Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ФИЛОСОФ, ИЩУЩИЙ ИСТИНУ И ПРАВДУ

«Самое высокое качество всякого искусства ―
это его искренность».
Сергей Рахманинов

Известный русский философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948 гг.) родился в военной семье. С раннего детства не испытывал глубоких родственных чувств к родителям, о чем поведал в книге «Самопознание»: «У меня никогда не было чувства происхождения от отца и матери, я никогда не ощущал, что родился от родителей. Нелюбовь ко всему родовому ― характерное мое свойство». Откровенное признание, от которого веет холодом. При чтении чувствуется, философ озабочен в данном случае не доказательствами, а открытием истины. Вот, мол, я таков. Бердяев часто был не последователен в своих начинаниях и решениях, в Киеве поступил в кадетский корпус, затем на естественный факультет университета, через год перевелся на юридический факультет. Во время учебы увлекался марксизмом, за участие в подпольном кружке был сослан в Вологду. Однако наряду с этим увлечением он штудировал и познавал огромное количество зарубежных и отечественных мыслителей, начиная с 14 лет. Во время пребывания Бердяева в ссылке, появляется его большой философский труд: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», монография отразила знаменитый спор между народниками и марксистами об общественном устройстве будущей России и, по существу, нанесла народничеству большой удар. Не без влияния Достоевского, Соловьева, Мережковского происходит мировоззренческий перелом, философ возвращается к христианству, как и его друг, выдающийся богослов-философ Булгаков, Бердяев проходит типичную для эпохи Ренессанса эволюцию от марксизма к идеализму и далее ― к православию. По возвращению из ссылки в Петербург ученый основывает журнал «Вопросы жизни», пишет ряд блистательных полемических статей и выдвигается в первые ряды общественных деятелей России. Вместе с философами и писателями Бердяев создает «Вольную религиозно-философскую Академию», публикует талантливые книги «Философия неравенства», «О России и русской философской культуре». В них мыслитель отмечает особенность отечественной философии, заключающеюся в том, что ее движущей силой являются не внутренние проблемы науки, а общественная боль, народное состояние духа. Ученый говорит о неустроенности жизни, неудовлетворенности своим трудом и бытом, а это приводит к тому, что лучшие умы и благороднейшие сердца вынуждены неизменно ощущать чувство вины. В сборнике «Вехи» в статье «Философская истина и интеллигентская правда» Бердяев подвергает критическому пересмотру основы мировоззрения русской интеллигенции. Основная мысль ученого сводится к призыву, чтобы интеллигенция перестала слепо следовать европейским философским течениям, а обратилась к традициям русской философской мысли в лице великих русских мыслителей разного периода развития России. «Интеллигентное сознание требует радикальной реформы, и очистительный огонь философии призван сыграть в этом важном деле немалую роль».

Бердяев не признал Октябрьскую революцию, в 1922 году он в составе большой группы ученых, писателей, оппозиционно настроенной интеллигенции насильственно был выслан из России. Некоторое время жил и работал в Берлине, а затем переехал в Париж. Профессор богословия преподавал философию в Богословском православном институте, где издавал орган русской религиозной мысли ― журнал «Путь», просуществовавший до начала второй мировой войны, одно из лучших культурных достижений русской эмиграции. Ученый, являясь профессором Московского университета до высылки на Запад, написал огромное число статей и книг, литературная плодовитость его поражает; он вкладывает в свои произведения яркость, страсть, блеск и свое философское и литературное дарование. Философия мыслителя определяется «космическим мироощущением», центральным стержнем становится идея творчества как откровение человека, как совместно с Богом продолжающийся акт творения, человек уподобляется Богу. Из божественного Ничто рождается Святая Троица, Бог ― Творец. Творческий акт есть самоценность, связанная со свободой выбора, не знающая над собой внешнего суда. Бердяев рассматривает творческого человека не только в космическом плане, но и теогоническом, это означает новую стадию развития космической личности. Творческая природа человека способна обнаружить существование Бога, а в человеческих отношениях, в процессе общения понять не только того, с кем общается, но и себя. В творчестве человек оправдывает свою жизнь, творящая личность всегда бескорыстна, она любит свое творение, как Бог любит мир. В книге «Смысл творчества» он писал: «Моя личность не есть готовая реальность, я созидаю свою личность, созидаю ее и тогда, когда познаю себя, я есть, прежде всего, акт». Бердяев, как последователь Н. Федорова, Вл. Соловьева в своих работах «Русская идея», «Судьба человека», «Судьба России» ставит вопрос о смысле человеческой жизни вообще и русского человека в частности.

Он прямо и бескомпромиссно критикует культурологические, милитаристские формы русофобии, имевшие место на Западе во все времена. Не являются они исключением и XXI веке. Ученый находит различие между людьми Запада и Востока, он утверждает, что мышление русского человека иное, более эмоциональное, чем мышление западного человека, воспитанного в духе рационализма. Русский человек ближе к земле и космосу, ему претит идея выделения среди подобных себе, а тем более ― идея сверхчеловека. Философ часто ссылается на великих русских писателей-мыслителей: Л. Толстого, Ф. Достоевского, Вл. Соловьева и приходит к пониманию, что Россия пространственно поставлена в мире как «Восток ― Запад», составляющий «узел всемирной истории», заключающий в себе средоточие всех мировых проблем и возможность их разрешения. В основе русской идеи философа лежит мысль о братстве, общности (он ее назвал коммунитарностью) людей и народов, эту идею может осуществить Россия, русский народ. Коммунитарность тождественна понятию соборности А. Хомякова. Бердяев так объясняет это понятие: «Христиане Запада не знают такой коммунитарности, которая свойственна русским. Русская идея есть идея коммунитарности братства людей и народов». Общность народов позволяет выявить единение национального духа в России, русскому народу вознестись в божественные выси.
Конечно, читатель может задаться вопросом, почему такая вселенская честь отводится русскому народу? Вот его слова: «Полное отрицание национализма может быть явлением глубоко русским, неведомым западному миру, вдохновенным вселенской идеей о России, ее жертвенным мессианским призванием. Мессианизм не означает, что мы лучше других и на большее притязать можем, это означает, что мы больше должны сделать и от большего способны отречься». Размышляя о русском человеке, Бердяев связывает его существенные черты характера с углубленным религиозным взглядом на жизнь. Русский человек, по мнению ученого, сочетает в себе глубокую человечность, чуткую совесть, жаждущую идеала, умение всегда и в любых ситуациях оставаться самим собой. Иногда русский человек бывает расхристанным, релаксированным, не собранным, в своих поступках торопливым, с точки зрения опережающего отражения, но со своим внутренним голосом православного человека. Приведу еще одну цитату Бердяева о русском народе, на мой субъективный взгляд, наиболее адекватно отражающую русский дух, его экзистенциальную основу: «Русский народ не может создать серединного гуманистического царства, он не хочет правового государства в европейском смысле этого слова… Он хочет царства Божьего, братства во Христе. В русском народе всегда была исключительная, неведомая народам Запада отрешенность». Почему-то подумалось о стремлении Украины слиться с Западом, возможно ли это осуществление? Видимо, надо понимать так: русский народ со своими моральными добродетелями обращен к небу, верит в мессианское предназначение России, а не к земным благам. Русский дух более радикален и последователен в духовном плане, чем дух западный, ориентированный на материальное потребительство в обыденной жизни. Только библейско-христианская антропология дает возможность целостно рассмотреть сущность человека, его происхождение и назначение в мире. Творческая деятельность мыслителя была необычайно плодотворной, им опубликовано более сорока книг и сотни статей в различных изданиях на разных языках. Такие книги, как «Философия свободного духа» в двух томах, «Смысл истории», «Миросозерцание Достоевского», «Новое средневековье» переведены на иностранные языки, особенно последняя произвела сенсацию, ее читали наряду с «Закатом Европы» Шпенглера. Для Запада Бердяев являлся выразителем духа Православия, он повлиял на развитие немецкого и французского экзистенциализма, его чтут ученые во всем мире. Русский философ Г. Федотов рассказал о последних днях и часах великого мыслителя. Он умер за письменным столом, как говорят в народе, «такую смерть за деньги не купишь». А вот его суждение о Николае Александровиче Бердяеве: «Н. А. Бердяев войдет навсегда в историю России как образ живого и страстного религиозного искателя и борца, как человека, впервые открывшего Западу все богатство и сложность, всю противоречивость и глубину религиозного гения». Его по праву называют русским Гегелем XX столетия. Незадолго до смерти Н. А. Бердяев был одним из кандидатов на Нобелевскую премию.