Первый парень на деревне
Л. К. Иванов






ЙЕТИ-МАТЬ И ЕЕ СОРОДИЧИ



БОСИКОМ ПО СНЕГУ

– Да там вообще не поймешь, кто и был. Будто сам леший!» – слышал я сквозь сон разговор родителей, но утренняя нега была еще настолько сильна, что поборола мое детское любопытство. Зато потом, когда меня уже разбудили и рассказали, что к нашему дому приходил леший, я, как и все деревенские ребятишки, без малейшего страха пошел смотреть диковинные следы. Их было много за стоящим чуть поодаль от дома стогом сена. На неглубоком по осени снегу четко отпечаталась босая ступня, таких же размеров, как след отцовского подшитого валенка.

Жили мы тогда на кордоне в глухих вологодских краях, куда мать сослали в 1936-м подальше от финской границы, за которой обитали практически все ее ближайшие родственники. На зиму, на время лесозаготовок, приезжали к нам многочисленные вербованные из безлесых южных краев России, селились в пустующих большую часть времени года бараках, а на весну, лето и осень оставались мы, всего несколько семей, среди дикой незлобивой природы.

Водились в тех местах волки, даже, бывало, утаскивали овец, забредали непуганые лоси, подходили к изгороди и молча смотрели на нашу корову, не обращающую на них никакого внимания. Где-то неподалеку обитали медведи, и мы постоянно находили даже на самой опушке леса, расположенного от нашего домика в сотне моих детских шагов, развороченные ими муравейники и гнилые пни, видели оставленные на песке или грязи четкие отпечатки круглых следов, но таких, как эти, человеческие, только громадных размеров, видеть мне дотоле не приходилось.

Да что мне! Эти следы привели в замешательство даже отца, всю жизнь свою проработавшего лесником да лесничим и знавшего отпечатки всех лесных обитателей этих мест. Летом через наши края нередко проходили беглые заключенные из расположенных неподалеку колоний. Мы видели иногда следы их кирзовых сапог, но зэки всегда сторонились селений, предпочитая добираться до больших дорог скрытно. А тут босые отпечатки на снегу, у самого дома, вырытая в стоге сена нора для ночевки и наглое игнорирование беснующейся всю ночь запертой в сенцах собаки. Кстати, собака близко к стогу наутро так и не подошла, стояла, принюхиваясь, поодаль, рычала и топорщила на загривке шерсть.

Через пару дней, когда зашли к нам потолковать охотники из соседней деревни, отец рассказал им о диковинном госте, которого он, пойдя посмотреть, на кого лаяла собака, успел-таки увидеть, но не поверил своим глазам, потому что существо это было похожим на человека, только полностью покрыто шерстью. Мужики, в свою очередь, рассказали, что кто-то видел такие же следы босой человеческой ступни громадных размеров несколько дней назад и в одной из соседних деревень, только всерьез этого никто не воспринял, потому что слишком уж все было невероятно.

Тот случай постепенно всеми забылся, но в моей детской памяти отпечатался ярко, скорее всего, потому, что как раз тогда читал я про Робинзона, и еще потому, что в отличие от современных детей, страдающих больше от избытка информации, чем от ее недостатка, наша жизнь в лесу была небогата на разного рода приключения.

Потом, много лет спустя, попадались мне на глаза публикации о «снежном человеке», освежали в памяти мои детские воспоминания, не давая им стать забвением. И вот совершенно неожиданно за тысячи километров от родной Вологодчины, в Западной Сибири, снова напал на сообщения о неизвестном существе.


ВСТРЕЧА НА БЕРЕГУ

Странное существо увидели юные жители деревни Азовы на Приполярном Урале Вова Качин и Саша Захаров. Они пошли на речку по своим мальчишеским делам, и вдруг из зарослей высокой травы поднялось лохматое чудовище. Разгребая руками воду, где глубина достигает больше двух метров, оно направилось к берегу.

Пацаны от ужаса хором вскрикнули. Но последующая их реакция на встречу с кошмарным видением была уже более индивидуальной. Сашка развернулся на пятках и дал деру в деревню, а Вовка так и остался сидеть, не в силах подняться на ставших от страха ватными ноги. Зато он смог более детально разглядеть невиданное существо. И дома без особого труда нарисовал по памяти человекоподобное животное, покрытое густой длинной шерстью. На том рисунке особенно выделяется треугольник более темного волосяного покрова спереди. То ли борода такая окладистая, то ли просто шерсть на груди длиннее.

Встреча ребятишек с диковинным обитателем леса переполошила все селение. И на следующий день, осмеяв отчасти оробевших, но в массе скептически настроенных мужиков, женщины шумной ватагой отправились на берег речки, где произошла у пацанов встреча с чудищем.

От указанного подростками места действительно в лес уходили странные следы. На твердом грунте четко отпечатались оттиски босой ступни. Длина ее составляла 62 сантиметра, а шаг превышал два метра, хотя, по утверждению ребят, ноги незнакомец имел короткие.

Когда женщины подтвердили рассказ пацанов, местные охотники тоже решили осмотреть место. Увиденные следы заставили их вспомнить, что нечто подобное попадалось им в окрестностях и раньше, но тогда никто не придавал этому значения. Одни думали, что отпечатки оставил огромный медведь, другие просто удалялись, предпочитая не забивать себе голову всякими страшилками.

Потом слух дошел до ученых международной экспедиции, которые были заняты неподалеку подготовкой к перелету на юг стерхов, обитающих в этой практически безлюдной местности. С учеными находилась в то время съемочная группа ОРТ – Наталья Астафьева и Сергей Исаков. Профессиональное любопытство ученых и журналистов привело их в деревню Азовы. После встречи ребят с диковинным существом прошло к тому времени уже две недели, но дожди не успели смыть отпечатки следов. Их удалось запечатлеть на пленку. Это, по сути, сегодня единственное объективное подтверждение того, что история не выдумана.

На вопросы ученых и журналистов ребятишки долго и подробно рассказывали о своей встрече с лохматым незнакомцем. Разным собеседникам мальчишки говорили одно и то же, не путаясь в деталях, когда описывали появившееся из воды чудовище. Немного смутившись, Вовка даже сообщил такую пикантную особенность пришельца – его детородный орган свисал чуть не до колена.

Ученые прошли по следу великана, чтобы проверить, не розыгрыш ли это местных остряков. Мужики на подобное предположение даже рассердились: до шуток ли сейчас в деревне, когда все с утра до вечера заняты делом? Но даже если предположить, что кто-то умело смастерил две огромные ступни и прошел, привязав их к своим ногам, то шутник должен был весить килограммов двести – настолько глубоко вдавлены следы в твердый грунт. Кое-где отпечатки ступней великана сохранила примятая трава в лесу, куда удалился странный пришелец. В нескольких местах он, очевидно, раздосадованный встречей с людьми, вырвал с корнем молодые деревца, что не под силу было бы сделать даже нескольким юным шутникам.

По характеру отпечатков, по размеру шага, по расположению ступней ученые ВНИИ природы пришли к выводу, что следы оставлены действительно существом больших размеров и не могут быть результатом розыгрыша.

Старожилы вспомнили, что однажды, сразу после Великой Отечественной войны деревенские нашли на покосе младенца, сплошь покрытого волосяным покровом. Его принесли домой, сообщили в органы, кормили как своих детей, а потом приехали какие-то ученые и забрали находку.


НА СТРАЖЕ ЗОЛОТОЙ БАБЫ

Возможно, это одна из многочисленных загадочных легенд, но в этих безлюдных краях Приполярного Урала и Нижнего Приобья, где от одного населенного пункта до другого сотни километров нехоженой тайги, встречи с неведомым существом, утверждают, бывали и раньше.

Проживающие в здешних местах ханты называют этих существ лесными людьми и боязливо обходят возможные места их обитания, предания о которых передаются из поколения в поколение. Суеверно стараются даже не говорить о них. Однако кое-что о возможном проживании лесных людей все же узнать удается. Например, будто бы зимой они спят, как медведи, накапливая за сезон солидный запас жира. А еще утверждают, что лесные люди являются хранителями Золотой Бабы – загадочного божества коренных малочисленных народов Севера. Многие исследователи в разные времена потратили на ее поиски годы жизни, преодолев по нехоженой тайге тысячи километров. За четыре сотни лет после прихода в Сибирь Ермака, а поиски языческой богини, надо думать, вели до появления русских татары, затея должна была себя полностью дискредитировать, но этого не произошло. Такой интерес постоянно подпитывается и традиционными верованиями коренных народов Западной Сибири (ханты, манси, ненцев), во многом сохранивших свои языческие основы. Возможно, что мифы и легенды о Золотой Бабе и охраняющих ее лесных людях живут как единое целое в преданиях этих народов.

Слухи о неизведанных существах то и дело будоражат общественность. Причем о встречах с загадочными, покрытыми шерстью человекоподобными существами (лесном человеке, снежном человеке, йети) рассказывают и в тысяче километров от Приполярного Урала – в Приишимье, где необжитых людьми территорий практически не осталось.


БОЛЬШЕНОГ ИЗ ПРИИШИМЬЯ

Известный, теперь уже покойный, журналист из Ишима, краевед Анатолий Бучинский описал в газете несколько рассказов очевидцев, видевших в разные годы в этих краях загадочное, покрытое шерстью человекообразное существо.

«Осенью рабочий Ишимского завода Владимир Нефедков рассказал, что его мать еще с двумя женщинами наткнулись за плодопитомником на «обезьяну или обросшего шерстью человека, который стоял на задних ногах и быстро исчез». Следующим летом в малиннике у изгороди местного детского дома приехавший погостить из Нижневартовска Сергей Задонских тоже встретил необычное существо, напоминающее обезьяну. Ростом оно было на полголовы выше одиннадцатилетнего сына Сергея, имело лицо чистое, только темное и в морщинах, до пояса шерсть была короткой, а дальше – штаны – густая, волос на голове темный, а шерсть – коричневая. Минуты две-три человек и существо рассматривали друг друга, а потом оно перепрыгнуло изгородь и убежало в кусты.

Александр Викторович Е. отправился на мотоцикле за ягодами в окрестности деревни Тоболово Ишимского района. Вот как описывает он встречу с необычным существом:

«Беру ягоды, чувствую, что на меня кто-то смотрит. Оглянулся – никого. Снова беру, тороплюсь, потому как дело к вечеру. И опять чувствую, как кто-то смотрит прямо в упор. Встал – никого нет. Опять беру, потом поднял голову: кто-то стоит у столба... Здоровый, мохнатый. Жутко стало, побежал к мотоциклу, все ягоды растряс».

Видела подобное существо и Серафима Ивановна Г. из деревни Бородино Викуловского района Тюменской области. Она вместе с сыном встретила «снежного человека» на сенокосе, что находится между селами Озерное и Каточиги.


У КОЛДОВСКОГО ОЗЕРА

Однажды мы совершенно случайно разговорились на тему снежного человека с моим давним приятелем, известным тюменским художником Яном Боме. Его детство и юность прошли неподалеку от Данилова озера, которое больше известно как колдовское. Входя в систему пяти небольших водоемов, расположившихся на границе Омской и Новосибирской областей, названо оно людьми так, что, по многочисленным рассказам тамошних, и не только, жителей, обладает чудодейственными свойствами. Например, очень быстро залечивает кровоточащие раны, кристально чистой, богатой минералами водой и целебными грязями избавляет от многих недугов.

Места эти описаны еще в старинных сказках и до настоящего времени остаются малонаселенными, а из-за труднодоступности оказались далеко в стороне от туристических маршрутов.

Теперь, имея сильные внедорожники, сюда нет-нет да и стали добираться разного рода искатели приключений, но в пору юности моего приятеля чужие в эти края не захаживали. И была тут тайга почти нехоженая, а звери непуганые. И будто бы именно поэтому выбрали для своего обитания здешние места неведомые людям «снежные человеки».

С одним из них довелось встретиться и деду Яна – Михаилу Ивановичу. По весне, когда устраивают свои токовища тетерева, далеко окрест оглашая предутреннюю тишину своими «чуффш-ш-ш-ш», редкий охотник усидит дома. Но в отличие от токующего глухаря, который во время своего «пения» никого, кроме себя, не слышит, тетерева очень чутко следят за обстановкой, находясь все время настороже. К ним, даже увлеченным «петушиными» боями, не подкрадешься. Единственная возможность – загодя, зная место токования, поставить там шалаш и засесть в него с вечера.

Именно так и сделал Михаил Иванович. Забрался в шалаш задолго до рассвета и стал ждать. Сначала думал немного вздремнуть, но полил сильный дождь, и капельки воды то и дело стекали на шапку и за воротник. Тут уж не до сна. И вот, едва забрезжил майский рассвет, услышал дед чьи-то тяжелые шаги со стороны леса. Отогнул ветку, смотрит в предутреннем мареве: кто-то из деревенских решил его попугать, нарядившись в вывернутую наизнанку шубу. Стал Михаил Иванович ждать, что шутник придумал, а тот подошел ближе, и понял Михаил Иванович, что это совсем не розыгрыш: таких высоких да здоровенных не было ни в их деревне, ни в соседних.

«Леший!» – подумал старик и обомлел, затаившись. А леший подошел к шалашу, оперся о жерди, потом пошатал хлипкое сооружение и отправился обратно к недалекой чаще.

Успокаивая себя, что в такой дождь токовища не будет, Михаил Иванович выбрался из шалаша и чуть не бегом бросился домой.

Ян помнит, что были встречи с неведомым чудищем и у других жителей их села. Местный учитель рассказывал ребятам о своей неудачной рыбалке. Сидел он с удочкой на берегу реки Тары и терпеливо ждал клева, как вдруг услышал сильный всплеск. Посмотрел в сторону камышей и обмер. Из воды на берег, громко шлепая по мелководью, шел обросший шерстью огромных размеров человек. Выбрался на берег, стряхнул с шерсти капли и, громко похлопав в ладоши, степенно удалился в сторону леса.

Потом некоторое время спустя едва-едва не довелось встретить снежного человека и самому Яну. Он тоже сидел на берегу Тары и распутывал «бороду». Леска настолько скрутилась, что разобрать ее никак не удавалось. Но парень был терпелив. И вдруг он услышал за кустами громкие шлепки по воде, будто кто-то нарочито громко плескался и хлопал в ладоши. Вспомнив недавний рассказ учителя, Ян туг же вскочил и убежал домой, бросив на берегу свою удочку с нераспутанной леской.


ВЕЛИКАЯ ТАЙНА УЧЕНЫХ

– В печати сообщения о подобных встречах в наших краях появились лишь в 1977 году, – рассказывал Анатолий Бучинский. – Тогда студент биофака Владимир Пушкарев выступил на семинаре с подобным сообщением об экспедиции в Ямало-Ненецкий автономный округ. Позднее исследователь погиб при загадочных обстоятельствах, оставив дневники, которые до настоящего времени в интересах науки полностью не публикуются.

В те края, где работал Владимир Пушкарев, по словам Анатолия Бучинского, собиралась экспедиция криптозоолога, теперь уже тоже покойной Майи Генриховны Быковой, не называющей даже приблизительных координат своего исследования, сообщая лишь, что, по ее данным, живет в том районе Заполярья по меньшей мере девять особей, в том числе один детеныш. Будто бы оленеводы даже долгое время водили этого малыша с собой, но стоило им отвлечься, как из леса вышла «мамаша» и увела дитя.

Интерес к Тюменскому краю Майя Генриховна стала проявлять после того, как случайный вагонный попутчик, узнав о предмете исследований, пригласил ее в тайгу познакомиться со «снежным человеком». Ученому удалось увидеть и минимально разглядеть предмет исследовании из окна охотничьей избушки. Правда, изучение длилось совсем недолго, существо тоже некоторое время разглядывало человека, затем издало какой-то непонятный звук, будто прочистило горло, повернулось спиной и быстро скрылось в лесу.

Воспоминания о встречах очевидцев с необычным обитателем Западной Сибири Майя Быкова опубликовала под общим названием «Из рассказов манси». Так она описывает свою встречу с йети, которая произошла во время экспедиции в 1987 году.

«Мы приехали на зимовье недалеко от города Ханты-Мансийска, – пишет Быкова в своих воспоминаниях. – Он пришел в первую же ночь. Мы услышали стук в окно, открыли дверь и оказались буквально в пяти метрах от странного существа. Он был огромный, волосатый и красноглазый. И ни малейшего намека на рудимент хвоста. Существо можно было сравнить только с человеком. Никаких ассоциаций с медведем или обезьяной у меня не возникло. Целую минуту – такую долгую! – мы рассматривали друг друга. Когда наши взгляды встретились, он, не разжимая губ, произнес нечто вроде «кхе». Это больше всего напоминало нервическую попытку прочистить горло перед началом беседы. Мы прозвали его Меченый из-за ободранной на руке шкуры».

А помимо собственной встречи со снежным человеком ученый описала и другие случаи, рассказанные очевидцами. Например, Вячеслав Ковалев описывает происходившее в августе 1988 года в европейском Заполярье России так:

«Мы встречались с ним часто. Иногда защищаться от него приходилось всерьез. Видимо, чем-то обидели его люди, убегая от него, мы заскакивали в избушку и запирали за собой дверь, а он дергал ее снаружи. Но однажды он вырвал дверь у меня из рук. Я так испугался, что бросился в избу и забился под лавку. Афоня (так мы его называли за глаза) за мной не пошел. Он спрыгнул с крыльца, обошел избу и сильно стукнул как раз напротив того места, где я прятался. Знаю, мол, где ты».

Есть в записях Майи Быковой и воспоминания жителя Ивана Копьева из таежного селения в районе Среднего Урала. Он встретил снежного человека в 1922 году еще будучи мальчишкой.

«Поднялась яркая луна. 14 вдруг мы все увидели, что на другой стороне озера шириной метров 200 показалась вроде как голова исполина. И поднялся он так, что видно его было до пояса. Рук не рассмотреть. И стоит огромнейший человек и в нашу сторону смотрит. А через некоторое время куда-то все потерялось. Старики начали нас ругать: «Вы тут баловали-баловали – лесной и показался нам». Кто-то может подвергнуть эти записи сомнению за то, что они собраны и обработаны одним человеком, а значит, могли быть приведены к общей оценке, созданию одинакового образа.

Что это? Как совместить мои детские воспоминания о странном мохнатом босоногом госте с описанными недавними встречами? Ведь между ними около трех десятков лет и тысячи километров расстояний? Или эти загадочные существа живут в разных местах, но везде одинаково осторожны, что предпочитают не попадаться лишний раз на глаза нам, считающим себя царями природы? Как им удалось до сих пор ни разу не попасть на мушку ни одному даже самому ловкому и удачливому охотнику? Ведь произойди такое, о своей диковинной добыче тот бы непременно рассказал если не всему миру, то хотя бы своим близким.

Или все эти рассказы – плод человеческих фантазий? И мои детские воспоминания тоже не больше, чем химера, какое-то «наваждение»? И в таком случае ученые не спешат представить доказательства действительного существования этих человекообразных двуногих лишь за их неимением? Почему ни одна экспедиция не сделала ни единого фотоснимка, не сняла ни метра видеозаписи?

Их нет, этих доказательств, или они держатся в тайне? В тайне от кого? От тех «новых русских исследователей», которые уже снаряжают в разные регионы, в том числе и в Тюменскую область, собственные экспедиции для поимки «снежного человека», чтобы пригласить потом домой богатых гостей полюбоваться на диковинку в клетке? Или если не удастся отловить, то хотя бы снять с убитого шкуру и изготовить чучело для шикарной гостиной?

Если секреты существуют и сохраняются в тайне от них, то аргумент – резонный. Но почему бы и не приоткрыть завесу тайны, которая манит ничуть не меньше, чем рассказы о посещении нашего общества инопланетянами? Ну что же, подождем, когда ученые найдут особенный инструмент для изучения загадочного явления и авторитетно скажут: мифы и выдумки бытуют в этих краях о загадочном существе или действительно живут рядом с человеком йети, способные сохранять себя как вид в жесточайших климатических условиях.