Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО СОМНЕНИЯ

«Нет сейчас проблемы важней, чем высокое, достойное времени, нравственное утверждение человека».
В. Распутин

Эпоха конца XIX ― начала XX столетия ― яркий, своеобразный, но в то же время сложный и противоречивый период развития русской культуры. При упоминании понятий «русская культура», «наука этого времени» в памяти тут же невольно воскресает плеяда выдающихся деятелей искусства, мыслителей, ученых, которые обладают магической притягательной силой. В русском мире причудливо переплетаются судьбы, биографии выдающихся его представителей. Попыткой ответа на вопрос, кто на сей раз привлек мое внимание философ или общественный деятель… Отвечаю: Владимир Францевич Эрн (1882–1917 гг.), один из малоизвестных отечественных философов, но каждое новое поколение ищет разгадку и объяснения в его творениях, задаваясь вопросами: какие силы породили философские вершины русского религиозного мыслителя. Владимир Эрн родился в Тифлисе, в нем намешана русская, шведская, немецкая кровь, однако он всегда подчеркивал главное для меня ― семья была православной. Окончив гимназию, Эрн поступил в Московский университет на философский факультет, во время учебы он сблизился с П. Флоренским, А. Белым, В. Свенцицким, С. Трубецким, Л. Лопатиным. После событий 1905 года они образовали «Христианское братство борьбы», задачей которого мыслилось создание специфически русского христианского социализма и подготовка церковной реформы.

Эрн, став профессором университета, опубликовал большое количество статей, связанных с критикой западноевропейского рационализма, который механизировал весь строй жизни, подчинив его технике. Мыслитель строил свою аргументацию, противопоставляя западным теориям логос древней и христианской философии, он называл свою философию «логизмом». В сборнике статей «Борьба за Логос» наиболее полно изложены его гносеология и софиология, они стоят в ряду характерных для начала XX века попыток выработать ― в ситуации «заката Европы» О. Шпенглера ― новое понимание философии разума. У философа было большое историческое чутье, бесспорное дарование и жаль, что Господь отмерил ему краткую жизнь. Проживи Эрн долее, он мог бы создать своеобразную, уникальную систему и уже подступал к ее созданию. В прекрасных статьях «От Канта к Круппу», «Время славянофильствует», «Природа мысли», о Гр. Сковороде, философии Джоберти, философии Древней Греции и Рима есть много замечательных, пророческих мест, заставляющих задуматься о философских воззрениях автора об угрозе наступающей технической революции, угрожающей всей нашей цивилизации. Согласно философу, только философия, опирающаяся на божественный логос, может вторгаться во все проявления жизни, руководить ей, устанавливая конечную цель, разрабатывая концепцию прогресса. Учение о Божественном логосе как источнике мышления и бытия восходит к античному онтологизму Парменида и Платона, развитое неоплатониками, усилиями отцов и учителей церкви.

Работы Эрна, посвященные истории раннего христианства, получили широкий общественный резонанс среди ученых-обществоведов России. В. Ф. Эрн развивает одну из центральных своих мыслей о подлинности и полноте религиозной жизни православной Церкви и всей истории христианства как истории свободы и правды Христовой. Эти идеи мыслитель конкретизирует в «Письмах о христианском мире», опубликованных в «Богословском вестнике» за 1912–1913 годы. «Церковь одна, как один Христос, и христианское сознание не может даже отвлеченно представлять Ее дробной. Церковь как Божия мысль есть уже то Богочеловечество, видимое начало которому в определенное историческое время положил Христос». Таким образом, существенной чертой Эрна как мыслителя и общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике первоначального христианства, которая соотносится им с задачами церковного обновления в России. В 1910 году В. Эрн, Н. Бердяев, Е. Трубецкой, С. Булгаков организуют московское книгоиздательство «Путь», в этом издательстве Эрн публикует большое количество блистательных статей, посвященных восточно-христианскому логизму, противостоящему западноевропейскому рационализму. В них философ констатирует об общемировоззренческих переменах в социуме и, соответственно, о крушении восходящего к просветительскому рационализму представления о месте и роли философа в обществе. Эрн подвергает критике новоевропейское самоопределение разума как «рацио», ключевым пунктом которого является метафизический и гносеологический индивидуализм, основанный на учении Декарта, являющийся рассудочным, бестелесным, проникаемым только для самого себя, в противоположность чувственному бытию, живой человеческой личности. Логизм, по Эрну, предполагает глубочайшее раскрытие личности, поскольку в нем «Бог ― Личность, Вселенная — Личность, Церковь — Личность, человек — Личность», в тайне своего и личного бытия, в своей индивидуальности человек постигает модус существования Бога и мира.

Он писал: «Философское развитие начал логистического миропонимания требует непрерывной, интенсивной работы, логизму как философской системе, как подлинно синтетической точке зрения, мне кажется, предстоит в будущем огромная роль. Философ не только сам философствует, но и в нем философствует нечто сверхличное». Логос имеет, по мнению философа, три аспекта, выраженные в трех сферах культуры: 1) божественная сфера, связанная с реализацией морального блага в деятельности, подвиге «просветления воли» как второе Лицо Троицы; 2) космическая сфера ― в искусстве, она раскрывает мир в прекрасном через сферу эстетического переживания в естественных религиях и искусстве. Трактовка сущности искусства его отношения к общественной жизни, понимание взаимосвязи красоты, справедливости и правды; 3) философское мышление, цель которого — понять мир как целое в единстве, понимание истины как соответствие понятию предмета. Сама истина (Логос) устанавливает философа к самовозрастающей активности мысли. Книга «Борьба за логос» очень полезная и ценная, так как в ней определяются специфические особенности русской религиозной философии. Религиозную русскую философию Эрн связывает с наследованием ей антично-христианского «логизма» через Византию, через платонические традиции святоотеческого богословия. Удивительный русский философ Владимир Францевич Эрн в конце своей короткой жизни написал, как завещание: «Я думаю, чуткое ухо сквозь ожесточение «логической» борьбы расслышит мотивы моего философствования: мою веру и мою любовь». Так и хочется сказать, не сомневайтесь, Владимир Францевич, влияние ваших идей можно найти в построениях многих ученых как в России, так и за рубежом.