Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ЛИДЕР СЛАВЯНОФИЛОВ

«Мы постигаем истину
не только разумом, но и сердцем…».
Блез Паскаль

Славянофильство как мощное общественное противоречивое явление, движение философской мысли, возникло в России в первой половине XIX столетия. Лидером этого движения был Алексей Степанович Хомяков (1804–1860 гг.). Он родился в селе Ивановское ныне Данковского района Липецкой области в старинной дворянской, глубоко верующей семье, благодаря чему всю жизнь отличался глубокой религиозностью. С самого раннего детства Хомяков поражал окружающего его людей не по возрасту глубокомыслием и познаниями из различных областей наук. В восемнадцать лет он стал кандидатом математических наук, но не продолжил свои научные изыскания в Московском университете, а поступил на военную службу. После выхода в отставку ученый полностью посвятил себя литературной и общественной деятельности. Большое влияние на первых славянофилов Хомякова и братьев Киреевских оказало общество «любомудров», членами которого они были, руководимое молодыми мыслителями В. Ф. Одоевским, Д. В. Веневитиным. Они изучали немецкую философию, выезжали в Германию, лично познакомились с Гегелем, Шеллингом и через их труды пытались понять развитие всемирной истории и место в этой истории, России. Фамилия Хомяков появилась в печати с семнадцати лет, он перевел некоторые труды древнеримского историка Тацита, выступил в роли драматурга, поэта, опубликовал статьи по философии, истории, богословию, экономике, лингвистике, этике и эстетике.

Чем только ни занимался Алексей Степанович: увлекался живописью, медициной (гомеопатией), пытался внедрить различные усовершенствования в сельском хозяйстве. Он изобретатель машин и приспособлений, запатентованных в Англии, автор экономического проекта освобождения крестьян России. Современники Хомякова отмечали, что в дискуссиях ему не было равных, оппоненты признавали талант, колоссальную эрудицию, феноменальную память неуязвимого спорщика. А. Герцен, идейный противник вождя славянофилов, называл его «Ильей Муромцем», рыцарем, спавшим вооруженным, использовавшим сократовский метод в споре, который был прирожденным диалектиком. Процитирую выдающегося оппонента Герцена, его «Былое и думы», давшего объективную оценку Хомякову, великому спорщику: «Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал остротами и цитатами, пугал и заводил в лес, откуда без молитвы выйти нельзя… Удивительный дар логики, быстрота соображения, память чрезвычайная, объем понятий широк, верен себе». И прежде чем непосредственно перейти к осмыслению творчества мыслителя, не могу себе отказать еще в одной цитате, характеризующей дар Хомякова.

Историк М. П. Погодин писал: «Какой ум необыкновенный, какая живость, обилие в мыслях. Сколько сведений, самых разнообразных, соединенных с необыкновенным даром слова, текущего из его уст живым потоком! Чего он не знал! Не было науки, о которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний…».

Врач, механик и геолог,
Поэт, философ и теолог.
Общины русский публицист,
Он мудр, как змий, как голубь чист.

У поэта Д. Веневитинова в 1826 году по просьбе А. Пушкина Хомяков прочел свою драму «Ермак». Вот какую лестную оценку дал великий поэт: «Это есть произведение, более лирическое, чем драматическое, успехом оно обязано прекрасным стихам, какими оно писано».

В своих сочинениях, а их составило 8 томов, «О старом и новом», «Записках о всемирной истории» в трех томах, Хомяков развивал идеи различия путей России и Запада и всеславянского братства, эти идеи продолжали волновать не одно поколение русской интеллигенции, ученых, не исключая современных преобразователей России. Ученый предлагает органическую целостность истории, в которую включаются различные типы развития государств с их особенностью и религиозной принадлежностью. Он критикует идеологию европоцентризма, рассматривая европейскую культуру как клонящуюся к закату, прошедшую свою высшую стадию развития. Философ не приемлет познаваемость мира немецкими учеными посредством абстрактных, логических, рациональных доводов, оторванных от действительности, от чувствования, художественного «таинственного ясновидения». Он утверждал: «Самые важные истины, какие только дано познать человеку, передаются от одного к другому, посредством чувствования, одним намеком, пробуждающим в душе скрытые ее силы». Второй фактор, влияющий на познаваемость мира, мыслитель видит в интуитивном прозрении, основанном на отношении человека к «творящему духу», в его вере, которая предопределяет и образ мыслей, и образ его действий.

В «Записках о всемирной истории» Хомяков много размышляет о религии, о ее влиянии на судьбы человечества. В области богословия он, по существу, был первым русским философом, попытавшимся выразить в философских категориях дух православия. Исследователи, изучающие тот период времени, осознавали влияние протестантизма и католичества на жизнь общества. Мыслитель пытался развести эти понятия, выделяя Православную Церковь как мистическое тело Христово и богочеловеческий организм. «Церковь есть живой организм истины и любви, единство благодати, она многоипостасна, живущая во множестве творений, целостный богочеловеческий организм». Только в Церкви, по мнению мыслителя, человек осознает самого себя, чувствует себя свободным, осознает духовное единство духа братства и смирения с людьми и со Спасителем. В сельской общине, соборности мыслитель увидел экономическое воплощение духа братства. Это понятие общины перешло к народникам как культ соборности, общины и будущего развития российского общества. Соборная гносеология является одной из самых оригинальных сторон хомяковского учения, она получила систематическое выражение в позднейших трудах русских религиозных философов, в частности, трудах философа князя Евгения Трубецкого.

Славянофилы во главе с Хомяковым предлагали пути развития России исходя из богатейшего духовного наследия, созданного русским народом на протяжении тысячелетней истории, коим являлись община, соборность, православие, народность, монархия, культура. «Всемирное развитие истории, ― писал Хомяков, ― требует от нашей Святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла». Западники ориентировались на ценности, связанные с рационализмом, индивидуализмом, прагматизмом, свободой, равенством и братством, которые как системы, поведенческие структуры не имеют ничего общего с началами духовной жизни русского общества.

Полемика Хомякова с лидером западников П. Чаадаевым и его последователями о будущем пути развития России привела к оформлению двух мощных социально-общественных течений в России, существующих и по сей день. Конфликт между западной цивилизацией и Россией приобретает все большую остроту. Имеется прямая зависимость между обогащением Запада и обнищанием народов России, речь не идет только о санкциях. Наша страна в глазах европейских политиков является сырьевым придатком, страной третьего мира. Видимо, России суждено в основе своей истории не нарушать священные традиции, связанные с духовными императивами, моральными ориентирами, а не материально-физическими потребностями, которые имеют тупиковый путь, характер развития западной цивилизации. В одном из стихотворений Хомяков писал нам всем:

Но помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело;
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!

Будущую Россию Хомяков видел во главе православно-славянского мира. Высокое предназначение России накладывает на нее великую ответственность. Наша страна, по мнению философа, может стать в будущем как высоко моральное общество творческой силой мирового исторического процесса, логика которого ведет к созданию новой морали, всечеловеческой культуры, общества, в котором не будет войн, а будут братские отношения среди людей на всех континентах земного шара Дай-то Бог осуществления такого величайшего проекта нашего великого русского соотечественника Алексея Степановича Хомякова!