ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ РОССИИ XX ВЕКА

Сейчас, когда к нам возвращается духовное наследие России, которым восхищался весь цивилизованный мир, приходиться констатировать, что несколько поколений советских людей были лишены возможности знакомиться с творчеством своих соотечественников. Знакомясь с выдающимися произведениями русских мыслителей, мы с удивлением обнаруживаем, как много было нам неизвестно, какую усеченную, исковерканную, сознательно искаженную историю отечественной культуры нам преподносили в школе, ВУЗе, в средствах массовой информации. Понять, осмыслить истинную культуру, духовное наследие России, их истоки — долг нынешних и будущих поколений людей. Русский философ Иван Александрович Ильин, о котором пойдет речь, писал в статье «Русская душа», как складывалась русская культура, что являлось укрепой для нее, каковы основные принципы лежали в ее основе: «…есть культура сердца, совести и чувства, есть культура служения, самоотречения и жертвенности, есть культура веры и молитвы, есть культура храбрости и подвижничества. Этой-то культурой строилась и держалась Россия».
В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения великого русского мыслителя И. А. Ильина (1883–1955 гг.). О И. Ильине в справочных изданиях, энциклопедических словарях советского периода, говорилось очень немного и в основном в негативном плане. Даже в истории русской философии Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского, изданной за рубежом в пятидесятые годы нашего столетия, авторы ограничились кратким разбором философских работ И. Ильина, уместившегося на нескольких страничках. И. А. Ильин в ряду русских философов стоит особняком, он относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить, в первую очередь русской культуре. И слава Богу, наконец-то, стали появляться статьи И. Ильина в научных и художественно-публицистических журналах.
Недавно была объявлена подписка на его 10-томное собрание сочинений. И. А. Ильин философ мирового масштаба, поражает всех, кто соприкасается с его работами, своей энциклопедичностью, фундаментальностью, концептуальной всеохватностью философского мышления, глубиной осмысления происходящих исторических процессов, как в России, так и за ее пределами. В раннем детстве И. Ильин удивлял своей феноменальной памятью и разносторонностью интересов. Он закончил с золотой медалью Московскую гимназию, а затем с дипломом первой степени юридический факультет Московского университета. Еще будучи студентом университета он написал несколько философских работ, в 26 лет становится приват-доцентом, а в 30 лет — профессором Московского университета. Начинал И. Ильин свою научную деятельность как западник. Он написал несколько глубоких статей, посвященных философским воззрениям Аристотеля, Платона, Фихте, Канта, Шелинга.
В 1918 году И. Ильин опубликовал фундаментальный двухтомный философский труд: «Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека». Эта работа русского философа о Гегеле, пожалуй, является одной из лучших (если не лучшая!) среди огромного количества русских и зарубежных исследователей. Необыкновенно восприимчивый к происходящим политическим событиям в России, после октября 1917 года И. Ильин с особой духовной зоркостью, которая отличает подлинных мыслителей, вынужден был обратить всю интеллектуальную мощь против новой власти. В его статьях, блестящих выступлениях перед студентами содержались призывы к неповиновению большевистской власти. И. Ильина арестовывали шесть раз и даже приговорили к смертной казни. Но в октябре 1922 года он, в числе большой группы ученых, общественных деятелей, философов, писателей и историков насильственно был выслан из России. С высылкой в 1922 году выдающихся наших соотечественников на Запад, можно говорить о гонении русско-советской интеллигенции, ибо преследование инакомыслящих со стороны большевиков имело место на протяжении всей истории существования советской власти.
Оказавшись на Западе, И. Ильин будучи профессором в разное время, ряда европейских университетов, всю силу своего таланта посвятил России. Им опубликовано 33 книги и несколько сот статей и все они посвящены проблемам человека, культуры, религии, права, государства, политики, литературной критики, будущего русского народа, России. Среди многочисленных проблем, над которыми размышлял философ, я хочу остановиться кратко на проблеме человека и культуре.
На протяжении всей творческой жизни И. Ильин пытался постичь внутренний мир человека. Это изумленно-созерцательное, пытливое, научное отношение к духовному миру человека подвигнуло его к идее, связанной с тем, что человек, по его мнению, характеризуется тремя важнейшими способностями. Во-первых, способностью чувствовать, т. е. воспринимать мир через силу воображения, волю, мышление. Во-вторых, способностью к трансцендентности, т. е. выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующего вне его. В-третьих, способностью к самоотречению, что очень характерно для русского человека. Это проявляется в возможности его подняться над самим собой и над ситуацией, подчинив себя всецело другим людям, которые нуждаются в помощи. В критические моменты, когда неразрешимые вопросы бытия казалось должны привести человека на грань духовной катастрофы и деградации, срабатывал альтруистический инстинкт, властно напоминающий русскому человеку, что он не один в этом мире и есть еще более страдающие, чем он. В этот момент возрождается дух и происходит нравственное совершенствование человека.
И. Ильин писал в работе «Путь к очевидности»: «Свою истинную мощь, полноту своих способностей человек приобретает только тогда, когда в нем просыпается око духа и когда оно, пробудившись, становится определяющим, ведущим и облагораживающим началом жизни». Проснувшийся дух преображает человека, делает его свободным. Человек в действительности, по Ильину, свободен лишь в духовном порыве, и по своей внутренней сущности являет собой то, что составляет его деятельность на благо людей и Отечества. В виду этого становится понятна мысль Ильина, что в границах естественной жизни, человек верит в свое нравственное совершенствование посредством деятельности, изменяя социальные и внешние условия людей, приближая к идеалу лучшей жизни. Но для Ильина есть еще две силы, которые духовно и нравственно совершенствуют человека. Он пишет: «Это сердце, сила любви и притом духовной любви. Дело жизненного выбора, верного и окончательного, есть дело духовной любви и веры. Кто ничего не любит и ничему не верит, не служит на земле, тот остается пустым, бесплодным и духовно мертвым существом». Только любовь и вера могут ответить человеку на важнейшие вопросы его жизни: каков смысл жизни? Чему стоит служить? С чем бороться? Что отстаивать? За что идти на смерть?
Сила любви и веры пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, но особенно она проявляется в искусстве. И. Ильин, опираясь на сердечное созерцание, любовь и веру, волю, разум и воображение, создает уникальную, я бы сказал охранительную концепцию, «сердечную культуру» от бессердечной культуры Запада. Он призывает во многих статьях русский народ не следовать образцам западной цивилизации, где бессердечная лжекультура обречена и деградирует. И всякие разговоры о демократии, свободе, самовыражении в искусстве есть не что иное, как гибельные координаты для искусства и «скольжение в пропасть». В статье «Демократия — немедленно и во что бы то не стало», он пророчески пишет о том, что может принести западная демократия России без учета особенностей российской действительности, без учета национальной самобытности ее культуры. И. Ильин резко выступал против доктринеров-западников, которые не дорожат Отечеством и делают все для того, чтобы разрушить, разложить тысячелетнюю культуру, православие, нарушить хозяйственный и духовный ритм России. В конце упомянутой статьи, словно в завещании, обращаясь к нам, ныне живущим, пророчествует: «Россия не может и не должна платить «любую цену» за псевдо-демократическое разнуздание, которое доктринеры называют «свободою»; от этого разнуздания они сами погибнут первые, если не успеют опять спастись за кордон. Но наша скорбь не о них, а о России. Лозунг «демократия немедленно и во что бы то не стало» один раз привел уже в России к тоталитарной диктатуре. Мы понимаем, что доктринерам — их доктрина дороже России: на то они доктринеры. Но нам Россия дороже всего и мы не желаем ни всероссийского распада, ни нового вымирания русского народа в подготовляемых расчленителями гражданских войнах».
Впечатление такое, что человек это писал сегодня и скорбь великого философа нам понятна, т. к. уже начался распад российского государства, его культуры, экономики, всех сфер жизнедеятельности. Имеют место и локальные войны, как предтеча гражданской войны, а официальная статистика свидетельствует: началось вымирание. Число умерших русских больше, чем родившихся. О чем бы не писал И. Ильин, какие бы вопросы не поднимал в своих книгах и статьях, он постоянно возвращался к теме Россия и русский народ. Философ И. Ильин должен был сверять свои идеи с тем, что наличествовало в самой действительности, т. е. с теми конкретными проявлениями «русской души», процессами, происходящими в России, вне которых он, находясь в эмиграции, не мыслил своей жизни.
В день своего 65-летия он сделал такую запись: «Мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их напечатал по-немецки, но с тем, чтобы претворить, написанное по-русски. Пишу и откладываю одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам… И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».
Читая эти строки И. Ильина начинаешь думать о божьем промысле, внявшем мыслителю и сохранившим его книги для России. А мы, простые смертные, должны внять великому философу и его призыву «жить только для России» и любить ее в любое время года, а особенно в непогоду…



Примечания
1
1 С. Франк. Смысл жизни. //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 69.
2
2 В. Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 24.
3
3 С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 71.
4
4 В. Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 40.
5
5 Франк С. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 74.
6
6 В. Франкл. В поисках смысла жизни. — М., 1990. — С. 152.
7
С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6.
— С. 76.
8
В. Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 82.
9
С. Франк. Русское мировоззрение //Общественные науки. — № 6. — 1990. — С. 242.
10
С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 87.
11
А. Швейцер. Культура и этика. — М., 1973. — С. 311.
12
С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6.
— С. 131.
13
Вернадский В. И. Биосфера. — M., 1967. — С. 357.
14
Дидро Д. Эстетика и литературная критика. — М., 1980. — С. 489.
15
К. Григорьев, Б. Хандрюс. Читая Сухомлинского //Новый мир. —
1971. — № 10. — С. 267–268.
16
В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972. — С. 73.
17
Изорд Е. Эмоции человека. — М., 1980. — С. 29.
18
К. Изорд. Эмоции человека. — М., 1980. — С. 22.
19
Л. Н. Толстой. Собр. соч. — М., 1951. — Т. 1. — С. 336.
20
В. А. Сухомлинский. Потребность человека в человеке. — М., 1978.

21
В. А. Сухомлинский. Рождение гражданина. — М., 1971. — С. 275. С. 20
22
И. М. Сеченов. Элементы мысли. — М., 1953. — С. 260.

23
И. Кант. Трактаты и письма. — М., 1980. — С. 484–485.
24
В. А. Сухомлинский. Рождение гражданина. — М., 1971. — С. 254.
25
К. Д. Ушинский. Собр. соч. — М., 1957. — Т. 9. — С. 117–118.

26
В. А. Сухомлинский. Потребность человека в человеке. — М., 1978. — С. 10.
27
В. А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа. — М., 1969.
— С. 169.
28
О. Г. Дробницкий. Понятие морали. — М., 1974. — С. 282.

29
В. А. Сухомлинский. Духовный мир школьника. — М., 1961. — С. 14.
30
В. А. Сухомлинский. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 22.
31
В. А. Сухомлинский. Рождение гражданина. — М., 1971. — С. 197.
32
В. А. Сухомлинский. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 150.
33
В. А. Сухомлинский. Письма к сыну. — М., 1979. — С. 49.

34
Д. Дидро. Эстетика и литературная критика. — М., 1980. — С. 489.

35
В. А. Сухомлинский. Мудрая власть коллектива. — М., 1975. —
С. 175.
36
В. А. Сухомлинский. Мудрая власть коллектива. — М., 1975. —

37
А. С. Макаренко. Книга для родителей. Соч. в 7-ми т. — М., 1957.
— Т. 4. — С. 247.

38
В. А. Сухомлинский. Письма к сыну. — М., 1979. — С. 50.
39
В. А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. —
Ижевск, 1980. — С. 255.
40
Платон. Собр. соч. в 4-х т. — М., 1990. — Т. 1. — С. 642.
41
Петрици И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диа- доха. — М., 1984. — С. 190.
42
Секст Эмпирик. Соч. в 2-х т. — М., 1976. — Т. 2. — С. 179.
43
Подробнее смотрите о жизни и творчестве Е. П. Блаватской в книге: Синтез мистических учений Запада и Востока. — М.: Терра,
1990.
44
Е. П. Блаватская. Тайная доктрина. — М., 1898. — С. 24.
45
Е. П. Блаватская. Тайная доктрина. — М., 1898. — С. 124.
46
Е. Парнов. Трон Люцифера. — М., 1991. — С. 97–98.

47
Бердяев Н. Смысл творчества. — М., 1989. — С. 301.
48
С. М. Соловьев. Чтения по истории России. — М., 1990. — С. 334.
49
Н. Я. Данилевский. Россия и Европа. — М., 1991. — С. 286.
50
И. В. Киреевский. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. — М., 1984. — С. 205.
51
Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. — М., 1989. — Т. 1. — С. 247.
52
Киреевский И. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. — М., 1984. — С. 203.

53
Киреевский И. Полн. собр. соч. — М., 1911. — Т. 1. — С. 216.

54
Хомяков А. С. Полн. собр. соч. — М., 1878. — Т. 2. стб. 59.

55
Самарин Ю. Ф. Собр. соч. в 10-ти т. — М., 1887. — Т. 6. — С. 51.
56
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.

57
Аксаков К. С. Полн. собр. соч. — М., 1861. — Т. 1. — С. 88.

58
Киреевский И. В. Избр. статьи. — М., 1984. — С. 238.
59
Хомяков А. С. Собр. соч. — М., 1878. — Т. 1. — С. 174.

60
Самарин Ю. Ф. Полн. собр. соч. — М., 1887. — Т. 1. — С. 52.

61
Ф. М. Достоевский. Дневники писателя за 1877 г. — М., 1983. — Т. 25. — С. 9.