Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






О ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ


В поведении ребенка и становлении его как личности важное место занимают нравственные чувства. Изучение нравственных чувств способно дать ценные результаты как для уяснения различных сторон проявления поступков ребенка, так и для решения вопросов гуманистического воспитания в широком смысле. Обращение многих ученых к этой проблеме вполне закономерно, так как нельзя представить воспитание развитой личности без воспитания нравственных чувств. В средней школе у нас (надо признать) доминирует рациональный технократический подход к обучению и воспитанию детей, как, впрочем, и на Западе, который является сегодня образчиком во всех проявлениях жизни России. Мы видим определенную опасность проникновения «компьютерного» образа мышления во все более широкие сферы жизни. Однако компьютеризация не делает человека нравственным, не формирует нравственного чувства.

«Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстать», – писал В. Сухомлинский.

Многие вопросы этики, такие как природа этических категорий, причины моральных конфликтов, активной жизненной позиции, регулирования общественного поведения, вопросы межличностного общения, воспитания и самовоспитания личности, могут получить полное разрешение лишь при учете особенностей нравственных чувств. В истории развития этической мысли нравственные чувства как фактор, регулирующий поведение человека, рассматриваются достаточно давно.

Моральные чувства исследовались различными философами, психологическими школами. «Я уверен, – писал А. С. Макаренко, – что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то значит мы ничего не воспитаем». С развитием ребенка раскрывается диалектическая связь эмоционального переживания. Отношения, которые становятся возможными благодаря чувствам, улучшают средства их выражения, делая их тем самым более специализированными инструментами общения между людьми. Эмоциональный мир по мере развития ребенка обогащается, характер чувств усложняется. Со временем происходит формирование свойственных только человеку сложных, высших, социальных эмоций и чувств. В психологической и этической литературе эмоциональная сфера человека рассматривается как иерархическая организация низших и высших чувств. При этом чувства определяются как биологически и социально детерминированная функциональная система отношений личности к определенным аспектам в реальной действительности. Чувства могут характеризоваться отношением человека к себе (чувство собственного достоинства, неполноценности, чувства превосходства и пр.), к другим лицам (чувства любви, дружбы, творчества), к коллективам (чувства коллективизма), к своей стране (чувство патриотизма), к предметам искусства (эстетические чувства). Психически процесс непосредственного переживания какого-либо чувства является эмоцией, например: эмоции гнева, печали, радости.

Психологической и этической литературой обсуждается вопрос о необходимости более резкого разграничения понятий «чувства» и «эмоций». Эмоции рассматриваются многими авторами как элементарные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением основных потребностей организма – инстинктивные проявления ощущений жажды, голода и т.п. Чувства рассматриваются как качественно более высокая форма эмоционального отражения действительности, присущая только человеку как члену общества. Под чувством мы понимаем состояние человека в той или иной ситуации. Нам представляется неправомерным отождествление или противопоставление понятий «эмоции» и «чувства». Их нужно рассматривать как различные уровни. Эмоции являются формой отражения предметов и явлений объективного мира, но они отражают не сами предметы и явления, а их объективное отношение к нуждам и целям человека. Это – отношение к окружающей его действительности. Чувства представляет собой особую высшую форму отражения, свойственную только человеку, в структуру которого, кроме эмоций, входят и понятия. Эмоции отражают отношения предметов и явлений к нуждам человека как организма. Эта точка зрения основана на теории великого русского физиолога И. П. Павлова. Он различал два вида эмоциональных процессов: процесс, связанный с подкоркой (эмоции), и процесс, связанный с корой (чувства).

Это различие получило широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Сошлемся на работы, которые, на наш взгляд, основательно рассматривают проблемы, связанные с эмоциями человека. «Экспериментальная психология эмоций» Я. Рейковского, «Эмоции человека», К. Изорда, а также «Эмоции как ценность» Б. И. Дадонова, «Психические процессы» Л. М. Веккера, «Эмоции и личность» А. М. Лука.

В этих работах высказывается мысль о том, что эмоции не только регулируют взаимоотношения человека как организма с физической средой, но они являют собой особое состояние сознания. Эмоция может существовать относительно независимо от других состояний чувств, но обычно взаимодействует с ними и влияет на существующие состояния или процессы сознания. Мы не придерживаемся точки зрения авторов, которые разделяют на два уровня психические процессы. И на этом основании, считаем, что чувства формируются на основе эмоций. В этой связи огромное значение имеет воспитание чувств – целенаправленное формирование у человека, начиная с первых дней жизни, социально-положительных систем эмоциональных отношений.

В этике, психологии изучение нравственных чувств ведется на основе понимания явлений общественной жизни и человеческой психики. Это позволяет дать правильное научное объяснение сущности чувств, особенности их возникновения и функционирования, роли в жизни общества. Значительные исследования в этой области проведены психологами С. Я. Выгодским, А. Г. Ковалевым, П. В. Симоновым, П. М. Якубсоном, этиками К. А. Шварцманом, О. Дробницким, Л. М. Архангельским, О. П. Целиковой, Ю. И. Сидоренко и другими.

Нравственные чувства относятся к типу сложных чувств, т.е. таких чувств, как долг, совесть, патриотизм, ответственность и т.д. Они представляют систему эмоций, объединенных вокруг представления, идей, тесно связанных с развитием духовного мира ребенка.

Нравственные чувства – своеобразная форма отражения действительности – неразрывно связаны с нравственными представлениями, идеалами, обусловлены определенными сторонами взаимоотношений индивида и общества, особенностями нравственных отношений.

Нравственные чувства – это эмоциональные реакции, а также состояния, выражающие отношение к поведению окружающих, к своему поведению, действующим в обществе нормам и принципам морали, с точки зрения их нравственной ценности, критерием которой выступают нравственные идеалы, убеждения личности. Людей, лишенных эмоций и чувств, не существует. Различные чувства становятся нравственными, будучи включенными в среду нравственных отношений. Особенности эмоционального склада личности определяются не только врожденными свойствами нервной системы, но и теми условиями, главным образом социальными, которые формируют систему эмоциональных отношений личности. Нельзя не учитывать генетический склад индивида, он играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт (или порогов) к различным эмоциям. Второй фактор – личный опыт индивида и обучения, относящийся к эмоциональной сфере, и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение.

Нормально развивающийся ребенок очень эмоционален. Он чутко воспринимает психологическую ситуацию в семье, среди сверстников, чутко относится к окружающему, часто радуется, огорчается. И как важно в этот период становления личности целенаправленное формирование нравственных чувств. В этической литературе выяснению роли нравственных чувств, выявлению путей воспитания высоких нравственных качеств и принципов, установлению условий и средств превращения знаний, которыми обогащается ребенок, в действительную основу его поведения, придается огромное значение.

Развитие нравственных чувств происходит как стихийно, так и в процессе целенаправленного воспитания. Сила воздействия нравственных чувств на ребенка может быть очень велика, поэтому целенаправленное воспитание предлагает внесение в сознание нравственных представлений, понятий, а также предполагает организацию деятельности в сфере нравственных отношений, в процессе которой чувства образуются и переходят в действие. Целенаправленное воспитание нравственных чувств у детей нужно начинать как можно раньше – с первых месяцев жизни ребенка. О значении раннего детства для формирования человеческой личности писали многие. Воспитание нравственных чувств у детей специально не осуществляется в семье, школе, это очень сложный вопрос – вопрос о методах и приемах, средствах формирования нравственных чувств.

Рассматривая этот вопрос, ученые преследует не столько теоретические, сколько содержательные цели, они стремятся углубить не только само понимание нравственных чувств, но и при их помощи истолковать другие феномены нравственности, т.е. поступки детей, сопряженные с их позитивной или негативной деятельностью. Умей чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Моральная установка охватывает формирование, изменение и усовершенствование нравственных чувств, воспитание целостной нравственности личности.

Глубинный смысл воспитания нравственного чувства, заключается в том, чтобы с раннего возраста развивать в детях честность, порядочность, ответственность, скромность, способность к сопереживанию. Нужно не только показать, что такое добро и зло, честность, порядочность, но, что еще более важно, приобщить ребенка к эмоциональному миру людей, научить осознавать чужую боль, горе, а это может сделать глубоко гуманный, эмоционально развитый наставник. «Эмоциональная чуткость как бы открывает глаза на мир. Сопереживание учит ощущать горе другого человека в самых неприметных оттенках печали, задумчивости, тревоги в глазах», – писал В. Сухомлинский.

В нашей педагогической и этической литературе нет единства во взглядах на природу чувств, их место и роль в нравственной жизни ребенка. Теория нравственного чувства как направления этики только зарождается, хотя за последние годы отечественные этики много сделали для создания таковой. В. Сухомлинский пытался создать этическую концепцию, которая бы в своей практической значимости позволяла глубже проникать в духовный мир ребенка, давала возможность понять общие закономерности его эмоционального развития.

Очень важно при воспитании нравственных чувств, понять, что только глубоко эмоциональный человек способен тонко воздействовать на эмоциональный мир ребенка. Родители и воспитатели подчас не знают, как управлять своими чувствами и эмоциями. Они считают, что только наказание способно возыметь действие на ребенка. Наказаниями, применяя их систематически, можно, конечно, дисциплинировать его, т.е. попросту сломать, убить его волю, но воспитать доброго человека нельзя.

Великий русский физиолог И. М. Сеченов писал: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляет ни одного случая, где холодная, безличная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь мотив в форме или страстной мысли, или чувства». Такая мораль посягает на волю ребенка с негодными средствами холодных абстракций, недоступных для детского восприятия отвлечений, и возмущенная этим насилием воля восстает, восстает тем сильнее, чем категоричнее правила этой морали.

И. Кант в свое время очень точно отметил: «Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя уничтожить и ставить на одну доску с дисциплиной».

Не обезличить, а создать личность, дать ребенку такое поле положительного действия, творчества, где бы индивидуальность не только сохранялась, а расцветала.

Но как этого достигнуть? Как воспитать нравственные чувства? Некоторые родители, воспитатели искренне считают, что стоит только лишь ребенку добавить разума, т.е. сделать его волю из стихийно чувственной разумную, как ребенок поумнеет и будет чувствовать и выполнять все, что от него требуют взрослые. Они стараются передать ребенку свой готовый жизненный опыт, начинить его практической мудростью, порывы чувства ребенка охлаждают резонерством, морализуют, читают нотации, составляют правила поведения, вызывая в душе ребенка отвращение к морали, ненависть к моралисту и страстную решимость поступить как раз наперекор всем правилам и нравоучениям. При таком подходе к формированию личности вряд ли можно воспитать нравственные чувства, т.к. только волнение подлинного чувства воспитателя способно вызвать ответное чувство ребенка. Глубокие, сильные чувства способны вызвать положительные эмоции. У учителя в процессе его деятельности формируется чувство профессионального долга, а оно зависит от всей совокупности жизненных обстоятельств, в которых формируется личность учителя.

Воспитательная результативность от нотаций, нравоучений, морализирования весьма различна. Морализирование как метод воспитания нравственных чувств чаще всего дает отрицательный результат и может применяться в исключительных случаях. И уж если эти методы необходимо применить, то они должны быть использованы на основе обязательного учета уровня развития, склонности, возраста и других индивидуальных особенностей ребенка.

Большую эффективность в воспитании нравственных чувств дают различные формы словесного воздействия, такие как разъяснение, похвала, насмешка, тонкая шутка, поучение. Этика Сухомлинского стоит за такие формы словесного воздействия, которые бы не оскорбляли человеческого достоинства ребенка, не унижали его. Он всегда подчеркивал мысль о том, что эмоциональное слово, обращенное к воспитанникам, имеет огромное воздействие на чувства воспитуемого. Слово, выступает специфическим методом формирования нравственных чувств. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности. Во всех случаях применения приемов эмоционального воздействия словом следует иметь в виду сложность и многоплановость эмоционального мира ребенка. В зависимости от индивидуальных особенностей детей одно и то же слово может дать разный результат. Реакция ребенка на то или иное слово может быть очень противоречивой, в ней могут принимать участие одно или несколько чувств.

«Ничто, – писал К. Д. Ушинский, – ни слово, ни мысли, ни даже поступки наши – не выражает так ясно и верно нас самих как наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Читая Ушинского, ощущаешь его постоянное волнение за судьбу детей, он хотел, чтобы ребенка не коснулось равнодушие, черствость, невоспитанность со стороны взрослых. Его цель – воспитание нравственных чувств. Без этого нет подлинного гуманного человека, или, попросту говоря, нет человека. Суть этической идеи педагога заключается в том, что глобальное начинается с простого. Он считает, что нельзя быть преданным делу, патриотом, сформировать мировоззрение и убеждение, если сначала не воспитаешь в себе нравственные чувства, характеризующие человека доброго, чуткого, отзывчивого, сочувствующего чужой беде. Все начинается с обыкновенной доброты. Воспитание нравственных чувств невозможно без формирования эмоционально окрашенных понятий, простых понятий, что нужно любить мать, отца, бабушку, жалеть их, уважать старших и т.д. Мы об этом уже говорили и вновь повторим, ибо это имеет прямое отношение к морали. «Не может быть морали, – писал Сухомлинский, – без элементарной человечности. Не могут быть доступными высокие идеалы бессердечному человеку, не способному к тонким переживаниям. Бессердечность порождает равнодушие к людям, равнодушие – себялюбие, себялюбие – жестокость».

Доброту к людям нужно воспитывать через заботу о близких с формирования способности к сочувствию и сопереживанию.

Доброта как нравственное чувство означает полезность, полезное действие по отношению к людям, обществу, и начинается она с элементарной порядочности, честности по отношению к окружающим человека людям. И чем ближе ребенок в своем становлении принимает к сердцу все, что его волнует, все, что значимо для страны, а значит для него, тем яснее становятся принципы гуманистической морали. Сухомлинский не был абстрактным гуманистом, он постоянно утверждал, что в формировании нравственных чувств важное место занимают различные методы воспитания действием, например, забота о других, когда ребенок добровольно, бескорыстно помогает, делает что-либо для другого. Существенную роль здесь играет выборка положительных привычек. Этика Ушинского выступает за способность ребенка отождествлять себя с другими, с близкими, родными, школьным коллективом и т.д. Эта способность проявляется как нравственное чувство, дающее ребенку радость удовлетворения от содеянного для людей, уверенность в том, что он не зря живет и что кто-то в нем нуждается. Благодаря нравственным чувствам, жизнь ребенка, его моральное поведение, активность дают ему ценные, с общественной точки зрения, переживания, ощущения нужности людям, обществу, стране.

Критерием этической ориентации строя нравственных чувств детей является уровень развития чувства коллективизма. В нравственных чувствах детей отражаются объективные отношения между ними в коллективе, ценность этих отношений для ребенка. Содержание нравственных чувств, а оно обусловлено, во-первых, направленностью на предмет, во-вторых, потребностями, установками, прежним опытом, которые определяются положением ребенка в школьном коллективе. Сухомлинский особенно обращает внимание на школьный коллектив, в котором формируется чувство коллективизма, другие нравственные чувства.

«Задача школы, – писал Сухомлинский, – на основе нравственных ценностей, созданных, добытых, завоеванных старшими поколениями, создать реальные нравственные, высокоидейные гражданские отношения в коллективе. Нравственные ценности должны стать личным богатством каждого воспитанника». Воспитание коллектива, в котором ребенок получает возможность для своего гармоничного развития – это в то же время воспитание нравственных чувств у детей, культуры сопереживаний, сочувствия, осмысления нравственных ценностей и мотивации поступка. Говоря о воспитании нравственных чувств в коллективе, необходимо отметить, что они имеют оценочных характер. Их содержание определяется теми нравственными нормами и принципами, которые приняты детьми в качестве критериев поведения в коллективе. Отсутствие твердых критериев нравственной оценки деятельности, поступков детей может привести к «эмоциональной глухоте», которая либо обедняет, либо искажает нравственное развитие детей.

Источник и стимул развития состоит в том, что ребенок в процессе общения со сверстниками в коллективе, со взрослыми усваивает общественные критерии нравственного поведения, воспитывает нравственные чувства. Но воспитание нравственных чувств, как и формирование нравственных убеждений, связано с переживаниями их детьми в процессе деятельности, испытывая удовлетворенность от совершенного нравственно действия, ребенок будет пытаться вновь и вновь испытать это чувство, пережить его, получить общественное признание со стороны сверстников и взрослых. Здесь речь идет о том, что воспитание нравственных чувств привело к нравственным поступкам: товарищеской взаимопомощи, добросовестному труду. В процессе неоднократного повторения действий, под влиянием школьного коллектива, его требований, нравственные привычки начинают постепенно определять нравственное поведение ребенка.

Конечно, могут быть и отклонения в нравственном поведении ребенка, когда он может совершать поступки, разумеется, и по первому побуждению и чувству, по внутренней склонности. Но такое «спонтанное» или «автоматическое» есть уже результат предшествующего воспитания личности. Однако целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемое на основе воспитания нравственных чувств, нравственных привычек, составляет основу формирования нравственного поведения детей.

Чем полнее и глубже нравственность проникает в сферу чувств, навыков и привычек, тем последовательнее нравственное поведение ребенка, тем активнее он отстаивает свои нравственные позиции. «Мы побуждаем воспитанников, – писал Сухомлинский, – к поступкам, которые имеют ярко выраженный высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявлению мысли и чувства». Воспитание нравственных чувств растущего человека связано с широтой души и сердца ребенка, его отношением к общественным явлениям. И в связи с этим немаловажное значение имеет развитие взглядов, убеждений и принципов формирующейся личности. Становление всегда выступает итогом размышлений и эмоциональных переживаний ребенка, убедить которого в чем-то – значит добиться, чтобы он согласился с определенной точкой зрения, защищал ее как свою собственную, действовал в согласии с ней. В убеждении воспитанник выражает свою гражданственность. Гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты ребенка. По мере его развития как личности все большее место в его сознании занимают идейные, мировоззренческие чувства. Личные переживания ученика поднимают его на новую, более высокую общественную ступень. Чувство любви, чувство долга, патриотизма, ответственности – это нравственные чувства, без воспитания которых нельзя представить личность настоящего человека. Воспитание этих чувств у детей – долг школы и родителей. Воспитанник должен хорошо знать историю своего Отечества, осмыслить прошлое своей страны, подняться до уровня гражданского, исторического чувства к своей Родине. Сухомлинский, раскрывая сущность гражданских чувств, указывал, что они возникают там и тогда, когда отсутствуют громкие слова, он противился тому, чтобы говорить с детьми о Родине официальным, казенным языком, в котором нет души и сердца. «Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство – чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством». Мы хотели бы обратить внимание, в воспитании гражданских чувств у детей, на чувство ответственности у ребенка не только перед обществом, но и перед самим собой, чувству ответственности, в котором нельзя разделить сугубо общественное и сугубо личное.

Осмысливая личную ответственность ребенка в широком плане, нужно видеть диалектическую связь ответственности ребенка перед самим собой и обществом. Ответственность ребенка перед самим собой лишь на первый взгляд выглядит как исключительно личное дело, однако имеет в то же время общественное значение, т.к. обществу вовсе не безразлично, какие нравственные чувства воспитывает у детей школа, родители.

Чувство ответственности воспитывается у детей всем образом жизни – коллективистским, гуманным. Это чувство приходит и укрепляется в ребенке, по мере осмысления его значимости в обществе, пониманием общественного долга, ответственностью за все, что делается у нас в государстве.

Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность – основа человеческого достоинства. Воспитание чувства личной ответственности есть тот регулятор, который настраивает ребенка на правильное отношение к общественному долгу. Чувство долга должно закладываться с раннего детства по отношению к любому для общества делу. Важно, чтобы ребенок научился брать на себя необходимые обязанности, понимать их значимость, получать моральное удовлетворение, испытывать чувство выполненного долга. Долг – это нравственное средоточение, моральная сердцевина, от которой зависит то, что мы ждем от питомца, – гражданская верность идеям, идеалам; умение подчинить свое личное общественному, сделать свою личную жизнь именно восхождением на вершину общественных идеалов; непримиримость ко злу и готовность положить свою жизнь во имя чести, величия, славы Отечества; готовность и умение делать добро людям. В этом заключена сущность долга как этической категории, как нравственного чувства, характеризующего полноту истинного человеческого самоосуществления личности. Понятие чувства долга связано с понятием «личное» и «общественное». Чувство долга является выражением нравственного требования к ребенку, продиктованного общественной необходимостью. Иногда учащиеся выполняют ту или иную работу из чувства долга, хотя она им и не нравится. Чувства долга связано с выполнением работы, с необходимостью подчиниться общественной воле. Такое понятие чувства долга отвечает высоким идеалам гуманистического общества. Кратко напомним вновь о сути нравственного идеала.

С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств: самоуважения, собственного достоинства, стремления быть похожим на лучших, уважаемых людей. Возникновение этих чувств знаменует собою важный поворот в нравственном развитии ребенка.

Возникают эти чувства в связи с развитием самосознания и самооценки как результат потребности развивающейся личности быть на уровне нравственных идеалов сегодняшнего дня. Нравственный идеал содержит в себе ценностное и нормативное содержание. В системе категорий принципов этики нравственный идеал совпадает по своему направлению с моральной целью общества, являясь частью общественной цели. Нравственный идеал включает в себя совокупность представлений о нравственной цели и смысле жизни, а также о нравственных качествах личности. Именно последнее определяет содержание нравственного идеала, формирующегося не только в процессе специального организованного воспитания детей, но и стихийно, подчас вопреки задачам нравственного воспитания. Знание содержания нравственного идеала помогает воспитать и сделать своевременную коррекцию в ценностной ориентации школьника.

Воспитанный или созданный ребенком идеал человека – образ, который направляет поведения ребенка и служит критерием оценки других и себя самого. Такое поведение часто становится второй природой ребенка, он делает так, как делает уважаемый им человек. Его действия осмыслены и прочувствованы им как ценные для него, отвечающие интересам, желаниям, потребностям. И чем взрослее становится ребенок, тем активнее он ищет людей, образы которых более всего соответствуют его нравственным стремлениям и служат опорой его нравственного поведения.

Стремление воспитывать высокие нравственные чувства у своих воспитанников приводит к рассмотрению чувства любви. Общеизвестное выражение любить вообще человечество легко и просто, а вот любить человека значительно труднее. В письмах к сыну Сухомлинский писал: «Нет какой-то специальной науки любви – помни это. Есть наука человечности: Кто овладел ее азбукой, тот готов к благородным духовно-психологическим и морально– этическим отношениям. Любовь – это самый строгий экзамен человечности». Воспитание нравственных чувств само по себе не становится достоянием школьника, его нужно развивать в этом направлении. Материалист-просветитель XVIII века Д. Дидро писал: «Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обучаются чувствовать». Такой школы, к сожалению, нет, считается, что жизнь сама по себе школа. В. Сухомлинский мечтал о такой школе и в меру своих сил и незаурядных способностей создавал ее, видя в ней образец школы будущего.

«Миссия школы, – писал он, – в том, чтобы воспитывать человека в гармоничном единстве: граждан и тружеников, любящих и верных супругов, отцов и матерей».

Любовь – высшая ценность: природа и духовная ее основа слиты воедино и одна без другой существовать не могут. Для того, чтобы юноша или девушка почувствовали настоящую привязанность друг к другу, необходимо иметь развитое нравственное чувство собственного достоинства.

Сухомлинский чувство любви называл «светлым, интимнейшим и неприкосновеннейшим» и совершенно правильно требовал изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Через красоту и чистоту интимных чувств к дорогому сердцу воспитанник, воспримет красоту гражданских чувств: Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских. Такое суждение полно глубокого смысла, т. к. рассматривает силу чувств любви не только с точки зрения морали отдельного человека, но и с точки зрения этической системы взглядов нашего общества на данную проблему – проблему воспитания чувства любви. В чувстве любви единство чувственного и нравственного моментов на протяжении веков человеческой истории совершался постепенно процесс очеловечивания любви. Это не стихия чувств, а чувство, подчиненное контролю со стороны разума и отличающееся высотой нравственного самопожертвования, нравственных требований во имя любви. Именно такое понимание чувства любви высказал в книге для родителей А. С. Макаренко: «Любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии.

Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая». Чувство любви, ее чистота связаны с духовной жизнью воспитанников, и, чем богаче духовная жизнь, тем благороднее, нравственнее возникают отношения между любящими. Чувство любви окрашено духовностью и через нее преломляется. Духовный мир человека накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения между юношей и девушкой, на взаимоотношения между мужем и женой. Сухомлинский в письме к сыну напишет как завещание молодежи следующие слова: «Помни, что, вступая в брак, люди берут на себя не только юридические, материальные, но и духовные обязанности. От характера отношений в семье зависит духовное богатство». И далее: «Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которому – нравственность». Эти строки говорят о глубоком проникновении в психологию юношества, о понимании ее.

От его книг люди становятся нравственнее и гуманнее, так как он расширил для этики область, связанную с воспитанием нравственных чувств, показав на практике то, чего может добиться коллектив учителей, если будет работать в этом направлении. К великому сожалению книги В. Сухомлинского преданы забвению, мы живем уже в другое время «другие люди в мир пришли, иные чувства и понятия они с собою принесли».

Мы часто в своих исследованиях уходим в область научных абстракций, предавая забвению практическую сторону деятельности, связанную непосредственно работой с детьми. Своими научными трудами и практической деятельностью ученые показали, что формирование нравственных чувств ребенка предполагает воздействие на него в целом, на его отношение к окружающей действительности. Сухомлинский, Макаренко, Ушинский выдвинули свои нравственные системы, которые синтезирует предметную деятельность ребенка с формированием у него нравственных чувств. И несомненной заслугой является постановка и решение вопросов о том, что процесс нравственного воспитания предполагает наличие нравственного идеала, модели человека, а также предполагает признания нравственных ценностей общества и воспитания нравственных чувств, без которых невозможно формирование личности. Этические системы Ушинского, Сухомлинского, Макаренко ориентирует в процессе воспитания ребенка на то, чтобы привить понимание обязанностей перед обществом, выработать нравственные навыки и привычки, они сознательно направлены на формирование нравственных убеждений. Их педагогические системы ориентирует на такой тип личности, в котором преобладали бы внутренние регуляторы поведения, а среди них в первую очередь – чувство долга, ответственности перед обществом, сознательности, совестливости, доброты и требовательности к себе.

В этом огромный смысл этико-педагогической системы ученых– практиков, так как она делает акцент на воспитание всесторонне развитой личности. Но всесторонне развитой, морально зрелой и полноценной личностью можно стать лишь при гармоничном развитии нравственных чувств.