Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






О ТВОРЧЕСТВЕ НАЧИНАЮЩИХ ПОЭТОВ


Вышло уже пять литературно-художественных студенческо-преподавательских альманахов «Арион» Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий.

Пожалуй, это единственный опыт среди учебных заведений такого уровня в Российской Федерации. Благодаря финансовой и моральной поддержке со стороны директора колледжа Магоиченкого Владимира Ивановича «Арион» выходит ежегодно. Сборник внешне прекрасно оформлен известными тюменскими художниками А. Н. Павловым и Б. И. Паромовым, а о содержательной стороне сборников судить читателям. Как руководитель поэтического семинара, редактор сборника и один из его авторов, хочу поделиться своими впечатлениями о творчестве молодых начинающих поэтах и прозаиках.

Человек приходит в мир и застает определенный уровень культуры, то, что сделано до него предшествующими поколениями людей. В процессе освоения мира человек растет, мудреет, развивается духовно и нравственно. Каждый из нас, приобретая житейский, социальный опыт в пору возмужания, в безграничном океане противоречий действительности, запоминает очень много – хорошего и негативного.

Читая сборники разных авторов, читатель обратит внимание на несхожесть стихотворений не только в содержательном плане, но и стиле, манере. Эта несхожесть связана с тем, что авторы различаются по возрасту и, соответственно, по жизненному опыту, таланту. Можно легко заметить, что стихотворения юных поэтов лишены конкретности, они не отражают детали, обстоятельства, в них нет раздумий над тем, что такое жизнь с ее радостями и печалями, страданиями. Они просто живут, любят потому что молоды. И это прекрасно. С возрастом, когда начнётся анализ сделанных ошибок, придет и мудрость.

Поэзия, искусство слова, назовем их условно, бывает двух типов: поэзией процесса и поэзией результата. В представленных в книге стихах мы как бы обнаруживаем процесс рождения, становления чувства или идеи. Это молодые поэты.

Во втором случае, поэты, пожившие на свете, много повидавшие, оформляют свои мысли более четко, эмоции и мысли доведены до завершенности, они даны как бы в статичном состоянии.

Время, как системообразующая категория жизни каждого человека, для творческой личности особо значимо, ибо оно сочетается с постоянным напряжением мысли. Творческий человек является социокультурным существом, гуманизирующим себя посредством общения с людьми, книгами.

Писатель в своих творениях создает символический мир и проживает в нем какое-то время. Самоосуществление творческого человека в его деятельности, общении с людьми разных профессий, с деятелями культуры. Вне этого общения невозможно появление особой духовной энергетики, которую можно назвать творческим порывом.

Одно из важнейших свойств поэта – вдохновение, т. е. состояние, которое посредством слова вызывает восторг или страдание у читателя. Решающим свойством творческого вдохновения является то, что творец ощущает невозможность исчерпать себя средствами выражения. Человеку словно не хватает их и для этого нужно много знать, учиться у классиков, у жизни. Нужно не смущаться описания жестких реалий современной жизни с ее социальными невзгодами, драмами и трагедиями. Мы, читатели, чувствуем в стихах и рассказах не только физически выраженное пространство, но породненное с ним время и движение современной действительности.

И как написала Е. Лаврова:

За все грехи придется отвечать
За все, что мы с тобою натворили,
По головам по чьим мы смели прошагать,
И бранных слов наговорили...

Почему-то при чтении этих строк вспомнились слова Ф. Достоевского: «Все за все виноваты». Из всего многообразия, противоречивого мира поэт иногда берет частицу, деталь, но от нее отталкиваясь, ступает в беспредельность. А из беспредельности возвращается в реальность, к конкретности. Мы не стали строго придерживаться какой-то одной теме, чтобы не сковывать творческий порыв авторов. Один из главных элементов, представленных стихов и рассказов – традиционализм. Ненадуманность ситуаций, четкий прозрачный характер описанной сегодняшней действительности, самостоятельность образной системы мышления, композиционной структуры, все это говорит о способностях авторов, основанных на личном душевном опыте. Но эта жизнь явственно проявляющаяся, не только в фантазиях и мечтах, но и в реалиях сегодняшнего бытия. Каждый из участников данных сборников выказывает не только свои способности, но и характер, несет в себе неповторимые черты своей индивидуальности и времени. В сборниках много стихов о любви, но я хочу обратить внимание читателей на то, что способность любить у молодых авторов не сочетается с меркантильной озабоченностью. Они просто любят. Власть денег пока их не волнует. Но как только во взаимоотношения между возлюбленными вклинится утилитарный подход, произойдет разрыв между земным и небесным. Это конец любви. Любовная лирика изобилует сплошным иносказанием, она губительна для души привязанностью к мирским соблазнам, если она исключает духовную основу взаимоотношений между возлюбленными. Анализируя любовные стихотворения чувствуешь, что природные описания, изукрашенные птичьим гомоном и яркими цветами появляются лишь затем, чтобы оттенить тему любви, господствующую в их восприятии мира.

М. Плесовских пишет:

Все проходит: и звон листопада
И туман над речною волной,
И бодрящая утром прохлада,
И любовь, что ушла стороной.

Читая очередное любовное стихотворение, думаешь: иные авторы так поглощены своими чувствами, что их поэтический мир словно выпадает из нашего многострадального мира, раскинувшегося вокруг нас. Но среди авторов есть и такие, которым не безразлична судьба России, нашей Родины. Студент из Ялуторовска Владимир Чупин прямо высказал свое отношение к тем, кто продает свою Отчизну.

За грош, монеты продают,
Своих друзей, родных и близких
В придачу Родину сдают.
Чтоб жить на островах Карибских.

Мирская суетливость и бренность быстротекущей жизни, выражается в благочестивом раскаянии о былом легкомыслии и появляются мысли, идеи, связанные с великим чувством к своему Отечеству. Мне очень импонируют строчки способной студентки из Ялуторовска Ворончихиной Татьяны:

Люблю родную землю я,
Ее огромные просторы,
Холмы и реки, и поля,
Окошек зимние узоры.
Ее багряные закаты,
Ее рассветы, грозы мая...

Юная поэтесса сохраняет духовную независимость и гордится своей Родиной. Она мечтает о таком общественном идеале, где отсутствуют жестокие реалии сегодняшней жизни, с се социальными невзгодами, драмами и трагедиями. Но в отдельных стихах иногда безмятежная поэтическая гармония любви сменяется тревожными симптомами скрытого разлада с окружающей нас жизнью. Этот разлад связан с сегодняшнего политико-экономическими проблемами, мироустроительными тенденциями, разительной социальной поляризацией в обществе и культуре. Это и побудило некоторых поэтов к национальному самовыражению. Нам всем, как никогда, нужно обрести сегодня национальное единство, чтобы каждый чувствовал себя частицей великой и неделимой России.