Первый парень на деревне
Л. К. Иванов






КРЫЛЬЯ МЕЧТЫ ДЕРЕВЕНСКОГО СЛЕСАРЯ


Ни по каким законам механики это чудо техники не должно тронуться с места. Но то, что смастерил в своем сарае простой слесарь жилищно-коммунального хозяйства Александр Борисов из небольшого, затерянного в далекой сибирской глухомани поселка с названием Заречный, работает вопреки всем законам, правилам и вообще вопреки всякой логике.

Судите сами, соединенные в один механизм двигатель от мотоцикла «Иж», узлы от грузовика и детали от трактора стали удивительной техникой. Самоделка Александра бежит по дороге со скоростью в шестьдесят километров, съезжает с берега в воду и плывет по реке, сноровисто таскает грузовую тележку, споро косит сено. В прошлом году, рассказывает конструктор, за один день он накосил травы корове на всю зиму. Потом специально изготовленными навесными приспособлениями ворошил сено, собирал его в копны и свозил к месту складирования.

О своем изобретении автор рассказывает охотно и с нескрываемой гордостью, не тая никаких своих конструкторских секретов. А зачем? Пусть и другие делают что-то подобное, учитывая его, Александра, несомненные успехи и досадные промахи. К тому же конвейерное производство наладить по первому экспериментальному экземпляру никто не собирается, а значит, и дивидендов ждать будет неоткуда. В своем поселке Александр – не единственный конструктор. По крайней мере, еще несколько самодельных транспортных средств, собранных точно так же из самых разных деталей, узлов и агрегатов от брошенной техники, успешно используются в здешних условиях бездорожья их умелыми создателями. Тем более что не нуждаются эти транспортные средства в отдаленных краях ни в какой гаишной регистрации. По тайге и болотам ездить можно и без государственных номеров.

Но если вездеход нужен был Александру чисто в практических целях – для механизации трудоемкой сенокосной работы, поездки на рыбалку да за грибами и ягодами в заповедные малодоступные места на другой берег довольно широкой реки, то другое его изобретение создано исключительно для души. Два года назад задумал Александр построить собственный самолет. По сути, уже все было готово, но во время наземных испытаний автор понял свои конструкторские недоработки и минувшей осенью, после уборки урожая, взялся делать новый самолет.

Сегодня он практически готов. Осталось только обтянуть крылья специальной тканью да завершить некоторые незначительные мелочи, до которых в большом деле не доходили руки.

Самым трудным, считает Александр, было сделать винт. Тут он не стал полагаться на одну лишь собственную смекалку, а попросил совета профессионалов. Написал по найденному в журнале адресу одному конструктору и получил за небольшую плату чертежи и выкладки пропеллера, способного поднять в воздух его крылатую машину. Эту деталь самолета делал тоже сам из клееных досок.

Двигатель использовал от снегохода. Мощности у него достаточно, только вот, сетует изобретатель, надо бы приспособить редуктор для снижения оборотов. Тогда тягу можно увеличить вдвое, а значит, иметь большой запас мощности, что особенно важно при взлете.

Если основные работы по монтажу каркаса летательного аппарата, изготовлению винта и различных малогабаритных деталей Александр делал в своей стоящей на окраине поселка даче, превращенной в мастерскую, то для сборки четырехметровых крыльев требовалось помещение более просторное и с хорошим температурным режимом. Руководство ЖКХ, где работает неутомимый фантазер и мечтатель, выделило ему в одном из цехов просторный угол. В нем и собирал Борисов с подростком-сыном крылья своего самолета.

Диву даешься, видя, какое адское терпение потребовалось самоделкиным для того, чтобы изготовить из деревянных реечек тысячи деталей, собрать их воедино и получить нужной формы жесткий каркас двух четырехметровых крыльев!

– Ну ладно сын. Увлекся парнишка давнишней отцовской мечтой подняться в небо, тоже захотел взлететь и потому все свободное от уроков время охотно проводит за созданием самолета. А как жена относится к тому, что вы оба пропадаете в своей мастерской? – спрашиваю Александра.

– А что жена? Она даже довольна, что мы так увлечены воплощением своей мечты, и даже частенько нам помогает. Уж лучше, говорит, пусть самолет делает, чем с мужиками пьянствует, – довольно смеется Александр. И в этом его задорном смехе, в бесовских искорках в глазах, в широкой улыбке, молодящей и без того без единой морщинки лицо, в исходящей от увлеченного мечтой человека энергии больше подросткового романтизма, чем приличествующего сорокапятилетнему мужику рассудительности и спокойствия. Но тут уж окружающие должны принимать человека таким, каков он есть, со всеми его чудачествами. Тем более что увлечение Александра ничуть не мешает его работе, которую он делает так же старательно, как свой самолет.

– А точно полетит? – спрашиваю напоследок.

– А куда он теперь денется! Я ведь уже стендовые испытания провел. Даже на малых оборотах тянет, как зверь, а больше дать побоялся, вдруг оторвется и без меня улетит, – радуется Александр возможности похвалить свое детище. – Вот в июне полечу. Глава администрации района договорился, чтобы мне разрешили воспользоваться заброшенной взлетной полосой в райцентре. Можно, конечно, и дома взлетать, но пробный полет лучше делать в хороших условиях.

Александр, да, собственно, и никто в поселке Заречный, не сомневается, что самолет этот будет летать. А сам изобретатель уже думает о том, что в недалеком будущем таких небольших самолетов будет немало, что во многих районах Тюменской области такие же, как он, люди, одержимые жаждой полета, осваивают мотодельтапланы, конструируют собственные летательные аппараты, и что поэтому уже сейчас нужно разрабатывать законодательную базу для обеспечения безопасности полетов.

А еще он хочет, чтобы проводили в области ежегодные слеты конструкторов-любителей. И пусть бы собирались вместе те, кто делает необычные машины, самолеты или ветряные мельницы. Уж им бы было о чем поговорить! А от тех разговоров может и профессиональным конструкторам да изобретателям какая польза будет.