СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН
КОЛОКОЛА РОССИИ


ЛЮБЛЮ НАВЕК, ДО ВЕЧНОГО ПОКОЯ

Россия, Русь —
Куда я ни взгляну
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды.
Люблю навек, до вечного покоя.

Николай Рубцов.
Каждый раз встреча с самобытным, оригинальным тюменским художником Геннадием Александровичем Токаревым, его произведениями дарит ни с чем несравнимую радость и эстетическое удовольствие. Увиденные русские, сибирские пейзажи, с детства до сердечной боли знакомые, вызывают волну воспоминаний, впечатление от увиденного и пережитого решаюсь выразить в статье.
Токарев — художник-пейзажист. Он принадлежит к тем русским художникам, которые стремятся запечатлеть сибирскую природу необезображенной, не «преобразованной» человеком. Он находит глухие, не освоенные человеком места, до которых еще не докатилась, все сметающая на своем пути, современная техническая цивилизация, с ее неуемной утилитарной, потребительской сущностью. Художник хочет оставить на своих полотнах для будущих поколений людей свое видение природы в ее первозданно- сти, в ее девственном виде. Чтобы прийти к этому решению, художнику пришлось много пережить в жизни, сменить массу профессий, поездить по белу свету. Переоценка жизненных ценностей начинается часто с того, что человек начинает задумываться над тем, что колодец жизни мелеет и нужно остановиться на чем-то главном и остаток жизни посвятить этому главному. Художник-пейзажист убежден в том, что в природных явлениях представлены все возможные этапы и процессы душевной деятельности природы. Художнику, чтобы показать истинное величие природы, ее незамутненность, нужно отделить себя от нее, с тем, чтобы по-настоящему вернуться к ней, слиться с ней. Талантливый художник не просто копирует природу, а создает ее образ живой, дышащей, изменяющейся, как меняются года. Картины Токарева поражают необычным колористическим богатством, великолепным ощущением цвета, мастерской передачей освещения и пространства. Передо мной полотно «Над тихой водой». Сколько различных чувств вызывает этот пейзаж! Кажется, слышишь негромкий всплеск воды, видишь легкое качание деревьев от слабого ветерка. Проносящиеся облака отражаются в свинцово-серебряном зеркале воды. Каждая деталь этой картины, линия, цветовое пятно, отраженные в воде деревья, глубоко продуманны, тщательно взвешаны и подчинены раскрытию замысла. Картина «Гаснет день» вызывает чувство умиротворенности, вечного покоя. Золотистая дымка лучей уходящего солнца, еще прорывающихся сквозь толщу перистых облаков, определяет светотени на земле. Переливы серо-голубых оттенков и розовых тонов, легкость переходов и особая нежность красочных сочетаний создают удивительный эффект красок.
В большинстве своих пейзажей Токарев передает тончайшие цветовые нюансы, своеобразие местности милой его сердцу малой Родины, деревни, в которой он родился, расположенной в живописном месте недалеко от Тюмени. Деревня Мыс представлена художником в разных ракурсах и ей посвящены десятки картин. У художника редко можно обнаружить на полотнах человека, но почти всегда предметы, созданные его руками: дом, лодку, плетень, колодец-журавль, ветряную мельницу. Он как бы приближает свои творения к человеку. Большое полотно «Ночная птица». Из-за туч едва пробивается свет луны, на переднем плане птица, распластав огромные крылья, стремительно парит в воздухе. Ее движение найдено в диагональном построении композиции, оно нарастает сверху вниз. Красочная гамма картины, построенная на сочетании голубых, лилово-синих тонов, усиливает ощущение тревожности, таинства, безостановочности движения, впечатление какого-то величия изображаемого. Картина изумительна по своей жизненности (на фоне природного ландшафта), неудержимому движению вечно изменяющегося бытия. Важнейшим критерием для оценки произведения художника, на мой взгляд, является свет, понимаемый им как элемент формы и содержания. Свет для Токарева — способ выразительных возможностей, он, словно прожектор, скользит по поверхности полей, лесов, рек, озер, деревень, выхватывая или сглаживая те или иные подробности, заставляя нас, зрителей, тоже скользить взглядом от пейзажа к пейзажу, размышлять, сострадать, переживать, наслаждаться красотой русской природы. Эмоции, которые пробуждает игра света на холсте, освещая, скажем, одинокую, покосившуюся, седую, старенькую избу, затерянную в тайге, или отблеск неба на воде не являются для художника только зрительным впечатлением. Они, эти краски и светотени, рождены дорогими воспоминаниями или, может быть, выстраданы многодневными раздумьями о смысле существования всего живого на земле или бренности человеческой жизни, о многострадальной судьбе России.
Да мало ли о чем думается художнику. Но тема Родины в его картинах, хотя прямо не акцентрируется, присутствует всегда. Она свидетельствует о глубинной нежности, безграничном сочувствии, всепроникающей любви художника к России. В мастерской Токарева, когда он ставит на просмотр свои картины, занятно наблюдать, как мастер пускается странствовать по сельским дорогам. Он не упускает, не проходит мимо не только заметного, главного в композиции картины, но и деталей соответствующих общей тональности пейзажа. Вот полотно с незамысловатым сюжетом: вдали чернеет лес, на переднем плане покосившаяся изгородь, совсем вросший в землю от старости большой дом, в котором когда-то кипела жизнь, слышен °был смех. Можно только мысленно представить, что в нем любили, страдали, веселились, рождались и умирали люди. Где это все, почему они покинули свое родное гнездо, почему судьбе было угодно раскидать по городам и весям домочадцев?.. Об этом можно только размышлять и догадываться. Но как контраст умирающему дому, рядом с ним распустился и цветет, наперекор всему, огромный куст сирени, символизирующий жизнь во всех ее проявлениях.
На подставке появляется очередная картина «Русская печь». Сколько раз от ее тепла (хочется написать как о живой — душевного тепла) в детстве я забывал обиды и засыпал сном праведника. Композиция отличается намеренным отказом от перспективы. Детали быта, располагаясь вдоль печи, как бы парят, в них угадывается дремлющая сила, когда в руках хозяйки рано утром они окажутся там, где они должны быть…
Вот такие ассоциации возникают у меня при созерцании картин художника. Я проверяю это впечатление вновь и вновь, и ясно вижу, что эстетическое удовольствие возрастает с каждым новым просмотром картин Г. Токарева. Художник редко выставляет их. Последний и единственный раз, два года назад, по случаю юбилея была открыта выставка его работ, и тем не менее он мало известен массовому зрителю. Его, наверное, больше знают зарубежные ценители русского пейзажа, которые в последнее время зачастили в мастерскую художника. Среди них англичане, американцы, канадцы, немцы. Однажды среди близких по духу людей художника возникла идея создания в Тюмени музея одной картины. Общественная потребность в появлении такого музея давно назрела. В мастерской художника друзья часто смотрят на полюбившиеся картины. Часами просиживал перед картиной «На реке Бал- душке» покойный тюменский художник Геннадий Николаевич Бусыгин. О чем думал смертельно уставший от жизни, прощаясь с земной реальностью, художник — одному Богу известно. Многим же недоступно очищающее искусство Токарева.
Друзья художника не одиноки в желании видеть музей одной картины в своем городе. Такие музеи уже есть в ряде городов России. Автор этих строк побывал в таком музее в Пензе. Нас, участников философской конференции, привезли в небольшое, уютное, кирпичное здание. Мы заплатили по рублю, надели тапочки и поднялись на второй этаж, где была выставлена картина великого русского художника В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
В течении получаса мы, в безмолвной тишине, созерцали творение художника, и, поверьте, это незабываемое впечатление от великого шедевра останется в нас на долгие годы. Картины великих мастеров сменяются картинами местных художников, в музее они находятся около месяца, и человек может в течении года не раз посмотреть полюбившиеся ему произведения. И только так, по-видимому, можно познать душу живописца.
Музей одной картины нужно открыть в Тюмени, чтобы тюменцы и гости города не от случая к случаю, а в любое время могли его посетить и открыть для себя мир прекрасного и чарующего. В наш жестокий, рациональный век встреча с прекрасным необходима, ибо красота врачует душу, изменяет внутренний ее строй, делает человека добрее, чище, нравственно возвышает.