Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ФИЛОСОФИЯ СМЫСЛОВ
ВАДИМА КОНДАКОВА

«Боль жизни гораздо могущественнее
интереса к жизни. Вот отчего религия
всегда будет одолевать философию».
Василий Розанов

Не так часто тюменские философы радуют своими научными работами взыскательного читателя, для того чтобы он мог разделить понимание философских проблем автора и найти в описываемых суждениях и умозаключениях близкое для себя. Профессор индустриального университета, доктор философских наук Кондаков Вадим Авенирович опубликовал две монографии: «Духовно-культурные основы хозяйственной жизни общества в русской религиозной философии: история и современность» (издательство Тюменского индустриального университета, 2016–2018 гг.) и «Проблема иерархии в религиозно-философских концепциях русских мыслителей серебряного века». Монографии носят не прогностический, а системно-информационный характер, рассматривают хозяйственные, исторические концепции великих русских мыслителей на различных этапах развития России, не исключая современность. Монографии В. Кондакова представляют собой философское исследование диалектики духовной и хозяйственно-экономической сферы российского социума с точки зрения методологии русской религиозной философии Серебряного века. Анализируя основные положения философских концепций таких мыслителей, как Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, Н. Лосский, И. Ильин, Н. Трубецкой автор сделал попытку соотнести экономику и нравственность, иерархию ценностей, право и законность в различные периоды развития страны. Значимость данных работ определяется периодически повторяющимися экономическими кризисами на рубеже XX–XXI веков, связанными с процессами глобализации, интеграции России в мировую капиталистическую систему и сопровождающимися проникновением рыночной экономики в ее социокультурную сферу, нивелированием в массовом сознании народов страны традиционных ценностей.
Автор предлагает читателю не решить, а хотя бы увидеть онтологическую проблему, используя психологический прием для того, чтобы иметь возможность раскрыть перед читателем внутреннюю логику осмысления последствий интеграции России в мировую цивилизацию на основе либерального подхода. «Неукоснительного выполнение правительством РФ рекомендаций Вашингтонского консенсуса, исходящих из основных постулатов монетаризма». В. Кондаков на основе экономических эмпирических данных и материалов социологических исследований анализирует последствия ваучерной приватизации и залоговых аукционов, в результате которых граждане СССР были отчуждены от собственности, а Россия превратилась в крайне несправедливую, олигархическую страну с экспортно-сырьевой направленностью, низкими показателями ВВП, высоким дециальным коэффициентом. Философ, осмысливая хозяйственную жизнь общества, приходит к пониманию того, что не только социальные процессы влияют на отражение реальности в человеческом сознании; сама их рефлексия имеет обратное воздействие на общественную жизнь. Нам надо учитывать рефлексивность в наше время. Она помогает людям осознавать проблемы во всех проявлениях жизни, скрытые влиянием социальной среды и психологических социальных воздействий.
Достойна внимания мысль автора о том, что не только внутренние процессы влияют на социальное расслоение общества, но и деформация его связана с субъектами внешнего типа конформистского сознания, сущность и влияние которых отражается в предпринимательской, политической, научной, художественно-публицистической деятельности, продвинутого постинформационного социума.

Содержательная деятельность человека по изменению экономических реформ, процессов социума в условиях информационных технологий стремительно ужесточается, в этих условиях перестают быть главной целью сердечные взаимоотношения между людьми (угасают эмоции), что приводит, не без влияния интернета, к изменению сознания, а значит, глубоко меняется личность человека. В. Кондаков, излагая основные идеи мыслителей Серебряного века, применяет их методологические, эвристические, аксиологические наработки, позволяющие учитывать, использовать в исследовании современного российского общества, сочетающего черты традиционного социума и общества модерна. Его волнует сегодняшнее духовное состояние общества, автор сетует на то, что часть нынешнего населения России отрывается от своих духовных, нравственных корней, от народной почвы. Он пишет: «В массовом национальном сознании граждан социума, каковой является современная Россия, отчетливо проявляется тоска о единой, централизованной, авторитарной власти». Тоска по харизматическому вождю (образ И. Сталина), персонифицирующаяся в коллективном бессознательном «архетипе отца».

Автор полностью солидарен с программами оздоровления экономики России, предложенными учеными-патриотами С. Ю. Глазьевым, В. Ю. Катасоновым, М. Г. Делягиным, которые считают, что для возрождения России потребуется возрождение национально-государственной идеологии, она создаст условия перевода ценностей «народной метафизики» в понятные для всего населения страны цели, задачи, программы, лозунги и воплощение их, разумеется, в национальную идею. Ясно, что она не должна ограничиваться только патриотизмом, как считает Президент РФ, а должна быть дополнена справедливостью и правдой. Благодаря этим элементам «хозяйствующий субъект получает возможность актуализироваться в добре как в главной духовной ценности, объединяющей индивида в человеческий род, хозяйствующего субъекта и природу в единые органические целостности». К достоинству монографий В. Кондакова необходимо отнести его умение подать сложный материал, грамотность и последовательность изложения идей русских мыслителей и связь их с сегодняшними явлениями. Высокая культура мышления философа, проявляющаяся в манере изложения идей религиозных мыслителей прошлых эпох, делает честь автору. Умение формулировать свои выводы, ставить сложные вопросы и отвечать на них, ― все это присутствует в монографиях автора. Рецензированные мной монографии Вадима Кондакова будут полезны студентам и аспирантам, преподавателям гуманитарных дисциплин, всем, кто интересуется историей русской религиозной философии, разных периодов развития русской мысли, вопросами философии хозяйства России.