Былое светописи (У истоков фотографии в Тобольской губернии)
В. Е. Копылов





ПРИЛОЖЕНИЯ


1. К работе над книгой я приступил в июле 2002 года. Тогда же была сделана попытка известить об этом событии всех моих корреспондентов в городах России и за рубежом. В обычных письмах и в сообщениях электронной почты мною высказывалась просьба присылать мне старинные фотографии и художественные почтовые открытки по избранной тематике книги. Многие из моих давних корреспондентов охотно откликнулись на эти просьбы, так что я постоянно в процессе работы над рукописью книги получал полезную информацию, старался оперативно её использовать. Фотографии и открытки шли до самых последних дней, вплоть до того момента, когда в списке подписей под иллюстрациями оказался последний номер 1663. Между тем, многое из полученных материалов после этого события представляло определённый интерес. Однако изменить уже составленный список иллюстраций не представлялось возможным, так как в этом случае пришлось бы переделывать весь список работу, на которую ушло несколько месяцев первой половины 2003 года. Вот почему вновь и недавно полученные материалы мне пришлось отнести в приложения.

Прежде всего, следует исправить мою ошибку, которая содержится в заголовке одного из параграфов под названием «Первый фотограф Тобольска». За время, пока готовился электронный вариант рукописи, мне довелось познакомиться с дневником хорошо известного в Зауралье художника-тоболяка М.С. Знаменского (1833–1892). Его рукописный дневник в начале 1950-х годов оказался в архиве профессора Тюменского педагогического института П. И. Рощевского. Он не только сделал текст удобочитаемым, но и сопроводил его необычайно ценными комментариями. Позже рукопись перешла к дочери Рощевского профессору Л.П. Рощевской из Сыктывкара. Благодаря её содействию мне удалось сделать выписки из дневника Знаменского за 1862–1863 годы, из которых история тобольской фотографии стала выглядеть несколько иначе, чем она представлялась мне ранее. Как оказалось, Знаменский, как художник, живо интересовался фототехникой, и даже использовал фотографии тоболяков для своих рисованных портретов. В кругу тобольской интеллигенции Знаменский называет имя Лисицына Ивана Федоровича (1827 – 4.02.1869) – сына священника, инспектора и учителя тобольского духовного училища и семинарии. В 1846 г. Лисицын окончил тобольскую духовную семинарию. Исследовал флору Тобольской губернии. Дружил с Михаилом Знаменским в течение многих лет. Рано в 42 года ушёл из жизни. Краткое упоминание о нём уже было в книге при перечислении имён тобольских фотографов конца 1860-х годов. Как оказалось, я недооценил значение этого человека для истории сибирской фотографии, поскольку в 1858 г. И.Ф. Лисицын открыл в Тобольске первую фотографическую мастерскую. Он же, пишу – для осторожности, чтобы вновь не ошибиться, может быть назван первым фотографом Тобольска. Знаменский подчёркивает в дневнике, что Лисицын имел опыт работы с фотобумагой, а не только с дагеротипами на посеребренной пластинке. Следовательно, Лисицын, к тому же, стал в Тобольске пионером фотобумажной технологии съёмок. Он же, как неоднократно упоминает Знаменский, был первым в Тобольске, а, возможно, и в Сибири, кто стал заниматься стереоскопическими съёмками. Официальное разрешение властей на открытие фотоателье Лисицын получил несколько позже, в 1863 году, но раньше, чем это сделал упоминавшийся ранее П.С. Паутов. До открытия ателье у Лисицына, вероятно, рядом с его квартирой существовал чуланчик, названный Знаменским «фонарём». К сожалению, работы И.Ф. Лисицына для нашего времени большая редкость. Для книги удалось разыскать лишь один снимок (илл. 246). Возможно, удачи с находками фотографий этого мастера светописи у меня ещё впереди.

2. Кстати, о «первом», по моей ошибочной версии, фотографе Тобольска Павле Паутове. Он упоминается в дневнике Знаменского, но с некоторой пренебрежительной интонацией. И напрасно: его снимки, помещённые в нашей книге, свидетельствуют о неплохом мастерстве этого, пусть и не первого, фотографа. Как следует из текста, в 1863 году Паутов уже увлекался фотографией. Знал он, как и Лисицын, стереоскопическую съёмку. Сказано о Паутове немного: родился в Тобольске, окончил гимназию, в 1864–1871 годах работал надзирателем гимназии.

3. Немаловажно, что Знаменский со своими коллегами намеревался создать в Тобольске фотографическую компанию коммерческой направленности. Опыт потерпел крах, но сама попытка её организации для начала 1860-х годов и глубокой провинции представляется интересной.

4. По словам Знаменского, он многократно навещал знаменитого сказочника и поэта П.П. Ершова. Тот заинтересованно выслушивал сообщения о фотографии и стереоскопии. С большой долей вероятности можно предположить, что коллеги Знаменского фотографировали Ершова, и не раз. Поиск таких фотографий ждёт энтузиаста.

Представляют интерес дополнительные сведения о старом Тобольске. Так, по инициативе А.Г. Елфимова удалось познакомиться с невероятно редким альбомом фотографий с видами Тобольска и его окрестностей. Альбом отыскался в Томске в коллекции Э.К. Майданика. Снимки были сделаны в 1899–1900 годах И. Шустером. Альбом, включающий более двух десятков фотографий, имеет весьма непривычное внешнее оформление. Размеры альбома составляют 17 сантиметров в высоту и 22 – в ширину. На толстой обложке помещены имя фотографа, название его ателье («Сибирская фотография», г. Тобольск). И, что самое для нас, современников, необычное, так это расположение страниц в виде складывающейся гармошки подобно той, о которой мне приходилось уже писать в разделе «Привет из...». Все снимки тонированы в сепию.

Альбом открывается нестандартными видами города (рис. 1, 2) с показом памятника Ермаку и подгорья. В необычном или, точнее сказать, непривычном ракурсе смотрятся губернский музей (рис. 3) и Народная аудитория без боковых башен (рис. 4), новое здание мужской гимназии и рыночная площадь на фоне Кремля (рис. 5, 6). Автором снимков уделено внимание реке Иртыш с видом на кремлёвский холм с противоположного от города берега, загородной Архиерейской роще с церковью и Иваново-Вознесенскому монастырю (рис. 7, 9). В альбом помещены сцены заготовки сена и отдыха косцов (рис. 10, 11), а также вид сторожки-землянки в загородной зоне Тобольска (рис. 12). Не забыты «инородцы» с их утварью и жилищем (рис. 14).









































































Летом 1899 года И. Шустер сопровождал с фотоаппаратом Д.И. Менделеева при осмотре родного ему города. В порядке исключения Менделееву разрешили посещение тобольской каторжной тюрьмы. Воспользовавшись благоприятным стечением обстоятельств, И. Шустер сделал несколько снимков из тюремной жизни (рис. 15–19). Характерные типы надзирателей и каторжан с бритыми наполовину головами (рис. 15–17) навсегда вошли в одну из малоизвестных страниц истории города Тобольска. Здесь же в альбоме можно видеть арестантов в минуты отдыха и работы в тюремных мастерских (рис. 18, 19), внутреннюю планировку ухоженных дворов тюрьмы с решётками на окнах корпусов.

Кроме редчайшего альбома, для книги там же, в Томске, отыскались фотографии–открытки 1911 года, на которых показаны быт в остяцких поселениях с бревенчатыми юртами (рис. 20–22), а также летние чумы ненцев на побережье Обской губы ниже села Обдорского (рис. 23, 24).





















































Немало новейших находок старинных фотографий Тюмени принадлежит М.С. Яблокову, который любезно разрешил использовать некоторые из них в нашем повествовании. Покажем здесь снимок утопающей в зелени Тобольской улицы (рис. 25), гостиного двора и Александровской площади со скоплением народа по случаю 300-летия дома Романовых (рис. 26, 27). Другие три фотографии (рис. 28–30) показывают здание женской гимназии до его перестройки в более поздние времена. Рядом с гимназией сооружён каток для увеселения учащихся в период зимних каникул. В левой стороне снимка на дальнем плане виднеется дом Иконниковых (рис. 30), в более крупном плане размещённый на очередной иллюстрации (рис. 31). Необычный ракурс здания реального училища начала 1920–х годов показал нам знаменитый фотограф Т.К. Огибенин (рис. 32). В те же годы Т. Огибенин фотографировал промышленные предприятия и пристань на реке Туре (рис. 33, 34), а другой мастер светописи из Тюмени В. Маргин снимал на реке стоянку пароходов (рис. 35). Представляют интерес снимки культовых сооружений Тюмени, сохранившиеся к 1920-м годам. Здесь, прежде всего, следует показать Троицкий собор (рис. 36) и ныне утраченные захоронения при нём между собором и одноэтажным зданием с двумя крылечками церковно-приходской школы (рис. 37). Любопытен вид на Спасскую церковь со стороны Иркутской (Челюскинцев) улицы, рис. 38. Обычно местные фотографы снимали церковь с привязкой её к улице Спасской.









































































К середине и концу 1920-х годов относятся снимки, сюжеты которых затрагивают будни военной службы (илл. 39), работу тюменцев на производственных предприятиях (илл. 40) и отдых за городом (илл. 41). Несмотря на крайне неудовлетворительное качество фотографии группы военнослужащих, снятых возле памятника Борцам революции, я решился всё же поместить её, так как она демонстрирует первоначальный облик памятника, забытый к нашему времени. Как видно, вместо привычной для нас скульптурной группы красногвардейцев, погибших в боях с белочехами, первоначальный вариант памятника имел стелу, увенчанную шлемом-буденовкой с красной звездой. Другой снимок имеет отношение к тюменскому элеватору. Двое служащих, занятых исследованиями состава и свойств зерна, сфотографированы на фоне траурного портрета В.И. Ленина.

Из ранее неопубликованных нами старинных художественных почтовых открыток с видами Кургана мы остановимся здесь на фотографиях Александровской женской гимназии, построенной в 1903 году, и базара (рис. 42, 43). Вид Туринска и стройный ансамбль городских церквей, снятый в далёкие 1890-е годы, представлен на рис. 44.













На протяжении всего нашего повествования о судьбах фотографии Тобольской губернии нам не удалось рассказать о снимках некоторых других замечательных мест нашего края. Речь идёт о заводских посёлках Ертарке и Талице. Они находятся теперь в Тугулымском и Талицком районах Свердловской области, а когда–то входили вместе с Тугулымом и Талицей в состав Тюменского округа.

Посёлок Ертарка был знаменит крупным заводом по производству вина, а затем – стеклянных изделий. Селение разместилось на холмах на берегу уютного пруда – накопителя воды для заводских нужд. В истории села известны многие имена не только российского, но и мирового звучания. Достаточно назвать доктора технических наук, создателя почти всех атомных ледоколов России инженера А.Е. Перевозчикова, уроженца Ертарки. Наиболее старые снимки, которые находятся в нашем распоряжении и связанные с историей села, относятся к середине 1920-х годов. На них показаны фрагменты осеннее-полевых работ по переработке зерна (рис. 45, 46), а также пожарная команда Ертарского стеклозавода (рис. 47, 1929 год). В упряжке двух лошадей установлен пожарный ручной насос и фонарь для ночных условий работы.

Фотографии предоставлены мне сотрудниками Тюменского краеведческого музея Ю. Соловьёвой и С. Беловым. Летом 2003 года они находились в экспедиционной поездке в село и стали обладателями уникальных фотографий. Кроме того, молодые энтузиасты сняли современные виды Ертарки, пруда и остатки заводских сооружений некогда солидного предприятия (рис. 48–50).






































Рабочий посёлок Талица, теперь районный центр Свердловской области, находится в 120 километрах к западу от Тюмени. С историей посёлка связана судьба знаменитого разведчика времён Великой Отечественной войны Н.И. Кузнецова, уроженца соседнего села Зырянка. В Талице он учился в лесотехническом техникуме, в здании которого сейчас работает музей Кузнецова. С XIX столетия посёлок известен как зауральская резиденция семьи предпринимателя А.Ф. Поклевского-Козелл. Они организовали здесь крупный винокуренный, пивоваренный и дрожжевой завод (рис. 51, 52). Поклевскому-Козелл, кстати, принадлежал и Ертарский завод по производству листового стекла и винной посуды. Завод в Талице был восстановлен в начале 1920-х годов после разрухи гражданской войны (рис. 53) и работает до сих пор. В посёлке сохранилось внушительное по размерам и архитектурным особенностям жилое здание семьи Поклевских-Козелл (рис. 54).

Некоторое внимание мне хотелось бы уделить селению Чёрная Речка. О нём мне приходилось много рассказывать применительно к судьбе одного из пионеров сибирского маслоделия А.Ф. Памфилова и его помощников (рис. 55, 56).

































Ферма Памфиловых с маслобойными заведениями располагалась в имении того же названия. В начале осени 1990 года мне довелось впервые посетить этот благодатный уголок тюменщины. Из нескольких снимков, сделанных мною во время пребывания в Чёрной Речке, я помещаю здесь один из них с видом на пруд и деревню (рис. 57). Фотография интересна тем, что сейчас этот уголок природы, тогда ещё мало тронутый цивилизацией, в наше время выглядит совсем иначе. Многочисленные дачные застройки неузнаваемо изменили пейзаж. Мои молодые коллеги из краеведческого музея, только что упомянутые, разрешили мне поместить здесь современный вид пруда (рис. 58), который, как я полагаю, будет уместен для приложения.

Из находок по наследию С.М. Прокудина-Горского представляет несомненный интерес серия цветных открыток, выпущенных в ноябре 2003 года в Москве к открытию выставки работ этого выдающегося русского фотохудожника. О выставке мне уже довелось рассказать в предыдущих разделах. На двух из опубликованных открыток показаны виды собора в Ялуторовске и церкви в Тобольске (рис. 59, 60). Там же демонстрируется содержание оборотной стороны открыток (илл. 61). Снимки, первенцы цветной фотографии в нашем крае, выполнены в 1912 году.

Наконец, две последние фотографии (рис. 62, 63) иллюстрируют новейшие поступления в раздел истории фотографии музея науки и техники при нефтегазовом университете. Стационарные камеры, вместе с десятком малоформатных фотоаппаратов разных моделей, заводов и мест их изготовления, пополнили экспозицию музея за время моей работы над книгой.

Снимки под номерами 64 и 65 относятся к разделу об адмирале С.О. Макарове (см. соответствующую главу – улицы Тюмени).

2. В тексте книги использованы старинные фотографии и почтовые художественные открытки, принадлежащие не только автору. В отдельных случаях ссылки на принадлежность фотоматериала к той или иной частной коллекции оговаривалось либо в процессе изложения, либо в подписях к иллюстрациям. Наибольшее участие в содержательном формировании книги принадлежит тобольским коллекционерам А.Г. Елфимову (более 200 фотографий и открыток) и Якимеи А.И. (около 40 открыток с видами Тобольска).
















































Елфимов А. Г.: № № 22, 25, 55. 60, 63, 64, 71, 74, 119, 140, 141, 148, 149, 150, 236, 240, 241, 245, 247, 250–251, 257, 259, 268, 270, 274–276, 282, 284–285, 290, 295, 326, 335, 342, 365, 368, 375, 389, 396, 402, 436, 440–441, 445, 452, 455–456, 476, 484, 490, 494, 495, 500, 502, 504, 507, 508, 510, 515, 517, 519, 521, 532, 535–538, 545–546, 549, 551, 554–560, 565, 577, 582, 585, 588– 600, 602, 609, 617, 624–625, 629–630, 634–635, 637, 641, 646, 653, 655, 659, 829, 990, 992, 1004, 1022, 1108, 1113, 1162–1163, 1185, 1188, 1194, 1200, 1206, 1285, 1292, 1317, 1324, 1335, 1347, 1377, 1612, 1655–1658, а также рисунки в приложениях (1, 24, 35, 42, 44, 59, 60, 62). Кроме того. А.Г. Елфимовым приняты необходимые меры, включая финансовые, по приобретению фотокопий старинных снимков в архивах Санкт–Петербурга по таким темам, как Верхотурье (работы Буллы), по строительству Курганского участка Транссибирской железной дороги, по первоначальным интерьерам музея Тобольского Севера, по работам С.М. Прокудина-Горского (1912 г.). Особо следует отметить существенный вклад А.Г. Елфимова по сохранению старинной фотолетописи Тобольска, как губернского центра.

Якимец А. И.: № № 410–411, 414, 417, 421, 444, 446–447, 454, 457, 481, 483, 491, 497, 522, 524–526, 528, 533, 540, 550, 552–553, 563–564, 574, 576, 580, 590, 595, 605, 622, 658, 1208–1209, 1212, 1426, 1613.