Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ХРАНИТЕЛЬ РУССКОЙ МУДРОСТИ

«Незаписанная мысль ― потерянный клад».
Д. И. Менделеев

«История русской философии», изданная (в двух томах) в Париже 1950 году и в России (в четырех томах) в Ленинграде в 1991 году, фундаментальное научное исследование отца Василия (Зеньковский Василий Васильевич, 1881–1962 гг.), отражает основные вехи и важнейшие аспекты тысячелетней истории развития русской мысли. Выдающийся философ, богослов, историк, литературовед, религиозный деятель родился в семье учителя в городе Проскурове (ныне Хмельницкий). В Киеве окончил гимназию, а затем учился на двух факультетах естественно-математическом и историко-филологическом Киевского университета. Не без влияния Д. Писарева слыл атеистом какое-то время, но погрузившись в русскую философию, историю и психологию, которые «открыли ему путь к вере», он возвратился в православную церковь, которую не покидал до конца своей жизни. Зеньковский после университета учился за границей в Германии, Австрии, Италии, защитив диссертацию, стал профессором философии Киевского университета Его энциклопедические познания в разных областях наук поражали студентов и преподавателей, всех, кто прямо или косвенно соприкасался с ним. Ученый читал лекции студентам Киевского университета по философии, истории, общей и детской психологии, педагогике. Позднее он напишет блистательные научные монографии «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» и «Русская педагогика XX века». В них, используя свой преподавательский опыт, с точки зрения новейших методов преподавания, исканий, в свете данных христианской антропологии, профессор поставил вопрос о новом обосновании и освещении педагогических принципов. Философ по своим взглядам был монархистом, поэтому не принял Октябрьскую революцию, воспринял ее как катастрофу и через два года покинул Россию навсегда. Эмигрантская жизнь Зеньковского началась с Югославии, затем Чехословакия и, наконец, Франция, где при его непосредственном участии был открыт Русский богословский институт имени преподобного Сергия Радонежского в Париже. Профессор являлся деканом, до конца жизни редактировал журнал «Вопросы религиозного воспитания и образования» и «Религиозно-педагогический бюллетень».

Известная русская пословица гласит: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Не избежал этой напасти и мыслитель. За день до объявления Второй мировой войны по невыясненной причине был арестован французскими властями и пробыл в заключении 14 месяцев. Видимо, это событие повлияло на его решение принять священство. Он писал: «К понятию церковного разума, согласно которому метафизическую опору познания нужно искать в понятии церкви, почему человек приходит в ее лоно. Она привела меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим взглядам: «опыт христианской философии». В результате ученый приходит к христоцентрическому пониманию знания, т. е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая познавательные процессы и саму жизнь, исходит от Христа. Отсюда непраздный интерес философа к истории, литературе, педагогике, психологии, воспитанию личности. Зеньковский опубликовал замечательное фундаментальное исследование о Н. В. Гоголе, над которым работал практически всю жизнь. Он с точки зрения психической причинности проанализировал творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Розанова. Отец Василий утверждает, что высшим элементом души является сердце, понимаемое в соответствии с христианской антропологией как жизнь чувства, которая устанавливает духовную связь с Богом и божественными основами мира. «Уйти от благовестия Христа не позволяет сердце, познавшее все счастье и творческое значение евангельских обетований, а принять Христа ― значит принять Церковь». Зеньковский в работах о Божественной мудрости, об образе Бога в человеке разрабатывает теорию Божественной Софии. Мы начинаем понимать, погружаясь в работы ученого, как и отчего в философию входит знаменитая мифологема Софии Премудрости Божией. Образ Софии Премудрости, представляющий христианизированный синтез языческой Афины Паллады и библейской девы Мудрости, является одним из ключевых в русской философии. В России в письменных текстах и многих храмах, посвященных Софии, во фресках и иконах, в торжественных песнопениях формировали устойчивую традицию ее соединения с художественным и символическим осмыслением бытия. Размышляя над этой проблемой, мыслитель задается вопросом, почему русская мудрая душа — София — попала в плен, была «пленена Западом». Нет ответа на этот вопрос в его выдающемся труде: «Истории русской философии».

София ― мудрость, творение мира Богом, ― художественный акт и делает его таковым. София ― художница ― принцип всеединства, мудрости и красоты. Идеи, лежащие в основе космических процессов, суть творения Софии. Он их изложил в своей работе «Проблема космоса в христианстве». Христианская космология в изложении ученого представляет большую ценность и вызвала одобрение среди ученых Европы. Как первое единство Христос есть Логос, второе ― София. София ― душа ― мудрость мира, тело Божие, божественное, идеальное, совершенное человечество, заключающиеся в Христе. Многообразие научных интересов философа объясняется особенностями его мировоззрения, которое можно охарактеризовать как «православный универсализм». Особое место в творчестве Зеньковского занимает освещение и анализ различных течений, идей, тенденций развития русской мысли. Философская система мыслителя состоит из трех разделов: гносеологии, метафизики и учения о человеке (антропологии). Этой методологии ученый придерживался в написании, может, своего главного труда «Истории русской философии». В нем он анализирует без изъятий творчество великого множества русских мыслителей, начиная с эпохи Петра Великого и заканчивая философскими исканиями И. Ильина, С. Булгакова, Л. Карсавина, всего более 120 персоналий. По охвату используемых источников, материалов и глубине интерпретаций этот труд до сих пор остается непревзойденным, он переведен на все основные европейские языки, адаптирован к уровню западного читателя, практически не знакомого с идеями русской философской культуры. Ученый показал оригинальность и глубину философствования лучших русских мыслителей, идеи которых коренятся в глубинах православного миросозерцания русского народа, в многовековой истории развития мысли России. Это было первое обобщающее научное исследование, целиком посвященное анализу истории русской мысли на всех этапах ее развития. В своих последних философских работах Василий Васильевич Зеньковский прогнозировал будущее России, он ставил для нее задачу: «Пришла пора действующей сосредоточенности на себе, ибо мы, прежде всего для себя, ищем справедливости, правды нашего пути, нашего призвания, размышления на эту тему не могут быть бесплодными, они не могут пропасть, ― и это дает нам надежду, что возрождение для России придет». Как пророчески, оптимистически звучат эти слова великого мыслителя, особенно в наше неспокойное, трудное для России время.