Были и небылицы Тавдинского края в трех томах:
Том 3








Два гадания
(у крестьян Тюменского уезда)



Среди многочисленных и разнообразных форм гадания, известных на практике крестьянского населения Тюменского уезда, следует обратить внимание на два следующих гадания: гадание на бобах и гадание на росстани[29].
Известный этнограф И.П. Сахаров в его труде «Сказания русского народа» в отделе о русском народном чернокнижии говорит: «Гадание на бобах принадлежит записным городским гадальщицам. В селах занимаются этим более дворовые люди, а особенно ключницы, няньки и экономки по воле или неволе барской». Это рассуждение совершенно неверно, по крайней мере в отношении крестьянского населения Западной Сибири и, в частности, Тюменского уезда. Гадание на бобах широко распространено именно в крестьянской среде, и с положительностью можно сказать, что в Сибири нет села или деревни, где бы не практиковалась эта форма гадания; всякий знахарь или знахарка обязательно знает гадание на бобах и часто его практикует.

Гадают на бобах про всякие случаи жизни: заводится ли на селе свадьба, гадают о судьбе брачующихся, случится ли на селе какое-либо несчастье — пожар, смерть близкого человека или кража, — всегда в таких случаях идут к знахарю или к знахарке и гадают; взгрустнется какой-нибудь женщине и станет скучно без всякой видимой причины — она идет к знахарю и просит: «Дедушко, раскинь-ко мне медь, что-то мне стало скучно», и приступают к гаданию. Одним словом, гадание на бобах — это самый обычный и даже излюбленный способ гадания среди крестьян. Распространение и популярность этого гадания легко могут быть объяснены тем, что это гадание крайне удобно в практическом отношении: для этого гадания не требуется никакой особой обстановки и никаких особых приготовлений, нужно только иметь под руками бобы.

Другое дело гадание на росстани. К этому гаданию могут приступить только люди решительные и смелые, и самое гадание требует особой обстановки и особых приготовлений, и совершается оно лишь под руководством опытного знахаря. Этот способ гадания известен лишь немногим знахарям, держится он в величайшей тайне и практикуется крайне редко. Возникновение этого гадания, несомненно, относится к временам глубокой древности, и потому его следует признать особенно интересным и заслуживающим внимания этнографов.
Гадание на бобах впервые сообщил мне старый знахарь, крестьянин Тавдинского края Тюменского уезда Д.Н. Плеханов в июне месяце 1907 года. Затем я имел возможность несколько раз проверить это гадание в практике других знахарей и знахарок, а в последний раз я проверил это гадание опять-таки в практике самого Д.Н. Плеханова уже в конце июня сего 1915 года.
Гадание на росстани сообщено мне в апреле месяце 1906 года почтенным старцем, крестьянином Тюменского уезда Лукой Леонтьевичем Заякиным, ныне уже умершим.



Гадание на бобах



Для гадания берется сорок один (41) боб, бобы берутся самые обыкновенные, высаживаемые на грядах крестьянских огородов. Для гадания берутся отборные и хорошо созревшие бобы, принявшие темно-синюю краску, причем пред употреблением и особенно для заготовления впрок бобы хорошо высушиваются на солнце или же на русской печке, но в летнее время в случае надобности можно оперировать на свежих бобах, даже незасушенных.
Для заготовления бобов не требуется соблюдения никаких особенных обрядностей, но, по мнению всех знахарей, требуется собирать и заготовлять бобы тайно и незаметно для посторонних лиц, чтобы не возбудить пустого любопытства со стороны праздных людей и чтобы «не озевали» бобов.
Знахарь Д.Н. Плеханов заявляет, что гадание возможно только на бобах и никакой замены бобов допускать нельзя, ибо всякая замена бобов другими предметами и суррогатами парализует магическое действие гадания. Поэтому всякий знахарь должен иметь под руками запас бобов. И действительно, сам знахарь Д.Н. Плеханов всегда имеет при себе запас отборных, зрелых и хорошо высушенных бобов, которые он помещает в самодельной деревянной коробочке с крышечкой и хранит в кисете наряду с наговорным воском и другими принадлежностями своего звания, кисет же этот он держит и носит постоянно с собою.
Наоборот, знахарь Заякин заявляет, что в случаях нужды и крайности бобы можно заменить другими предметами, причем в жизни крестьянина часто могут быть такие положения, когда приходится допускать такую замену. Так, ежегодно приходится крестьянину заезжать далеко от своего селения: то в лес для лесных и звериных промыслов и для заготовки дров, а равно для сбора кедровых орехов, то на отдаленное озеро для рыбной ловли, то на удаленные луга для покосов; в таких случаях за хозяйственными хлопотами часто забываются бобы, а между тем в свободное от занятий время, особенно в длинные осенние вечера, в шатрах и землянках при свете костров часто приходит желание погадать. В таких случаях допускается замена бобов гальками, кедровыми орехами, речными раковинами и даже комочками обыкновенной поваренной соли. В данном случае допускается презумпция, что указанные суррогаты представляют собою настоящие бобы. При гадании над такими предметами выполняются все те манипуляции, как и над бобами, и произносятся над ними положенные на такой случай наговоры. Один посказитель говорил мне, что во время боевого похода в Китай для усмирения боксерского движения[30] при гадании для себя и своих боевых товарищей он заменял бобы красивыми разноцветными камешками, собранными на маньчжурских сопках. Существует такое сказание о бобах. В древние и незапамятные времена бобы были людьми, и не простыми, а волшебниками и «еретниками». Бога они не знали и даже были ему противниками, и занимались только тем, что вредили людям. Бобы-люди имели способность прорицания и превращения и всего чаще превращались в саранчу и перелетали с места на место. Но с течением времени бобы обратились к Богу и сделались истинными христианами и прекратили свою безбожную жизнь, но способность прорицания осталась за ними навсегда. Когда и за что волшебники-люди были обращены в бобы — неизвестно, только бобы от своих родоначальников волхвов усвоили и сохранили силу прорицания. Бобы-люди, ставшие христианами, принимали участие в Куликовской битве и помогали нам, русским, в борьбе с татарами, они даже заранее предсказали исход этой битвы и победу русских над татарами. В этой битве бобы участвовали в составе четырех полков; воевали они и бились с врагом храбро и самоотверженно, так что из четырех полков у них осталось людей едва на один полк, остальные все честно легли на поле брани, и этот-то остаток бобов-героев своею храбростью и смелым натиском на врагов решил в пользу русских исход боя на Куликовом поле.
Сказание это сообщено посказителем Д.Н. Плехановым. Передавши это сказание, посказитель Плеханов сказал, что потому-то в гадании плоды бобов и нельзя заменять ничем другим: ни камешками, ни косточками других плодов, что в бобах кроется дух превращенных в них людей-волшебников.
Перед гаданием знахарь произносит над бобами особую наговорную формулу, по-видимому, существует множество вариантов этого наговора, но мне удалось записать лишь два следующих варианта.

Д.Н. Плеханов произносит такой наговор:
«Бобы серогрецкие, мысли молодецкие, походите и послужите, и сущую правду мне скажите по крестному целованию. Как вы ходили и служили Богу и великому государю тридцать три года по крестному целованию, так и для меня, для раба Божия (имя лица, для которого производится гадание, а если знахарь гадает для себя, то называет свое имя), походите и послужите, и сущую правду мне (ему, ей) скажите. (В этом месте знахарь излагает сущность гадания примерно в таком виде: «Если у этого раба Божия (имярек) или у этой рабы Божьей (имярек) украденный конь или какое-либо краденое имущество найдется, если любовь доброго молодца или девицы вернется, если такое-то предприятие удастся и даст пользу, и т. п.) — тогда пади легкая медь на пяти головах и свет на лицо. Цари бобы!».

Посказитель же Заякин произносит такой наговор:
«Сорок один боб, скажите сущую правду, не утайте, впредь угадайте. Если исполнится мое такое-то желание (здесь надо высказать сущность гадания, например: если найдется краденое имущество, или если вернется ко мне любовь такого-то или такой-то, или если будет мне удача в моем таком-то деле, и т. п.), то пади легкая медь на самое сердце. Аминь».

Самый процесс гадания выполняется так. Знахарь высыпает все 41 боб кучкой на стол и берет в руку один боб, подносит его к устам и тихо произносит, «шепчет» над этим бобом наговорное слово, образцы которого приведены выше; произнеся наговорное слово, посказитель рукою с наговоренным бобом делает круговое движение вокруг всей кучки бобов справа налево. Это круговое движение на языке посказителей называется «взять бобы в круг». Взявши бобы в круг, посказитель наговоренный боб бросает в общую кучку бобов и смешивает их так, что наговоренный боб теряется в общей массе бобов.

Здесь я схематически изображаю круговое движение при забирании бобов в круг:

* изображения доступны в других форматах


Далее, чтобы облегчить понимание и усвоение приемов гадания, я представляю схему той таблицы, которая получается при раскладывании бобов. Вот эта таблица:


* изображения доступны в других форматах



Из таблицы этой усматривается, что при гадании бобы раскладываются в три горизонтальные линии по три кучки бобов в каждой линии, всего девять кучек. Верхняя линия носит название «голова», средняя линия — «сердце» и нижняя — «ноги»; правая вертикальная линия называется «правая рука, или своя сторона», левая вертикальная линия — «левая рука, или чужая сторона», а средняя вертикальная линия особого названия не имеет или же называется просто «серединой».
Произнеся наговор и забравши бобы в круг, знахарь всю массу бобов делит на три произвольные кучки, распределяя кучки в одну горизонтальную линию; затем знахарь от средней кучки начинает откидывать лишние бобы по четыре штуки зараз, и после такого откидывания в кучке должен получиться остаток в 4, 3, 2 и 1 боб, и этот остаток он кладет в середине верхней линии, на нашей схеме обозначенной буквой Ь. После этого знахарь переходит к кучке на правой стороне и откидывает лишние бобы, отсчитывая по четыре боба, остаток же кладет на правую сторону верхней линии, обозначенную буквой с. Тем же способом — откинувши лишние бобы — знахарь остаток кладет на левую сторону верхней линии, обозначенную на схеме буквой а.
Разложивши бобы в верхней линии, знахарь объясняет смысл и значение этой линии.
После всего этого знахарь собирает и смешивает все три кучки лишних бобов в одну общую массу и опять делит их на три произвольные кучки, и приступает к раскладыванию второй линии, и при раскладывании второй линии он держится тех же приемов, как и при раскладывании первой линии. Разложивши вторую линию, знахарь толкует ее значение в отдельности и в связи с верхней линией.
После этого знахарь опять собирает все три кучки лишних бобов, смешивает их и опять делит на три произвольные кучки, и указанным способом раскладывает нижнюю, и последнюю, линию.
Разложивши эту последнюю линию, знахарь толкует ее значение в отдельности, а затем уже углубляется в изучение всей таблицы полностью и приступает к раскрытию ее смысла и значения, толкует и объясняет ее заинтересованным лицам.
Нужно при этом сказать, что при гадании должно строго соблюдать порядок раскладывания линий в таблице и ни в каком случае нельзя нарушать этого порядка: всегда надо раскладывать сначала верхнюю линию, потом среднюю, а затем нижнюю линию, и ни в коем случае нельзя начинать с нижней или средней линии. Нарушение этого порядка признается настолько важным, что при наличности его самое гадание считается недействительным и ничтожным. Совсем другое дело — раскладывание бобов по отдельным линиям, здесь допускается большой произвол. Нами указан порядок раскладывания такой: в середине, направо и налево. Это наиболее употребительный способ и признающийся наиболее правильным. Но многие посказители раскладывают бобы по линиям в порядке прямой последовательности: а, Ь, с, и даже в обратной: с, Ь, а; и это не признается нарушением обряда. Того же приема придерживаются при раскладывании бобов во второй и третьей линии.
Для выполнения каждого в отдельности задания и для разрешения каждого в отдельности вопроса знахарь раскладывает бобы, или «раскидывает медь», три раза, и после этого гадание на заданный вопрос считается оконченным. При этом знахарь произносит — «шепчет» — наговор над бобами и забирает бобы в круг только один раз, именно перед первым разом, перед вторым же и перед третьим разом наговор не читается и бобы в круг не забираются. Но если гадальщик задает знахарю другой вопрос для гадания, тогда знахарь, приступая к гаданию, вновь произносит наговор и забирает бобы в круг. Так поступает знахарь и при гадании одному и тому же лицу на третий вопрос, на четвертый и т. д. Переходя же к гаданию для другого лица, знахарь обязательно читает наговор и забирает бобы в круг.
Переходя к изложению подробных приемов гадания, необходимо преподать некоторые общие указания, могущие послужить руководством в процессе гадания.
Прежде всего следует указать на то, что линии в гадательной таблице не напрасно носят каждая свое особое обозначение и свое название — такое название имеет глубокий смысл и значение. Недаром же на это обстоятельство обратил свое внимание и это отметил наш старый этнограф И.П. Сахаров в его «Русском народном чернокнижии»[31], где он говорит, что бобы олицетворяются частями человеческого тела.

Верхняя горизонтальная линия называется «голова». Это, конечно, потому, что эта линия определяет и указывает собою движение мысли и думы, а равно рождающиеся в голове человека планы, предположения и намерения, а равно всякие замыслы и рассуждения.
Вторая линия — «сердце» — определяет собою движение человеческого чувства и определяет направление человеческой воли. Вообще этой линией разгадываются все движения человеческого сердца: любовь и ненависть, дружба и вражда, радость и печаль, блаженство и страдание, а равно желание и влечение, и т. п.
Третья линия — «ноги» — обозначает собою движение действия во времени и пространстве, его потенциальность; этой линией определяется возможность и достижимость действия и его исполнимость. К этой именно линии приурочивают крайне характерное выражение «нога на пороге» для указания того, что загаданное действие должно скоро исполниться.
Правая вертикальная линия называется «правая рука», или своя сторона. Показания этой линии — добрые и худые — относятся к личности самого гадающего и его сторонников и благожелателей. В практике знахарей обычны выражения:
«интерес на своей стороне» или же «препятствие на своей стороне» и т. п.
Левая вертикальная линия называется «левая рука», или чужая сторона. Добрые или худые показания этой стороны относятся к чужой стороне, т. е. имеют значение для противной стороны, так сказать, для контрагентов гадающего. В таких случаях в практике знахарей обычны такие выражения: «интерес отходит на чужую сторону» или что «препятствие на чужой стороне», и там оно испытывается, и т. п.
Значение этих боковых линий особенно ярко вырисовывается при гаданиях об отношениях, носящих по существу своему характер взаимности и двухсторонности, например, в гаданиях для влюбленных молодых людей или же для соперничающих и даже враждующих сторон, при кражах и других преступлениях, для обиженных и обидчиков, и т. п.
Средняя вертикальная линия называется «средина», она имеет отношение только к личности самого гадальщика, без отношения к его друзьям и сторонникам.
В том случае, когда исход гадания благоприятен для гадающего, тогда говорят, что легла «хорошая, или легкая, медь», в противном же случае говорят, что «легла худая, или тяжелая, медь».
При раскладывании бобов возможны самые многочисленные комбинации, допускающие самое разнообразное толкование, причем очень часто посказители и знахари в толкование бобов вносят свои вариации. Все разнообразные комбинации я подвожу под две категории: простые и сложные, и в этом порядке приступаю к их рассмотрению, причем значение бобов будет мною рассмотрено в их расположении по горизонтальным линиям.



А. Простые комбинации. Значение одного боба


Первая линия
Средина. Удар тяжелый и неожиданный. Тяжелые и дурные вести. Тяжелая голова и мрачные мысли будут.
Направо. Показание хорошее. Хорошее и приятное известие.
Налево. Хорошо — удар переходит на противную сторону; вести у противной стороны. Свидание на чужой стороне.

Вторая линия
Средина. Совсем плохо — заколодило. Безнадежное и безвыходное положение, некуда деваться.
Направо. Письмо. Повестка. Вести, слухи, известия, имеющие отношение к личности гадающего.
Налево. Также письмо, вести и известия, но имеющие отношение к противной стороне.

Третья линия
Средина. Показание хорошее, скорое исполнение желаний. Скорое письмо и скорые вести.
Направо. Плохо — корысти не будет.
Налево. Свидание на чужой стороне.


Значение двух бобов


Первая линия
Средина. Тяжелая голова, мрачные мысли и думы.
Направо. Хорошее показание. Веселые разговоры.
Налево. Также хорошее показание. Разговоры на стороне. Сплетни и пересуды, распространяемые на стороне.

Вторая линия
Средина. На сердце дорога. Желание пуститься в путь.
Направо. Дорога. Скорые вести.
Налево. Нехорошо: интерес переходит на чужую сторону.

Третья линия
Средина. «Ноги при дороге», «нога на пороге», «нога на походе». Это значит, что гадающему предстоит дорога в скором времени. Приезд и прибытие самого или других близких и желанных людей.
Направо. Показание хорошее. Счастливая и хорошая дорога.
Налево. Дорога в чужую дальнюю сторону. Показание хорошее.


Значение трех бобов


Первая линия
Средина. Хорошая, легкая медь. Исполнение желаний.
Направо. Всегда хорошее показание.
Налево. Хорошо.

Вторая линия
Средина. Плохо. Заколодило: ни пути, ни дороги. Затруднения, препятствия.
Направо. Безразлично — ни хорошо, ни плохо.
Налево. Хорошо.
Третья линия
Средина. Хорошее показание.
Направо. Хорошее показание.
Налево. Хорошее показание.

Значение четырех бобов
Первая линия
Средина. Показание очень плохое. Тяжелая голова, мрачные думы и мысли. Удар, наприятности. Болезнь и нездоровье, а равно пьян или болен с похмелья.
Направо. Хорошо: интерес на своей стороне. Интерес держат в голове, т. е. думают о нем и строят планы.
Налево. Нехорошо: корысть и интерес переходят в чужие руки. Есть завистники и злые люди, которые всячески стараются повредить интересам гадающего.
Вторая линия
Средина. Хлопоты и беспокойство. Худые разговоры и пересуды.
Направо. Очень хорошо: интерес на своей стороне, и интерес верный и желанный.
Налево. Нехорошо: интерес в чужих руках, корысть переходит на сторону.
Третья линия
Средина. Очень нехорошо: свой интерес затоптан ногами. Это значит, что гадающий лишается своего интереса по собственной вине или по своей небрежности. Полное неисполнение желаний.
Направо. Очень хорошо: получится верный и скорый интерес.
Налево. Совсем плохо: весь интерес уйдет на чужую сторону, интерес переходит в сторону врагов и противников. Но иногда это означает, что гадающего ожидает интерес на чужбине, на чужой стороне.
Таким образом, из ознакомления с простыми комбинациями усматривается, что наиболее яркое и определенное значение имеют один и четыре боба, значение же двух и особенно трех бобов в таблице иногда неопределенно и не ясно. Это, несомненно, происходит потому, что два и три боба часто имеют несамостоятельное значение, а только подсобное, а именно: ими или усиливается, или ослабляется значение других, соседних бобов.
В частности, относительно четырех бобов надо сказать, что значение их неодинаково понимается разными посказителями. Так, Д.Н. Плеханов четырем бобам всегда придает значение корысти и интереса, т. е. он придает четырем бобам всегда хорошее значение, и плохо бывает лишь тогда, когда бобы ложатся налево, ибо это означает, что интерес переходит на чужую сторону. По мнению же посказителя Заякина, четыре боба всегда имеют отрицательное и худое значение; четыре боба всегда означают неисполнение желаний, препятствие и затруднение в делах. И только если четыре боба ложатся налево, то говорят, что затруднение и препятствие перешло в чужие руки, на чужую сторону. Интерес же и корысть, по мнению Заякина, обозначаются тремя бобами.


Б. Сложные комбинации


Описать сложные комбинации крайне трудно ввиду их многообразия, а также и ввиду того, что толкование их разнообразно и субъективно и зависит от опытности и настроения посказителя и знахаря. Здесь можно указать следующие, наиболее устойчивые комбинации.
Девять бобов в первой линии в каких угодно комбинациях всегда обозначают собою тяжелую медь, особенно если в середине или направо ляжет один боб или четыре боба лягут в середине. В таких случаях гадание всегда неблагоприятно для гадающего, и говорят, что дело плохо: тяжелые думы и мысли в голове и плохие дела.
Наоборот, пять бобов в первой линии в каких угодно комбинациях всегда обозначают собою легкую медь и предсказывают добрые и веселые мысли, а в делах — хороший и желанный успех, особенно хорошо, если один боб лежит на левой стороне, а не в середине и не направо.
Если на среднюю линию падут девять бобов, по три боба в ряд, тогда говорят, что вышла «одномысленная дума». Это значит, что обе соперничающие или враждующие стороны думают об одном и том же деле или предмете и желают получить один и тот же интерес — соперничают об одном и том же интересе.
Если на среднюю линию падут двенадцать бобов, по четыре в ряд, то говорят, что вышли «сердечные цари», или «цари-бобы». Эта комбинация всегда дает худое показание, она предвещает неисполнение желания и неудачу в делах, а равно горе, тоску и печаль.
Если падут двенадцать бобов на третью линию, то говорят, что вышли «цари в ногах». По мнению посказителя Заякина, эта комбинация вызывает неопределенное положение, для выяснения которого требуется другое, так сказать, подсобное гадание, состоящее в подслушивании у дверей соседа. Делается это так. Гадающий берет в руку все двенадцать «царей-бобов» и с ними идет один или в сопровождении знахаря к соседнему дому, где еще не успели затушить огня и не легли спать, и через двери избы, а в крайнем случае и через окно, слушает, что будут говорить в избе: если слышен добрый разговор, то и гадание благоприятное, а если разговор слышится дурной, то и гадание будет худое.
По мнению же посказителя Плеханова, двенадцать бобов в ногах никакого дополнительного гадания не требуют и обозначают собою просто «разговоры» — худые или добрые разговоры, это зависит от расположения бобов в верхних линиях.
Два боба в простой комбинации почти всегда обозначают дорогу, в смежности же с тремя бобами они означают исполнение желаний; в соединении же с четырьмя или с одним бобом два боба означают разговоры о возникающих неприятностях или же самую неприятность.



Гадание на росстани



Гадание это совершается в одну из святочных ночей, всего же удобнее его выполнять в ночь под Новый год; можно приступить к гаданию и в другое время, но только обязательно зимою. Гадать же летом, весною и даже осенью,
безусловно, нельзя. Гадание совершается обязательно на росстани, т. е. на перекрестке двух пересекающихся дорог, в месте глухом и отдаленном от селения, где бывает наименьшее движение и где бы не было помехи со стороны прохожих и проезжих.
Гадание следует совершать поздней ночью, всего лучше около полуночи, при этом желательно, чтобы ночь была тихая, а будет ли она темная или светлая и лунная — это безразлично.
В этом гадании должно участвовать нечетное число лиц: 3, 5, 7 и т. д., включая и знахаря — руководителя гадания.
Неудобно приступать к гаданию с малым числом участников ввиду того, что при этом гадании возможно появление таких феноменов, которые сильно действуют на нервную систему гадальщиков, подавляют и устрашают их, но нежелательно и слишком большое количество участников, так как в толпе людей трудно установить потребную в этом гадании тишину и таинственность. Требуется такое количество лиц, которое можно удобно закрыть скатертью, всего удобнее участвовать в этом гадании пяти или семи лицам.
В гадании этом могут участвовать мужчины и женщины. Требуется, чтобы гаданием руководил опытный знахарь или знахарка и вообще знающее лицо, к тому же обладающее сильной волей, сообразительностью и находчивостью, способное в трудную минуту поддержать и ободрить участников гадания, умеющее в свое время принять меры против вредного влияния гадания.
Для выполнения этого гадания требуется совершить некоторые предварительные приготовления. Прежде всего надо иметь под руками «подвенечную, или венчанную, скатерть», т. е. такую скатерть, которая была накрыта на столе в день брачного пира, за каковой стол сажают новобрачных, привезенных из церкви из-под венца. Затем надо заготовить огарки лучины (не свечи). В старые времена, когда крестьянские жилища освещались только лучиной, не было затруднения в заготовке огарков лучины, ибо таких огарков было много во всяком доме. Теперь же, когда крестьяне перешли на керосиновое освещение, когда огарков лучины не встретишь даже в доме бедного крестьянина, уже приходится заранее озаботиться изготовлением таких огарков. Разумеется, заготовление таких огарков не представляет никаких трудностей, огарки лучины заготовляются так. Берут лучину длиною примерно в пол-аршина, лучину зажигают с одного конца и дают ей сгореть наполовину или на 2/3 длины, а остаток обгоревшей лучины и будет составлять огарок, вполне пригодный для дела. Нужно также, чтобы каждый из участников имел на себе тельный крест на достаточно широком и просторном гайтане, т. е. на шнурке.
Когда все предварительные приготовления сделаны, тогда все участники с наступлением ночи выходят за село и идут на росстань. Там, на росстани, знахарь-распорядитель спрашивает, кому и о чем надо гадать, и когда будет установлено, кому именно и о чем будет вестись гадание, тогда знахарь приступает к своим обязанностям. Прежде всего знахарь становит всех участников на самой росстани в круг, лицом внутрь круга, где они и стоят все молча. Сам же знахарь берет огарок лучины и начинает огарком чертить круг на снегу вокруг всех гадальщиков, идя посолонь, причем он проводит черту так, что сам все время остается внутри круга; замкнувши круг, знахарь оставляет огарок на месте смыкания круга, а затем подходит к гадальщикам и предлагает им: «Опалывайтесь!». И тогда все вынимают из-за пазухи тельные кресты, просовывают правую руку через гайтан, а затем каждый из участников гадания опускается на своем месте на корточки и правой рукой начинает полоть снег вокруг себя самого, делая сплошную бороздку; опалывание ведется также посолонь. Следовательно, каждый участник опалывает только самого себя.
Опалываясь, каждый из участников шепотом произносит такую наговорную формулу: «Полю я белый снег. Привидься мне (или ему, ей) то-то!». При этом гадающие должны изложить сущность гадания примерно так: «Привидься мне, нужно ли мне (если опалывается сам гадающий), нужно ли ему или ей (если имеется в виду другое лицо) вступать в брак с таким-то лицом и будет ли этот брак счастливым». Или: «Привидься мне (или ему), попаду ли я (или он) в военную службу и буду ли в ней счастлив».
Или же так: «Нужно ли мне (или ему) заводить такое-то торговое дело или хозяйственное предприятие и будет ли из него польза» и т. п. Словом, предметы гадания могут быть разнообразны.
Опалываться должны все участники гадания, но знахарь-руководитель гадания может, по его желанию, и не опалываться, и лишь в том случае, когда он сам хочет для себя гадать, тогда и он должен ополоться. Когда гадальщики опололись, тогда они уже не встают с корточек, но, оставаясь каждый в своем круге, который он сделал в форме бороздки при опалывании, гадальщики составляют цепь таким образом, что все они схватывают друг друга мизинцами, и лишь два крайних гадальщика имеют по одному свободному мизинцу. Когда таким образом гадальщики составили цепь, тогда знахарь всем гадальщикам накидывает на голову подвенечную скатерть и таким образом совершенно закрывает их, а затем сам подлезает под скатерть, опускаясь на корточки, и затем цепляется своими мизинцами за мизинцы обоих крайних участников гадания и тем замыкает цепь.
В таком состоянии все остаются, соблюдая глубокую тишину и полное молчание и терпеливо выжидая появления феноменов гадания. Обычно не приходится долго ждать, и самое большее через четверть часа гадающие начинают видеть и слышать что-либо, имеющее отношение к предмету гадания. Следовательно, гадание это вызывает галлюцинацию зрения и слуха, причем на обязанности знахаря лежит выяснить и растолковать смысл и значение виденного и слышанного.
Когда гадание кончилось и видение прекратилось, или же когда гадальщики слишком угнетены и устрашены представившимся им видением, и они просят знахаря прекратить гадание, тогда знахарь, не поднимаясь с корточек и не вылезая из-под скатерти, громко вслух произносит: «Очурайтесь!», и затем тут же громко произносит формулу заклинания:
«Уш-куру пель, уш-куру полно». Все гадальщики немедленно вслух и громко повторяют ту же формулу: «Уш-куру пель, уш-куру полно». После этого знахарь поднимается на ноги во весь рост и сдергивает скатерть с гадальщиков.
Гадание кончилось, и все могут подняться на ноги и отдохнуть, можно перемолвиться словом и поделиться мыслями. Но если гадание еще не окончено или же после первого гадания надо перейти к гаданию для другого лица, тогда участники гадания не могут выйти из кругов, сделанных ими опалыванием.
Отдохнувши, все участники гадания вновь опускаются на корточки и вновь цепляются мизинцами, образуя цепь; знахарь опять покрывает всех скатертью, садится сам и замыкает цепь. А затем, по окончании гадания, все чураются, т. е. произносят формулу заклинания, и поднимаются на ноги.
Сообщивший обряд этого гадания знахарь Лука Леонтьевич Заякин, ныне уже умерший, в своей жизни несколько раз руководивший этим гаданием, говорил, что гадание это так тягостно действует на нервы участников, что даже мужчины не выдерживают более одного сеанса в вечер.
Нужно еще заметить, что при гадании этом в галлюцинации зрения и слуха принимают одинаковое участие все гадающие и все они одинаково видят одну и ту же картину и слышат одни и те же речи и звуки.
Признаю нужным указать еще на то, что при изложении порядка гадания между стариком Заякиным и его сыном произошло разногласие и спор, которые примирить не удалось, и спорящие стороны остались каждая при своем мнении; спор же касался порядка проведения черты вокруг гадающих: старик Заякин заявил, что достаточно вокруг гадающих провести одну черту одним огарком лучины, а сын его настаивал на том, что вокруг гадающих надо провести три концентрических круга тремя огарками лучины, причем знахарь проводит сначала наружный круг огарком, оставаясь внутри круга, и, когда круг этот готов, знахарь оставляет на нем огарок лучины, а затем, слегка отступивши внутрь круга, знахарь другим огарком чертит другой круг и на нем оставляет другой огарок, а после всего этого он тем же способом чертит третий круг и оставляет на нем третий, и последний, огарок лучины.
Старик Лука Заякин основывает свой способ очерчивания на его собственном личном опыте. А сын его, в подтверждение тройного способа очерчивания, ссылался на авторитет деда Леонтия Заякина, давно уже умершего, глубокие оккультные познания которого с благоговением вспоминает и сам старый Лука Заякин.
Здесь я приведу со слов покойного посказителя Луки Леонтьевича Заякина два случая гадания, в которых он лично принимал участие и которыми сам же он и руководил. Оба эти гадания были произведены уже давно, лет около пятидесяти назад, когда посказитель был еще молодым мужиком.
В первый раз гадание совершалось для молодого парня, которому предстояло идти в военную службу; парень боялся военной службы и не хотел идти в нее. Разрешению предстоял вопрос: попадет ли парень в военную службу и благополучно ли ее отбудет. Во время гадания представилась такая картина. В летнюю пору, в ясный солнечный день, представилась обширная площадь, вернее, поле, вдали послышалась полковая музыка, и показался отряд солдат-пехотинцев, шедших обычным строем в несколько рядов. Солдаты с музыкой шли через площадь прямо на гадающих и подошли очень близко, так, что гадающие видели, что солдаты между собою громко разговаривали и смеялись. Солдаты подошли так близко, что гадающим казалось, что они растопчут гадальщиков, и потому знахарь прервал гадание.
Гадание это было истолковано так, что парень попадет в военную службу и что служба эта будет для него благоприятна. И действительно, парень попал в военную службу, был даже на войне и вернулся домой благополучно, даже с военной наградой и орденом.
В другой раз гадали для молодой крестьянки-вдовы; она сошлась с молодым парнем и хотела выйти за него замуж, но родители парня этому противились. Разрешению предстоял вопрос о том, состоится ли этот брак и будет ли он счастлив. При гадании вышла такая картина. Представился высокий, крутой и пустынный берег большой реки, по-видимому, Тобола, в летнюю пору. Вдали показалась большая собака темно-рыжей масти, бежавшая легкой рысью прямо к берегу реки, собака часто останавливалась и при остановках жалобно выла, поворачивая голову в сторону и вдаль; подбежавши к реке, собака опять остановилась и опять принялась выть, поворачивая голову в ту же сторону. Затем собака поворотила от берега и побежала в ту сторону, куда она выла; по временам она останавливалась и жалобно выла. Так собака и скрылась вдали. Гадание было прервано. Гадание это давало неблагоприятные показания. И действительно, брак не состоялся, и крестьянка ушла на заработки в Восточную Сибирь, на золотые прииски, да там и пропала без вести.


Деревня Артамонова Тюменского уезда.
Тюмень, август 1915 г.




Примечания
1
Жихарько, по мнению посказителя, был маленький мальчик с крылышками.
2
Вариант Жихарько.
3
Петушок.
4
Т. е.1/4 аршина.
5
Подробные биографические сведения о посказителях Л.Л. Заякине и Д.Н. Плеханове я надеюсь дать при издании мною сборника сказок и легенд, записанных со слов этих и других посказителей.
6
Бог Саваоф.
7
То есть слюнку.
8
Соксун — это особая порода широконосых уток, водящихся в Сибири.
9
Излагая это, посказитель жестами изобразил, как Бог мял землю на своей ладони.
10
Диалог Сатаны с Богом записан со слов посказителя буквально, причем посказитель фразе «ты от свята свят дух и т. д.» придает, по-видимому, какое-то особенное мистическое значение и всякий раз передает ее точно и неизменно, как формулу.
11
Двойной слой льда.
12
На вопрос, что именно Бог сотворил в 3, 4 и 5 дни, посказитель Л.Л. Заякин ответил: «В писании это сказано и в библии, я это читал, да теперь забыл, память стала худая».
13
Монолог Бога: «Будь ты, Михаил — Ил» и т. д. записан со слов посказителя буквально. Значения слова «Ил» посказитель объяснить не мог.
14
Разбор и научную оценку многочисленных родственных народных сказаний см. в исследовании акад. А.Н. Веселовского «Дуалистические поверия мироздания» (Разыскания в области русского духовного стиха, XI, 1889. Тексты легенд срв. еще в «Смоленском сборнике» В.Н. Добровольского, вышедшем после исследования Веселовского (ч. I, СПб. 1891, стр. 224 и след.) — Прим. ред. «Этнографическое обозрение».
15
Вариант известных апокрифов, проникших в народ. — Прим. ред. «Этнографическое обозрение».
16
Бачкуль — большое и глубокое озеро близ села Еланского Тюменского уезда; озеро лежит в сосновом лесу, в поперечнике больше 6 верст.
17
Заболотье — это урманная и лесная местность между реками Тавдой и Обью на границе Тюменского и Тобольского уездов. Местность эта населена оседлыми остяками и татарами.
18
Царево городище — исторический район г. Тюмени, где, по преданию, находятся остатки города Чимги-тура (Чинги-тура), бывшего столицей татарского княжества.
19
Азан-юрты. Печатается по: ЭО. 1906. № 1–2. С. 108–112; Опубликовано также: Вестник Западной Сибири. 1913. № 277.
20
Дионео — псевдоним русского писателя и публициста Исаака Владимировича Шкловского. В 1886-92 гг. И. Шкловский отбывал ссылку в Средне-Колымске.
21
Исключительно
22
Таинственные обряды крестьянской свадьбы в Западной Сибири.
Опубликовано: Лукич. 1999. № 5. С. 71–97. Текст реконструирован В.Я. Темплингом по черновой рукописи: ТОКМ. 5089/223. Л. 7—41. В данный вариант внесены дополнения и уточнения.
23
или же
24
Название второй главы дано составителями тома на основании соотнесения текста со структурой свадебного обряда.
25
Заявляя главной целью своей работы «описание таинственных обрядов и наговоров», П.А. Городцов ограничился в основном описанием публичных действий участников обряда. О собственно таинственных обрядах (заговаривание коней, свадебного поезда) этнограф упоминает лишь в начале второй главы рукописи. Отсутствуют и тексты заговоров, которыми сопровождался обряд.
26
Окончание песни в рукописи отсутствует.
27
Надо говорить Чернигов.
28
Текст песни выполнен другим почерком. Вероятно, запись принадлежит одному из корреспондентов П.А. Городцова. В верхней части листа уже рукою П.А. Городцова проставлена дата 19 июня 1907.
29
Два гадания. Опубликовано: Записки ЗСО ИРГО. T. XXIXVII. Омск, 1916. С. 66–85. Сверено с рукописным текстом: ТОКМ. 5090/ 224. Л. 1—18. Рукопись датирована П.А. Городцовым августом 1908 г.
30
Боксерское движение — искаженное название Ихэтуаньского восстания, охватившего в 1899–1901 гг. провинции Северного Китая. Название получило по имени тайного общества Ихэцюань — «Кулак во имя справедливости и согласия». Неверно истолкованное иностранцами, оно послужило поводом называть повстанцев «боксерами». Европейские страны, в том числе и Россия, а также США и Япония организовали интервенцию в Китай для подавления восстания. Очевидно, информант П.А. Городцова принимал участие в этом походе в составе русского экспедиционного корпуса.
31
Книга И.П. Сахарова «Сказания русского народа» вышла вторым изданием в 1885 г. Вероятно, П.А. Городцов ссылается именно на это издание. По словам И.П. Сахарова, «гадание на бобах принадлежит записным городским гадательницам. В селах занимаются этим более дворовые люди, а особливо клюшницы, няньки и экономки, по воле или неволе барской». Обширное исследование П.А. Городцова, посвященное гаданию на бобах, полемично по отношению к автору классического труда о русском чернокнижии.
32
Окончание статьи в рукописи отсутствует.
33
Очерк П.А. Городцова предваряло сообщение: «Ниже печатаемый очерк — часть этнографического исследования покойного Петра Алексеевича Городцова, автора ряда трудов по бывшей Тобольской губернии, литературное наследие которого его сыном П.П. Городцовым любезно предоставлено Тюменскому обществу».
34
Слово «дорогавчаго» несомненно испорченное слово и обозначает «даровавшего». Знахарь Д.Н. Плеханов был человек неграмотный и затруднялся в произношении книжных слов и выражений.
35
К сожалению, в подписи к фотографии (см. Т. 1 наст. изд.) в дате смерти допущена ошибка. Следует читать: 16.07.1919.
36
Афанасьев. Сказки. Т. II. № 158.
Создано программой AVS Document Converter
www.avs4you.com