Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
В РУССКОМ САМОПОЗНАНИИ

«Кто любит русский народ ― не может не любить церкви».
В. В. Розанов

Обращение к проблеме духовного наследия русских религиозных мыслителей предполагает внутреннюю убежденность автора в полезности знаний о творчестве представителей русской цивилизации ушедших столетий. В данном случае нас интересует проблема отношения выраженного знания прошлых эпох как экзистенциальной значимости, через какие феноменальные особенности и при каких условиях восприятие идей являет свою подлинность в сегодняшней действительности. Мной написаны статьи о творчестве двух выдающихся философов — князей Евгении и Сергее Трубецких. В данной статье речь пойдет о сыне Сергея, Николае Сергеевиче Трубецком (1890–1938 гг.), универсальном ученом лингвисте, филологе, теоретике евразийства, историке, философе, политологе, не менее выдающемся мыслителе, чем его предшественники. Николай пошел по стопам своих многочисленных родственников, окончил историко-филологический факультет Московского университета, читал лекции студентам по сравнительному языкознанию. В эмиграции профессор славянской филологии Николай Сергеевич преподавал в Софийском, а затем Венском университетах. В начале своего творческого пути языковед считал, что изучение русского самопознания нельзя ограничивать узконациональными рамками, необходимо изучение культур всех рядом проживающих народов. Этим объясняется его интерес к исследованию языков и культур славянства, угрофинских и кавказских народов. Н. Трубецкой сформулировал для себя в сфере культурологических и лингвистических изысканий отказ от «эгоцентризма» того или иного народа, непримиримость к насилию культуры одного народа над другим, идеи расизма, шовинизма, национализма. Он находил общие линии эволюции языка, учитывая географический фактор и воздействие экологии, что в его время было ново для гуманитарных наук, первым в истории славистики предложил периодизацию общеславянской праязыковой истории, разделив ее на 4 периода. Трубецкой считается основателем морфологии как лингвистической дисциплины, он определил теоретические понятия методов морфологии как предмета, является создателем структурализма в лингвистике. Ученый впервые применил тройственный подход к сравнительному изучению языков и культур: историко-генетический, реально-исторический и типологический и пришел к выводу о существовании закона многообразия национальных культур. Каждый народ вносит в культурный тип свои индивидуальные особенности. В результате, отмечал Трубецкой, получается «та радужная сеть, единая и гармоничная в силу своей непрерывности и в то же время бесконечно многообразная в силу своей дифференцированности».

В книгах «Европа и человечность», «Опыт предыстории славянских языков», «История, культура, язык» мыслитель выступает против вестернизации, европеизации России, ибо они обрекают русскую цивилизацию на измельчание и творческое бесплодие, на вечное отставание, на зависимость от Запада.

Культурологические установки созвучны идеям русского мыслителя о «культурно-исторических типах» Н. Я. Данилевского. Трубецкой советовал, ― русские должны отказаться от европейских форм политического мышления. Так и хочется посоветовать нашим сегодняшним либералам-западникам прочесть эти работы и понять его указание, что примат политики ведет к ложному и опасному национализму. Только самопознание и самобытность может исключить зависимость от Запада. Он критиковал деятельность Петра, который слепо копировал западный образ жизни, бездумно внедрял европейские ценности, упразднил патриаршество. Трубецкой считал, что европеизация России разделила народ на две части: на простой народ (неевропейская часть) и образованное общество (европейская часть). Эти суждения напоминают два общественных течения, сформированные в России в первой половине XIX века славянофилами и западниками, отголоски которых наличествуют и в наше время. В то же время философ защищал идею «истинного национализма», который, исходя из интересов развития собственной культуры вместе с тем признает за каждым народом право выражать свою индивидуальность. Видимо, эти идеи подвигли мыслителя к идеологии евразийства, отталкиваясь от евразийского языкового союза, выдвигая принцип равноценности и качественной несоизмеримости народов и культур. Н. Трубецкой считал, что Россия обогатила евразийскую государственность православной идеологией, в центре которой стояла идея царя как божьего помазанника, «носителя особого рода Божьей благодати». Правитель и церковь едины, создается праведность жизни царя «бытовым исповедничеством».

В книге «Наследие Чингисхана» философ выступил против понятия общечеловеческой культуры: «Эгоцентрическая психология проникает во все миросозерцание весьма многих людей, освободиться от нее редко кому удается, европейцев, которые признавали бы культуры «дикарей», равноценные с культурой романо-германской ― таких европейцев просто нет». Эти суждения ученого по существу являются предтечей учения Л. Н. Гумилева о пассионариях отдельных этносов и о России как особой славянской цивилизации. Преждевременный закат творчества и жизни выдающегося мыслителя оказался трагичным. Николай Сергеевич Трубецкой выступил с антинацистской статьей «О расизме», в которой подверг критике «арийскую теорию в лингвистике». Венское гестапо арестовало ученого, конфисковало его рукописи, которые навсегда утрачены, он не выдержал многочисленных допросов и скончался от инфаркта в больнице. Николай Трубецкой является великим гуманистом, мыслителем XX столетия. Его многочисленные книги и статьи говорят нам, читателям, о человеке энциклопедических знаний в разных областях наук, удивительной меткости ума, неподдельной скромности и бесконечного жизнелюбия.