Первый парень на деревне
Л. К. Иванов





ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС





В КОСМОС – С РЕЦЕПТОМ ШАМАНА



БУБЕН У ДОКТОРА В СПАЛЬНЕ

По заказу российских космонавтов на основе многовекового опыта выживания коренных жителей Тюменского Севера в экстремальных условиях ученые Тюменского государственного университета разработали целую серию иммуностимуляторов и адаптогенов, которые являются специальными добавками в рационе астронавтов.

Помимо внедрения таких добавок официальная медицинская наука в последнее время активно включилась и в изучение древних рецептов лечения, которыми пользовались ханты и манси. С одним из таких ученых, Екатериной Петровной Поворознюк, хантыйкой с полученной от мужа украинской фамилией, мне удалось познакомиться во время командировки в Ханты-Мансийский автономный округ. Екатерина Петровна занимается своей темой уже довольно давно, позднее получила официальный статус заведующей лабораторией научно-исследовательского института обско-угорских народов.

– В отличие от большинства своих коллег я смотрю на народную медицину с позиции мировоззрения жизнеобеспечения, традиционного образа жизни, питания, включающего естественные биологические добавки, травы, которые у нас использовали издревле.

Екатерина объехала все районы, знает родной язык, общалась с очень большим количеством жителей и пришла к выводу, что эффективность народной медицины зависит в большей степени от психологического настроя пациента.

– Мы записали более ста различных рецептов, – продолжает доктор, – но отобрали из них только тридцать. Все наши национальные рецепты основаны на разговорном языке, и только истинное знание его позволяет повторять то, что применялось веками. Народные рецепты ханты и манси носят по большей части ритуальный характер, хотя используют и такие высокоэффективные компоненты, как медвежий жир, медвежья желчь, внутренности других жертвенных животных. Ни один рецепт не был даже близким аналогом аптечному, мол, возьми это или то, прими внутрь или натри и вылечишься. Исцеление больного происходило в большей степени через его подсознание.

Народной медициной занимались шаманы. Именно они были носителями и духовной культуры, и очень многих знаний, в том числе и медицинских рецептов. И хотя среди шаманов было несколько, если так можно выразиться, специализаций, все они исполняли ритуалы в состоянии транса, которое вводило в особое психическое состояние и пациента.

Сама Екатерина Петровна из вогульских ханты, как называют манси, ставших в результате ассимиляции ханты. Истинных носителей той культуры уже не осталось в живых, все знания, тысячелетиями передававшиеся из поколения в поколение, дошли до наших дней лишь отрывочно, да и то благодаря возникшему в последние годы интересу к традиционным народным обрядам, культуре, традициям, благодаря помощи, в том числе и финансовой, со стороны местных властей автономного округа по возрождению и развитию обско-угорских народов.

В это дело включились специалисты, большинство которых просто продолжили уже на научном уровне дело своих предков. Вот и у Екатерины Поворознюк мать была шаманкой, из тех, что больше лечили не тело, а душу. И ее матери эти знания переданы были от своей матери, той – от своей... И так из поколения в поколение.

Екатерина рассказывает о своих давних детских воспоминаниях, когда в случае заболевания ребенка приглашали в дом бабушку, и та начинала лечение одними лишь словами. Как правило, результат приходил на третий день, и в этом сказывалась особенность человеческого организма, требующего для реакции именно столько времени. И это, по словам врача Поворознюк, тоже закон природы, жизни, веры, которому древние следовали интуитивно, но неукоснительно.

Чтобы лучше понять принципы излечивания тела и души своих сородичей, проникнуть в тайны рецептов своего народа, Екатерина немало времени посвятила изучению других религий, в том числе кришнаитов, буддистов, и пришла к выводу, что в корне многие из них основаны на одних и тех же принципах, и что прав ее земляк, знаменитый писатель, лауреат Государственной премии Юван Шесталов, утверждающий в последние годы свое учение о космическом и межпланетарном сознании.

– Вера ханты основана на том, что человека всегда кто-то охраняет. Я сама это знала сызмальства, – рассказывает Екатерина Поворознюк. – Я знала, что меня в случае невзгоды защитит мама, бабушка, а еще какие-то невидимые и неведомые силы. И каждый ханты это точно знает. На одной из научных конференций известный философ Леонтий Тарагубта утверждал, что мы находимся в беззнаковой системе. И я задалась целью хотя бы для себя лично уяснить, действительно ли у нашего народа существовало язычество, или та вера являла собой нечто большее. Ведь сколько веков уничтожали наших идолов, наших богов, которым поклонялись предки. Как идет уничтожение даже в наши дни святых ритуальных, реликтовых мест! А поклонение ханты своим богам остается. Может, потому, что народная мудрость наших предков советует не тратить силы на сопротивление, а сохранять в душе свои убеждения, свою религию, передавая эти убеждения из поколения в поколение.

Мать Екатерины, умирая, просила дочь сохранить ее шаманский бубен. «Пусть он будет в твоем доме на стене», – говорила умирающая. – Кушать не просит. Ты врач, это больше, чем шаман, но ты иногда побей в бубен, хотя бы в память обо мне». Как только этот бубен появился в доме молодого врача, ее жизнь в корне изменилась к лучшему, пошла настоящая полоса удач. Что это? Загадка, которую тоже пытается отгадать ученый Екатерина Поворознюк, имеющая взрослую дочь и внуков.

В конце нашей беседы я все же попросил Екатерину Петровну дать читателям газеты какой-нибудь рецепт, не требующий особого ритуала для возвращения человеку бодрости духа и здоровья.

– Морошка, – не задумываясь, ответила она. – Просто удивительная ягода. Ешьте морошку, и ваш организм будет иметь достаточно витаминов на долгую зиму. Именно морошка спасала всегда коренных жителей Севера от туберкулеза. В этой ягоде есть химические соединения, которые очень активно действуют, как антибактериальная терапия.

А при глазных заболеваниях очень полезна черника. Ее же необходимо употреблять при сахарном диабете. Ханты не имели привычки делать заготовки, поэтому питались ягодами прямо с куста, витаминизируясь таким образом на долгую зиму, до нового урожая. И каждая ягода использовалась как определенный вид лекарства.

Природа дала ханты рецепты и от множества различных болезней. К примеру, при заболевании у ребенка уха в него закапывался небольшими дозами жир окуня, более прозрачный и чистый, чем другой рыбий жир.

Зубы щуки, точнее, челюсть с острыми щучьими зубами, служила для массажа ног, поясницы, применялась как пиявки при высоком давлении. Этот же эффект использовал потом доктор Кузнецов, придумав свой ипликатор.

Эти и многие другие рецепты собраны и описаны учеными Ханты-Мансийска. Правда, на хантыйском языке. Так что для их применения надо совсем немного – выучить древний язык обских ханты. И – будьте здоровы! Как космонавты, которые этими рецептами частично уже пользуются!


ПАМПЕРС ПРИДУМАЛИ ХАНТЫ

Это широко рекламируемое по телевидению изделие, сохраняющее кожу младенца сухой и нежной, как утверждают работники Ханты-Мансийского краеведческого музея, изобретено многие сотни, а то и тысячи лет назад.

Пусть не обижаются коренные жители Чукотки, Ямала, Таймыра или Аляски, что авторство этого изобретения я отдал в заголовке ханты. Никто из работников Ханты-Мансийского музея или местного института возрождения обско-угорских народов так не утверждает. Просто все, с кем доводилось мне беседовать на эту тему, убеждены, что идея пришла в голову много-много лет назад представителям северных народов, ведущих кочевой образ жизни.

Кто не знает, какое количество намоченных и запачканных пеленок приходится стирать ежедневно? Даже в благоустроенной квартире при наличии горячей воды и стиральной машины это доставляет родителям малыша немало хлопот. А если представить, что малыш растет в чуме, за меховым пологом которого сорокаградусный мороз, а воду получают, растапливая снег?! Тут уж не до стирки, купания и других водных процедур! Вот такой суровый быт и заставил кочующих предков коренных северян искать выход из положения.

Эти люди в отличие от нас, изнеженных благами цивилизации, были и остаются одним целым с окружающей их природой. И сама природа подсказала им рецепты, как во время длинного перехода в морозы и метели, когда нет никакой возможности перепеленать младенца, сохранить его постельку сухой, как женщине в «критические дни чувствовать себя комфортно».

В одном из залов музея есть малоприметный экспонат, на котором, если не обратит внимание посетителей экскурсовод, взгляд не задерживается, равнодушно скользнув дальше. Да и на чем там концентрировать внимание! Ну, лежит себе деревяшка с каким-то подобием мочалки на конце. А между тем именно эта мочалка и таит в себе немаловажное практическое значение, хотя деревяшка – это просто кусок ствола ивы-тальника.

Ива – дерево мягкое. Специальным скребком или просто ножом соскабливают с поленца очень тонкую стружку, удивительно мягкую и хорошо впитывающую влагу Многие коренные жители называют ее полотенцем, потому что приготовляют ее именно для этих целей. Такими, изобретенными столетия назад полотенцами широко пользуются ханты и сегодня. Те, разумеется, кто ведет традиционный образ жизни.

Изобретения предков сохраняются в быту не потому, что не дошла в эти края цивилизация. И махровые полотенца, и пеленки, и ползунки с распашонками, и импортные памперсы, так же, как и «крылатые кефри», есть практически в каждом магазине. Только заработок рыбаков или оленеводов не позволяет им покупать эти вещи – доходы от традиционных промыслов уходили бы целиком на одни только памперсы. Вот и используют люди по-прежнему древние рецепты предков.

– Да что говорить, – рассказывает мне доцент Ханты-Мансийского окружного института повышения квалификации и развития регионального образования Евдокия Немысова. – Не только я сама, но и мои дети выросли без всяких там опрелостей при помощи таких вот старинных народных рецептов и изобретений. В наших краях, правда, не ивовую стружку для этих целей используют, а кладут на дно люльки специальные древесные гнилушки, волос с шеи оленя, покрывают это пеленкой, потом одеяльцем из заячьего меха. Кстати, заячий мех очень полезен для здоровья не только в младенческом возрасте, а, например, для профилактики радикулита.

Помимо того, что ребенок на такой подстилке долгое время остается сухим, а заменить ее не стоит большого труда, эти компоненты, в том числе заячий и олений мех, имеют еще и антисептическое воздействие, предупреждают кожные заболевания, которые так часто встречаются сегодня у детей цивилизации, применяющей различные химические соединения.

Кстати, в последнее время специалисты института возрождения обско-угорских народов начали основательно изучать не только предметы быта и одежды с многовековым опытом предупреждения различных болезней, но и многие народные рецепты исцеления от недугов. Таких собрано уже более ста, тридцать из них основательно изучены и рекомендованы наряду с известными сегодняшней медицине лекарствами. Их, между прочим, начали применять даже в космической медицине. Но эта тема требует отдельного разговора.