Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ВЕЛИКИЙ ТРУЖЕНИК МИХАИЛ КАТКОВ

«Уверуйте, что Божий Промысел
господствует во всем».
М. В. Ломоносов

Возвращение духовного наследия наших предков дает будущим поколениям морально-этические, национальные ориентиры. Недавно в издательстве «Росток» вышло собрание сочинений в шести томах Михаила Никифоровича Каткова (1818–1887 гг.). Михаила Каткова при жизни по праву называли великим русским государственным деятелем, хотя он не был облечен государственными постами, а являлся редактором журнала «Русский вестник», газеты «Московские ведомости», в которых публиковались самые выдающиеся умы России, в том числе Ф. Достоевский, Л. Толстой, Ф. Тютчев, Н. Лесков, И. Тургенев, А. Фет, К. Леонтьев и др., влияющие на все стороны развития русского государства. Сегодня даже трудно представить, что сам мыслитель в год публиковал от 600 до 700 статей, которыми зачитывалась прогрессивная интеллигенция страны. Британский консул Блонт дал такую оценку журналисту, литературному критику, публицисту, издателю, философу-мыслителю: «Россия… в ней два императора: Александр II и Катков».

О чем только не писал Катков, его интересы простирались от мировой политики, экономики, литературы и философии, религии и юриспруденции до государственного строительства и сельского хозяйства, образования, медицины, военного дела… Каждому номеру в газете предварялась статья Каткова. Процитирую позицию газеты, какой видел ее редактор «Московских ведомостей»: «В нашей газете хотят видеть орган партии, которую называют русскою, исключительно русскою. Принадлежать к русской партии в России, не значит ли одно и то же, что быть русским подданным, быть гражданином русского государства? Служить органом для русских интересов ― не есть ли это обязанность всякого русского политического органа?» Обозревая сегодняшние многочисленные издания газет, натыкаешься лишь на одну подобную «Московским ведомостям» (мое субъективное мнение), ― это газета «Завтра», редактируемая Александром Прохановым.

Забегая вперед, сошлюсь на одного из умнейших людей России, обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева, давшего такую характеристику Каткову в письме царю Александру III. «Катков ― высокоталантливый журналист, умный, чуткий к истинно русским интересам и к твердым охранительным началам. Вся сила Каткова в нерве журнальной его деятельности как русского публициста, и притом единственного, потому что все остальное ― мелочь или дрянь, или торговая лавочка». Михаил Катков родился в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии в семье мелкого чиновника. С отличием окончил словесное отделение Московского университета с присуждением степени кандидата, сдал магистерские экзамены.

В университете Катков завел близкие отношения с М. А. Бакуниным, В. Г. Белинским, примкнул к кружку Н. В. Станкевича. В этом кружке формировались будущие славянофилы и западники, увлекающиеся философией Гегеля и Шеллинга. Увлечение было настолько серьезным, что Катков уехал в Берлин и в течение двух семестров слушал лекции по философии Шеллинга. Катков общался на равных с великим немецким философом, бывал у Шеллинга дома. Возвратившись в Россию, он защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка» и стал на некоторое время преподавателем на кафедре философии Московского университета.

Катков как мыслитель по молодости переболел либеральными идеями, позднее он стал ярым противником либерализма, на этой почве у него произошли идейные размежевания с друзьями, в частности, с Белинским. Он остро полемизирует с Чернышевским и Герценым, с журналом «Современник», обвиняя их в нигилизме, сам термин «нигилизм» был впервые введен Катковым. Философ выступает за отмену крепостного права, введения института мировых судей, гласность, а знакомство с английским государственным строем, во время пребывания его в Англии, на какое-то время привело Каткова в стан либералов правого толка.

Однако события, связанные с восстанием в Польше (1863 г.) и убийство 1 марта 1881 года Александра И окончательно привели к разрыву с либералами. Катков требует от правительства применения самых крайних военно-полицейских мер по отношению к полякам (полонизм) и интеллигенции. В своих многочисленных статьях Катков нападает на суды и земские учреждения, выступает в роли консерватора, агрессивного критика либерализма, превращаясь, по мнению части либеральной интеллигенции, в крайнего реакционера. Но даже либералы отдают должное Каткову, признавая его влияние на все процессы, происходящие в России. Либерал Б. Чичерин писал: «Журналист, писатель, возбуждающий общественные страсти и с помощью их действующий на правительство… сделался, чуть ли не властителем России. Министры перед ним трепетали».

В статьях «Самодержавие царя и единство России» и «Страсть к поруганию и самоуничтожению» мыслитель окончательно самоопределился в своих политических воззрениях, он выступал как государственник, стоящий на позиции просвещенного монархизма. Монарх, по мнению мыслителя, связывает воедино все сословия народа, не зависимо от партийной, религиозной, национальной принадлежности, все имеют право на участие в делах государственных. Царь, по Каткову, ― «это воплощение в едином лице единство и сила России».

Многие статьи Каткова, написанные 150 лет назад, являются пророческими и до сих пор не потерявшие своей актуальности. Процитирую пророческое суждение мыслителя, которое до сих пор является вожделенной мечтой либералов-западников в отношении России. «Давно уже пущена в ход одна доктрина, нарочно сочиненная для России и принимающая разные оттенки. В силу этого учения, прогресс русского государства требует раздробления… Людям солидным она лукаво шепчет о громадности России, о разноплеменности ее народонаселения, людям либеральных идей она с лицемерной услужливостью объявляет, что в России невозможно политическое благоустройство иначе как в форме федерации». Эти идеи не сходят со страниц сегодняшних либеральных изданий, цель которых ― всеми способами разрушение России. Так и хочется воскликнуть: «Не дождетесь!» И еще одна пророческая цитата. В журнале «Русский вестник» Катков опубликовал статью об Украине, которую со времен Б. Хмельницкого пытались оторвать от России, что и происходит в наше время, когда дипломатические, исторические, экономические, религиозные связи двух народов разорваны, и, похоже, надолго. Процитирую фрагмент статьи Каткова, которая, такое впечатление, написана вчера: «Перенесемся в отдаленное будущее, предположим, что при неблагоприятных для России условиях, ваши стремления увенчались успехом, что вам удалось выковать язык для пятнадцати насчитанных вами миллионов южно-руссов, что вы воспитали новое поколение на ваших украинских учебниках, что оно выросло и, разумеется, отвернулось от общерусской литературы, а читает подготовленные вами в изобилии украинские сочинения по всем отраслям науки и словесности. Что же, неужели бы поблагодарил вас за это славянский мир? Вы бы образовали еще новый удел в духовной славянской области, произвели бы обособление двух ветвей одного племени, и какого? ― единственного, которому удалось сплотиться в великое целое».

Духовное наследие мыслителя, патриота Михаила Каткова нужно изучать в учебных заведениях разного уровня, чтобы современная русистика обращалась к широкому кругу его патриотических идей, интерпретируя и характеризуя их как истинную форму русского духа и русского самосознания. А закончить свою статью хочу словами великого соотечественника Михаила Никифоровича Каткова: «Нам нужно теперь именно то, чем во всех своих сословиях всегда был силен русский народ. Он всегда был силен своим патриотическим духом… Это сила испытанная, сила великая, сила, создавшая Россию и возвысившая ее. Только этой силе обязаны мы нашим национальным могуществом».