Арнольд Райсп


Хрустальные сосульки. Рассказы


Мечты сбываются

«Нынче лучше передвигаться на колёсном транспорте», — решил однажды Колька, когда ещё совсем маленьким был. Осознание этой очумелой мысли затем сопровождало его всё последующее время. А эта мысль посетила Кольку, когда он ещё пешком под стол начал ходить. И ходил он, топая ножками, по избе. Иной раз припадёт ручонками на пол, изобразит фигуру горбатого мостика, постоит в такой позе, поразмышляет и сообразит, что так передвигаться ещё сложнее. Свалится на бочок, присядет и удивляется, как удаётся кошке Мурлыке на четырёх лапах так шустро бегать, и ей нравится. Правда, и на задние лапы она иногда встаёт, когда угощение просит. А так всё время на четырёх лапах и бегает.

«Нет, не подходит мне такой способ передвижения», — решил Колька. И давай изучать различный колёсный транспорт: машинки, тележки, повозки и всякие другие детские предметы, которые свойство перекатываться имеют. Конечно, это увлекательное занятие, но далеко не уедешь на этом транспорте. И габариты такой техники не совсем подходящие. И опять по избе на двух ногах колесит. Табуретку перевернёт вверх ногами, представит, что тележку самоходную катит. Потом сообразит, опять не то. Без колёс худо дело.

Вот так и рос Колька с мечтой освоить что-то серьёзное из колёсной техники и наблюдать стал, что на дорогах с помощью колёс передвигается. Уже подросшим увидел он, как лошадь телегу тащит. Да так ловко и быстро, что комья грязи из-под копыт лошади летят.

«Это уже настоящий транспорт, хоть и управляется извозчиком и вожжами», — подумал он. По-простому сказать, с помощью двух длинных верёвок. Дёрнешь раз две верёвки, лошадь вперёд катит. Дёргаешь верёвки по одной, лошадь налево или направо норовит повернуть. Хотя Колька уже в школу стал ходить, но таких подробностей ещё не знал. Два класса успел пройти, и всё как-то пешком, да ещё и овраг преодолевать приходилось.

Вот однажды видит он, что напротив школы лошадь с телегой во двор заехала. Похоже, в конюшню. Заинтересовался. И после уроков решил своё любопытство удовлетворить. Заглянул во двор, а там телега на колёсах без лошади стоит, и оглобли в виде двух жердей по краям на земле лежат. Встал Колька между оглоблями и не может никак понять, как же лошадь понимает, куда ей идти надо.

Тут-то и заприметил Кольку извозчик.

— Что, молодой человек, интерес к телеге проявляешь? — говорит он. — Дело немудрёное. Зараз овладеть можно. Правда, это не трамвай. Шибко не поедешь, но зато рельсов и «ликтричиства» не надо, овса дашь, водичкой заправишь, вот и побежит почём зря лошадка. Только знай и подсказывай ей, в каком направлении путь держать. А иной раз она и сама дорогу домой найдёт без специальных знаков и указателей. Ежели желание есть, то можно на ходу тарантас испробовать. Удостоверение извозчика не потребуется.

— Я вроде как и непротив, — отвечает Колька.

— Ну, топеряча погоди, я щас, мигом кобылу впрягу.

«Вот, — думает Колька, — повезло! Другого случая могло бы и не представиться».

Тут он спохватился и говорит извозчику в ответ:

— Так у меня навыка управлять такой животиной нет.

— Ничего, — говорит извозчик, — дело без хитрица, сразу поймёшь, это не букварь познавать или как там ваши науки называются.

И выводит из конюшни кобылу. А она идёт и копытами постукивает о землю. Немножко даже боязно с ней рядом стоять.

— Ну что? — говорит извозчик. — Подавай оглобли, запрягать будем, — а сам тащит ещё кучу всякой амуниции. — Это сбруя, — говорит, — без хомута, дуги и уздечки наш транспорт не сможет передвигаться. А хомут на колесо похож, только на шею кобыле надевать надо, и дуга, как коромысло, разве что за водой на колонку ходить.

«Да, — думает Колька, — тут запутаться можно».

— А где тут оглобля? — спрашивает.

— А ты, сынок, — говорит он, — смелей подходи к телеге, не спутаешь, оглобли приводом служат на колёса телеги.

Вроде Колька сразу догадался, что к чему. Оббежал телегу с кобылой пару раз, ещё лучше соображать начал. Кобыла встала промеж жердин. Хвостом вертит из стороны в сторону, словно мух разгоняет, а сама так искоса на мальчика поглядывает, думает, что за чудак появился. Тут Колька понял её намёк. Она словно всем своим видом указывала, что оглобли по сторонам от неё лежат. Поднял он по очереди две жердины с земли. Извозчик хомут набросил на шею кобыле, дугу над головой поднял, вроде как корону над головой приладил и стал её приматывать верёвками к оглоблям.

— Теперь, — говорит извозчик, — уздечку надевать будем да вожжи ладить.

Ну и суёт в рот кобыле железяку.

«Ничего себе!» — думает Колька и спрашивает:

— Для чего это надо?

— А это, — говорит он, — рулевое управление навроде боксёрской капы, что в рот спортсменам тоже вставляют. Иначе нельзя.

— Ну нельзя так нельзя. Правда, кобылу жалко: боязно, что проглотить этот железный предмет может.

— А теперяча покатили! — говорит Кольке извозчик, — распахивай воротину, выезжать будем.

Для Кольки это дело нехитрое. Управлять воротами уже научился: щеколду отбросил и распахнул. Закусила кобыла удила. Затряслась телега. Заскрипели колёса.

— Прыгай на телегу, голубочек, — пригласил извозчик, — располагайся рядом. Напарником будешь.

Это Колька пожалуйста! Мигом вскочил на телегу и портфель туда же не забыл забросить. Он почти пустой был, потому что отметки ещё не выставили, да и что телегу пустую по улицам гонять, и поехали с краю дороги. Наезженная колея от колёс змейкой извивается, а дорога вся в колдобинах, кое-где вода стоит, и лучи солнца в ней отражаются. Блики, как стрелы, в глаза попадают. Кобыла гриву по ветру распустила и потихонечку плетётся, идёт не спеша и пофыркивает. Да вроде и спешить-то ей некуда. Всё же не трамвай. Расписания придерживаться не надо.

— Колёса что-то скрипят, — замечает Колька.

— Ничего, разойдутся. Загрузимся товаром, глядишь, и успокоятся.

— А тормоз где, — спрашивает Колька, — если вдруг чего.

А извозчик ему вожжи подаёт и говорит:

— В твоих руках всё управление кобылой: руль, тормоз, газ.

— Про газ что-то я не понял. А как газовать-то?

— Научишься, в этом большой хитрости нет.

Тут Колька решил сам проверить управление кобылой. Натянул вожжи. Кобыла что-то фыркнула. Головой замотала из стороны в сторону, хвост задрала и держит его так. «Ничего себе, — думаёт Колька. — Вот это картина! Хоть с натуры срисовывай колоритный зад, из-за него я и дорогу стал плохо видеть». Ещё раз вожжи потянул, а она и не собирается хвост опускать, газ вроде из неё пошёл.

— Что это с ней? — спрашивает Колька. — Не слушается моей команды.

— Это она готовится свои надобности справлять. Ты шибко-то не беспокойся.

И вправду, откуда ни возьмись, посыпались из неё отходы конского производства, как крупнокалиберные снаряды.

— Не обращай внимания, — говорит извозчик, — это обычное дело. Будешь со мной чаще ездить, привыкнешь ко всему. И не такое увидишь! Животным же туалеты ещё не придумали.

Тут Колька вроде успокоился, что всё естественным образом происходит, оглянулся назад, смотрит, за телегой лошадиный след дымком стелется, и словно мины посреди колеи разложены.

— Не волнуйся, — говорит извозчик, — угрозы никакой нет, укладка снарядов штатно прошла, — и улыбнулся.

— Но-о-о! — прокричал Колька и натянул потуже поводья, и телега со скрипом покатила дальше.