Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


СОЛОВЕЙ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ

«Петь Алябьева ― значит понять его великую душу».
А. Ведерников

В издательстве «Университетская книга» (Москва, 2017 г. 2-е изд.) вышла книга «Браво, Алябьев!», посвященная 230-летию со дня рождения выдающегося русского композитора и музыканта. Будущий композитор (1787–1851 гг.) родился в Тобольске, его родители происходили из старинного дворянского рода. Он получил прекрасное домашнее образование, учился в пансионате при Московском университете. Когда слушаешь романсы, фортепианные произведения Алябьева, осознаешь и чувствуешь, что задача вокальной и инструментальной музыки сведена у композитора к музыкальному изображению, музыкальной передаче человеческой речи, составляющей содержание текста, смысла. Музыка является своеобразным средством общения и самовыражения слушающих ее людей. И еще почему-то мысль переносится к духовной столице Сибири ― Тобольску. Начинаешь вспоминать великих мыслителей, деятелей русской культуры, родившихся в Тобольске: П. Ершова, Дм. Менделеева, А. Алябьева, С. Ремезова, В. Перова, Ю. Осипова, Н. Дмитриева и др. Эта плеяда великих людей Тобольска, России вызывает духовную гордость, свет ― идущий из Сибири. Все научные, антропологические и этические учения перечисленных деятелей культуры не упускают духовную глубину человека, свято памятуя, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы ― сердца людей». Светоносная музыка Алябьева, мне представляется, окормляет гуманистическую суть деятелей науки и искусства, проникая в психологию и экзистенциальную основу человеческих переживаний. По-разному складывалась жизнь композитора и музыканта, отважного гусара, проявившего себя на полях сражения в Отечественной войне 1812 года. Он прошел путь от корнета до подполковника, удостоился множества боевых наград, был узником под полицейским надзором и церковной опекой. Несмотря на опалу со стороны царских греховных преследователей на протяжении четверти века Алябьев создавал музыку, вошедшую в летопись великой русской музыкальной культуры. Одно из первых крупных произведений композитора — «Лунная ночь, или Домовые» (комическая опера), которая была поставлена на сцене императорского театра в Петербурге и получила благожелательные отзывы критиков и зрителей. Затем водевиль «Путешествующая танцовщица», две оперы на сюжеты французских водевилей «Хлопотун, или дело мастера боится», «Приключение калифа» (1824–1826 гг.).

Так начиналась успешная деятельность сибирского соловья, но злой рок вмешался в жизнь творца, когда в состоянии аффекта, не преднамеренно, он совершил поступок, за который расплачивался всю последующую жизнь, находясь в лоне христианской морали перед лицом совершенного и всемогущего Бога. В заточении он сочинял балеты, водевили, оперы, романсы, в этот период был написан знаменитый «Соловей» на стихи А. Дельвига. Соловьи не поют в клетках, он является символом воли, свободного полета, так в русском фольклоре аттестуют соловья. Вина Алябьева в смерти помещика, отставного полковника Т. Времева не была доказана и, тем не менее, композитора лишили дворянства, всех гражданских прав, чинов, боевых наград, его предали церковному покаянию на семь лет. Композитор в прошении на имя генерал-губернатора Западной Сибири писал: «Во время суда, произведенного надо мною по делу о скоропостижной смерти коллежского советника Времева и продолжавшего около трех лет, я содержался под арестом в полицейском доме в самой сырой комнате, что самое много способствовало к разрушению здоровья, в особенности глаз моих, уже от природы весьма слабых». В период лишения, страдания Алябьева поддерживали выдающиеся друзья А. Грибоедов, князь В. Одоевский, композиторы А. Верстовский, П. Булахов, М. Глинка, писатели, декабристы. Особенное родство на духовной, мировоззренческой основе сказывалось на взаимоотношениях Алябьева с А. Грибоедовым. На стихи своего друга композитор написал романс:

Ах, точно ль ― никогда ей в персях безмятежных
Желанье тайное не волновало кровь,
Еще не сведала тоски, томлений
Еще не знает про любовь?

Алябьев, получив предписание жить в сибирских городах, выбрал свою малую родину ― Тобольск. Он вновь погружается в свою творческую стихию, много сочиняет, дирижирует, организует духовой оркестр, участвует в любительских концертах. В Тобольске им написаны прекрасные романсы «Зимняя дорога», «Два ворона», «Иртыш» и др.

Огромное количество песен, романсов, опер, водевилей сочинил композитор на стихи известных поэтов А. Пушкина, А. Дельвига, А. Майкова, Н. Языкова, П. Вяземского, И. Козлова, Д. Давыдова и др. Издан 21 диск с музыкальными сочинениями. Такие деяния Алябьева есть выражение витальной силы, свидетельствуют о его таланте, мощи его воли, желаний, характера, темперамента. Когда слушаешь музыку композитора, ее звучание ассоциируется с лирикой, суровым, мужественным, но жизнеутверждающим временем, несущим, излучающим в себе свет, радость бытия. В заключение своего впечатления от прочитанной книги «Браво, Алябьев» особо хочется поблагодарить Лидию Ивановну Шмаль, редактора-составителя и ее сына Максима Геннадьевича Шмаля за спонсорскую помощь в создании этой прекрасной, удивительной по содержанию, книги. Низкий вам поклон!