Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ЖИЗНЬ И ПОЭЗИЯ ЕДИНЫ

«Его стихов пленительная сладость
пройдет веков завистливую даль».
А. Пушкин

После М. Ломоносова, А. Сумарокова, В. Тредиаковского одним из создателей новой русской поэзии являлся Жуковский Василий Андреевич (1783–1852 гг.). О нем написано огромное количество книг, монографий, статей, в тени остались другие его ипостаси, и среди них в прозе, стихах, эпистолярном наследии, критике и публицистике сфокусировались философско-романтические, исторические, новаторские мотивы. Хочу поразмышлять о философских воззрениях Жуковского, поэзия которого была ориентирована на воссоздание духовной жизни человека. Василий Андреевич родился в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии, внебрачный сын помещика А. И. Бунина и плененной турчанки Сальхи. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. Жуковский окончил в Туле частный пансионат X. Роде, народное училище, Московский университетский Благородный пансион. Среди его товарищей были будущие литераторы, мыслители, общественные деятели.

В четырнадцать лет в университетском журнале Василий Андреевич опубликовал статью «Мысли при гробницах» и стихотворение «Майское утро», с 1802 г. он начал, по инициативе Н. Карамзина, печататься в лучшем русском журнале того времени «Вестник Европы», позднее он стал редактором этого журнала. В этом журнале поэтом опубликованы песни и романсы, поэмы и баллады, текст гимна Российской империи «Боже, царя храни». Поэт так характеризует свое предназначение в жизни:

«Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной.
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать».

Большое место в творчестве Жуковского занимают его переводы немецких, французских, британских, греческих классиков литературы. По признанию современников, Жуковский был одним из образованнейших людей России. Задолго до открытия первого университета Сибири (Томского университета) будущая уникальная библиотека пополнялась за счет частных пожертвований. Так, библиотеку Жуковского купил и подарил Томскому университету сибирский меценат, иркутский купец А. М. Сибиряков. Библиотека поэта и мыслителя Жуковского состояла из 4674 книг и содержала издания на русском, английском, немецком, французском, итальянском языках. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» писал: «Сквозь личности всех поэтов пронеслась его собственная личность ― это загадка, но она так и видится всем». В стихах и статьях Жуковский большое внимание уделяет природе, он, как и древние греческие мыслители обожествляет ее. Познавая природные явления, поэт подкрепляет чувственными осязаниями, сходными с чувствованием вкуса. Осмысливая произведения материалистов ― просветителей восемнадцатого века Франции, а также Бонне, Гердера, Кондильяка, Юма, Жуковский приходит к пониманию, что природа представляет собой целый ряд восходящих ступеней от неорганического мира к растительному и животному и, наконец, к человеку.

Конспектируя работу Бонне «Созерцание природы», «Трактат об ощущениях» Э. Кондильяка, полемизируя с французскими философами, поэт пишет: «Природа, история человечества есть Бог в своих действиях и развитии, человек есть сотворение. Он имеет ум, следовательно, творец его должен быть существо верховно-премудрое, ибо оно не только произвело ум человеческий, но само по себе непостижимо, недосягаемо для ума сего». Его занимают те вопросы философии, которые непосредственно пересекались с нравственными проблемами, действие внешнее на органы чувств. Смутное ощущение души, природы нравственной, душевной деятельности человека, постижение их требует глубокого изучения истории философии и общей психологии. Деятельность человека Жуковский соотносит с внутренней христианской жизнью, он рассматривает тройственную сущность человека (соединение духа, души и тела), связанную с самобытной субстанцией «живого Бога». Исходя из этой концепции, он объясняет деятельность ума в процессе творческого акта и причисляет ум к низшим способностям души, действующим в пределах материального мира. А воля у него ступенью выше ума, т. к. она свободна и выражается в наших действиях. Само творчество Жуковский ставит выше ума и воли, его действие не следует никакому внешнему побуждению. Веру поэт поставил на высшую ступень в иерархической системе духовных способностей человека.

О многом писал, размышлял Жуковский, в его 12-ти томном собрании сочинений есть немало удивительных материалов, посвященных проблемам воспитания и образования. Как воспитатель будущего наследника престола Александра II он выступает не только в качестве наставника, но и как просветитель. Планы и программа обучения пронизаны одной целью: воспитать просвещенного монарха, порядочного человека. «Главная моя цель да будет согласование свободы с рассудком, ибо на сем основано философское правильное достоинство человека, образовать и усовершенствовать можно только то, что есть начало в человеке». Эти мысли не новы, об этом писали и претворяли в жизнь многие выдающиеся педагоги мира, начиная с мыслителей Древней Греции и Рима. Но они делают честь русскому поэту-просветителю, который соединял душевные силы человека с рассудком, миром чудесного и прекрасного. Эстетическая платформа Жуковского раскрывает целостность мира, его совершенство со стороны формы гармонии, языкового богатства, наполненного чувствами и образами, волнующими жизненными созвучиями.

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…

Очень верно и точно оценил значение творчества Василия Андреевича Жуковского Виссарион Белинский: «Как не любить этого поэта, которого каждый из нас с благодарностью признает своим воспитателем, развившем в его душе все благодарные семена высшей жизни, все святое и заветное бытие».