Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

«Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе».
И. Тургенев

Среди русских религиозных мыслителей второй половины XIX столетия и начала XX в. выделяется особым оригинальным мышлением Лев Михайлович Лопатин (1855–1920 гг.). Философ родился в Москве в семье юриста, окончил историко-филологический факультет Московского университета и некоторое время преподавал русский язык в реальном училище. Успешно защитил магистерскую и докторскую диссертации и до конца своих дней, будучи профессором кафедры философии, связал свою кипучую энергию с Московским университетом. Лопатин был профессиональным философом, обладал удивительными дарованиями в различных сферах наук. Мыслитель был редактором журнала «Вопросы философии и психологии», одновременно являясь председателем Московского Психологического Общества. Лопатин с ранних лет был одним из самых ближайших друзей Вл. Соловьева. Князь Евг. Трубецкой дает такую характеристику мыслителю, говоря о его личной крайней непрактичности: «Лопатин был чудак и оригинал, каких свет не производил… в особенности поражало в нем сочетание тонкого, ясного ума и почти детской беспомощности». Таковых философов хватает и в наше время… Многообразие философских работ Лопатина, убедительно им изложенных, указывает на их этические мотивы. В статье «Теоретические основы сознательной нравственной жизни» он пишет: «Нравственные действия должны иметь мировое значение, простирающееся на всю Вселенную».

Философ ставит человека в положение непостижимой сущности, которая связывает все живое многообразие сущего. Проявления живой, психической жизни изменяются каждую секунду: все, что осуществляется во времени, носит характер «непрерывного исчезновения». Познание природы, существ мира происходит, по мнению ученого, исходя из внутреннего опыта человека В основе всех своих научных построений философа присутствует антропология, понимание человека Творческая сила духа и нравственные убеждения личности раскрываются непосредственно в самовосприятии действительности. Основу нравственного поведения составляет свободная воля, подчиняющаяся закону творческой причинности. Лопатин, размышляя о жизни социума, приходит к пониманию смысла жизни, которая становится реальной лишь тогда, когда мы исходим из идеи свободы воли, а она предполагает всепроникающую творческую активность. Единение свободы воли и творческой активности формирует в духовном мире состояние нравственной свободы. Нравственная жизнь с ее внутренним достоинством личности приводит философа к идее бессмертия души как одной из составляющих духовной структуры личности. Самое главное, бесконечно ценное в человеке ― его душа. Лопатин считал, что без веры в бессмертие души не обосновать идею внутреннего достоинства личности, а это является коренным началом нравственности. «Нравственная жизнь не вершится в нас, а мы ее совершаем». Им соответствуют два главных вида философии: онтология разума и онтология веры. Онтология разума как рациональная форма философии должна вести поиск истины в направлении уяснения связи единого и многого. Лопатин не соглашается с концепцией Гегеля, каким образом Абсолютная идея порождает мир конкретного и индивидуального. В противоположность немецким философам, их рассудочности русский мыслитель вводит понятие творческой способности человека, так как творец первоначален и более целен в своих устремлениях, рассудок только переводит его идеи в ясные понятия. В то же время человеческий ум может мыслить независимую от него реальность только на примере духовного, материального или признавать эту реальность абсолютно непостижимой основой бытия. Но у философии имеется три возможности построения философской системы: материализм, феноменализм и спиритуализм, последнему мыслитель отдавал предпочтение как системе наиболее логичной и последовательной в постижении истины. Собственную философскую теорию ученый называл «системой конкретного спирутуализма», признавая однородность мира и единство его происхождения. Он писал, что внутренний опыт познающего действительность «есть единственная точка, единственным предметом нашего внутреннего опыта оказывается всегда субстанциальное тождество нашего сознания в его разнообразных выражениях».

Это разнообразие всего сущего проявляется в творческой активности духа, душевных порывах. Оно начинается с ощущений познающего человека мир, природу и космос. Человек, вдохновленный идеей познания мира, приближается к Богу, становится членом «вечного царства света, разума, любви». Мыслитель полагал, что достоинство личности, занимающейся постижением всего сущего, является самым глубоким внутренним стимулом нравственной жизни, но реализуется только в том случае, если жизнь спроецирована в «вечность внутреннего существа человека». В своих многочисленных статьях Лопатин соотносил свои психологические озарения с философскими идеями, основанными на умозрении своей системы ― одной из самых стройных систем в русской философии. Его можно без преувеличения назвать одним из самых выдающихся русских психологов, а идеи, высказанные им сто лет назад, сохраняют и сегодня свое высокое значение.

В этом ключе написана Лопатиным основная двухтомная книга «Положительные задачи философии». В ней мыслитель размышляет о космологии творческой активности, причинности понятий бытия и творения мира, склоняется к признанию творческой, а не логической необходимости в жизни космоса и его познания. Последовательно и, я бы сказал, с эстетическим изяществом философ приходит к идее творения мира Богом из ничего, стремясь дать этой идее разумное оправдание. При этом замечает, что творение мира, творчество из ничего есть нечто большее, чем даже творческая причинность. «Между миром и силой, его произведшей, мыслимо лишь творческое отношение и никакое другое». Он пытается наметить возможность религиозно-философского объяснения происхождения мира и его части населения земли отпадения от Бога, который созерцает в Себе все существующее. Но в этот мир вступает начало самости и исключительного самоутверждения, «поэтому все разделилось, распалось и раздвинулось во времени. Сознание времени есть субстанциальная функция души». В лице Льва Михайловича Лопатина русская философия и психология имеет, наверное, второго после Вл. Соловьева выдающегося мыслителя, труды которого остались не переизданными, особенно многочисленные его статьи различной тематики, а могли бы внести весомый, достойный вклад в развитие русской философии и культуры России.