на бобах принадлежит записным городским гадательницам. В селах занимаются этим более дворовые люди, а особливо клюшницы, няньки и экономки, по воле или неволе барской». Обширное исследование П.А. Городцова, посвященное гаданию на бобах, полемично по отношению к автору классического труда о русском чернокнижии.
32
Окончание статьи в рукописи отсутствует.
33
Очерк П.А. Городцова предваряло сообщение: «Ниже печатаемый очерк — часть этнографического исследования покойного Петра Алексеевича Городцова, автора ряда трудов по бывшей Тобольской губернии, литературное наследие которого его сыном П.П. Городцовым любезно предоставлено Тюменскому обществу».
34
Слово «дорогавчаго» несомненно испорченное слово и обозначает «даровавшего». Знахарь Д.Н. Плеханов был человек неграмотный и затруднялся в произношении книжных слов и выражений.
35
К сожалению, в подписи к фотографии (см. Т. 1 наст. изд.) в дате смерти допущена ошибка. Следует читать: 16.07.1919.
36
Афанасьев. Сказки. Т. II. № 158.