Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ОФИЦЕР, БУНТАРЬ-АНАРХИСТ, ФИЛОСОФ

«Сильный ум, преследующий практические цели, ―
лучший ум на земле».
В. Гете

В созвездии русских религиозных мыслителей Бакунин Михаил Александрович (1814–1876 гг.) слыл человеком-бунтарем, авантюристом с чрезвычайно развитой одержимостью к различным идеям, потребностью к религиозной экзальтации, фантазии и даже экстремизму. Родился анархист-мыслитель в зажиточной дворянской семье (в ней было 11 детей) в селе Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии. Будущий философ, революционер, публицист, один из основателей народничества и теоретиков анархизма окончил Петербургское артиллерийское училище, затем служил в армии. Будучи офицером, Бакунин прошел через увлечение немецкой идеалистической философией, сначала Фихте, затем ― Гегелем. Эти философы были трамплином для скачков его собственной мысли. В одном из писем брату Павлу, кстати, надо сказать, ставшему тоже крупным философом, Михаил писал: «Земля уже не есть наше отечество, счастье наше ― небесное… религия наша ― бесконечна… все освещается ею, все должно проявлять бесконечное приближение божественного человечества к божественной цели, Бог возвышается с возвышением человека». После выхода в отставку он обосновался в Москве, где познакомился со Станкевичем и Белинским, став членом их кружка. Усвоив гегелевский диалектический метод в познании мира, он на основании мессианско-трагического мироощущения рассматривал историю человечества как процесс вечной изменчивости и ужасов. Бакунин внушал членам кружка, что «жизнь полна ужасных противоречий, но она прекрасна, полна мистического, святого значения».

В 1840 г. в «Отечественных записках» появилась большая статья Бакунина «О философии», она была осыпана похвалами многих мыслителей того времени. Не скрывали своего восхищения А. Герцен, А. Краевский, Н. Станкевич, В. Белинский и др. Статья философа пленяет строгим единством системы, ее последовательностью и ясностью, глубоким ощущением конкретного бытия, ответственностью к отношению развития истории социума. С позиций диалектического метода Бакунин рассматривает истину в единстве всеобщего и особенного, бесконечного и конечного, единого и многоразличного, конечного и бесконечного. С этих же методологических принципов он излагает «феноменологию духа» Гегеля во второй теоретической статье: «Позвольте же нам довериться вечному Духу, который лишь для того разрушает и уничтожает, что Он есть непостижимый и вечно творящий источник всякой жизни». В этом же году Бакунин уезжает за границу в Берлин, посещает в университете лекции Ф. Шеллинга, К. Вердера, однако вскоре сближается с левыми гегельянцами, подчеркивая в своей практике жизни момент отрицания гегелевского «антитезиса», что означает разрушение, оправдание заложенному в его натуре бунтарству. В статье «Реакция в Германии» под псевдонимом Жюль Элизар содержится облетевшая весь мир фраза: «Радость разрушения есть творческая радость». Этим бунтарским принципом мыслитель будет руководствоваться всю свою бескомпромиссную революционную жизнь. Философия Бакунина признавалась им орудием абстрактного познания общих законов действительности, компасом жизни. В книге «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке» он, по сути, выступает как социальный философ. Базисом всякого человеческого развития признается антропологическая и экономическая точка зрения в духе экономического материализма. Законы социума мыслятся философом как «законы социального тела», история представляет собой поступательное движение от чистой животности к развитию человечности, вечную и всемирную видоизменяемость. Основными законами общества, считает Бакунин, являются законы социальной солидарности и закон свободы, т. е. бунт человека против законов природы, бунт человека как общественного существа против государства, которое должно быть упразднено. Знакомство с деятелями западноевропейских социально-политических и революционных движений и, в частности, с П. Прудоном и К. Марксом, Ф. Энгельсом, приводит его к идее безгосударственного социализма (анархист по инстинкту). Этой идее, которую он самостоятельно разработал, доведя до крайности, дал ей новое имя «анархизм». Бакунин в книге «Государственность и анархия» считал государство злом, но злом, исторически необходимым, которое со временем должно быть упразднено. В сентябре 1870 года бунтарь-мыслитель в рядах восставших рабочих Леона горячо приветствовал провозглашение Парижской коммуны. Бакунин мечтал о всемирной революции, она, по его мнению, должна разрешить экономические, политические, социальные и даже философские проблемы социума.

Радикальные анархистские взгляды Бакунина, идеи разрушения старого мира, противопоставления немцев (реакционный народ) славянам (свободолюбивый народ), задача разрушения немецкого владычества над славянами и создание всеславянской федерации испугали не только немцев, но и русское правительство. Мыслителя призывают вернуться в Россию, а за отказ вернуться заочно сенат приговаривает к ссылке в Сибирь. За деятельное участие в германской революции 1848 года (Бакунин руководил действиями повстанцев в Дрездене) «баррикадного генерала» власти Саксонии приговорили к смертной казни.

Но они не решились привести приговор в исполнение и через год передали осужденного русским властям. Философ под конвоем был доставлен в Петербург и заключен в Алексеевский равелин, а затем переведен в Шлиссельбург, где провел три года в одиночной камере, после чего повелением Александра II был выслан в Сибирь на вечное поселение. Восьмилетняя отсидка в казематах и четырехлетнее нахождение в Томске не изменили характер и бунтарский дух мыслителя, летом 1861 года он совершил побег, добрался до Николаевска-на-Амуре, оттуда переехал в Японию, а далее через Соединенные Штаты Америки добрался до Лондона. Бакунин стал активным сотрудником журнала А. Герцена «Колокол», написал ряд статей, в которых поддерживал польское восстание и даже пытался организовать высадку вооруженной группы на территории Литвы. Однако романтический революционный, анархический периоды для философа оказались утопическими изысками. Особый период в жизни Бакунина связан с взаимоотношениями с К. Марксом. Глубочайший идеологический корень их расхождений был в понимании идеи равенства. Маркс обосновывал ее как принцип и связывал с социализмом, Бакунин был одержим идеей свободы, а неравенства, в социализме видел только временного союзника. Бакунин считал, что самодержавный коммунизм может быть худшей формой тирании, чем даже столь ненавидимый им царизм. Русскому бунтарю как оратору не было равных, он покорял слушателей своей логикой и образностью речи, стремился направить работу I Интернационализма в русло анархизма. Надо сказать, несколько лет они вели упорную борьбу за первенство, право быть вождями рабочего движения в Европе. Маркс в духе аморальной доктрины не гнушался никакими средствами. Он, например, распространял слухи, что Бакунин является царским шпионом, и эти слухи сыграли свою роль в подрыве авторитета русского мыслителя. Многие ученые у нас и на Западе считают, несмотря на все заблуждения русского философа он нравственно, привлекательнее, чем образ Маркса. Удивительное явление в русской истории мысли. Бакунин Михаил Александрович, его образ нашел свое отражение в двух великих созданиях русской литературы: в «Рудине» Тургенева и «Бесах» Достоевского, прообраз Ставрогина. Идейная эволюция русского мыслителя-философа и ее различные этапы предвосхитили различные диалектические девиации в русской мысли у ученых последующих поколений, шествующих за ним… В одном из бедных рабочих кварталов в швейцарском городе Берне скончался русский бунтарь-философ Михаил Александрович Бакунин. Такова судьба многих русских мыслителей…