Там чудеса, там звери бродят…
Павел Сергеевич Ситников









Павел Ситников

«Там на неведомых дорожках…»





(ДЕСЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПРОЕКТА ПОСВЯЩАЕТСЯ!)










_КТО_ВИДЕЛ,_ЧТОБЫ_В_ЦЕНТРЕ_(!)_СТАРИННОГО_ГОРОДА_МОЖНО_БЫЛО_ЗАЛЕЗТЬ_В_МЕДВЕЖЬЮ_БЕРЛОГУ?_ИЛИ_ВСТРЕТИТЬ_В_ГРЯЗЕВОЙ_ЛУЖЕ_ПОДЛИННЫЕ_(!)_СЛЕДЫ_КРУПНЫХ_ДИКИХ_ЗВЕРЕЙ?_



Такой город в Сибири, да и во всей матушке-России, если не в мире, наверняка только один – Ялуторовск. Тем же тюменцам, чтобы убедиться в правдивости вышеизложенного, - ну просто рукой подать! Оторвать в выходной день пятую точку от дивана и бросить её на кресло своего авто. Без малого десяток тысяч людей за этот едва начавшийся XXI-й век, включая туристов из дальнего зарубежья, это действо для себя уже совершили!










Где найти в историческом городе единственный музей подскажет любой местный житель. Правда, музейных зданий на этой улице можно найти аж несколько! Но в данном случае нужно отыскать такое, где на фронтоне сидят-токуют два больших глухаря. Не важно, что деревянных, зато второго похожего здания просто нет. Ну, в «Ялте»-то (как в шутку называют аборигены свой город) точно нет! За двойными дверями над высоким крыльцом - чудо-экспозиция, где можно увидеть всё: от местного мамонта до маленького жучка. Причём некоторые диорамы и биогруппы – с оригинальными оптическими эффектами, более не встречаемые в российских музеях. Многие животные – ну просто как живые (особенно «просящийся на волю» ёж). Не скроем тайну, - тут приложил руку настоящий Мастер – таксидермист Евгений Баянов, в некоторых случаях (на полвека пораньше) его Учитель – Василий Евгеньевич Кюкен, основатель многих зоологических коллекций нашего края. Обойдя по кругу всю экспозицию, можно было и не заметить боковую дверь, приняв её за пожарный выход. Так оно и есть, но… Как за холстом в каморке папы Карло, эта дверка ведёт не просто куда-то на улицу, а… в сказочное царство Дикой Природы. Но обо всём по порядку.

С десяток лет назад, если честно, эту дверь никому из посетителей не открыли бы, даже за деньги. Хозяйственный двор музея представлял из себя жуткое зрелище, поэтому со всех сторон был обнесён высоким забором, и даже сами музейщики, чтобы не портить себе настроение, редко хаживали внутрь, тем паче – курящих среди них не было. Этот околоток, размером с хоккейный корт, изрядно захламлённый остатками стройматериалов после капитального ремонта исторического здания, просто не давал покоя, - надо было что-то с ним делать! Решили обратиться с просьбой к автору концепции экспозиции Дома Природы: нельзя ли сделать на улице как бы её продолжение, пусть это будет как бы «экологический двор» – намекнули своему коллеге сотрудники отдела природы…

Приехал тогда из Тюмени бородатый дядька, забрался на крышу, накидал карандашом схему двора, замерил рулеткой все углы и закоулки и уехал к себе восвояси, думу думать, мозги выворачивать. Самая большая проблема – огромная, высокая и длинная каменная стена – брандмауэр, некогда защищавшая соседние строения от большого пожара… Её же тоже надо было как-то «в тему» задействовать?! Ведь не рекламу кока-колы там размещать (кстати, это один из самых вредных и опасных для организма напитков)!










Представленный через N-ное время проект был принят авторитетной комиссией с первого же захода (сейчас бы это назвали презентацией). К 16-страничному официальному документу прилагался большой кусок ватман, где вручную был нарисован прототип эко-двора, - этакого полигона для юных натуралистов. В отличие от парка на любой станции натуралистов, там должны быть не грядки с капустой и клумбы с гладиолусами, а нечто для города совершенно неожиданное.










В левой части двора мы видим неправильный холмик, в дырки которого заглядывают любопытные школьники. Это так называемый «барсучий городок», в котором типичные для Ялуторовского района животные селятся большими семьями и тщательно следят за чистотой внутри, постоянно выгребая изнутри мусор, создавая песчаные дорожки. Такое мы видели и в оригинале, в Мошкаринском заказнике, во время комплексной биологической экспедиции областного и районного музея 1997-го года, собирая коллекционный материал для будущей экспозиции. Барсуков мы не гоняли, но видели последствия браконьерских раскопок, - ещё больше разворотить место обитания этих животных, наверное, можно было только бульдозером!










В дальнем углу двора пацаны что-то высматривают под вывороченными корнями упавшего огромного дерева, - в таких углублениях почвы любит делать себе берлогу косолапый. А вот кто-то забрался на дерево как по канату и заглядывает в дупло, - вдруг там чьё-то гнездо? Даже юннаты теперь знают, что старые мёртвые дуплистые деревья нельзя утилизировать, - они служат укрытием очень многим животным: совам, летучим мышам, бурундукам и белкам…

В центре картины жуткая сцена: девочка неудачно падает с бревна в болотную жижу на глазах у своей учительницы, в которых читается как минимум ужас. На самом деле, создав искусственное болотце с заваленными через него деревьями, мы можем создать предельно комфортные условия для тех, кто туда нечаянно свалится: и неглубоко, и вылезти помогут, и отмыть грязь с головы до ног.

На переднем плане проекта – взрослый натуралист с хорошо угадываемыми чертами лица. Он пытается отбиться фоторужьём от местной Моськи, и эту комичную сценку почти «скрытой камерой» снимает себе на память довольный нечаянным сюжетом местный школьник. Другой мальчик азартно пытается сачком поймать крупную бабочку, случайно залетевшую во двор, и его явно не интересует, укусит отца эта наглая собачонка или просто сожрёт его целиком.










С краю рисунка видно, что на огромной кирпичной стене предполагается какая-то карта. По замыслу автора, на ней следует нарисовать пойму реки Тобол, и нанести на неё все памятники природы и заказники, как старые, так и совсем недавно учреждённые. Чтобы народ знал, что теперь Ялуторовская земля – на самых передовых позициях в Тюменской области по насыщенности особо охраняемыми природными территориями. Забегая наперёд, скажем, что даже такая огромная площадь стены (между прочим, в 2 раза превышающая самую большую карту, занесённую в Книгу рекордов Гиннеса), не смогла вместить все природные достопримечательности и населённые пункты Ялуторовского района.

Но не все проекты при нашей жизни воплощаются. Но здесь был особый случай, - тогда власть ещё выделяла деньги на эколого-просветительские нужды через областной департамент экологии. А районные власти помогли организационно: тяжёлой техникой, бесплатной рабочей силой солдат-срочников, а лесхоз предоставил массу саженцев разных деревьев и изготовил ряд других лесных «примочек». На практике экологический двор стал в 2-3 раза более насыщенным и интересным, чем в первоначальном проекте в противовес современным проектам городской архитектуры, где всё происходит с точностью до наоборот.

Но до воплощения в натуре ещё была масса работы. Силами самих ялуторовчан была проделана самая грязная работа: вывезен с территории весь мусор, бульдозером снята вся почва с хорошо прижившимися там сорняками. Чтобы им впредь не высовываться, на несколько раз земля была обрызгана фитонцидами. Сотрудники музея до сих пор вспоминают, какими они были «красавицами» в противогазах и костюмах химзащиты (эх, новогоднего маскарада тогда не было!) и тяжёлыми ранцевыми ёмкостями с ядом на хрупких девичьих плечах. Сверх того, по всей площади была отсыпана песчаная подушка, визуально создающая эффект чистого поля для творческой деятельности.

Творчество началось с приездом подмоги из Тюмени под руководством автора проекта. За 2 недели выделенного природой «бабьего лета» на ровном месте должен быть создан ни много ни мало – дремучий лес, со всеми его тайнами и, желательно даже, коварствами.

Сначала возвели вертикальные ориентиры: пробурили неглубокие скважины и воткнули туда старые высокие дуплистые пни. Причём погрузка и выгрузка огромных стволов шла вручную, и только вымершие аборигены с острова Пасхи и строители пирамид Гизы знают примерно, как это всё было сделано.










Культовый в России внедорожник «Нива» с прицепом и водителем-бригадиром Ришатом Рахимовым челночным способом доставлял из лесной чащи крупные пласты дёрна. Уложенные по определённой схеме в несколько слоёв, они раскладывались по двору в обратном порядке, обретая себе новую родину вместе с живыми травами, грибами и даже съедобными ягодами. В то же время на высокой лестнице и шатких помостах брандмауэра как весенние мухи на стену налипли художники, - весь дружный женский коллектив Дома природы во главе со своим шефом-«моторчиком» - Татьяной Макеевой. Они тщательно закрашивали зелёной краской лесные анклавы гигантского «ремезовского чертёжа» ялуторовских земель, в то время как автор проекта прорисовывал детали, смело используя секретные в то время «километровки». «Худруку» тогда не повезло: чуть ли не в первый же день высокая стремянка на мягком грунте хлопнулась на бок, и он упал на неё с трёхметровой высоты, погнув ребра… стремянки и просто каким-то чудом не сломав о них свои собственные. Однако мужественно продолжил работу, да ещё постоянно таскал за собой тяжеленную 5-метровую деревянную лестницу из бруса.










Параллельно возводились и объёмные модели. Таксидермист Евгений Баянов, как бывалый охотник, возвёл до предельной степени правдивости барсучий городок. Медвежью берлогу вживую видел другой охотник – Ришат Рахимов, - там достоверно передан не только внешний вид, но и… внутренняя подстилка, - хоть сам сейчас ложись в спячку и соси лапу! На торчащих ветках лаза зверя, если внимательно приглядеться, можно было заметить даже длинные волоски подлинной (!) медвежьей шерсти!

Больше всего проблем создало искусственное болото: вода всегда находила дырку и исчезала чуть ли не на глазах несмотря на то, что всё ложе водоёма было выложено голубой глиной и тщательно утоптано кирзовыми солдатскими сапогами под проливным дождём. Тем не менее, к часу Х там росли камыши, плавала ряска, и даже прыгали живые лягушки, не считая мелких рыбёшек.

Дальний угол двора, как и планировалось, сделали под «палеонтологический раскоп» - на глубину в человеческий рост зарыли не числившиеся в фондах музея кости мамонта, чтобы потом «юные палеонтологи» их сами откапывали. А потом опять зарывали, причём ещё глубже, назло следующей бригаде. Так оно потом и было…










В последнюю ночь перед торжественным открытием эко-двора, уже при свете автомобильных фар и карманных фонариков, удалось успеть претворить в жизнь самую оригинальную задумку, которую годами вынашивал наш зоолог Евгений Баянов. Создав из цемента неправильной формы «грязевую лужу», он оставил на ней подлинные (!!!) следы 12 видов зверей и птиц, которые потом предстоит отгадать юным следопытам. Для выполнения этой сверх-сложной и творческой задачи он несколько лет собирал лапы зверей и птиц от неудавшихся чучел. И только спустя 10 лет, на Юбилей эко-двора, рядом установили «шпаргалку» для всех желающих постичь этот «лесной ребус».










«Бабьего лета» 2001-го года хватило буквально тютелька в тютельку, т.к. торжественное открытие эко-двора происходило уже в лютый ветер, но при огромном скоплении народу, начиная от случайных зевак с улицы и заканчивая мэром города и даже первым лицом от УрФО. На трибуну, роль которой выполнял крепкий и широкий, но ныне уже полностью сгнивший пень, восходили все желающие, отпускали шутки, пели дифирамбы, вещали о перенесённых тяготах российских музейщиков-экспозиционеров… Самый острый момент открытия-шоу – это когда самая смелая сотрудница областного департамента экологии, представитель спонсора - Т.Ф. Лиховидова попыталась на шпильках перейти болото по сучковатому бревну и застряла чуть ли не посередине, балансируя над болотной жижей. Но всё обошлось. К большому сожалению автора, за все 10 лет работы проекта так никто вниз и не сиганул!

Зато в те самые легендарные денёчки случилось куда более редкое и невероятно интересное событие, ставшее впоследствии сюжетом для первого выпуска самой рейтинговой на тюменской телестудии «ТРТР» программы «Сталкер: свой маршрут».

Дело в том, что приехавший на подмогу из Тюмени коллега-музейщик, ныне генеральный директор «Museum-студии» Ришат Рахимов решил жить не в гостинице (это не спортивно для полевого человека, бывавшего в самых экстремальных экспедициях тюменского музея), а в видео-зале музея, на спальнике у батареи. До него там никто не ночевал, т.к. объект на ночь сдавался на пульт вневедомственной охраны.

В течение года до того никто не мог понять, почему иногда ни с того ни с сего срабатывала сигнализация, причём в дежурство одного и того же человека. Или вдруг на утро оказывалось, что внутренние двери музея закрыты на врезные замки, ключей от которых ни у кого не было в принципе. За одну ночь с Ришатом всё и прояснилось!










На первое утро он сидел за завтраком сам не свой, безмолвный, бледный, глаза хранили плохо скрываемый дикий испуг. И это у военного разведчика, опытного охотника, спеца по выживанию, с которым можно смело ехать куда угодно! С огромным трудом удалось его разговорить. Оказывается, ночью его посетил… домовой! «Дедушка с бородой, ростом с табаретку…». Причём сам подошёл к лежащему сотруднику, представился и попросил называть его просто - «Господин Друг». После непродолжительной беседы, детали которой помнит сейчас лишь один очевидец, тому уже было не до сна! Несмотря на уговоры друга попытаться сфотографировать призрак на японский фотоаппарат с дистанционным управлением, наш коллега сбегал в магазин и старым русским способом упокоил духа Дома Природы на все оставшиеся для работы дни и ночи: поставил на подоконник полстакана водки, прикрыв сверху ломтиком хлеба.

И, правда, больше Господин Друг ему не являлся. Зато нескучная бригада музейщиков-экспозиционеров быстро сориентировалась. Если надо было для работы днём яркое солнце и жару, мы Господину Другу давали поручение «нашаманить» именно такую погоду. Если нужен был дождь для размягчения глины на стенках искусственного водоёма, - он чётко выполнял и эту просьбу. И ни разку не обманул в течение двух недель, чего бы мы у него не просили!










Анализируя многочисленные мелкие шалости домового в этом старинном доме купца Воробейчикова, эксперт по паранормальным явлениям, автор этих строк и самого проекта эко-двора, как-то предположил, что «Господином Другом» из параллельного мира является неупокоенная душа какого-то ребёнка, возможно умершего в этом доме. И только год назад, через 9 лет после описываемых событий, от прямых потомков хозяина этого дома, прибывших на 10-летний Юбилей Дома Природы, стало известно, что там действительно имело место такое горе. Так этот домовой там и живёт, продолжает творить мелкие шалости, невзирая на времена года, смену штатных сотрудников и должностных лиц, и особо не рекламируя себя среди местного населения.

Теперь можно вспомнить не только продолжить строчку, вынесенную в заголовок статьи: «… следы невиданных зверей», но и другую: «там чудеса, там леший бродит»! Кем же ещё, если не лешим, может считаться домовой в лесном-то антураже экспозиции ялуторовского Дома Природы и легендарного Эко-двора, аналогов которому нет до сих пор во всей России.



Павел Ситников. Фото и рисунок автора.



Текст: Ситников П.С. «Там, на неведомых дорожках…» // Ж. «Сибирское богатство», № 12 (110) 2011. С. 74-77.