Опыт художественной реконструкции облика древней Тюмени в проекте
«Тюмень. Сквозь глубину веков…»
и его значимость для формирования имиджа города

Вычугжанин Александр Леонидович,
директор некоммерческого партнерства
«Проект. Тюмень. Сквозь глубину веков…».
Доктор исторических наук.
Тюмень. История. Виды древнего города.
E-mail: souzny@gmail.com

В 1995 г. мне, как работнику филиала московского банка, было поручено найти подходящий объект для размещения в нем в последующем филиала. Задача была сформулирована так: историческое здание в центре города. В результате рассмотрения предложенных вариантов выбор остановился на здании на углу улиц Семакова и Республики. В то время здание находилось в полуразрушенном состоянии, и для университета, которому было передано в управление, являлось еще одной финансовой проблемой. Последующая история передачи здания в долгосрочную аренду банку подробно описана в книге В. П. Литовченко «Дома как люди» (Издательство Тюменского государственного университета. 2015 год. С. 162–167), поэтому нет необходимости на этом останавливаться.

Для проектных работ по реконструкции мною был привлечен Виталий Александрович Воробьев, главный инженер проектов Моспроекта, член Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов. Он закончил Московское промышленное художественное училище, более известное как Строгановка. Воробьев был не только высокопрофессиональным архитектором, но и талантливым художником. Он предложил для реконструируемого здания написать серию живописных и графических работ с целью воссоздания на холстах территории, прилегавшей к зданию в дореволюционный период.

В 1996 г. было выполнено технико-экономическое обоснование реконструкции. На Всероссийском конкурсе архитекторов «Зодчество» работа награждена Почетной грамотой. Воробьев ― автор на общественных началах памятника жертвам политических репрессий в районе асфальтового завода Тюмени.

В 1997 г., в связи с появившимися у банка проблемами, работа по реконструкции объекта была прекращена. Но мы с Виталием Александровичем решили продолжить работы по воссозданию облика дореволюционной Тюмени своими силами. Так возник проект «Тюмень. Сквозь глубину веков…».
Для воссоздания облика старого города потребовалось проработать огромную информационную базу. В этих целях в архивах, библиотеках, музеях изучались и копировались изображения дореволюционной Тюмени, проводились беседы с краеведами, во время своих поездок за рубеж я в обязательном порядке посещал букинистические магазины, антикварные рынки.

Множество прогулок совершили мы с Воробьевым по старым улочкам нашего города, сделав при этом важные для проекта открытия. По нашему заказу, кроме массы фотографий самого Воробьева, профессиональный оператор провел видеосъемку прилегающей к старому зданию территории.
Значительно позже я узнал, что Воробьев нанял моторную лодку, и в целый день сам проводил фото- и видеосъемку берегов Туры.

Одним из объектов Тюмени, который заинтересовал Воробьева, был железнодорожный вокзал. В тюменских архивах и музеях необходимых для воссоздания материалов не оказалось, также ничем нас не обрадовал и музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. И только в девятом по счету архивохранилище страны ― Российском государственном историческом архиве ― нам удалось обнаружить проектную документацию.

На основании этих материалов Воробьев выполнил художественную реконструкцию тюменского вокзала в графическом и живописном вариантах.

И, кстати, сказать, за всю историю Тюмени это единственное изображение железнодорожного вокзала на картине. Появившееся в Чехословакии изображение нашего вокзала вскоре после окончания гражданской войны (его выполнил бывший легионер Индржих Влчек) в данном случае не в счет.

Любовно выполненная бывшим чехом акварель радует глаз, но то, что изображен тюменский вокзал, можно понять только по надписи на перроне.

Кроме этого, Виталий Александрович, как профессиональный архитектор, выполнил в четырех экземплярах подборку проектных материалов по вокзалу (копий с архивных), три из которых мы подарили в Государственный архив Тюменской области, музеи науки и техники Зауралья, музей-усадьбу Колокольниковых.

Первым публичным представлением проекта стал выпущенный на 2000 год тиражом в 5000 экземпляров календарик с изображением дореволюционной Тюмени. Некоторые называют этот вид визитной карточкой Тюмени. Интересная деталь: на календарике в основном все церкви, изображенные на рисунке, еще находятся в стадии реконструкции, а к восстановлению Вознесенско-Георгиевской церкви на левом берегу Туры еще не приступали. Так что сначала, на рубеже тысячелетий, эти объекты ожили на холсте Воробьева. И по сей день этот календарик, отпечатанный на хорошей бумаге, является приятным сувениром.

На следующий год уже был издан набор открыток с графическими изображениями старой Тюмени и с краткими аннотациями на русском, французском и английском языках. Открытки были в упаковке, на которой размещены минифотографии как древних, так и современных зданий Тюмени. Презентацию открыток в Тюмени сопровождала выставка постеров с графических работ В. А. Воробьева с видами старой Тюмени.
Неожиданной для меня была реакция авторитетного историка, академика, коренного петербуржца Бориса Васильевича Ананьича.

Внимательно рассматривая открытки, он задумчиво протянул: «Да, прославляете Тюмень».
Интерес к проекту в северной столице проявил также и Государственный русский музей, в который мы обращались в целях поиска исторических материалов по нашему городу. В 2001 году ― в год 415-летия Тюмени ― по предложению Русского музея в Санкт-Петербурге прошла выставка живописных и графических работ, выполненных в рамках проекта «Тюмень. Сквозь глубину веков…».

Присутствовавшие на церемонии открытия выставки как представители Русского музея, так и Союза художников Санкт-Петербурга единодушно дали высокую оценку вновь созданным произведениям искусства. Председатель правления Союза художников Санкт-Петербурга А. С. Чаркин отметил: «Сама идея проекта увлекательна, прекрасно понимаю сложность и благородство задачи, которую перед собой поставили руководитель проекта и сам художник. Любое из этих полотен несет на себе печать правды». Портреты городов Тобольской губернии и ее обитателей. Сост. Н. И. Сезёва, А. Л. Вычугжанин, В. А. Воробьев. 2006. Тюмень. С. 400.

Солидарен с Чаркиным был и руководитель творческой секции Союза художников Константин Кириллович Иванов: «…Тот, кто любит историю и любит Россию, наверняка будет взволнован от тех картин, которые здесь представлены». Там же.

Посетившие выставку петербуржцы оставили в книге отзывов массу доброжелательных откликов. По выражению тюменского искусствоведа Н. И. Сезёвой, отзывы в Санкт-Петербурге ― «это настоящая песня».

Столь же успешное продолжение выставка имела и в Тюмени.
Почетный гражданин Тюмени В. Е. Копылов на открытии выставки дал такую оценку: «В двух словах ― впечатление восхитительно!». Там же.

Мэтр тюменской журналистики В. А. Рогачев очень четко схватил суть проекта: «Итак, не всем архитекторам хватает традиционных планшетов, моделей, макетов, красиво вычерченных проектов. Они довольно условны, хотя мэтры любят воткнуть рядом с моделью здания пару муляжных березок и у входа поместить несколько фигурок людей. Хотя, надо сказать, на выставках такие проекты производят впечатление. А если в графике воссоздать прелестные уголки знаменитых городов, маслом на холсте вернуть первоначальные перспективы улиц, поглощенные безжалостным временем дворцы и особняки? Не достает деталей, нет в архивах старых чертежей, снимков? Вот тогда появляется архитектор-художник, заново порождающий красоту былого. От художника ему нужны воображение и фантазия. Архитектурное чутье не даст им слишком разгуляться, но позволит восстановить утраченные элементы. Судьбе было угодно, чтобы такой мастер заинтересовался Тюменью». Там же.

В статье «Город для себя» куратор выставки в Санкт-Петербурге, заведующая отделом Русского музея С. В. Бирюкова аргументировано оценила достоинства проекта: «…Показать широкому зрителю на холстах и в графических листах Тюмень ― живой город большого прошлого, с забытыми названиями улиц Знаменской, Ильинской, Спасской, Подаруевской, восстановить облик старинного города, средоточия торговой жизни России, попытаться определить средствами изобразительного искусства «дух места» ― задача, увлекшая за собой участников проекта.

Созданный цикл городских видов выглядит явно несовременным, сам жанр в этот в изобразительном искусстве почти забыт. А между тем много веков существовала практика создания гравированных изображений с холстов ― как способ тиражирования. Значительное место среди них занимали и городские виды, в которых действительность сочеталась с элементами градостроительных планов, порой так и не осуществленных, или изображений ― архитектурных фантазий. В данном проекте процесс воссоздания городских видов оказался несколько иным ― сначала, на основе документальных материалов, выполнены графические листы (изданы в виде набора из 12 открыток), затем тщательно прописаны небольшие полотна (опубликованы в каталоге выставки). Каждая из картин ― маленький мирок провинциального города с неторопливо идущими горожанами, сменяющимися временами года и с трудом ныне узнаваемыми зданиями и районами города, по большей части измененными временем. И если в столичных российских центрах традиции создания видовых изображений в графике и живописи имеют давнюю историю, давая возможность современным художникам продолжать ее, то создание таких историко-бытовых изображений на темы прошлой жизни Тюмени кажется уникальным для сегодняшней жизни России.

И в этой своеобразной городской сюите на первое место выступают не живописные достоинства, а историческая достоверность и детальная подробность, максимальное соответствие времени. Обычные для архитектурного проектирования элементы ― тщательность деталей, выбор наиболее выгодного для показа сооружений ракурса, выдерживание сомасштабности зданий и необходимых для таких композиций фигурок людей кажутся здесь вполне уместными. Многие детали холстов демонстрируют, помимо изучения собственно архитектурно-строительных приемов, большое знание бытовых атрибутов городской жизни XIX века (крестьянские телеги и городские пролетки, костюмы жителей всех социальных слоев, смотр войск гарнизона на площади перед городской управой). Своеобразной гордостью за местную историю отмечено изображение железнодорожного вокзала с вагонами и паровозами, долгое время ― самой восточной железнодорожной станции России...

…Отдельную задачу выполняют панорамные изображения города. Один цикл составляют виды города (Никольский взвоз) и реки Туры, разделявшей город на две части (работы 1998–2000 гг.). Другое более позднее полотно выполнено при помощи панорамной фотосъемки (2001 г.), где, избрав точкой обзора колокольню одной из церквей города, художник-архитектор восстанавливает утраченные ныне виды. Не говоря уже о тщательном подборе материалов (отдельные сооружения и целые районы), сам принцип реконструкции со взглядом сверху на город ушедшего исторического периода представляется интересным и перспективным». Там же. С. 403.

Особенностью выставки было то, что кроме живописных и графических работ мы подготовили для экспозиции материалы копии исторических документов, воспоминаний путешественников. И признанный эксперт делает закономерный вывод: «Эти работы, как графика, так и живопись, не предназначены для шумного показа на вернисажах. Камерные по звучанию, они созданы скорее для тщательного рассматривания, неторопливого рассказа. И в этом ― некая просветительская направленность проекта». Там же.

В подтверждение этого вывода вспоминаю, с каким вниманием рассматривал календарик (даже взял лупу) один из тюменских меценатов В. И. Рябков. Его поразила достоверность деталей на картине, изображающей вид на Затюменку и Зареку.

Решено было представить облик и других городов области на подобных работах. В этих целях мы с Воробьевым в июне 2004 г. проехали на теплоходе из Омска в Салехард с остановками в Тобольске, Ханты-Мансийске, Березово, Салехарде, совершили поездки на Полярный Урал. В результате появилось еще несколько живописных работ.

Сознавая грандиозность поставленной задачи, решили поискать единомышленников. В этих целях мы подготовили и издали в 2006 г. по материалам проекта книгу «Портреты городов Тобольской губернии и ее обитателей». В том же году книга награждена золотым дипломом на международном фестивале «Зодчество-2006». Процедура награждения проходила в московском Манеже. После процедуры награждения ко мне подходили представители нескольких регионов, просили книгу, говорили, что хотели бы подобный проект реализовать в своих областях.

Книга давно уже стала библиографической редкостью, в электронных каталогах главных библиотек мира — библиотеки Конгресса США, Британской библиотеки о ней имеется информация. В рецензии на книгу заместитель директора Русского музея Н. М. Кулешова в частности, отметила: «…Являясь частью широкомасшабного проекта «Тюмень. Сквозь глубину веков…», книга существенно расширяет, географически и культурологически, представление об одном из самых крупных и важных в истории государства Российского регионов, в том числе, что особенно важно, городах современной Тюменской области: Обдорске, Тобольске, Березове, Сургуте, Ялуторовске, Ишиме… Крайне недостаточное количество качественных изданий по региону, а тем более составленных на основе исторических и художественных материалов, позволяет поставить издание в ряд важных и актуальных. Государственный Русский музей, содействуя различным российским программам в области культуры в регионах, поддерживает издание и готов в целом содействовать развитию проекта». Из архива автора.
При прогулках по тюменской набережной у меня всегда возникало ощущение чего-то очень знакомого. Каково же было мое удивление, когда на одном из публичных мероприятий бывший архитектор города В. Н. Кулачковский сказал, что при подготовке проектного задания по этому объекту активно использовались материалы книги «Портреты городов Тобольской губернии и ее обитателей».
В рамках проекта издано несколько вариантов наборов сувенирных открыток, карманных календарей, постоянно действует экспозиция в музее истории дома.

Живописные работы, создаваемые Виталием Воробьевым и по сей день ― живописная интерпретация сюжетов, почерпнутых на улицах старого города. Однако, как и в графических листах, самое важное для автора архитектора, глубоко ценящего документальную точность и временную достоверность ― воссоздание образа старого города, ценимого жителями и любовно изучаемого историками и краеведами.
Была проведена огромная подготовительная работа по выполнению дореволюционной живописной панорамы Самарово (нынешнего Ханты-Мансийска) и только тяжелая болезнь, а затем смерть Виталия Александровича ― 7 сентября 2012 года ― не дали осуществиться этому замыслу (но наработки остались, и есть возможность завершить эту работу).

Работы В. А. Воробьева в настоящее время хорошо известны и широко востребованы. Все солидные издания, посвященные Тюмени, обращаются с просьбой предоставить виды работ для публикации. По случаю 425-летия Тюмени представители кондитерского концерна «Бабаевский» обратились с просьбой разместить некоторые виды из нашего проекта на коробке с сувенирным шоколадом. До этого они просмотрели всё, что опубликовано с видами Тюмени, и свой выбор остановили на нашем проекте.
Кульминацией творческого наследия В. А. Воробьева, посвященного Тюмени, является диптих «Тюмень. Рубленый город. XVII век». Эта работа вызывает заслуженное восхищение. Тем более досадно, что ее используют без нашего разрешения, и даже без ссылки на авторов. В замечательном буклете, посвященном Святителю Филофею Лещинскому, изданному в Тюмени издательством «Искусство» в 2007 г., нет ссылок ни на проект, ни на художника. Солидное издательство «Аграф», выпустившее в 2013 г. книгу «Семейные хроники Надежды Лухмановой», на титульном листе поместило часть картины из этого диптиха, а в ссылке указало, что это «с гравюры XVII века». Все эти факты ― косвенное признание значимости сделанного. И еще два примера из этой же серии: сам видел в кабинетах двух больших начальников тюменских, богатых людей копии с картин Воробьева. Бездарно исполненные, похоже, они были проданы заказчикам за немалые деньги. Те, просто в силу своей неосведомленности, не знают, что существуют подлинники.

Это самая ранняя художественная реконструкция Тюмени. Два полотна объединены единым замыслом: показать город, каким он первоначально как сформировавшееся городское поселение. Для картин выполнено архитектурное обоснование, где представлены основные характеристики изображенных зданий и сооружений. Подобная работа до сих пор не проводилась ни в одном российском регионе, и не случайно, что Почта России в 2013 году выпустила открытку с видом картины Воробьева «Тюмень. Рубленый город XVII век», а в 2014 г. ― набор открыток, где представлены графические работы В. А. Воробьева. На процедуре погашения открыток присутствовали представители набирающего в последние годы популярность движения посткроссеров, благодаря деятельности которых виды Тюмени разлетятся по всему миру. Выполненные в рамках проекта виды Тюмени представлены на различных площадках в Интернете, в том числе и на сайте Почты России.

22 июня 2016 г. контакты с Почтой России имели продолжение. В областной Думе с участием директора Тюменского отделения А. Н. Ершова и депутата Тюменской областной Думы С. М. Медведева состоялась процедура погашения новой открытки с видом Тюмени. Вид Тюмени ― «Рубленый город. XVII в.» ― это второй из диптиха (первый на открытке появился в 2013 г.). Эта открытка стала хорошим подарком тюменцам и гостям города накануне 430-летия Тюмени. Такой проект художественной реконструкции древнего города, а также использование этих работ для издания почтовых открыток имеется только в Тюменской области.

Добрым словом следует помянуть тех представителей власти, которые многие годы оказывали и продолжают оказывать поддержку проекта ― депутату Тюменской областной Думы, долгое время руководившим Тюменью, С. М. Медведеву и первому заместителю председателя областной Думы А. В. Артюхову.

Созданные почти двадцать лет назад произведения искусства в рамках проекта продолжают генерировать своеобразные импульсы, делая образ Тюмени все более и более узнаваемым для тысяч людей не только в России, но и далеко за ее пределами. Нет необходимости доказывать, что подобная работа благотворно влияет на имидж региона.

А. Вычугжанин, доктор исторических наук, член Совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества, лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура» имени Эдуарда Володина.

Библиография о проекте:
1. А. Л. Вычугжанин Тюмень. Сквозь глубину веков… Лукич. 1999. Декабрь.
2. В. Е. Копылов. Коллекционеры, есть новый календарик. Тюменские известия. 1999. 22 декабря.
3. Карманный календарь на 2000 год «Тюмень. XIX в. Вид на Никольский взвоз». Графическая работа.
4. Набор открыток «Тюмень, Сквозь глубину веков…». Издание ― студия «ЛаргоДизайн». Москва. 2001.
5. Журнал «Родина». 2001 год. № 9. Стр. 81. О проекте «Тюмень. Сквозь глубину веков…».
6. Е. Дубовская, В. М. Турбин. Тюмень ― не столица деревень! Городские будни. 2000. 23 марта.
7. Е. Минакова, С. Киселев. Перо рисует старину. Тюменские известия. 2000. 15 марта.
8. К. Калинина. Пятница ― день географических открытий. Сибирский посад. 2000. 14–21 марта.
9. В. Мефодьев, В. Турбин. Тюмень. Сквозь глубину веков… Тюменская правда сегодня. 2000. 21 марта.
10. В. Мефодьев. Застывшая музыка в дереве и камне. Комсомольская правда в Западной Сибири. 2000. 21 марта.
11. Т. Савченко. Меценаты возрождаются. Тюменский курьер. 2000. 27 июля.
12. К. Калинина. Запомните Тюмень красивой. Сибирский посад. 2001. 21–28 июня.
13. Н. Самохвалова, В. Турбин. Старинный город ожил на холсте. Тюменская правда сегодня. 2001. 21 августа.
14. А. Пустовских. Старая Тюмень на холстах тюменского художника. Наше время. 2001. 22 августа.
15. Тюмень от Виталия Воробьева. Тюменские известия. 2001. 13 ноября.
16. Проект «Тюмень. Сквозь глубину веков…». Тюменские известия. 2001. 18 июля.
17. В. Рогачев. В Тюмень, в гости, в 1800-е годы. Тюменский курьер. 2001. 23 августа.
18. Т. Нагорная. Тюмень. Сквозь глубину веков… Городские будни. 2001. 23 августа.
19. Родина. Проект «Тюмень. Сквозь глубину веков». 2001. Сентябрь.
20. Отчет Государственного Русского музея за 2001 год.
21. Е. Галкина. Новости виртуальной галереи. Тюменские известия. 2002. 5 марта.
22. Набор карманных календарей с видами картин, выполненных в рамках проекта «Тюмень. Сквозь глубину веков…» на 2002 год. Издание Тюменского агентства «Роспечать».
23. Набор открыток с видами картин, выполненных в рамках проекта «Тюмень. Сквозь глубину веков…». 2002 год. Издание Тюменского агентства «Роспечать».
24. Журнал «Родина» 2003 г. № 3. Стр. 65, 66 ― опубликованы выполненные в рамках проекта «Тюмень. Сквозь глубину веков…» две живописных работы В. А. Воробьева, посвященных Тюмени.
25. М. Ваас. Сто лет спустя. Тюменский курьер. 2003. 17 мая.
25. Е. Галкина. Поставиша град Тюмень… Лаконика. Тюмень. 2003.
27. Вычугжанин А. Л., Воробьев В. А. Путешествие из Омска в Салехард // Тюменские известия. 2004. Август.
28. Н. А. Миненко. Тюмень. Летопись четырех столетий. Изд-во «Русь». СПб. 2004.
29. В. Рогачев. Такая культурная жизнь. 2004–1994. Изд-во «Тюменский курьер». Тюмень. 2004.
30. Каталог проекта. Тюмень. Сквозь глубину веков… Составитель С. В. Бирюкова. СПб. 2001.
31. Альманах «Тобольск и вся Сибирь». Тюмень. 2005.
32. Н. Я. Брагина. Путь длиною в полвека. Тюмень. 2005.
31. Портреты городов Тобольской губернии и ее обитателей XVII ― нач. XX вв. Тюмень. 2006.
33. Два карманных календаря на 2006 год. Использован диптих «Тюмень. Рубленый город XVII в.» Издание некоммерческого партнерства «Проект. Тюмень. Сквозь глубину веков…»
34. Карманный календарь на 2007 год. Использована живописная работа «Вид на Никольский взвоз».
35. Моё достояние: историко-краеведческий альманах. Тюмень. 2011.
36. Вычугжанин А. Л. Путешествие из Омска в Салехард // Библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь». «Возрождение Тобольска: 20 лет вместе». Тобольск. 2014. С. 556–563.
37. Почтовая открытка «Тюмень. Рубленый город XVII в.» из диптиха. 2013. Издание Почты России.
38. Набор почтовых открыток «Тюмень. Сквозь глубину веков…». 2014. Издание Почты России.
39. Вычугжанин А. Л. Реконструкция дома Брюханова / Литовченко В. П., Вычугжанин А. Л., Петрушин А. А. Дома как люди. Тюмень. 2015. С. 162–178.
40. Почтовая открытка «Тюмень. Рубленый город XVII в.» из диптиха. 2016. Издание Почты России.
41. Стрельцова С. Путешествие в тихий город / Тюменские известия. 24 июня 2016. № 109. С. 3.
42. Прилагаю ссылку на видеосюжет: http://www.utmn.ru/presse/videonovosti/264624/
43. Шелемеха К. Сквозь глубину веков / Тюменская область сегодня. 2016. № 117 от 02.07.16. С. 5.
44. Некоторые ссылки в интернете: http://tumen.bezformata.ru/listnews/prezentovali-otkritku-k-yubileyu-tyumeni/47957198/
http://t-i.ru/article/new/825
http://topre.ru/2016/06/24/v-tyumeni-prezentovali-otkritku-vipuschennuyu-k-430-letiyu.html
http://www.vsluh.ru/news/society/277316
45. Павлова С., Шарипова А. В Тюмени презентовали открытку к юбилею города / Тюменский край. 2016. № 24 от 30.06.2016. С. 12.
46. Вычугжанин А. Л. Памятное: владыка Феодосий / Сибирская
православная газета. 2016. Август. № 8. С. 8.
47. О признании работ, выполненных в рамках проекта «Тюмень. Сквозь глубину веков, косвенно свидетельствует следующий факт. В 2013 г. в издательстве «Аграф» издана книга А. Колмогорова «Мне доставшееся: семейные хроники Надежды Лухмановой». На титульном листе в качестве иллюстрации использован фрагмент картины В. А. Воробвьева «Тюмень. Рубленый город. XVII в.». В примечании книги (стр. 461 редактор указал), что это ― «Рубленый город Тюмень». С гравюры XVII века».
48. В 2007 г. тюменское издательство «Искусство» издало красочный альбом, посвященный 280-летию преставления святителя Филофея Лещинского. Текст альбома предваряют вступительные слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. Редактором-составителем выступил архимандрит Тихон (Бобов). Значительное количество иллюстраций в этом альбоме взято из книги «Портреты городов Тобольской губернии и ее обитателей», о чем имеется ссылка на стр. 59 альбома.
49. Вычугжанин А. Л. Опыт художественной реконструкции облика древней Тюмени в проекте «Тюмень. Сквозь глубину веков…» и его значимость для формирования имиджа города / Сибирский город: историческая ретроспектива и современный вектор развития: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 430-летию г. Тюмени, г. Тюмень, 20 мая 2016 г. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. С. 48–56.