Тычковка, Сараи, Потаскуй… Из истории тюменских окраин XIX – начала XX вв.
С. Н. Кубочкин





АЛЛО, БАРЫШНЯ...


Вряд ли предполагал изобретатель телефона Александр Белл, получив патент на изобретение 7 марта 1876 года, что его детище в скором времени заполонит весь мир, а еще через сто лет жизнь без телефона вряд ли кто-нибудь сможет представить. Ведь когда он предложил компании «Вестерн юнион» купить патент за 100 тыс. долларов, ему в лицо откровенно рассмеялись.

Но уже 25 января 1878 года изобретатель открыл в Америке первую телефонную станцию. В 1878 году первые телефоны-автоматы появились в Берлине. Это было для берлинцев развлечением, сравнимым только с аттракционами. Несколько телефонов-автоматов стояло на почте по улице Унтер-ден-Линден, а несколько других – на Лейпцигской площади. Услышать по телефону знакомый голос и поболтать, например, со своим соседом было так интересно, что берлинцы разделялись на две группы: одни шли на почту, а другие на площадь – и разговаривали друг с другом. А потом встречались, чтобы обсудить свой разговор по телефону. Надо заметить, что эти автоматы были бесплатными.

И хотя телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, в трубке во время разговора хрипело, шумело и хлюпало, в конце 1879 г. «Вестерн юнион» заключила, наконец, соглашение с компаньонами изобретателя. Была создана объединённая фирма «Белл компани», основная часть акций которой принадлежала Беллу. Вскоре цена одной акции компании поднялась до тысячи долларов.

Телефонный аттракцион, только платный, в 1882 году появился и в Москве: открылось телефонное сообщение с Большим театром. В Леонтьевском переулке в большом зале установили 12 телефонов, а микрофоны разместили по обеим сторонам сцены театра. Сеанс, на который покупали билеты желающие поговорить, длился 10 минут. Газета «Московские ведомости» так писала об этом новом развлечении москвичей: «После того, как оба телефона прикладывают к ушам, слышится какое-то неясное жужжание, но потом все звуки различаются совершенно ясно, только смягченные расстоянием». Но со временем отношение к телефону стало меняться, и газеты отводили телефону почетное место среди полезных изобретений человечества, правда, признавали, что пока «польза, приносимая телефоном, незначительна. В гостиницах и богатых домах телефоны употребляются для зова прислуги и отдачи ей приказаний, в некоторых канцеляриях – для бесед начальника с подчиненными».






Прошло всего несколько лет, и первый телефонный звонок раздался в Тюмени. Это был не аттракцион, не забава, а оперативное средство связи. Дату этого события сегодня вряд ли можно назвать точно. Скорее всего, это произошло в конце 1880-х гг., хотя сами телефонные аппараты системы Белла были в Тюмени еще в 1885 году.

Телефон пришел в Тюмень вместе с железной дорогой, правда, и пользовались им сначала только служащие железной дороги. Некоторое время телефон в Тюмени был ведомственным средством связи.

Но позже на вооружение его взяли пароходства, установив телефонное сообщение между своими конторами и пристанями.

Такими в Тюмени были: пароходство товарищества «П. Ширков и К^º^», контора А.Ф. Морозова, пароходство Богословского горного округа, торговый дом «Е. Кухтерин и с-я», товарищество «В.В. Колмакова с братьями», пароходство «Курбатова и Игнатова». Кроме пароходных компаний, как дело особой важности, был установлен телефон в помещении пожарной команды Тюменского вольного пожарного общества, находящегося на Базарной площади.






С установки телефонов на пристанях, в пароходных конторах и квартирах управляющих и хозяев началась телефонизация нашего города.

Наличие телефонов у одних и невозможность воспользоваться благами цивилизации другими, не менее состоятельными горожанами по воле случая стало двигателем прогресса.

Некоторые состоятельные горожане выступили инициаторами создания государственной телефонной сети в Тюмени, это управляющий Тюменским отделением Сибирского торгового банка Говоруха, статский советник Н.И. Давыдовский, тюменские купцы И.П. Колокольников, А.И. Текутьев, В.И. Князев и З.И. Баженов. Они выступили с ходатайством перед руководством Омского почтово-телеграфного округа об учреждении в Тюмени общедоступной телефонной сети.

И вот 30 апреля 1893 году в Тюмень, в почтово-телеграфную контору пришла депеша из Омска от начальника почтово-телеграфного округа следующего содержания: «Препровождая при сем 75 экземпляров объявления об устройстве в настоящем году в г. Тюмени правительственной телефонной сети, для общего пользования, предлагаю Вам озаботиться возможно большим распространением сего объявления посредством расклейки его в доступных публике помещениях Конторы, а также раздачею его тем корреспондентам, которые могут быть заинтересованы в учреждении телефонного сообщения.

Равным образом поручается Вам и прием надлежаще оплаченных гербовым сбором заявлений по приложенной форме. Список лиц, подавших заявления о желании абонироваться, с указанием подробного адреса помещений, в которых предполагают абоненты установить телефонные приборы, представьте своевременно ко мне, а второй экземпляр списка передайте командированному в Тюмень старшему механику Арефьеву».

Всем подавшим заявление на установку телефона вручался экземпляр «Условий пользования Тюменской городской телефонной сетью, устраиваемой и эксплуатируемой правительством».

Вот лишь некоторые из правил, которые должны были знать и соблюдать те, кто решился установить у себя телефон:

«§1 Тюменская телефонная сеть устраивается для сношений между собой лиц и учреждений, находящихся, как в черте города Тюмени, так и в окрестностях его.

...§3 Каждый абонент телефонной сети соединяется с центральной станцией отдельным проводом, устройство и содержание которого вместе с установленными в помещении абонента телефонными аппаратами, относится на счет казны.

В провод дозволяется включать не более двух аппаратов одного и того же абонента, но при условии расположения помещений абонента по одну сторону от центральной станции.

...§5 Абонентам строго воспрещается передавать за плату установленные у них аппараты в пользование посторонних лиц.

В случае обнаружения подобного рода злоупотреблений, правительство вправе снять аппарат и взыскать с абонента всю плату по срок обязательного абонемента...

§6 Передача посредством телефонных аппаратов сведений, содержание коих противно законам, общественному порядку, нравственности и неприлично по выражениям, не дозволяется.

...§9 Правительственным чинам, служащим при телефонной сети, должен быть предоставляем абонентами свободный доступ в занимаемые ими помещения, для осмотра, испытания и исправления телефонных аппаратов и проводников.

...§11 Абонентам предоставляется право передавать по телефону свои телеграммы в местную почтово-телеграфную контору, для дальнейшей передачи по телеграфу, а равно получать по телефону адресованные им телеграммы на следующих основаниях.

За обмен телеграмм по телефону взимается по 10 коп. с каждой депеши, без различия числа слов в ней заключающихся.

Желающие пользоваться обменом депеш по телефону подают о том заявление начальнику местной почтово-телеграфной конторы с предоставлением денежного аванса для оплаты...

Поступающие на имя абонентов телеграммы, независимо от передачи таковых по телефону, доставляются в городе существующим порядком, за город же по взаимному соглашению с абонентом.

§12 Телефонные аппараты, индукционные звонки, элементы и громоотводы, установленные у абонента составляют собственность казны...

§13 Абоненты тюменской телефонной сети, смотря по расстоянию помещений их от центральной станции, разделяются на две категории.

К 1-й категории относятся все лица, коих помещения отстоят от центральной телефонной станции на расстоянии не свыше двух верст, считая по прямому направлению.

Ко 2-й категории – лица, живущие на расстоянии свыше двух верст от этой станции.

§14 Плата за пользование телефонным сообщением назначается:

а) Для абонентов первой категории в год, за один аппарат на отдельном для него проводе – 100 рублей;

б) Для абонентов второй категории, та же плата 100 руб., с прибавкою к ней за каждую версту сверх первых двух по 25 рублей;

...§18 Плата, внесенная абонентами, им ни в каком случае не возвращается.

§19 Правительство вправе, если признает это необходимым, закрыть действие телефонов в некоторых пунктах, или по всей сети и при том на неопределенное время.

...§21 Служба на Тюменской телефонной сети назначается во всякое время дня и ночи. Абоненты, не желающие пользоваться телефоном в ночное время, должны заявить о том письменно заблаговременно...

§22 С открытия действия по Тюменской телефонной сети не может быть допущено существование каких бы то ни было телефонных сообщений, устроенных частными лицами и обществами, а также правительственными и городскими учреждениями для собственных своих надобностей в черте города Тюмени, за исключением телефонных сообщений внутри одного и того же здания».






Сразу же после поступления депеши из Омска в Тюмень, т.е. 30 апреля 1893 г., начальник Тюменской почтово-телеграфной конторы оповестил извещениями инициаторов учреждения телефона. Первое извещение было направлено тюменскому 2-й гильдии купцу Зиновию Иосифовичу Баженову.

Такие же извещение были отправлены управляющему Сибирским банком в Тюмени Говорухе, купцу И.П. Колокольникову, купцу А.И. Текутьеву, купцу В.И. Князеву, статскому советнику Н.И. Давыдовскому.

Но после отправки извещений прошло несколько дней, а откликов и заявлений на установку телефонов не поступило. Это не на шутку взволновало начальника почтово-телеграфной конторы, и им было написано объявление:

«С 1 января будущего 94 г. предполагается ввести в Тюмени телефонное сообщение для частных лиц и учреждений, причем существующие ныне телефонные линии поступают в собственность казны. В печатных объявлениях об этом, разосланных мною, между прочим сообщено: учреждения и лица, желающие абонироваться на телефонное сообщение в Тюмени, приглашаются заявить об этом заблаговременно, в установленном для того порядке, начальнику Тюменской почтово-телеграфной конторы, чтобы иметь возможность по поступившим заявлениям, включить в предварительную смету на устройство телефонной сети, подлежащие сооружению в настоящем году отдельные линии и провода для соединения помещений абонентов с центральной станцией и при этом заготовить необходимые для них телефонные приборы и прочие принадлежности.

Между тем, по настоящее время ко мне не поступает абонентных заявлений даже от лиц, ранее ходатайствующих чрез меня об устройстве в Тюмени телефонных сообщений.

Это вынуждает меня, как в интересах казны, так и заинтересованных в телефонном деле лиц, вновь напомнить о важности скорейшей подачи надлежащего заявления, причем озаботиться о подаче заявлений необходимо также и пользующимся ныне существующими телефонными линиями лицам и учреждениям, так как при переходе этих линий в казну, возможно изменение направления их в иное, наиболее удобное и выгодное для самих абонентов».

Скоро эта заминка была устранена.

После объявления стало ясно, что теперь горожане оказываются в равных условиях, а те, кто уже имел телефон, понесут еще и убытки, так как установка телефонов для них начиналась сначала. И пошли в почтово-телеграфную контору письма с просьбами оставить старые телефоны в действии.

Так, поступило письмо из главной конторы пароходства по рр. Западной Сибири Богословского горного округа супруги статс-секретаря Е. И. В. Н.М. Половцевой, в котором сообщалось, что контора желала бы сохранить уже оплаченные и действующие телефоны.

Уже на следующий день поступил ответ от управляющего почтово-телеграфной конторой. В нем говорилось, что «со времени перехода ныне существующих телефонных сообщений в казну, центральная телефонная станция будет находиться в помещении, занимаемом Тюменскою почтово-телеграфною конторою, и, таким образом, телефонные линии, которыми Вы пользуетесь теперь, остаться в нынешнем расположении не могут, поэтому покорнейше прошу Вас, если желаете пользоваться с 1 января 94 г. правительственными телефонными сообщениями, подать мне заявление, оплаченное двумя 80-ти коп. гербовыми марками, по прилагаемой форме».

Доверенный торгового дома «Е. Кухтерин и сыновья» А.М. Ратанов в заявлении на установку казенного телефона в конторе сделал приписку: «Телефонное сообщение в нашей конторе существует уже второй год, за проведение которого заплачено железной дороге 400 рублей, имея ввиду готовую уже сеть, сумму израсходованную нами и малое время пользования телефоном, имею честь покорнейше просить, не признается ли возможным уменьшить абонированную плату в сравнении с лицами, вновь пожелавшими абонирования телефонов».

Первое заявление на установку казенного телефона поступило от управляющего Говорухи уже 7 мая 1893 года: «Тюменское отделение Сибирского торгового банка, желая абонироваться на год на телефонные сообщения, покорнейше просит установить телефон в помещении отделения банка находящегося на углу Знаменской и Чмутинской улиц в доме г. Н.И. Давыдовского...».

8 мая поступили первые частные заявления на установку телефона от тюменского купца Зиновия Иосифовича Баженова: «...покорнейше прошу установить телефон в моем доме по Знаменской улице в 1 части г. Тюмени...»; от коллежского секретаря Ивана Ивановича Клерикова: «...покорнейше прошу установить телефон в доме моем, находящемся в 3-м участке Тюмени, за Тюменкою...»; от купца I гильдии Ивана Петровича Колокольникова: «...покорнейше прошу установить два телефона на двух отдельных проводах, в помещениях моих: собственном доме за Тюменкой и чайном магазине, находящемся в доме братьев Колмаковых, против Единоверческой церкви...»; от доверенного торгового дома наследников А.Ф. Поклевского-Козелла тюменского купца Ивана Павловича Нечаева.






10 мая поступили заявления: от статского советника Н.И. Давыдовского, который в заявлении написал: «...покорнейше прошу установить телефон в помещении пивоваренного завода жены моей Надежды Михайловны, находящемся в 4 участке г. Тюмени и отстоящий от почтово-телеграфной конторы на расстоянии 2 верст и второй, промежуточный телефон в доме моего жительства, находящемся в 1 участке г. Тюмени...»; от тюменского купца Александра Ивановича Михалева: «...покорнейше прошу установить два телефона, один в доме моем по Спасской улице, около Спасской церкви и второй в рыбной лавке, Рыбная площадь, против дома Колмогорова...»; от великобританских подданных братьев Джеймса и Эдуарда Робертовичей Вардропперов: «...покорнейше просим причислить к общей телефонной линии в г. Тюмени, имеющийся у нас железнодорожный телефон в нашем доме на Острожной улице на Потаскуе...».

К 17 мая 1893 года список желающих установить телефон выглядел так:

1. Сибирский торговый банк.

2. Торговый дом наследников А.Ф. Поклевского-Козелла.

3. Коллежский секретарь И.И. Клериков.

4. Статский советник Н.И. Давыдовский.

5. Тюменский 1-й гильдии купец И.П. Колокольников.

6. Управляющий пароходством Богословского горного округа Рогуля.

7. Тюменский купец А.И. Михалев.

8. Торговый дом «Бр. Агафуровы».

9. Тюменский купец А.А. Багаев.

10. Торговый дом «Бр. Каменские».

11. Тюменский купец З.И. Баженов.

12. Братья Вардропперы.

13. Купец Н.Я. Китаев.

14. Судостроительный завод Л.М. Пирсона и Р.Г. Гуллета.

15. Банкирская контора Я.П. Андреева.

16. Торговый дом «Е. Кухтерин и сыновья».

17. Товарищество «В. Князев и Кº».

18. Тюменский 1-й гильдии купец П.А. Андреев.

В почтово-телеграфную контору 29 декабря 1893 г. поступило заявление от городской управы «об установке на годичный срок с 1 января 94 г. по 1 января 1895 г. трех телефонных аппаратов:

1. в доме городского общественного управления

2. в помещении городской больницы

3. в квартире городового врача».

Распоряжением начальника Главного Управления почт и телеграфов с 1 января 1895 г. плата за пользование телефоном была уменьшена для абонентов I категории до 75 руб. в год.

По состоянию на 1 февраля 1895 года в Тюмени было 104 абонента.

Насколько жесткая государственная монополия существовала на рынке телефонных услуг, какое значение тогда придавалось каждому аппарату, можно судить по переписке между чиновниками почтово-телеграфного ведомства.

От начальника почтово-телеграфного округа начальнику Тюменской почтово-телеграфной конторы 8 февраля 1895 г.: «Усматривая из ремонтного журнала за №24349, что у абонента №224 был заменен 24 декабря слуховой прибор, крышка которого оказалась разбитою самим абонентом, поручаю донести мне: исправлен ли в настоящее время поврежденный прибор и взыскана ли с абонента согласно § 12 Условия, плата за эту починку...».

Из Тюмени ответили, что «поврежденные по случайной неосторожности два слуховые приборы, показанные по ремонтному журналу №21459 у абонента №261 – 29 марта и по журналу №24349 у абонента №224 – 24 декабря, по настоящее время не исправлены и плата на исправление приборов не взыскана, так как неизвестно сколько стоила бы покупка эбонита, которого в Тюмени нет...».

Прошло десять лет, и телефонная служба, оставаясь в составе почтово-телеграфной конторы, выделилась в отдельную телефонную службу. В январе 1903 года пришло распоряжение из Омска от начальника Омского почтово-телеграфного округа, в котором предлагалось младшему механику Важенину, который возглавлял телефонную службу Тюмени, определить пределы своей власти и обязанностей, руководствуясь следующими положениями:

«1. Телефонная служба при Тюменской почтово-телеграфной конторе, со всеми входящими в состав сети линиями, центральною станциею, находящимися на них приборами, имуществом и материалами, находящимися в самостоятельном, полном и безраздельном ведении заведывающего оною механика...

2. Из личного состава чинов конторы должны быть выделены, согласно утвержденного штата, для отправления службы исключительно при телефонах: 1 надсмотрщик высшего оклада, 1 чиновник V разряда, 2 чиновника VI разряда высшего оклада и 1 постоянный рабочий. Поименованные чины не могут быть назначаемы ни для какой иной отрасли службы в конторе, кроме телефонной и состоять в исключительном ведении и полном подчинении в отношении исполнения службы при телефонах заведывающему телефонной сетью механику.

...7. Заведывающий сетью обязан лично наблюдать за исправным действием телефонов и правильным отправлением при них службы чинами отдела... При этом заведывающий сетью обязан опрашивать абонентов о их претензиях на неисправное действие, заявления и жалобы словесные и письменные на неправильные действия чинов центральной станции или технического состава и принимать самолично все меры к удовлетворению справедливых требований абонентов и к устранению поводов к неудовольствию их при пользовании телефонами.

8. На обязанности заведывающего сетью лежит принимать абонементную плату за пользование телефонами в установленные сроки...».

Телефонная станция со времени ее открытия в Тюмени размещалась всего в двух смежных комнатах в здании почтово-телеграфной конторы.

Комната, где были установлены коммутаторы, отделялась от другой небольшим тамбуром для обеспечения тишины в коммутаторной.

Во второй комнате была сосредоточена вся остальная служба телефонного отдела: в ней была установлена будка, в которой находился телефон для приема и передачи абонентам телеграмм. Здесь же производился ремонт телефонных аппаратов, в ночное время она использовалась для дежурных чинов как дежурная комната.

Рапорт механика Важенина начальнику Омского почтово-телеграфного округа, датированный 1903 годом, позволяет представить режим работы телефонной станции в начале XX века.

«...Требования абонентов на частые соединения в коммутации, как показывают ежегодные мои наблюдения, начинаются с апреля и кончаются сентябрем месяцем и бывают постоянным явлением с 6 час. утра до 2-х или 3-х часов дня.

В это время, почти беспрерывно, одновременно получаются вызывные звонки от нескольких абонентов, удовлетворить которые в коммутации настолько быстро, как этого желали бы абоненты не в состоянии даже самый опытный и честно относящийся к делу телефонист, поэтому дежурный телефонист удовлетворяет требования абонентов в порядке постепенности, нередко, конечно, давая промахи, отвечая прежде тому из абонентов, которому, соображаясь с вызовом его, следовало бы ответить после и заставляя ждать того из абонентов, от которого звонок получился ранее, а если принять во внимание еще то обстоятельство, что некоторые из абонентов не имеют достаточного навыка обращаться с телефоном, или плохо слышат, или же как это часто случается на практике: абонент, вызвав центральную станцию и не отвечая на обычный вопрос телефониста «что угодно?», идет справиться к списку абонентов о номере, с которым желает вести переговоры, таким образом, в недоразумение телефониста относительно исправности телефона, то перечислением и многими другим случайностями, задерживают телефонного дежурного, а последний в свою очередь, по необходимости, конечно, замедлит ответом тем из абонентов, вызовы от которых на центральной станции получились одновременно с другими...






А отсюда должно являться и в действительности является неудовольствие абонентов по адресу центральной станции на несвоевременные ответы и даже может быть вызвана жалоба, как это и было в 1901 г., когда управляющий одной торгово-промышленной фирмы, не получив моментального ответа от центральной станции, послал телеграмму на имя Его Превосходительства г. начальника Главного Управления почт и телеграфов на неисправность центральной станции.

Озабочиваясь о правильности отправления службы при телефонной коммутации телефонистами и перечислив по возможности случаи мною наблюдаемые в продолжение многих лет, как, например, случаи медленного ответа дежурного телефониста, по обстоятельствам, от них независящим, последствием чего является неудовольствие абонентов и даже жалобы... Необходимо на время лета в утренние часы с 6 до 2-х или 3-х часов дня, смотря по надобности назначать для обслуживания телефонного коммутатора 2-х телефонистов... но ограниченность телефонных дежурных количеством трех, отбывающих дежурство по 8 часов в сутки с полуторасуточным отдыхом, необходимым после без сна проведенной ночи, не позволяет мне ввесть это в практику.

А потому, донося о вышеизложенном, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать ходатайством своим... об увеличении количества чинов вверенной мне телефонной станции на одного телефониста, который кроме вышеприведенного назначения для обслуживания телефона ежедневно с 6 до 2-х или 3-х часов дня... необходим еще на случай замены телефонистов во время болезни».

Рапорт возымел действие.

Правила пользования телефоном

«1) Абонент, желающий с кем-либо говорить, вызывает центральную станцию звонком, для чего не снимая телефона с рычага, делает несколько быстрых поворотов рукоятью (индуктором).

2) На ответный звонок абонент снимает телефон с рычага и прикладывает его к уху, а на вопрос центральной станции «что угодно?», отвечает: «соедините с номером таким-то»; получив в ответ: «готово», вновь вешает телефон на рычаг и дает знать вызываемому звонком, делая несколько быстрых поворотов рукояткою.

3) По окончании разговора дается краткий звонок, т.е. рукоятка поворачивается от 1/3 до 1/2 оборота.

Примечание. Следует делать отчетливую разницу между продолжительным звонком, употребляемым при вызове центральной станции или абонента и коротким (в 1/3 или 1/2 оборота, при прекращении разговора, так как оба эти сигнала, не будучи ясно переданы, могут быть непоняты на центральной станции.

Говорить следует обыкновенным голосом на расстоянии от 4-х до 8-ми вершков от аппарата.

Окончив разговор, следует непременно вешать телефон на рычаг, так как без этой предосторожности портится аппарат и звонок перестает действовать».

Тоб. губ. ведомости. 1895. №78. 1 окт.



Осенью 1903 года по городу поползли слухи, что на Тюменской телефонной станции будут служить женщины; будет три телефонистки.

Через несколько дней слухи подтвердились, об этом тюменцев сразу оповестила «Сибирская торговая газета»: «На Тюменской телефонной станции появилась телефонистка; в непродолжительном времени будет еще две барышни».

«К 1 января 1904 года в списках телефонных номеров состояло:

1. частных лиц и учреждений – 83;

2. правительственных, городских учреждений и должностных лиц – 37;

3. служебных телефонов – 3;

Итого: 123».

_ГАТО._Ф._И-67._Оп._1._Д._3._Л._31_об._



На 1 января 1905 г. «проложение воздушных линий в верстах – 33 версты 451 сажень».

_Там_же._Л._107_об._

«К 1 сентября 1905 г. в списках телефонных номеров состояло:

1. частных лиц и учреждений – 96;

2. правительственных, городских учреждений и должностных лиц – 36;

3. служебных телефонов – 5;

Итого: 137».

_ГАТО._Ф._И-67._Оп._1._Д._4._Л._87_об._








О качестве телефонных услуг в Тюмени в 1912 г. рассказала газета «Вестник Западной Сибири» в своей заметке «Капризы телефонных барышень».

«Телефон в нашем городе обслуживается далеко неудовлетворительно, и жалобам абонентов нет конца: то приходится давать звонки по несколько раз, вызывая «центральную», то получается соединение с таким номером, который и не требовался, то телефон испорчен и в довершение всех неурядиц еще считаться с капризами телефонных «барышень», доходящими до издевательства над абонентами.

7 числа имел место такой случай: абонент №26 просит соединить с №119. Соединяют. Затем требуется №144; проходит целые полчаса, пока удалось добиться исполнения просьбы, затем нужен тому же абоненту опять №119. Телефонная барышня сердится и отвечает: «Занят». Просьба повторяется через пять минут и тот же ответ «занят», и так тянется ровно 18 минут. Абонент №925 теряет терпение и посылает нарочного к абоненту №119 с просьбой истребовать соединение с №26. Соединяют. «Вы были заняты?» – спрашивает №926. «Нет» 4 отвечает №119, – «все время свободен».

Тогда, возмущенный обманом телефонной барышни, абонент №226, обращается к ней с вопросом: На каком основании ему был дан ложный ответ? Раз получаете жалованье, следует добросовестно исполнять принятые обязанности.

Недослушав, барышня прерывает беседу: «это не 5 это была другая». Та ли, эта ли, для абонента совершенно безразлично, но несомненно, что такие выходки, какие позволила себе одна из служащих на Тюменской телефонной станции не могут быть терпимы, как некультурное, грубое издевательство над абонентом.

Число абонентов в Тюмени очень невелико, всего около 300 и это незначительное количество можно было бы обслуживать вполне удовлетворительно и исправно, но, к сожалению, дело обставлено очень плохо жалобам на тюменский телефон нет конца. Абоненты за пользование телефоном платят большие деньги, почему имеют право требовать исправности и внимания к делу даже со стороны телефонных «барышень».

На телефоне должны служить не нервные, капризные барышни, а труженицы, понимающие, что принятые на себя обязанности должны исполняться добросовестно».

Жалобы на неудовлетворительное состояние в Тюмени телефона продолжали раздаваться, но порядки не улучшались.

Не помогло даже обращение Тюменской городской Думы к тобольскому губернатору с просьбой об улучшении телефонной сети в Тюмени.

26 февраля 1913 г. на заседании городской Думы было доложено о результате ходатайства по устранению недостатков телефонной сети в Тюмени.

Происшедший в 1913 г. вопиющий случай на Тюменской телефонной станции окончательно переполнил чашу терпения не только пользователей телефонов, но и телефонного начальства.

Чрезвычайное (по тем временам) происшествие. Почтово-телеграфный чиновник VI разряда Раиса Тюлькина 21 марта позволила себе «...во время дежурств: подслушивать абонентные переговоры в течение 5 минут, не обращая внимания на вызывающих в то время абонентов».

Когда же пойманному с поличным чиновнику VI раз ряда было сделано замечание, то она заявила «с неспокойным характером»: «Эти абоненты хотят опять жаловаться на меня, что якобы не слежу за ихними отбоями».

Заведующий телефонной сетью в Тюмени Боборыин обратился с рапортом к начальнику Омского почтово-телеграфного округа с просьбой «для примера уволить Тюлькину от службы или же наложить на нее самые строгие меры наказания».

Тюлькина была уволена, однако и Павел Александович Боборыкин также пострадал.

Решением начальника Омского почтово-телеграфного округа заведующий телефонной станцией и сетью «как заявивший себя несоответствующим по некорректному обращению с абонентами и непринятию мер к удовлетворению обслуживающих» переводился им на «несамостоятельную должность» и взамен его назначался другой.

28 мая 1913 г. заведование телефонной сетью в Тюмени принял младший механик Войвод. И если замена Боборыкину нашлась сразу, то замену Раисе Тюлькиной пришлось искать больше трех месяцев. Кто-то не подходил по состоянию здоровья, а вот мещанка Анфиса Щекотова и дворянка Анна Юцевич не прошли на эту должность «за малым образовательным цензом». Лишь в ноябре 1913 г. наконец вакантная должность была занята Павлой Ермаковой.

Много воды утекло с тех пор, изменилась телефонная техника, в чем-то изменились и мы, но очень современны сегодня слова И.Я. Словцова, сказанные им более ста лет назад: «...Наиполезнейшая вещь, эти телефоны! Подумайте сами, за сто рублей можно целый год, не выходя из своего кабинета, пользоваться приятной беседой добрых друзей. Ведь это выходит за 30 копеек в сутки посредством телефона-то можно торговать, лечить, администрировать, кляузничать, давать адвокатские советы, сплетничать, позравлять с праздниками, с именинами, сзывать гостей на чашку чая, на рюмку водки, на «винтик» – и не перечтёшь всех благодеяний чудесного изобретения».


* * *

Когда в 1922 году хоронили Александра Белла, его память почтили своеобразной минутой молчания: все телефонные разговоры в США вдруг прекратились. В ту минуту молчало более 13 миллионов телефонов.