Книга посвящена творчеству мастера охотничьей прозы Новомира Патрикеева. Это размышления трёх современников ― орнитолога-эколога, литератора, писателя ― о том, что истинные ценности человека неразрывно связаны с природой планеты Земля. В издание включена библиография литературного наследия писателя о природе и охоте. Предназначено для широкого круга читателей.
Авторы выражают благодарность типографии «Принт-Класс», Щербаковой Ирине Александровне за издание книги, писателю Н. Б. Патрикееву за предоставленные материалы и фотографии


ЕЛЕНА РУСАНОВА
ГЕРМАН РУСАНОВ
ЖАННА РУСАНОВА


Планета любви
Новомира Патрикеева

ОЧЕРКИ ИЗБРАННЫЕ ФОТОГРАФИИ БИОБИБЛИОГРАФИЯ


Предисловие
В эпоху глобальных экологических проблем как никогда возрастает значимость произведений о природе, её охране, способности человека взаимодействовать в системе «природа ― человек ― общество». Мы имели счастье встречи с писателем, который на протяжении долгой жизни размышляет на страницах своих книг о единстве с Великой природой, об интересе естествоиспытателя к гармонии всего живого на Земле. Удивительно, что, постигая «высший смысл охоты», автор возводит его от зова предков, романтики скитаний, поэзии закатов-рассветов до философского осмысления своей связи с богатейшим миром животных, растений, природных ландшафтов и явлений, космоса.
Новомир Борисович Патрикеев ― автор многочисленных книг, журнальных и газетных публикаций о природе Севера, охоте и охотничьем собаководстве ― родился в 1932 г. в г. Салехарде (Обдорск до 1933 г.). Окончив Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева, он всю свою жизнь посвятил служению родному краю. Напряженную трудовую деятельность на должностях научного сотрудника опытной сельхозстанции, директора Верхне-Пуровского совхоза, заместителя редактора газеты «Красный Север», редактора Ханты-Мансийской окружной газеты «Новости Югры» и других Н. Б. Патрикеев плодотворно сочетал с работой литератора, публициста.
Его перу принадлежат десятки рецензий на краеведческие охотничьи издания и произведения местных авторов. Академик Петровской академии наук и искусств, действительный член Русского географического общества, член Международного историко-литературного ЮНЕСКО-клуба любителей правильной охоты «Кречет» ― писатель Новомир Патрикеев, можно сказать, возродил традиционный жанр записок охотника в России. После 30-летнего перерыва в публикации подобных книг в конце XX ― начале XXI веков вышли в свет «Планета любви», «Болотно-луговая охота со спаниелем», «30 лет со спаниелем», «Весенняя охота на Ямале» и др., получившие высокую оценку в центральных охотничьих изданиях.
Активный общественный деятель и публицист, отзывчивый на события современного мира и возрождающий память об ушедшем и сейчас не прекращает сотрудничества с избранными изданиями. Но самые нежные струны его сердца звучат всё же о любви к природе. Верность этому чувству он пронёс через годы испытаний и соблазны земной жизни.
Утренняя звезда Венера ― верная спутница всей охотничьей и творческой жизни писателя. Весной 1955 года после дипломной практики на родине, «общение с которой потребовало выплеска воспоминаний», без отрыва карандаша были написаны две первые главки книги «Планета любви». «Думаю, из них Вы узнаете, где живёт моя душа», ― пишет в одном из посвящений автор.
Душа Новомира Борисовича Патрикеева ― на желанном берегу детства, на родном Севере, на черте Полярного круга. Там, где жили в единстве с великой Природой его предки и соотечественники. Где «в довоенном Салехарде почти каждый здоровый мужчина был охотником», а «с приближением весны об охоте говорил весь город». Там, где славились лодки-калданки кушеватских мастеров, в создании которых восхищённый автор видит элемент волшебства. Там в 1939 году на реке Полуе состоялось рождение Новомира Патрикеева как охотника. А спустя два года «в предсумеречном ясном небе взошла платиновая Венера ― ранняя звезда» его охоты, той охоты, культура которой почти утрачена в наше время, осталась в прошлом. Как исчезающие с планеты Земля стерхи ― последние белые журавли.
Елена Русанова


Размышления современников
о творчестве писателя
Новомира Патрикеева



ЛЕТОПИСЬ ЛЮБВИ
Проза Новомира Патрикеева относится к разряду тех произведений, для чтения которых несомненно нужен особый талант. «Путешествуя» в книгах писателя по охотничьим угодьям Сибири, мы имеем в его лице редкого, неповторимого экскурсовода, который щедро делится с нами богатством своего мировосприятия, культуры, эрудиции. И особенно важно подчеркнуть, что лирический рассказ автора струится исключительно в русле лучших литературных традиций, а всё его творчество ― словно очередное доказательство того, что истинные ценности человека неразрывно и всесторонне связаны с природой планеты Земля.
Значительное место в прозе Новомира Борисовича Патрикеева принадлежит пейзажу. «На чёрном бархате неба вспыхивают яркие звёзды. Порой кружится на небосводе цветная карусель северного сияния. Чаще зеленоватая, мягкая и переливающаяся, а иногда с пурпурно-красными сполохами. Я жадно читаю белую книгу зимнего леса, вспоминая Сергея Есенина, сборник стихов которого подобрал возле костра из книг гонимого тогда поэта, во дворе библиотеки». Читая эти строки, отчётливо чувствуешь, что погружаешься в давно знакомый и родной мир литературы, именно в ту часть его, которая светит своей удивительной непобедимой чистотой. Совершеннейшая умиротворённость духа, своего рода целомудрие, как на страницах К. Паустовского, М. Пришвина, В. Бианки, становятся для читателя противоядием в условиях бушующего океана страстей сегодняшнего мира, в том числе и мира книг. Необыкновенное и в то же время естественное возвышенное и цельное состояние души автора ― гармонии с самим собой и гармонии с Природой ― открывается не всуе приступившему к его страницам читателю.
Философские рассуждения и обращение к тем или иным явлениям искусства и культуры непосредственно вписываются в канву повествования. В авторе угадывается поэтическая душа, он даже приводит стихотворные строки, которые возникли у него сами собой, как у очевидца одной лебединой трагедии. «Мой сор пересекала четвёрка птиц. Одна из них, судя по размерам, самка, была ранена и из последних сил держалась в воздухе. Три другие летели под ней и, меняясь местами, словно старались поддержать её своими крыльями. Постепенно снижаясь, стая села на соседний разлив за кустами и громко кричала всю ночь.
Утром на противоположный берег моего разлива опустилась только тройка лебедей…Вдовец, а я убедился в этом, когда он пролетал недалеко от меня, как огромный корабль, ещё долго кружился над разливами и под конец издавал уже какие-то хриплые звуки.
В душе невольно сложились строки:
Не найдёт он другую подругу ―
Лебединая песня одна.
Нет сильнее разлуки недуга,
Когда рядом бушует весна!»

«В наше время неэтично писать о красавцах-лебедях, как о дичи», ― замечает Новомир Патрикеев в другой уже книге. Однако современники знают, что в некоторых регионах России, к сожалению, теперь узаконена охота на этих царственных птиц.
Редкое по нашим временам чувство меры и такта позволило автору создавать совершенные прозаические произведения, где нельзя ни отнять, ни прибавить ни единого слова. Главный герой страниц Новомира Патрикеева ― сам автор, любитель воли, необъятных пространств и всего живого, что их населяет. Отношение автора к миру ― образец христианской любви. Внимательный и заботливый взор его не пропускает ничего из окружающей жизни. Преклоняясь в глубине души перед величием сотворенной Создателем природы, автор отдает дань любви каждому скромному растению, каждой едва уловимой перемене погоды, разнообразию красок, звуков и прочих явлений. С присущей настоящему охотнику наблюдательностью Новомир Патрикеев, кажется, держит в поле зрения абсолютно всё, что его окружает, успевая проводить параллели между природными картинами и полюбившимися строками отечественных поэтов и прозаиков. Тщательно, словно составляя летопись для потомков, описывает автор охотничьи сезоны, портреты и повадки пернатых и своих четвероногих друзей ― собак. И действительно, сегодня, когда охота зачастую превращается в услугу охотничье-туристических баз, в забаву, ничего общего не имеющую с традиционной охотой в лучших её формах по своей сути, книги Н. Б. Патрикеева представляют особую ценность. Ведь небезызвестно, что охотничья культура ― неотъемлемая часть общенационального культурного наследия. И сохранение её, как это парадоксально ни звучит, имеет экологический смысл.
Воспитательное значение прозы Новомира Патрикеева неоспоримо и многогранно. В пору обнищания нашего родного языка, выхолащивания, засорения всевозможными плевелами и, наконец, потери к нему всякого вкуса и чутья ― истинно русский человек охотник и прозаик Новомир Патрикеев возвращает читателя к истокам. Словарь его книг богат и красив, сами тексты легки и высокохудожественны, стиль живой и оригинальный. Отношение к охоте как к исконному промыслу, где автор получает удовольствие не от уничтожения братьев своих меньших, а от живого общения с природой, от применения богатого опыта и глубоких знаний традиционных способов добычи дичи и всего, что с этим связано, также имеет большой воспитательный смысл.
Автор выступает и как натуралист-популяризатор, ему далеко не чуждо чисто научное отношение к природе. Вспоминается актуальное во все времена высказывание Плутарха о том, что «ученик ― это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Так, при всём обилии информации, излагаемой автором Новомиром Патрикеевым, книги его дороги именно тем негасимым огнём любви, который он проносит через всю свою жизнь. Это ― любовь пламенная, любовь-восхищение, любовь-жалость. И эта же любовь ― движущая сила познания, творчества и действия. Обладая феноменальным чувством природы, автор в определенной мере воспитывает его и у читателя.
Писатель Новомир Патрикеев на удивление современен, ничего архаичного не найдет читатель на страницах его произведений. А сочетание любви к пребыванию на воле, вдали от мирской суеты с активной плодотворной общественной жизнью, что можно считать не таким уж частым явлением, еще более характеризует автора как гармоничную разностороннюю личность, выделяющуюся, между прочим, не просто здоровым жизнелюбием, а редким даром неоскудевающего оптимизма. Можно предположить, что родившемуся в семье первого агронома Ямала Бориса Патрикеева — Новомиру Борисовичу Патрикееву фортуна благоволила и все заложенные в нём таланты не уснули, а расцвели в полную силу. Поэтому его книги ― книги счастливого человека ― заражают читателя ничем не омрачаемой радостью бытия. И поэтому же уместно вспомнить высказывание французского натуралиста, естествоиспытателя и писателя VIII века Ж. Бюффона: «Писать прекрасно ― значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом».
Поражают завидное трудолюбие и неутомимость, которые на протяжении долгих лет помогают автору в его скрупулёзной работе. Мне посчастливилось держать в руках несколько книг из богатейшей домашней библиотеки Новомира Борисовича. Например, документальную повесть о Кондо-Сосьвинском боброво-соболином заповеднике и о людях, которые там обитали, ― «На службе природе и науке» Ф. Р. Штильмарка. Эта книжечка, как и прочие, которые я видела, была основательно и аккуратно испещрена пометками хозяина книжной коллекции. Преподнесённая ему с посвящением «Дорогому Новомиру Борисовичу ― в День Покрова Богородицы… от автора» в 2003 году, она была передарена мне, пишущей эти строки, «чтобы больше узнать этого великого человека» (Штильмарка). Я как любитель поэзии, конечно же, испытала большую радость, когда мне была подарена также книга стихотворений и прозы Кронида Гарновского, жизнь и научная деятельность которого тоже неразрывно связаны с Кондо-Сосьвинским заповедником.
На добротно выполненном экслибрисе библиотеки автора (автор ― художник Олег Отрошко) ― изображение спаниеля и пернатой добычи. Немаловажная деталь ― книги Новомира Патрикеева снабжены многочисленными фотоматериалами, а также со вкусом оформлены и проиллюстрированы художником Владимиром Романовым.
Охотник с более чем 75-летним стажем ― автор в одной из своих книг «Весенняя охота на Ямале» размышляет о качестве охотничьего оружия. И вот какие строки затронули мою душу: «Я остаюсь патриотом русского оружия и надеюсь, что безжалостный рынок заставит российских оружейников работать на уровне мировых образцов»…
«Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», ― говорил в своё время К. Г. Паустовский. Здесь непременно имелось в виду и сердечное зрение. Писатель Новомир Патрикеев помогает читателю взглянуть на мир природы более внимательным, глубоким и чистым взором. Взглянуть так, что это становится приобретением для души.
Автор подарил нам удивительные по точности, детально и трепетно прорисованные словом виды природы родного Севера. А вот как он описывает своё состояние во время вечерней зари. «В сумерках на западе возникла волшебная небесная картина. На фоне последних синих облаков, уходящих за горизонт, золотыми нитями заиграли в лучах заката тончайшие паутинки, прикреплённые пауками-лётчиками к верхушкам таловых кустов. Синева, одновременно густая и светящаяся тонким переплетением узоров, словно на дорогом фарфоре, так и просит золотую каёмочку. И она появляется в виде узкой полоски зари…
И вот уже забыл, кто ты и где находишься, как будто душа на мгновение улетела, как бабочка на свет…»
Книги Новомира Борисовича Патрикеева я назвала бы памятником его сердца. Сердца ― влюблённого в Прекрасное.
Елена Русанова

(поэт, член Союза писателей России)

Н. Б. Патрикеев с отцом и младшим братом
(фото из архива писателя)


МАСТЕР ОХОТНИЧЬЕЙ ПРОЗЫ
Литературное наследие Н. Б. Патрикеева ― это уже классика охотоведческой и охотничье-мемуарной литературы. Охотники обычно сдержанные на эмоции люди. Умение видеть и выражать свои чувства, как у Новомира Патрикеева, ― дар Божий. О чем бы ни писал автор, ― как его приобщал отец к охоте и как потом он сам учил детей и внуков охотничьей культуре, ― всё окрашено поэтикой, пищу которой даёт родная природа. Поэтика автора пропитана воспоминаниями и далёкой охотничьей юности, и всей его большой жизни, связанной с охотой, проникнутой её романтикой.
В творчестве мастера охотничьей прозы есть разделы, вполне способные конкурировать с признанными научными пособиями. Таковы, например, «Краткие сведения о систематике, морфологии, биологических особенностях» лебедей, гусей, казарок, уток, «История и практика охоты», «Отечественное гладкоствольное оружие», написанные с большими знаниями и любовью к природе, с экскурсами в глубокую древность, в классическую литературу.
Энциклопедически точны воспоминания Новомира Борисовича о годах уже далёких ― довоенных, когда охота была для многих мужчин, да и женщин средством зарабатывания на жизнь, а охотничьи животные, включая птиц, ― экономическим ресурсом наравне, например, с рыбой. Не случайно автор подробно описывает способы промыслового отлова водоплавающих птиц перевесами, запрещённые еще в тридцатых годах, но практиковавшиеся до середины прошлого века.
Грамотно писать на тему охоты очень непросто, потому что нужны не только знания, но и чувство. Чтобы познать все многообразие охотничьей фауны, нужно её любить. «Планетой любви (Венерой) было освещено моё первое поле. Под ней прошла вся долгая охотничья жизнь», пишет Новомир Борисович в книге «Планета любви». Венера хорошо видна на утренних и вечерних зорях, когда большинство людей ещё или уже предаются отдыху, но только не охотники. Для них это самое желанное и красивое время суток.
Птицы его привлекают как натуралиста с большой буквы. Он даже рассматривает такие виды, как гаршнеп и малый кроншнеп, которые чрезвычайно редко встречаются и в природе, и в литературе. Он акцентирует на них своё внимание, зная, что эти редкие виды нуждаются в изучении и охране. Прожив более полувека в дельте Волги, я ни разу не видел этих птиц, хотя знаю, что они бывают здесь на пролёте. Мне это не только интересно, но и познавательно как специалисту, много лет изучающему птичье население юга России.
Свои очень тонкие наблюдения автор описывает через призму охотничьего и экологического восприятия, не ограничиваясь охотничьей фауной. А это ― окружающий мир живых существ, которые обитают рядом с нами и будут жить, когда и нас не станет. Мир этот представляет огромную ценность, потому что именно он даёт пищу для эволюции.
Проза Новомира Борисовича музыкальна, словно лебединая песня кликунов в голубом просторе октябрьского неба. Его творчество глубоко лирично и покоряет читателя большой художественной выразительностью. «В лесу на деревьях и кустарниках лопнули листовые почки: клейко-зелёные у берёзы, красно-розовые у шиповника. На лиственницах появились нежно-изумрудные щёточки новой хвои, у багульника ― белые бутончики цветов, а на земле ― острые и широкие листочки чемерицы. Вокруг слышался разноголосый птичий гвалт. Природа ликовала» («Весенняя охота на Ямале», 2004).
И неслучайно автор переходит на поэтическое выражение своих чувств, описывая сцену лебединой любви и верности. Кстати сказать, в охотничьей литературе стихи ― не редкость. А без глубокого чувства их не напишешь.
Творчество Новомира Патрикеева многоплановое, очень ценны и интересны его произведения о собаках. Автор первым начал внедрять спаниелей на Ямале и в Югре. Над ним даже смеялись, но со временем появились последователи, возникло новое направление. Спаниель оказался замечательным помощником охотнику на болотно-луговую дичь, даже на Севере. Его рассказы о собаках прекрасны. Через отношение к ним видно, каков пишущий о них человек. Во всём, как он растил и натаскивал спаниелей, видны любовь к животным, человечность и высокая культура.
По первому образованию Новомир Патрикеев агроном тимирязевец, в известном смысле значит и ботаник, флорист, биолог. А растения ― это жизненная среда всему живому, без них никуда. Новомир Борисович иногда использует научную систематику, приводит даже латынь. Но поскольку поэтические чувства являются главными, такие отступления не замечаешь, потому что превыше всего любовь. А любовь ― это Бог.
На протяжении всей жизни Новомир Борисович ведёт дневники, что требует особой культуры. Просидеть на охоте под дождём, когда и обогреться-то негде, а потом ещё занести наблюдения в дневник, ― это говорит о высоком профессиональном подходе.
В его произведениях не только охота, жизнь показана. Я думаю, охотники согласятся со мной в том, что, читая рассказы Новомира Борисовича, испытываешь сопричастность к происходящим в них событиям. Его искренность ― подкупающая. К некоторым вольностям автора относишься снисходительно, понимая, что там нет никакой выдумки. Тактично говорит он о некоторых известных мужских слабостях. И когда Новомир Борисович пишет, как охотники везут с собой брагу, катают бочку ногами, чтобы быстрей она перебродила, ― смотришь на это с улыбкой, без тени осуждения.
Север ― он ведь очень непростой, это целый образ жизни… Длительное ожидание тепла. Его ждут и птицы, и охотники, уплывая, уходя, готовясь к нему заранее, пережидая частые возвраты холодов в тесных укрытиях, а то и в землянках. А потом ― короткий такой всплеск, когда всё летит, цветёт…
Читая, как Новомир Борисович описывает массовое движение птиц на Севере, сожалею, что не смог за всю жизнь увидеть это грандиозное природное явление. И я несказанно благодарен Новомиру Борисовичу за то, что он подарил книги и познакомил меня со своим творчеством.
«После двухгодичного перерыва я вновь ощутил весну в природе, а значит, в сердце. Вечерник был просто сказочный: на небе ни облачка, вода зеркально-спокойная, и тепло ― никаких тебе сугробов, как на Ямале. Сижу в меховом жилете под брезентовой курткой и не нарадуюсь. Кругом весеннее оживление: пролетают на север лебеди, чайки, какие-то мелкие птички, в разливе плещутся щуки, справляя икромёт, где-то громко квакают лягушки». Это строки из книги «Весенняя охота на водоплавающих птиц в Обь-Иртышье: записки охотника Северо-Западной Сибири» (2008).
Проза Новомира Патрикеева ― явление выдающееся, редкое в литературе ― это классика, ценность которой будет только возрастать. «Ищите духа, а не буквы». И в его творчестве присутствует высокий дух.
Герман Русанов
(орнитолог, заслуженный эколог России)


Лебеди-кликуны на зимовке в дельте Волги


В ЕДИНСТВЕ С ВЕЛИКОЙ ПРИРОДОЙ
Размышляя над удивительными литературными творениями ― книгами Новомира Борисовича Патрикеева, вижу сколь велико воздействие природы на личность писателя. Для него ощущение единства с Великой Природой ― превыше всего. В своих сочинениях он восторгается ей, дорожит каждой встречей, защищает и бережёт её. И каким многогранным, чистым и светлым русским языком он общается с читателем, рассказывая ему о различных состояниях времён года родного Севера.
«И вспыхнет, выплыв из-за края Земли, большое малиновое солнце. Заискрятся росинки, заблестят озера и старицы, засверкают цветы на зеленом травяном ковре, и здесь, на изумруднозолотых пойменных просторах, при ходовой охоте с благородной собакой на благородную дичь Вы наиболее полно ощутите гармонию всего живого и неживого на Земле, человеческое единство с ним».
Охотничьи рассказы и очерки Н. Б. Патрикеева, в которых он достоверно и искренне пишет о себе, нередко направлены на развитие культуры охоты. Так, например, в отдельные годы, когда запрещали весеннюю охоту или сокращали её сроки, он глубоко переживал ― очень не хотелось пропускать сезон. Жажда поохотиться была так велика! Но правила есть правила и нарушать их просто непозволительно уважающему себя человеку. Это ― как доброе напоминание охотникам о том, чтобы они стремились непременно соблюдать сроки охоты, нормы отстрела, знать каждый вид водоплавающей дичи, не стрелять самок и хорошо изучить виды птиц, зарегистрированных в Красных книгах.
«Улучшать нравы своего времени, ― как верно высказался О. Бальзак, ― вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель». Патрикеев Новомир Борисович заботится не только о нравах читателей, но и преподносит им свои энциклопедические знания. В чём я глубоко убедилась, изучая книгу писателя «Весенняя охота на водоплавающих птиц в Обь-Иртышье», прекрасно изданную в Ханты-Мансийском «Полиграфисте». В ней я нахожу обширную авторскую библиографию о природе, охоте, экологии, кольцевании птиц, об особо охраняемых птицах Обь-Иртышья, что представляет большую ценность для серьёзного читателя.
С интересом читая эти записки охотника Северо-Западной Сибири, я ожидаю встречи в них с чем-то мне очень близким. Радуюсь, что предчувствия оправдались и любуюсь описанием прихода Весны.
«Оглашая ещё заснеженные просторы Севера серебряными трубными кликами, первыми из водоплавающих прилетают весной на родину охраняемые законом огромные лебеди-кликуны». С этих, на первый взгляд, простых книжных строк передо мной предстаёт писатель ― человек светлый, с добрым сердцем и чистой душой. И я неожиданно окунаюсь в далёкое детство, вспоминаю своё первое знакомство с прозой Ивана Сергеевича Тургенева ― «Записки охотника». Азы уважения к природе, еще шестилетней, прививал мне любимый дедушка охотник ― Прокофий Иванович Моисеев. Весной он показывал мне ледоход на реке Кутулук, а перед началом осенней охоты мы проводили разведку озёрной местности.
Всю свою жизнь мы ― три автора этой книги ― связаны с природой. Сначала это были Вологодская область и Среднее Поволжье, а потом ― дельта Волги и Северный Каспий, Западная Сибирь. Вот почему нам так близка, понятна и дорога проза Новомира Борисовича.
Возвращаюсь к цитате о лебеде-кликуне, с которой просто необходимо познакомить читателя. Она ― необыкновенно интересна.
«Лебедь ― издревле одна из самых почитаемых людьми птиц. Его образ всегда связывался с самым святым, чистым, нередко таинственно-мистическим: лебединая песня, лебединая любовь, лебединая верность. Образ лебедя живёт в старинных и современных песнях, легендах и преданиях.
У древних славян была великая богиня матерь Сва, её другое название ― Лебедь. На памятнике в Киеве его основателем высечены имена: Кий, Щек, Хорив и Лыбедь. Лыбедь ― Лебедь в русской летописи ― это вся древняя земля славян».
Передо мной раскрытая книга ― «Болотно-луговая охота со спаниелем». Спонсор ее издания ― экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Это лучшее подтверждение того, что произведения Н. Б. Патрикеева прививают бережное отношение к природе и всегда будут способствовать охране животного мира края.
Он много пишет о «краснокнижниках» (так автор их называет), т. е. о редких видах птиц, занесённых в Красные книги. Первым в одноимённом разделе стоит белый журавль или стерх ― эндемичный вид России, находящийся на грани исчезновения.
В 1961–1963 гг. Н. Б. Патрикеев работал директором оленеводческого совхоза «Верхнетуровский» на реке Пур, и основным местом выпаса оленей был бассейн реки Худосей. Читаю и останавливаюсь на невероятных совпадениях названий сибирских рек Пур и Худосей с именами журавлей Пур и Худосея, встреченных в дельте Волги летом 2016 года. Эти стерхи родились и выращены в питомнике Окского заповедника. Их выпустили в природу в октябре 2015 г. на Обжоровском участке Астраханского заповедника. В период зимовки птиц встречали в Краснодарском крае в районе Темрюка, а летом они вернулись снова в дельту Волги.
Орнитологи Окского заповедника назвали стерхов в честь сибирских рек, в междуречье которых в прошлом рыбаки и охотники еще видели диких белых журавлей.
В чём же «высший смысл охоты», ― размышляет Новомир Борисович Патрикеев в одном из своих произведений. «Что это ― непреодолимая страсть, инстинкт, зов предков? Или более тонкие чувства: романтика скитаний, поэзия закатов-рассветов, интерес естествоиспытателя к гармонии всего живого на Земле? Да всё вместе. И ещё ― постижение собственного единства с Великой Природой».
Автор вспоминает, что выбраться на охоту в весеннюю посевную для него было настоящим «праздником от участия в празднике природы», когда всю ночь проводил он в скрадке.
«Особенно нравилось время на стыке вечерней и утренней зорь, какое-то серебряное и по цветовой, и по звуковой гамме, оттеняющее волшебство полярной ночи. Солнце ненадолго спрячется за седым Уралом, и тут же лучи невидимого светила начинают золотить верхушки деревьев на горе… синевой искрится прибывающая на глазах вода. Белая трясогузка-ледоломка церемонно и часто, по-японски, кланяясь на песке, провожает последние льдинки. Они и матово-гладкие с круглыми вытаявшими ямками, и сине-зелёные, прозрачные, словно дорогой хрусталь, и столбчатые, как друзы горного кварца».
Литературное наследие писателя-прозаика Новомира Борисовича Патрикеева ― не только уникальное явление в жизни Сибирского региона, но и большая культурная ценность. Это неиссякаемый источник мудрости и воспитания любви к Природе.
Жанна Русанова
(литератор)


Стерх ― белый журавль
Пур из питомника
Окского государственного
заповедника



Худосея ― стерх
из питомника
Окского государственного
заповедника


Избранные фотографии
из личного архива писателя



В тайге с Радой


Н. Б. Патрикеев
с сыном Андреем

На осеннюю охоту по Иртышу


С женой
Клавдией Андреевной
Патрикеевой


Шторм на Оби

После вечерней зорьки. Н. Б. Патрикеев с сыном и внуками


Весна, 2008 год


На речке Вьюшке под Ханты-Мансийском


Джек после аппорта
с илистого берега


Обсуждение итогов
охоты с Радой


С Ледой в Ханты-Мансийске.
Охота на бекасов



Биобиблиография Н. Б. Патрикеева
Книжно-журнальные публикации
о природе, экологии и охоте

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Планета любви: из записных книжек охотника Обского Севера / Н. Б. Патрикеев. ― М. ― 1995. ― 100 с.
2. Болотно-луговая охота со спаниелем: из записных книжек охотника Обь-Иртышья / Н. Б. Патрикеев. ― Ханты-Мансийск, 1996. ― 125 с.; ил.
3. 30 лет со спаниелем: из записных книжек охотника Северо-Зап. Сибири / Н. Б. Патрикеев. ― Тюмень: Вектор Бук, 1998.181 с.
4. Весенняя охота на Ямале: записки охотника Северо-Зап. Сибири / Н. Б. Патрикеев. ― Салехард: Красный Север, 2004. ― 109 с.; ил.
5. Осенне-зимняя охота по перу на Ямале: записки охотника Северо-Зап. Сибири / Н. Б. Патрикеев. ― Салехард: Красный Север, 2004. ― 124 с.; ил.
6. Охотничьи тропы Югры: на рус., англ., нем. яз. / Н. Б. Патрикеев; [пер. на нем.: Т. Лапчинская, Е. Леонтьева; пер. на англ. М. Грошева; под. ред. В. Зауэра]. ― Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. ― 60 с.; ил.
7. Весенняя охота на водоплавающих птиц в Обь-Иртышье: записки охотника Северо-Зап. Сибири / Н. Б. Патрикеев. ― Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. ― 328 с.; ил.

РАССКАЗЫ И ОЧЕРКИ ОБ ОХОТЕ
8. Горностай; Орел и щука; Счастливый чирок: рассказы / Н. Б. Патрикеев // Следы на тополе. ― Тюмень, 1958. ― С. 3–8.
9. Первое поле; На лугах со спаниелем / Н. Б. Патрикеев // Стерх. ― 1993. ― № 1. ― С. 60, 61.
10. Повторы: В первый полет; Следы на траве / Н. Б. Патрикеев // Охот. газета. ― 1993. ― № 1/2. ― С. 1.
11. Сходные случаи: В мечте и наяву; Страсть сильнее страха; Следы на траве / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1993. ― № 2. ― С. 59–61.
12. Планета любви: Рожденный с ружьем / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 1. ― С. 56–60.
13. То же // Охотник. ― 1994. ― № 3. ― С. 38, 39.
14. Планета любви: Первое поле / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 2. ― С. 57–62.
15. 30 лет со спаниелем: Джой ― моя радость; Приполярный дебют / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1994. ― № 2. ― С. 59–61.
16. Планета любви: Отцовская школа / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 3. ― С. 37–42.
17. То же // Охотник. ― 1994. ― № 6. ― С. 41–43.
18. Планета любви: Осенние тропы / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 4. ― С. 36–39.
19. 30 лет со спаниелем: Джой ― моя радость; На Обь-Иртышских лугах / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1994. ― № 4. ― С. 58–60.
20. Планета любви: Спаниели в Салехарде / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 5. ― С. 60–62.
21. 30 лет со спаниелем: Джек ― утиный ас / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1994. ― № 5. ― С. 60–62.
22. Планета любви: Весна на Ямале / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 6. ― С. 49–53.
23. То же // Другая жизнь. ― 1995. ― № 4. ― С. 13.
24. 30 лет со спаниелем: С Ледой на болотную дичь / Н. Б. Патрикеев // Югра-1994. ― № 6. ― С. 59–61.
25. 30 лет со спаниелем: Рада ― ищейка и водолаз / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1994. ― № 12. ― С. 50–52.
26. То же // Охотник. ― 1997. ― № 4. ― С. 23.
27. 30 лет со спаниелем: док. повесть / Н. Б. Патрикеев // Охот. просторы. ― 1995. ― Кн. 1(3). ― С. 106–120.
28. Планета любви: Послесловие автора / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1995. ― № 2. ― С. 55–58.
29. Таежный десант / Н. Б. Патрикеев // Охотник. ― 1995. ― № 5. ― С. 40, 41.
30. Весенняя тяга вальдшнепа / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1995. ― № 6. ― С. 42–44.
31. Болотно-луговая охота со спаниелем: Королевские кулики / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1995. ― № 8. ― С. 43–46.
32. Болотно-луговая охота со спаниелем: Красная дичь / Н. Б. Патрикеев. // Югра. ― 1995. ― № 9. ― С. 45–47.
33. Болотно-луговая охота со спаниелем: Попутные птицы / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1995. ― № 10. ― С. 44–46.
34. Первое поле ― незабываемое / Н. Б. Патрикеев // Охотник. ― 1996. ― № 2. ― С. 39.
35. Охота со спаниелем на болотную и луговую дичь в Западной Сибири / Н. Б. Патрикеев // Охот. б-чка. ― 1996. ― № 8. ― С. 18–43.
36. 30 лет со спаниелем: На лугах Обь-Иртышья / Н. Б. Патрикеев // Эринтур. ― 1997. ― Вып. 2. ― С. 227–242.
37. Охотились и на фронте / Н. Б. Патрикеев. // Охотник. ― 1997. ― № 3. ― С. 14, 15.
38. 30 лет со спаниелем: От лайки до спаниеля / Н.Б. Патрикеев // Югра. ― 1997. ― № 7. ― С. 46–48; № 8. ― С. 45–48.
39. Осень в тайге / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1997. ― № 9. ― С. 49–51.
40. То же // Охотник. ― 1997. ― № 5. ― С. 42, 43.
41. Птичьи гончие спаниели / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1997. ― № 11. ― С. 50, 51; № 12. ― С. 45–48.
42. Со спаниелем в лесу / Н. Б. Патрикеев // Рос. охот. газета. ― 1997. ― 1 окт. ― С. 6.
43. То же // Югра. ― 2006. ― № 10. ― С. 71–74.
44. Wasserwidjagt in Westsibirien = Охота на водоплавающую дичь в Западной Сибири // Jager = Охотник. ― Гамбург, 2004. ― № 6. ― С. 73.
45. Ранняя звезда: на охоте / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2004. ― № 10/11. ― С. 113–120.; № 12. ― С. 70–77.
46. За белыми куропатками / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2006. ― № 11. ― С.83.
47. С Джойкой на глухаря / Н. Б. Патрикеев // Лесная Россия. ― 2006. ― № 12. ― С. 43–45.
48. Те годы помнятся всю жизнь: отрывок из одноименной книги об охоте на боровую дичь / Н. Б. Патрикеев // Северяне. ― 2007. ― № 3. ― С. 7.
49. Лебединая песня: записки охотника / Н. Б. Патрикеев // Лесная Россия. ― 2007. ― № 5. ― С. 44, 45.
50. 30 лет со спаниелем: отрывок из книги / Н. Б. Патрикеев // Тюменской строкой… Антология / [сост.: Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева; авт. вступ. ст. и ред. Ю. А. Мешков]. ― Тюмень, 2008. ― С. 271–275.
51. Охота на Севере; Гуси на лесных озерах / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2008. ― № 4. ― С. 68, 69.
52. Охотничья звезда: от ретривера до спаниеля / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2008. ― № 5. ― С. 72–77.
53. Охотничья звезда: Джойка / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2008. ― № 8. ― С. 88–93.
54. Охотничья звезда: Джек ― утиный ас / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2008. ― № 9/10. ― С. 106–109.
55. Охотничья звезда: Леда / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2008. ― № 11. ― С. 126–129.
56. Охотничья звезда: Рада / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2009. ― № 1. ― С. 81–83.
57. Весна охотника / Н. Б. Патрикеев // Ямал ― сокровищница России. ― 2009. ― № 2. ― С. 58–61.

КОЛЬЦЕВАНИЕ И ПЕРЕЛЕТЫ ПТИЦ
58. Летят перелетные птицы / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1992. ― № 1. ― С. 22–25.
59. Летающие адреса / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1992. ― № 3. ― С. 60, 61.
60. Кольца рассказывают / Н. Б. Патрикеев // Охотник. ― 1993. ― № 2. ― С. 5, 6.

ОХРАНЯЕМЫЕ ПТИЦЫ ОБЬ-ИРТЫШЬЯ
61. Стерх ― белый журавль / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1993. ― № 1. ― С. 68.
62. Орлан-белохвост; Соколы; Скопа / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1993. ― № 2 ― С. 66–68.
63. Гусь-пискулька; Краснозобая казарка / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1993. ― № 3. ― С. 67, 68.
64. Черный аист; Черный журавль / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1993. ― № 4. ― С. 67, 68.
65. Кроншнеп-малютка; Малый кроншнеп / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1993. ― № 5 ― С. 68.
66. Малый лебедь / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1993. ― № 6. ― С. 66.
67. Белоклювая гагара; Орел ― царь птиц / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 1. ― С. 63, 64.
68. Тайны белого журавля / Н. Б. Патрикеев // Стерх. ― 1994. ― № 1. ― С. 24–27.
69. Лебедь-кликун / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 2. ― С. 66.
70. Пуночка / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 3. ― С. 68.
71. Серый журавль; Кулик-сорока; Лебедь-кликун / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 4. ― С. 56.
72. Соколиные птицы / Н. Борисов // Ямал. меридиан. ― 1994. ― № 6. ― С. 54.
73. Ястребиные птицы: под защитой закона / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1995. ― № 1. ― С. 68.
74. Стерх родом с Ямала / Н. Обдорский // Югра. ― 1996. ― № 3. ― С. 43–45.
75. Тайна черного журавля / Н. Обдорский // Югра. ― 1996. ― № 4. ― С. 44–49.
76. Водоплавающие / Н. Обдорский // Югра. ― 1996. ― № 5. ― С. 43–45.
77. Хищные / Н. Обдорский / Н. Б. Патрикеев. // Югра. ― 1996. ― № 6. ― С. 44, 45.
78. Кроншнепы / Н. Обдорский // Югра. ― 1996. ― № 7. ― С. 44, 45.
79. Под защитой закона охраняемые птицы / Н. Б. Патрикеев. // Югра. ― 1996. ― № 8. ― С. 44, 45.
80. Дневные хищники: охраняемые птицы / Н. Б. Патрикеев. // Югра. ― 1996. ― № 9. ― С. 47.
81. Ночные хищники: охраняемые птицы / Н. Обдорский // Югра. ― 1996. ― № 10. ― С. 44, 45.
82. Совиные птицы / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1997. ― № 5. ― С. 44.
83. Белого гуся в Красную книгу Ямала. На линии полета / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 2008. ― № 5. ― С. 38, 39.
84. Белый гусь: краснокнижник Югры / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2009. ― № 5. ― С. 57.

ЭТЮДЫ И СТАТЬИ
85. Наедине с природой / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1992. ― № 8. ― С. 21–23.
86. Высокий смысл / Н. Б. Патрикеев // Охотник. ― 1993. ― № 1. ― С. 13–14.
87. Куда дуют ветры (с Новой Земли) / Н. Патрикеев, Б. Слезкин // Стерх. ― 1993. ― № 2. ― С. 27, 28.
88. Концерт для арфы с оркестром: заметки фенолога / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1994. ― № 11. ― С. 54, 55.
89. Гуси Обь-Иртышья / Н. Б. Патрикеев // Стерх. ― 1995. ― № 2(7). ― С. 58.
90. Весна света: заметки фенолога / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1995. ― № 3. ― С. 46.
91. Гуси Обского Севера / Н. Б. Патрикеев // Ямал. меридиан. ― 1995. ― № 5. ― С. 97–99.
92. Весна птиц: заметки фенолога / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1995. ― № 5. ― С. 45, 46.
93. Осенний бал природы: заметки фенолога / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 1996. ― № 8. ― С.46, 47.
94. Будь благороден; Постижение / Н. Б. Патрикев // Сев. просторы. ― 1997. ― № 3/4. ― С.75, 76.
95. Югра ― территория охоты / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2005. ― № 6. ― С. 82–85.
96. Лебеди Югры / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2006. ― № 4. ― С. 76–79.
97. А. А. Дунин-Горкавич и Югра как территория охоты // Материалы первой научно-практической конференции, посвященной памяти А. А. Дунина-Горкавича. ― Нижневартовск, 2006. ― С. 30–33.
98. Гуси Югры / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2006. ― № 5. ― С. 72–75.
99. Сейчас вылетит птичка / Н. Б. Патрикеев // Лесная Россия. ― 2006. ― № 4. ― С. 44–47.
100. Охотничьи луки аборигенов Севера / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2006. ― № 8. ― С. 70, 71.
101. А. А. Дунин-Горкавич и охотничий промысел Обь-Иртышья на рубеже 19–20 веков / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2006. ― № 8. ― С. 79–84 ― № 9. ― С. 80–85.
102. Огнестрельное оружие охотников Севера 1. Фитильные, кремневые и пистонные ружья / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2007. ― № 1/2. ― С. 96–99.
103. Ружья центрального боя на базе военных винтовок / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2007. ― № 3. ― С. 70–72.
104. Первые модели охотничьих ружей / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2007. ― № 4. ― С. 65–67.
105. А. А. Дунин-Горкавич ― охотовед Севера / Н. Б. Патрикеев // Материалы первой научно-практической конференции, посвященной памяти А. А. Дунина-Горкавича. ― Нижневартовск, 2007. ― С. 7–11.
106. К истории лебединого промысла / Н. Б. Патрикеев // Материалы первой научно-практической конференции, посвященной памяти.
107. А. А. Дунина-Горкавича. ― Нижневартовск, 2007. ― С. 16–18.
108. Ловушки-самострелы охотников Обь-Иртышья / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2007. ― № 6. ― С. 72–75.
109. Охотничьи лодки аборигенов Севера / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2007. ― № 10. ― С. 70–73.
110. А. А. Дунин-Горкавич и луки охотников Обь-Иртышья / Н. Б. Патрикеев // Материалы третьей научно-практической конференции, посвященной памяти А. А. Дунина-Горкавича. ― Нижневартовск, 2008. ― С. 33–35.
111. «Мягкое золото Югры» / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2008. ― № 3. ― С. 65–67.
112. Участие А. А. Дунина-Горкавича в восстановлении пушного промысла Обь-Иртышья после гражданской войны / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2009. ― № 3. ― С. 80–83.
113. К юбилею заповедника / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2009. ― № 4. ― С. 82.
114. Х. М. Лопарев о промысле водоплавающих птиц в окрестностях села Самарово во второй половине ХIХ в. / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2009. ― № 5. ― С. 54–56.
115. Первые меры по охране пушных зверей на Севере (1923–1930 гг.) / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2009. ― № 6. ― С. 60–63.
116. А. А. Дунин-Горкавич и восстановление пушного промысла Обь-Иртышья после гражданской войны / Н. Патрикеев // Материалы пятой Научно-практической конференции, посвященной 155-летию со дня рождения А. А. Дунина-Горкавича. ― Нижневартовск, 2009. ― С. 15–18.
117. По заветам А. А. Дунина-Горкавича. Меры по охране пушных зверей в Уральской области (1923–1930 гг.) / Н. Б. Патрикеев // Там же П. И. Лопарев об охоте на гусей в окрестностях Самарово в начале 20 гг. ХХ в. / Н. Б. Патрикеев // Материалы II окружных Лопаревских чтений, Ханты-Мансийск, 22 апреля 2009 г. ― Ханты-Мансийск, 2009. ― С. 19–24.
118. Промысел водоплавающих птиц в книге и переписке Х. М. Лопарева / Н. Б. Патрикеев // Материалы II окружных Лопаревских чтений, Ханты-Мансийск, 22 апреля 2009 г. ― Ханты-Мансийск, 2009. ― С. 14–18.
119. Особенности гусиной охоты в окрестностях села Самарово / Н. Б. Патрикеев // Югра, 2010. ― № 4. ― С. 96–100.
120. Хищнический промысел на Тобольском Севере: страницы истории выкормочного звероводства в конце XIX ― начале XX веков / Н. Б. Патрикеев // Югра. ― 2010. ― № 7. ― С. 88–92.
121. Охота и природа в повести Александра Мищенко «Неро и Белозвёзд» / Н. Б. Патрикеев // Врата Сибири. ― 2016. ― № 3 (47). ― С. 186–191.
122. Роман Н. А. Лухмановой «В глухих местах» глазами охотника и краеведа/ Н. Б. Патрикеев // Врата Сибири. ― 2017. ― № 1 (48). ― С. 70–77.
Составила Т. В. Пуртова,
главный библиограф Госбиблиотеки Югры,
заслуженный деятель культуры ХМАО ― Югры.


Из биографии писателя
В шестом выпуске Коллекции редкого фонда Государственной библиотеки Югры («Книга с автографами из коллекции Н. Б. Патрикеева») на вопрос анкеты «Кредо жизни в одной цитате?» писатель отвечает:
― Любовь и труд!
Действительно, Новомир Борисович имеет богатейшую трудовую биографию, а его деятельность на протяжении всей жизни освящена любовью к природе и людям, заботой о сохранении исторического и культурного наследия родного края.
Любовь к журналистике и охоте Н. Б. Патрикеев унаследовал от отца. Охотничьи заметки стал писать очень рано, благодаря чему в 1957 году был приглашен в газету «Тюменский комсомолец» собственным корреспондентом. С тех пор журналистика его не отпускала. Новомир Борисович 30 лет возглавлял журналистскую организацию в Югре, был членом Правления Союза журналистов СССР, затем Федеративного совета Союза журналистов России.
На протяжении 27 лет Н. Б. Патрикеев трудился на посту редактора Ханты-Мансийской окружной газеты «Ленинская правда» ― «Новости Югры». Впоследствии работал заместителем председателя окружного комитета по средствам массовой информации, на общественных началах ― заместителем директора Угорского научно-исследовательского центра Уральского государственного университета, заместителем главного редактора 4-х томной энциклопедии «Югория».
Окончив Свердловскую высшую партийную школу и аспирантуру по исторической специальности, Н. Б. Патрикеев стал основоположником историографии детского и молодежного движения на севере Западной Сибири, зачинателем истории земледелия на Ямале, печати на Обском Севере. Его перу принадлежат труды по общегражданской истории, Великой Отечественной войне, журналистике, литературоведению.
Почти 10 лет, будучи на пенсии, Новомир Борисович посвятил трудной и чрезвычайно важной работе в должности председателя комиссии по вопросам помилования на территории ХМАО. Это нашло отражение в его статьях по истории и современным проблемам помилования.
Журналист, публицист, писатель и общественный деятель Н. Б. Патрикеев удостоен многих наград Родины, в том числе орденов Дружбы и Горчакова I степени, почётных званий «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа». Он лауреат международной и региональной литературных премий, за вклад в русскую литературу и сохранение русского языка награждён медалью Союза писателей России «В. М. Шукшин».
В 2017 году в Ханты-Мансийске на мемориале «Звёзды Югры» в честь Н. Б. Патрикеева открыт памятный знак.
От редактора-составителя