Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ФИЛОСОФИЯ СОВМЕЩЕНИЯ
ГЛУБИНЫ И СМЕЛОСТИ МЫСЛИ

«Сердце знает свои доводы, к которым слеп рассудок».
Блез Паскаль

В среде русских религиозных мыслителей Борис Валентинович Яковенко (1884–1949 гг.) слыл человеком-бунтарем и революционером. Он родился в семье народников, относящихся с глубоким почтением к православию, религиозному опыту своих предков. Будущий философ окончил частную гимназию в Петербурге, поступил в Московский университет, но был отчислен за участие в уличных беспорядках и даже какое-то время находился в тюрьме. Свое образование Яковенко получил в университетах Германии, сначала в Гейдельберге, а затем Фрейбурге, слушал лекции профессоров в Сорбонне. Философские убеждения Яковенко сформировались, сложились в виде системы трансцендентального плюрализма, критического интуитивизма под влиянием европейских ученых Виндельбанда, Риккерта, Канта, Гуссерля, Когена, Фихте, Юма и др. Позднее он посвятит им свои статьи. Основной философской идеей ученого, по его признанию, является понятие Сущее, во всех своих деталях, во всех своих обнаружениях. Всякая философия, даже самая отвлеченная, отправляется от жизни, дающей ей материал, для анализа и рефлексии, поиском ее существа и смысла. «Тем единым методом философского мышления является критическая, разумная интуиция, стремление опознать Сущее во всей его неприкосновенности и своеобразности, значит понять его таким, каково оно есть». История философии, по Яковенко, предстает как самопознание сущего, в котором исторические этапы приобретают значение систематического единства категорий. Обнаружение сущего ― вот высшая цель философии, так считал ученый. Иррациональность жизни снимается культурой, а последняя опять находит свое завершение в философии. Октябрьскую революцию ученый расценил как проявление стихийного максимализма русского народа, по существу, не принял ее, хотя бранных слов в адрес СССР не произносил и никак не выказывал своего негативного отношения… На Родину философ не вернулся, но часто по издательским делам (редактировал журнал «Логос») приезжал и был в курсе событий, происходящих в России. Яковенко участвовал как общественный деятель во всех заметных европейских делах, много публиковал статей различной тематики, которые переводились и печатались на разных языках. Философ издавал журналы на немецком языке «Русская мысль: Международный журнал по русской философии» и «Международная библиотека по философии», в которых большое число статей принадлежали ему самому. Ученый переводит для западного читателя свои исследования на немецкий, итальянский, французский, английский, чешский языки. В этих статьях публицист говорит о тектонических сдвигах в мире, затронувших все сферы общественной жизни, активно популяризирует свой политический идеал, выражает надежду на грядущие позитивные изменения в России и в Европе.

Итогом многочисленных статей, освещающих наиболее важные события в России и Западной Европе в первой четверти XX столетия, появились книги Яковенко «Очерки по истории русской философии», «История великой русской революции», «Философия большевизма». Интересны суждения мыслителя относительно появления философии как науки. Она возникла, когда человек почувствовал разницу между собственным бытием вещи и ее данностью в восприятии. И поэтому, полагал ученый, в философии появилась проблема трансцендентного, выступающая как отношение сущности и явления, единого и многого, рационального, чувственного и сверхчувственного. Яковенко в своих многочисленных статьях и книгах говорит о многообразии и равной абсолютности сущностей. В этике нравственного понимания, в отстаивании личностью своих прав происходит абсолютизация сущего. В учение о прекрасном, утверждает Яковенко, имеет место многообразие и равная абсолютность сущностей. Непонимание этих философских явлений, сущностей не позволяет думающему человеку адекватно отразить действительность во всем его многообразии. Огромное количество написал философ статей, иные имеют дидактический характер, часть из них до сих пор не опубликована. Философ поучал читателей Европы и России, говоря о прикладном характере философии, ее значении в социуме. В книге «История русской философии» Яковенко выступает как пропагандист новейших результатов русской и европейской философии в сложнейший период мировой истории, акцентирует внимание на духовном ренессансе русской религиозной философии, ее значении в мировой цивилизации.

Мыслитель писал: «Европа, да и все человечество, как раз переживает такой момент. Спору нет и быть не может: мы — в середине грандиозной и радикальнейшей культурно-общественной трансформации. Перед нами ― эпоха великого, редкого по своему объему человеческого потрясения. И ясно, что для русской философии пробил час новой радикальной и всепроникающей рефлексии, ― дабы осветить сгустившийся мрак жизни, чтобы дать философии приобщиться к источнику всякого мышления для насущного творчества и строительства будущего в России». Борис Валентинович Яковенко был заметным явлением в русской религиозной философии, в его лице интеллигенция Запада познакомилась и открыла для себя глубину духовного мира многих оригинальных выдающихся мыслителей России.