Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



НА КОНУ ЛЕЖАТ ДУША И ЕЁ НОСИТЕЛИ
«О, вещая Душа моя, о, сердце, полное тревоги.
О, как ты бьешься на пороге как бы двойного бытия!»
Ф. Тютчев.

На моем рабочем столе покоится среди разных книг и рукописей огромный многостраничный труд: книга «Деньги, банки, перо», изданная Тюменским издательским домом «Титул» в 2015 г. Авторы данной книги — банкиры Александр Вычугжанин и Дмитрий Мизгулин, имеющие отношение к науке и литературе. Оба являются членами благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» и членами редакционного совета литературно-художественного, историко-культурологического альманаха «Тобольск и вся Сибирь». С самого начала оговорюсь, что я не знаю авторов (не общался близко), ни А. Вычугжанина, экономиста, доктора исторических наук, ни поэта Д. Мизгулина, однако читал их научные и поэтические книги. Написав эти строчки, подумал, а зачем я сделал оговорку, словно извиняюсь. Кому какое дело, о чем пишет человек, каковы его пристрастия и проявления самости, лишь бы душа не немотствовала. Само наименование книги, о которой идет речь, побуждает человека, взявшего ее в руки, задуматься, что банки и деньги составляют лишь определенную, иногда не главную часть жизни отдельных людей, но есть еще второе бытие, не менее важное, а может, наиважнейшее в краткой земной юдоли успешного предпринимателя. Конечно, люди, связанные с деньгами, не все живут по христовой благодати, чтят Священное Писание, Новый Завет, в которых осуждаются сребролюбцы и приветствуются люди-нестяжатели, альтруисты. Внимательный читатель обратит внимание, что перо (литература) в названии книги стоит в конце, пропустив вперед деньги и банки. Но будем объективны, мы знаем, например, выдающихся писателей Вяземского П.А., Аксакова И.С., Державина Г.Р. не за их финансово-предпринимательскую деятельность, а за литературное творчество, ставшее национальным достоянием России.
Авторы в конце книги в приложении представили стихи, малоизвестные читателю: Бенедиктова В.Г., Голенищева-Кутузова А.А., Долгорукова И.М., Аксакова И.С., Державина Г.Р., Вяземского П.А. Люди разных профессий, имеющие отношение к литературе, возможно, прозревают на определенном этапе жизни, думая о том, что от нас останется только то, что мы напишем. Они без сожаления расстаются с деньгами, роскошью, освободившись от повседневного существования, устремляясь в творения духа, разума и чувств. Они спешат успеть оставить потомкам не свои миллионы, а сокровища своего ума и сердца. Например, Константин и Иван Аксаковы родились в семье известного писателя С.Т. Аксакова, их родословная глубоко уходит в древний аристократический род. В благополучной семье сформировались два выдающихся славянофила-мыслителя (первого и второго поколения), деятельность которых была направлена на примат социального над политическим, они боролись за славянское единство, независимость славянских народов, идеализировали все русское. Исходным тезисом их статей, книг, устных выступлений были: вера, община, народный быт, русский народ. Иван Аксаков руководил банком, являлся главой Славянского комитета, в разное время был редактором журналов: «Московский сборник», «Русская беседа», газет «Парус», «День», «Москва», «Русь». За свои убеждения И. Аксаков сидел в тюрьме, входил в дружину Московского ополчения во время двух войн: Крымской (1853–1856 гг.) и Русско-турецкой (1877–1878 гг.). Жена И. Аксакова Анна Федоровна Тютчева в своем дневнике 8 сентября 1877 года записала: «Муж день и ночь завален работой, падает от усталости. Он стоит во главе Славянского комитета, является его душой, к нему обращается вся Россия». Вот так работал банкир, мыслитель, писатель.
Большую роль в жизни каждого человека играет вера, она охватывает те интимно-человеческие отношения, которые не в силах охватить ни экономика, ни социальная сфера. Второе, на что хочу обратить внимание читающих книгу, — густонаселенное персоналиями интеллигентское общество, имеющее непосредственное отношение к русской культуре. Эти две составляющие социума — Вера и Культура — всегда определяли цели и задачи русского человека в различных областях повседневной деятельности. Выдающийся русский мыслитель, богослов П.А. Флоренский в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, нестяжательство, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сводятся к Преподобному». Авторы знакомят читателя с небедными людьми, православными представителями финансового капитала, всегда помнящими Бога в процессе своей деятельности, жившими не только личными интересами, а интересами России, являясь одновременно выдающимися общественными деятелями, интеллектуалами, прозаиками, публицистами, поэтами, меценатами. Россия на протяжении всей своей тысячелетней истории славилась своими духовными поводырями, исповедующими дерзновенные идеи во имя и на благо Отечества. Савва Морозов, промышленник, меценат, интеллектуал, спорил со средневековым французским математиком, философом Декартом, не принимая его афоризм на веру: «Я мыслю, следовательно, существую», а вот суждение Саввы Морозова: «Я говорю, работаю, верую, значит существую. Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и мое сознание». Он и ему подобные промышленники жили интересами рабочих страны, спорили, предлагали новые проекты. Талантов на Руси всегда хватало, и сегодня их предостаточно. Прочитайте статьи и книги экономиста, академика РАН С.Ю. Глазьева, М. Делягина, узнайте об их отношении к финансовой политике и банковской системе… Полемика, битва за Россию никогда не кончается, ни в какие времена. Вспоминаются прекрасные строчки одного из авторов рецензируемой книги, поэта Дмитрия Мизгулина. В книге «Ненастный день» он писал:
…Но все же не кончена битва,
Ведь где-то вершится молитва,
А стало быть, Русь устоит,
Покуда трепещет сердечко,
Покуда мальчишка со свечкой
У скорбной иконы стоит.

Перед читателями книги проходит плеяда замечательных людей, сыгравших огромную роль в истории развития России. Авторы используют большой по объему документальный, фактический, архивный материал (который можно использовать для защиты диссертаций по экономике и филологии), написано о более чем 80-ти персоналиях, подавая через биографию их финансовую и литературную деятельность. Когда читаешь книгу «Деньги, банки, перо» о наших великих предках, появляется мысль о том, что образование и воспитание сформировало у таких персон, как Ремезов С.А., Путилов А.И., Решетников Ф.М., Уваров С.С., Хвостов А.С., Чавчавадзе И.Г., Флоринский А.С. и др., величие души помогло им сделать первые шаги на пути к карьере и стать заметными, известными людьми в общественной жизни страны. Честолюбие воспламеняет возвышенные души и некоторых делает восторженными по отношению к миру, России. Природа устроила их так, что они меньше всего питают иллюзии, связанные с их экономической, финансовой деятельностью, считая ее основой своего бытия, необходимостью, построенной на знаниях и практике жизни, отдавая в то же время предпочтение литературе, живописи, театру, музыке. Хорошую книгу написали Александр Вычугжанин и Дмитрий Мизгулин, они проанализировали типологическое сопоставление экономических и литературных явлений разных исторических периодов, основываясь на обращении к общественно-культурной ситуации во всем ее многообразии. Книга «Деньги, банки, перо» будет полезна нынешним и будущим банкирам и литераторам, всем, кто не потерял интереса к истории развития России, так как она ведет перекличку русских мыслителей-патриотов, разделенных двумя веками.