Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ФИЛОСОФИЯ СЕРДЦА
В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОЦИУМА

«Здравый смысл есть гений человечества».
В. Гете

Одним из основателей русской религиозной философии является Памфил Данилович Юркевич (1827–1874 гг.). Он родился в Полтавской губернии, в селе Липлявое Золотоношского уезда в семье священника, получил образование в Полтавской семинарии, окончил Киевскую духовную академию с отличием по первому разряду и оставлен в ней в качестве преподавателя по философии. Одновременно он преподавал немецкий и французский языки. Блестящая академическая карьера профессора завершилась переходом на кафедру философии Московского университета, где чтение лекций по логике, психологии, истории философии и педагогике совмещал с научной деятельностью, являясь деканом историко-филологического факультета, работой в учительской семинарии военного ведомства. Слушателями, учениками Юркевича, по признанию самих выдающихся мыслителей, были: Вл. Соловьев, В. Ключевский, Б. Чичерин. Юркевич среди своих коллег стал известен своей полемической статьей «Из науки о человеческом духе», посвященной критике материалистического учения Н. Чернышевского, главным образом его книги «Антропологический принцип в философии». Мыслитель обратил внимание на гносеологическую несостоятельность материализма вообще и той грубой формы его, в которой он изложен у Чернышевского, в частности, верой в слепую материю как в субстанцию всех вещей. При этом Юркевич замечает, что материализм терпит крушение при попытке перехода от тела к душе, не учитывая внутренний опыт человека, его сущность, его самонаблюдение, чувственное восприятие окружающего нас мира. Сущность человека, по мнению ученого, это то, в чем укоренена душа индивида, в соответствии с чем она проявляется и чем определяется. Каждый человек поступает сообразно с обстоятельствами, с собственными эмоциями и мнениями, с собственным характером, но он не детерминирован всем этим по отношению к внутренним состояниям психики, своему телу, душе. «Влияние тела на душу, ― писал Юркевич, ― есть факт, но влиять можно лишь на то, что уже имеется. То есть влияние тела на душу предполагает известную самобытность духовного начала». Единство тела и души может и должно быть постулировано, но непосредственно совершается оно лишь Господом Богом. Философ был сторонником целостного понимания человеческого духа, отмечая особую роль сердца как живого средоточия души. В своей работе «Сердце и его значение в духовной жизни человека» ученый исходит из библейского учения о сердце, как средоточии жизни индивида, разворачивает философско-антропологическую концепцию от Священного писания, ссылается на авторитет отцов церкви, пытается по-новому осветить это учение данными современной науки.

Ученый рассматривает дуализм сердца и головы как дуализм души и тела. Под сердцем, следуя апостолу Павлу, Юркевич понимает средоточие души и духовной жизни, подобно тому, как «физическое сердце есть средоточие симпатических и произвольных нервов. Душа ― основа сознательной психической жизни, и ее ближайший орган есть сердце». Сердце как физический орган, в котором соединяются центральная нервная система с симпатической, является залогом целостности человека и его индивидуальности, своеобразия, выраженное не в мысли, а в чувствах и реакциях. Философ пытается убедить читателя следующим образом: «Не древо познания есть древо жизни и не мышление образует сущность человека, а именно жизнь его сердца, его непосредственные и глубокие переживания, исходящие от сердца». Из концепции о влиянии сердца на духовную жизнь социума следует, что человек начинает свое нравственное развитие из движений сердца, достигающих в процессе общения с себе подобными всеобщего счастья, достойного существовать в мире. Нравственность обусловлена метафизическим отношением любви людей по отношению друг к другу, любви сердца к добру. Поэтому разум есть свет, вершина, но не корень духовной жизни. Жизнь зарождается раньше света ― в темноте и мраке души, в ее сердечной глубине. В работе «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» философ рассматривает христианский платонизм как эмпирически универсальный опыт человечества, включающий в себя все истинно рациональное и все сверхрациональное, как и все видимое и осязаемое. Корни философского миросозерцания русского мыслителя заложены в традициях, глубинной основой которой является Православие, и как философ-богослов он считал, что мышление не исчерпывает всей полноты духовной жизни человечества, поэтому в своих трудах стремился к сближению знаний и веры.

Познание мира связано с движением мышления от идей, через идеи к идее, от воззрений через воззрения к воззрениям. Созерцая действительность, человек раскрывает свое духовное содержание во всей полноте и целостности своих составных элементов. Наука, полагал мыслитель, не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни, т. к. она не обладает для этого средствами познания. Приоритетами науки являются природа и человек, а не экзистенциальная духовная сфера индивида. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Духовное встраивается в предметный мир как историческое взаимодействие деятельности бесчисленных исторических субъектов, духовное представляет собой сложную совокупность конкретных духовных норм и ценностей.

Большое количество научных работ Юркевича малоизвестно русскому читателю. В России в издательстве «Правда» (Москва, 1990 г.) издан большой том «Философских произведений» мыслителя, а его произведения по психологии, истории, филологии, педагогике не известны современникам. Выдающийся русский мыслитель В. В. Зеньковский в своей четырехтомной «Истории русской философии» писал о своем коллеге: «Юркевич, конечно, был далеко выше своего времени, и недаром он имел влияние на Соловьева. Можно только пожалеть, что замечательные работы Юркевича почти совершенно недоступны для читателя, ― они никогда не перепечатывались. Если придет когда-нибудь такое время, когда философские работы мыслителя будут собраны и перепечатаны, его глубокие воззрения вновь оживут для русской мысли». Будем надеяться, что такое время наступит, и великая русская культура, наука пополнятся, обогатятся бесценными творениями своего выдающегося соотечественника.