Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



СВЕТ МИРУ
К 73-летию со дня рождения тюменского художника Б.И. Паромова.

Название данной статьи отражает одну из картин тюменского живописца Паромова Бориса Ивановича, о творчестве которого и пойдет речь. Обычно мы судим и оцениваем творческие деяния художников, исходя из естественных сердечных порывов, свойственных нашему мировосприятию, жизненному опыту. От природы склонных к философским размышлениям: нравится или не нравится, будоражат ли картины наши мысли и чувства… Люди, пришедшие на выставку художника, наполняют душу приятным удивлением, верящие в правдоподобие увиденного, осмысленное на полотнах художника. Божественная искра живописца состоит в способности найти такие образы изображаемой действительности, что нам, пришедшим на выставку, остается лишь восхищаться увиденным, проницательностью и справедливостью ваятеля, отражающего мир во всех его проявлениях. С работами Бориса Паромова знаком в течение более 30 лет, мое восхищение ими я выказывал не только на выставках, но в большей мере в мастерской художника. Наши диалоги, обсуждения отдельных полотен, выражающие эмоции людей, которые отражают чары тайного колдовства, восхищение талантом художника, реальностью и действительностью, вечной сущностью всех вещей. Воплощенные православными храмами тюменские силуэты, «Тюмень уходящая», «Это было и прошло», сияние снегов, природное буйство в июне, превращая Тюмень в один из красивейших городов России. Все это наличествует в разных сюжетах, прекрасных картинах Бориса Ивановича, таких как: «Вечерний звон», «Памятник советской эпохи», «Бабье лето», «Аллея в городском саду».
Всеми средствами Паромов стремится создать иллюзию того, что перспективное пространство является продолжением реального пространства города. Прозрачные краски, тонко передающие различные состояния освещения, от утреннего до вечернего, и изменчивая линия контуров придают картинам художника особую камерность и в то же время живость, воздушность, душевность. Мы видим любимый мотив художника, когда неожиданно выступающий среди зелени в последних лучах заходящего солнца, виднеется храм и идущие к нему служители церкви: «На закате», «Знаменский собор в мае», «Дорога к храму» и др. Эти картины в наибольшей степени, на мой взгляд, обладающие поэтической фантазией художника, являют собой как будто божественную сущность, открывающуюся в своем значении через мое собственное бытие, открывая прямой путь к человеческому сердцу. Знакомясь с работами художника, начинаешь понимать, что живопись, как вид искусства, — важная часть национальной культуры. Очередная выставка Паромова покоряет многообразной, многожанровой палитрой ваятеля — около 400 работ, она отражает всепоглощающую думу о России, русском народе, о надвигающихся серьезных временах, событиях в XXI столетии, которые уже происходят и начинают тревожить все человечество. Обращает на себя внимание монументальная картина «Воин с копьем. На битву». Красные сполохи над крепостью и храмом, момент перехода от одного состояния к другому выражены с помощью грозового пейзажа, где за последними проблесками заката следует солнечный свет луны, озаряющий фигуру воина. «Памятник Ермаку», «Тобольский кремль», «Вечный сон. Закат над Россией», «Россия», «Воин Ослябля», «Пересвет», «Неси свой крест и веруй», «Родина», «Вечный бой».
Исторические картины, в которых световые эффекты нужны живописцу для их перевода из области чувственных ощущений в область духовных, нравственных категорий, религиозных переживаний, где истины веры раскрываются разуму. Потому так и бушует мрачнеющий океан истории в картинах Бориса Ивановича, что он не принимает в свою глубину мышления предсказания, которые громоздятся вокруг нас, а основывается на фактах и вере, принципе историзма во исполнение светлых чаяний и исторических идеалов вечной России. Когда я смотрел на картину «Вечный зов. Закат над Россией», в которой семья — воин, ребенок, жена — мать — спят на своей земле в окружении цветов, земной юдоли, а над ними встает солнце и видны мириады еще не погасших звезд, неожиданно вспомнились строки великого русского ученого, поэта Ал. Чижевского:
Великое без Солнца не цветет;
Происходя от солнечных истоков,
Живой огонь из груди бьет
Мыслителей, художников, пророков.

Картины Паромова окутаны облаками и звездами — «Дышала ночь», «Пыль веков», «Вечность», «Над миром», «Утренняя звезда», «Крест», «Жажду» — обертонами духовного и душевного строя русского человека. Красками низвергается ночное небо, молчанием леса, звоном колоколов церквей, приглашая зрителей к исповедальности. Кругом Храмы — присутствие Горнего мира, ощущаемого почти физически. Художник смело, там, где считает нужным, огрубляет те или иные детали и сгущает краски. В изображении Храма Паромов опускает некоторые подробности, а в колокольне, сохраняя ее пропорции, слегка видоизменяет рисунок верхней части для достижения единой гармонии. Его муза — углубленный в себя странник-монах «На закате», идущий к своему Храму, который манит тем, что скрыто за его стенами. Фигура монаха несколько отодвинута вглубь по отношению к первому плану, что сообщает большую пространственность и глубину пейзажа — ярко распустившейся цветущей сирени, а за деревьями видны купола двух Храмов. В картине все — и монах, и пейзаж — взаимосвязаны и взаимообусловлены не каким-то интересным событием, а правдой обыденности, являющейся частью единого целого. Часто смотрю на эту картину и задаюсь вопросом: о чем думает монах, что тревожит его в нашем мире? Эта картина висит у меня в кабинете, подаренная автором, напоминая о соответствии божественного и земного, внешнего и внутреннего, погружая в глубочайшее, чистое созерцание идеи, идеалов, возвышающих душу человека. При этом попутно замечу, что я благодарен Борису Ивановичу за художественное оформление почти всех моих научных и художественных книг. Чем больше смотришь на паромовские полотна, тем больше возникает вопросов, ответы на которые хочется найти. Почти каждая его картина имеет какое-то скрытое значение, авторский подтекст, в них заключена другая, не показная жизнь, экзистенциально скрывающая художника, его душевное состояние, ирония, скорбь. Внутренний мир живописца служит ему своеобразным камертоном, который с необычайной чуткостью отзывается на человеческие горести и радости, а через призму чужих страданий и радостей просвечивает его собственное мировоззренческое видение многоликого мира, отраженное в картинах. Живопись как вид искусства не прихоть, не временная забава души, а выражение, повторюсь, ее внутренней деятельности, заключающей свои идеалы, переходящие в реальную жизнь, субстанцию по законам красоты.
Многожанровая деятельность художника привлекает зрителя, обнаруживающего пейзаж, портрет, натюрморт и даже народный лубок. Его портретная коллекция оживлена напряженной духовной жизнью, внутренним порывом, вдохновенно устремив свои взоры в будущее и нашу действительность. Некоторые портреты даны в смелых ракурсах и отличаются четкостью рисунка и объемностью форм «Ах, эта красная рябина», «Август», «Голоса предков». В натюрмортах «Вино жизни», «Солдатский натюрморт» Паромов выказывает свое духовное беспокойство, всякий раз замораживающееся в надежде обрести устойчивость в странном и хаотичном взбудораженном мире городского человека нашего времени. Именно в поисках духовности живописец приходит к большим обобщениям, где предметы, вещи воспринимаются как христианские символы, а не как бытовые продукты. Привлекает внимание зрителей цикл картин, посвященных «Тюмени уходящей», ее истории, картинам, связанным с Великой Отечественной войной, Победой над фашистской Германией. Сила эстетического, этического воздействия на зрителя этих полотен связана с мощным силовым полем исторической памяти, вызовами времени, поисками культурных доминант, которые подвергаются философской рефлексии. Причины, вызвавшие у художника-реалиста потребность в таком поиске, очевидны: крах, закат постмодернистских концепций, попытка предложить выход из кризиса, удержать духовный каркас моральных императивов, традиций с божественной справедливостью, русской историей. К некоторым своим картинам Борис Иванович предпослал толковые комментарии, художник отлично владеет литературным языком, им написаны и опубликованы десятки прекрасных рассказов, и пора уже собрать их и издать книгу. В заключение хочу поздравить с 75-летием выдающегося тюменского художника Паромова Бориса Ивановича и его супругу, талантливейшего искусствоведа Наталью Паромову, вклад содеянного ею в труды своего мудрого ваятеля несомненен.