СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН
КОЛОКОЛА РОССИИ
С ЛЮБОВЬЮ К СИБИРИ

Жизнь и художественная карьера тюменского скульптора Николая Васильевича Распопова, как и у многих его современников по возрасту и творчеству, была неровной и многотрудной. Представляю человека среднего возраста, который прочитав эти строки и отложив очки в сторону, подумал: опять речь идет о культуре, и как сложно было пробиваться и завоевать себе имя в сфере искусства. Не о искусстве надо сегодня думать, а о хлебе насущном, о преступности, поразившей наше общество, о том, что развалили, разворовали, разграбили Россию и что с нами будет в ближайшие 5—10 лет? Соглашаясь с такими мыслями предполагаемого читателя, сам часто думаю об этом, я тем не менее стану банально утверждать о том, что не вся жизнь человека проходит через желудок, что есть иные ценности и убеждать, что возрождение России нужно сегодня начинать с духовности и нравственности. Я убежден в том, что люди, которые расшатывают и разрушают государство, чаще всего и гибнут первыми при его крушении. Сейчас не о них речь, а об одном из тех, кто создает красоту и соответственно, духовность и нравственность.
Н. Распопов родился в деревне Якимовке Тобольского района Тюменской области и рано прикипел к крестьянскому труду, а к тринадцати годам стал кормильцем семьи. Детство и мужание его приходятся на военные и послевоенные годы. Руки будущего скульптора умели многое: управляться в кузнице, где работал до войны отец, косить, пахать, сеять, срубить избу. В детстве, рассказывал Николай Васильевич, в часы досуга любил рисовать, поиграть топором и «сварганить» что-нибудь из дерева, но учиться, заниматься не представлялось возможным. Судьбе было угодно, чтобы Распопов закончил Тобольский рыбопромышленный техникум, после работал, служба в армии, но мечта о том, что придет время, когда он полностью посвятит себя любимому делу, искусству — жила. Такое время пришло. С 1955 года он начал работать в оформительской мастерской худфонда Тобольска, затем в городе Тюмени.
И вот уже более 35 лет он работает, созидая для людей красоту, повинуясь зову творческой рефлексии, которая действует в нем как безаппеляционный моральный приказ. Распопов всю жизнь учится: был несколько раз на творческих сборах, проводимых Союзом художников России, общался с известными мастерами, которые обратили внимание на его первые работы. Медленно шло осмысление жизни, его разум, мастерство ваятеля образован трудом других людей и прежде всего: его родителей, друзей разных профессий, сотоварищей по творчеству. Он идет по пути, который они выровняли и наездили, но и сам соскальзывает с проезжей части и торит для них дорогу, щедро делится своим опытом и мудростью прожитых лет.
Десять лет тому назад, по случаю 25-летия творческой деятельности скульптора, была организована его персональная выставка. Это был настоящий праздник, как для художника, так и для его почитателей. Был издан каталог его работ. На выставке были представлены скульптуры и барельефы из дерева, бронзы, металла, гипса, кости, алюминия, а также рисунки, графика, живопись. Н. Распопов автор более 200 работ. Прошедшие десять лет после выставки для художника были в великих трудах и заботах, где работоспособность с годами возрастает. Не помню точно, кто сказал, кажется Ж. Жубер: «Вечер жизни приносит с собой свою лампу». Лампа Н. Распопова все больше и больше разгорается. Чем ярче талант художника, чем больше его жизненный опыт, порой трагический, драматический, тем полнее он выражает в своих произведениях собственный взгляд на мир. Вспоминается скульптура, одна из ранних работ Распопова «Дед Федор» (1958 г., дерево). Скульптор с кропотливой заботливостью изобразил морщины старого, умудренного жизнью человека, каждую морщину тщательно выписал вплоть до пор кожи. За жесткими и усталыми чертами крестьянского лица таится тоска, разочарование и самоанализ, глубокое знание жизни. Но из искрящихся глаз на нас смотрит чистая незамутненная годами жизни детская русская душа, способная удивляться жизни и радоваться, даже если она невыносима. Таким же настроением жизненности пронизана и скульптура «Портрет отца». Сурова и проста окружающая отца-кузнеца обстановка. Лицо работающего кузнеца у наковальни, кующего подковы, как символ счастья, полно глубокой сосредоточенности и выражает благородное вдохновение. В этой композиции нет ничего лишнего, каждая деталь, будь то могучие руки отца, его поза, жесты умиротворены благодаря уравновешенности всех деталей, которые использованы с большим смысловым эффектом. В основе этой скульптуры лежит уважение и искренний интерес к простому человеку, его делу. Восприятие этой скульптуры заставляет задуматься об обыденной жизни, которой живут миллионы наших соотечественников. Созерцание ее пробуждает в человеческой душе не только отклик, но ставит вопрос перед зрителем, а что ты делаешь, зачем пришел в этот мир, что ты собираешься оставить после себя?
Знакомясь с работами и замыслами Н. Распопова, с его суждениями о сложившейся обстановке в России, начинаешь понимать какую роль для него играет историкопатриотическая тема в его творчестве. Ей он отдал десятки лет. В восприятии искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, литературы важна взаимосвязь явлений и событий прошедшей жизни с сегодняшней действительностью. Источник постоянных перемен жизни — в действиях и поступках людей, делающих историю страны или влияющих на ее развитие. Н. Распопов изваял целую портретную галерею исторических деятелей, связанных с Сибирью, Россией, одно перечисление которых заняло бы много места. Его работы можно увидеть во многих городах России: Москве, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Тобольске, Каменном Мысе, Березове, Ханты-Мансийске и др. Разве можно забыть мемориал «Родина-Мать», посвященный воинам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны в Березове, или композицию при въезде в г. Тюмень по Ялуторовскому тракту, скульптуру «Прощание» около университета, посвященной десятиклассникам г. Тюмени не вернувшимся с войны. О последней хочу сказать особо. Над ней скульптор работал около 9 лет. Было несколько десятков вариантов. Но они не удовлетворяли автора. На постаменте два юных существа. Он и Она. Он облачен в шинель солдата. Юноша прощается с любимой и не знает как сложится его военная судьба. Они стеснительны, пытаются обняться, но лишь слегка касаются друг друга. Их юные лица выражают сдержанность, торжественность и взрослость, но эти черты одномоментны, вызванные военным лихолетьем.
Целомудрие — источник сдержанности их чувств и мыслей. Целомудрие дано нам всем, но не всем оно отмеряно с равной щедростью и благосклонностью. В скульптуре «Прощание» целомудрие подобно красоте. Тюменцы любят эту скульптуру и часто перед ней можно увидеть стоящих людей и живые цветы. Сущность скульптурных приемов Распопова раскрывается наиболее ярко в вариациях на исторические, сказочные темы. История России, Сибири преобразуется под резцом скульптора в сегодняшнюю реальность. Достаточно вспомнить скульптурные портреты: первого архитектора, историка, просветителя Сибири С. Ре- мезова, великого ученого Д. Менделеева, Ермака, компози- тора А. Алябьева, сказочника П. Ершова. С удивительным мастерством исполнена композиция по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». В центре барельефа — П. Ершов, а вокруг него персонажи сказки. Настолько точно рассчитано место каждого, так мастерски учтены законы перспективы, что все герои сказки сразу и легко обнаруживаются. Глубина, эмоциональная многозначность содержания скульптуры связаны с внутренней динамикой ее драматического построения. Не теряясь в подробностях, но и не избегая их, скульптура исчерпывающе и в то же время без малейшего схематизма, выражает само существо сказочной композиции. Персонажи сказки несут такую безудержную радость и полноту жизни, такое многообразие мотивов, что зритель всматриваясь в работу, чувствует себя как бы продолжателем замысла скульптора. Он понимает, что автор этой скульптуры стремится расширить рамки простого жанрового сюжета и придать всей сцене ершовской сказки более значительный аллегорический характер. Мысленно зритель дорисовывает ее, становясь соучастником художника.
В своих работах Н. Распопов показывает духовное величие, подвиг, красоту, смелость, самоотверженность, силу воли, мудрость русского народа. Так фигуры Ермака со дружиною, облаченные в непробиваемый панцирь — грозно монументальны, но их лица говорят как о думающих, самоуглубленных в себя воинах. В мастерской скульптора меня охватывает, чарует, немного печалит седая, молитвенная тишина, единый след, прогрохотавших над Сибирью, Россией бурных веков. Недавно Н. Распопов закончил большую работу, пока еще не востребованную, приблизительное название ее — «Первопроходцам Уренгойского газа». На постаменте во весь рост стоит прекрасная молодая женщина, за спиной ее из земли взметнулось пламя горящего газа. Она пытается удержать природную стихию в своих руках.
Не могу не упомянуть еще об одной законченной работе — «Жертвам репрессий». Особенно поражают неестественно длинные, худые, вырванные из тела руки заклю- ченного, поднятые вверх, они как бы взывают мир к милосердию. Скульптура выражает боль и стон, чувство вины перед всеми невинно убиенными. В заключении несколько слов о скульптурном портрете доктора философских наук, профессора Ф. А. Селиванова. Лицо философа выражает натуру идейную и активную. Полуприкрытые глаза говорят о неотвязных думах, о вечных проблемах бытия, над которыми размышляло не одно поколение мыслителей. Высокий лоб, энергично сжатый рот говорят о силе характера и непримиримости духа, способности постоять за свои идеалы и принципы.
Заканчивая статью о Н. Распопове, задуманную с самыми скромными намерениями высказать свое отношение, свой субъективный взгляд на творчество скульптора, проникаешься смиренным чувством о том, что не высказал он и сотой доли того, что волнует меня после каждого осмотра его произведений. Сейчас уже появляются статьи о энергетической ауре, о биополе, которые исходят от произведений искусства. Не сомневаюсь в том, что работы скульптора излучают доброту и духовность. Перед лицом сегодняшней истории России, Сибири, перед непреложностью и неотвратимостью падения Русской культуры, вклад скульптора является эхом, возвещающим о возрождении России. Николаю Васильевичу Распопову исполнилось шестьдесят — возраст зрелости. Но это возраст и но вых больших художественных исканий.

Примечания
1
1 С. Франк. Смысл жизни. //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 69.
2
2 В. Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 24.
3
3 С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 71.
4
4 В. Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 40.
5
5 Франк С. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 74.
6
6 В. Франкл. В поисках смысла жизни. — М., 1990. — С. 152.
7
С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6.
— С. 76.
8
В. Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 82.
9
С. Франк. Русское мировоззрение //Общественные науки. — № 6. — 1990. — С. 242.
10
С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6. — С. 87.
11
А. Швейцер. Культура и этика. — М., 1973. — С. 311.
12
С. Франк. Смысл жизни //Вопросы философии. — 1990. — № 6.
— С. 131.
13
Вернадский В. И. Биосфера. — M., 1967. — С. 357.
14
Дидро Д. Эстетика и литературная критика. — М., 1980. — С. 489.
15
К. Григорьев, Б. Хандрюс. Читая Сухомлинского //Новый мир. —
1971. — № 10. — С. 267–268.
16
В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972. — С. 73.
17
Изорд Е. Эмоции человека. — М., 1980. — С. 29.
18
К. Изорд. Эмоции человека. — М., 1980. — С. 22.
19
Л. Н. Толстой. Собр. соч. — М., 1951. — Т. 1. — С. 336.
20
В. А. Сухомлинский. Потребность человека в человеке. — М., 1978.

21
В. А. Сухомлинский. Рождение гражданина. — М., 1971. — С. 275. С. 20
22
И. М. Сеченов. Элементы мысли. — М., 1953. — С. 260.

23
И. Кант. Трактаты и письма. — М., 1980. — С. 484–485.
24
В. А. Сухомлинский. Рождение гражданина. — М., 1971. — С. 254.
25
К. Д. Ушинский. Собр. соч. — М., 1957. — Т. 9. — С. 117–118.

26
В. А. Сухомлинский. Потребность человека в человеке. — М., 1978. — С. 10.
27
В. А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа. — М., 1969.
— С. 169.
28
О. Г. Дробницкий. Понятие морали. — М., 1974. — С. 282.

29
В. А. Сухомлинский. Духовный мир школьника. — М., 1961. — С. 14.
30
В. А. Сухомлинский. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 22.
31
В. А. Сухомлинский. Рождение гражданина. — М., 1971. — С. 197.
32
В. А. Сухомлинский. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 150.
33
В. А. Сухомлинский. Письма к сыну. — М., 1979. — С. 49.

34
Д. Дидро. Эстетика и литературная критика. — М., 1980. — С. 489.

35
В. А. Сухомлинский. Мудрая власть коллектива. — М., 1975. —
С. 175.
36
В. А. Сухомлинский. Мудрая власть коллектива. — М., 1975. —

37
А. С. Макаренко. Книга для родителей. Соч. в 7-ми т. — М., 1957.
— Т. 4. — С. 247.

38
В. А. Сухомлинский. Письма к сыну. — М., 1979. — С. 50.
39
В. А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. —
Ижевск, 1980. — С. 255.
40
Платон. Собр. соч. в 4-х т. — М., 1990. — Т. 1. — С. 642.
41
Петрици И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диа- доха. — М., 1984. — С. 190.
42
Секст Эмпирик. Соч. в 2-х т. — М., 1976. — Т. 2. — С. 179.
43
Подробнее смотрите о жизни и творчестве Е. П. Блаватской в книге: Синтез мистических учений Запада и Востока. — М.: Терра,
1990.
44
Е. П. Блаватская. Тайная доктрина. — М., 1898. — С. 24.
45
Е. П. Блаватская. Тайная доктрина. — М., 1898. — С. 124.
46
Е. Парнов. Трон Люцифера. — М., 1991. — С. 97–98.

47
Бердяев Н. Смысл творчества. — М., 1989. — С. 301.
48
С. М. Соловьев. Чтения по истории России. — М., 1990. — С. 334.
49
Н. Я. Данилевский. Россия и Европа. — М., 1991. — С. 286.
50
И. В. Киреевский. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. — М., 1984. — С. 205.
51
Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. — М., 1989. — Т. 1. — С. 247.
52
Киреевский И. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. — М., 1984. — С. 203.

53
Киреевский И. Полн. собр. соч. — М., 1911. — Т. 1. — С. 216.

54
Хомяков А. С. Полн. собр. соч. — М., 1878. — Т. 2. стб. 59.

55
Самарин Ю. Ф. Собр. соч. в 10-ти т. — М., 1887. — Т. 6. — С. 51.
56
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.

57
Аксаков К. С. Полн. собр. соч. — М., 1861. — Т. 1. — С. 88.

58
Киреевский И. В. Избр. статьи. — М., 1984. — С. 238.
59
Хомяков А. С. Собр. соч. — М., 1878. — Т. 1. — С. 174.

60
Самарин Ю. Ф. Полн. собр. соч. — М., 1887. — Т. 1. — С. 52.

61
Ф. М. Достоевский. Дневники писателя за 1877 г. — М., 1983. — Т. 25. — С. 9.