Тычковка, Сараи, Потаскуй… Из истории тюменских окраин XIX – начала XX вв.
С. Н. Кубочкин
ОТДЫХ ПО-ТЮМЕНСКИ
Потеха делу не помеха.
Русская пословица
Тюмень – город промышленно-торговый. Издав на здесь получили развитие промыслы и ремесла, некоторые из них позже стали основой фабрично-заводской промышленности. Тюмень называли сибирским Лионом. Город славился своими кожевенниками, резчиками по дереву, умельцами пивоварами, колокольных дел мастерами, судостроителями, мастерами чугунного литья, тюменские печатные издания всегда отличались изысканностью оформления и шрифтов даже перед губернскими изданиями. Славу нашему городу принесли тюменские ковры. Тюменцы умели работать и с произведениями своего труда участвовали на региональных, всероссийских и всемирных выставках, и не просто участвовали, но получали награды.
Заботой и капиталами тюменского купеческого сословия в городе были построены больницы и родильный дом, училища и сиропитательное заведение, театр и библиотеки.
Тюменцы славно работали и отдыхали с весельем, удальством и размахом. Развлечений и зрелищ у наших предков было ничуть не меньше, чем сегодня. Театр и кинематограф, цирк и музыкальные вечера, маскарады в приказчичьем клубе и катание на коньках, гулянья в Загородном саду и праздник «Ключ», праздник «Незабудка», кулачные бои и бега на ипподроме – это не считая общенародных и христианских праздников.
Некоторые из развлечений старой Тюмени уже описывались в краеведческих изданиях и периодической печати, другие почему-то не попадали в поле зрения краеведов.
В Тюмени вплоть до 20-х годов XX столетия устраивались кулачные бои, которые обычно проходили зимой на льду Туры. В боях, проходивших между районами города, сходились Большое городище и Малое, Затюменка и Зарека, Тычковка и Потаскуй.
Традиции кулачного боя существовали на Руси испокон веку, когда устраивались общенародные игрища, проходившие в дни славянских празднеств.
Кулачный бой существовал в трех видах: один на один («сам на сам»), стенка на стенку и «сцеплялка-свалка». Самыми любимыми и широко распространенными были кулачные бои стенка на стенку. Участвовали в боях с детских лет. Подростки взрослели, но ходить в кулачной стенке продолжали. Не забывали этого дела и тогда, когда в волосах уже начинала поблескивать седина. Рядом в «стеношном» строю плечом к плечу с ними теперь становились их взрослые сыновья.
В кулачных боях азартно дрались многие известные в России люди: Владимир Гиляровский и великий Шаляпин, Леонид Леонов и Сергей Есенин...
В книге «3000 верст по рекам Западной Сибири» А.А. Павлов лишь в нашем городе отметил эту поразившую его склонность тюменцев к кулачной забаве.
«...При массе ремесленников и рабочих, город до сих пор сохранил особенность почти исчезнувшую в больших фабричных местностях Европейской России, – кулачный бой.
С осени до Рождества, по воскресеньям, кулачные бои происходят в двух частях города одновременно, причем бойцы разделяются по местностям города, или улицам. Обычаи боя такие же, как и везде, где он остался или существовал. Бой начинается с ребятишек – зажигальщиков и кончается взрослыми.
Большею частию в боях участвуют мещане-ремесленники, но рабочих с заводов немного. Прежде, даже очень недавно, пробовали в боях свою силушку купеческие дети. Ныне ни купцы, ни приказчики не принимают участия в боях, их тянет к развлечениям более легким, хотя чуть ли не также убыточным для здоровья – буфетным.
Замечательно, что не слышно ни об одном несчастном случае во время боя, хотя без увечий дело не обходится. На это никто из бойцов никогда не претендует. Летом кулачных боев не бывает. Они заменяются борьбою».
Однако в газете «Вестник Западной Сибири» отношение к кулачным боям выражалось совершенно другое.
«Тюменская «вольница»
Старожилы хорошо помнят ее.
Особенно кулачные бои на Туре-реке.
Когда «Гора» ходила на «Заречье».
Или «Заречье» на «Затюменку».
И самым страшным образом избивало
Друг друга в кулачных боях.
До полусмерти или серьезного увечья. 261
Избитые ходили всю жизнь со следами
Кулачных боев на голове
Или в ребрах до самой смерти...»
При кулачном бое, в зависимости от своей силы, бойцы становились в определенном порядке, в одну или две шеренги, при этом учитывалось расположение сил противника. Продвигаться следовало всем «единым фронтом», или «широким плечом», не допуская разрыва своей линии, так как прорыв неприятеля разъединял бойцов, ставил их в невыгодное положение.
Иногда выделялись резервы, скрытые от противника и вступавшие в бой лишь в решающий момент, по типу засадного полка. Начинался кулачный бой так же, как настоящие сражения: лишь постепенно вводились в дело все более сильные отряды. Первыми выходили ребятишки, затем подростки, парни, а уж потом – взрослые мужчины. Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей, символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют».
Если в Европейской России в некоторых местностях до начала XX века кулачные бои были распространенным развлечением, то в сибирских городах такие забавы были нечасты. В 1884 году газета «Восточное обозрение», издававшаяся с 1882 года в Иркутске, писала: «...интересная корреспонденция из Тюмени... До сих пор существуют старинные кулачные бои, повторяющиеся каждое воскресенье. В них иногда участвуют местные купцы; бой происходит зимой на реке Туре. Тяжело раненых тотчас же увозят в больницу».
Городские власти пытались бороться с кулачными бойцами, но безуспешно. «Несмотря на все старания местной полиции искоренить традиционные бои по воскресеньям, кулачная расправа продолжает процветать. Полиция преследует бойцов в одном месте, они находят другое и т.д. В настоящее время каждое воскресенье и праздник устраиваются кулачные бои в трех местах. В последнее воскресенье нам удалось присутствовать в первый раз на бое близ кирпичных сараев. Горячего боя мы не видали, а видели только его начало, когда дрались ребятишки лет 9-12, за ними уже выступают и большие. Когда в бой вступают 50-60 человек, то образуются две стенки; задача бойца – пробить стенку противника и выйти на свободу, сделать в стенке улицу; каждая стенка старается гнать как можно далее своих противников».
«Воинственный дух тюменцев еще не совсем умер. Кулачные бои кажется снова хотят возродиться... Лет 10 тому назад эти бои принимали грандиозные размеры, но благодаря вмешательству полиции они постепенно уничтожились, теперь же снова каждое воскресенье, на задах Большого городища, собираются любители кулачной расправы. Начинается обыкновенно с мальчишек, но в конце концов в рукопашную вступают и взрослые, и старцы убеленные сединами. Не мешало бы пока не разросся бой до больших размеров, уничтожить его в самом начале».
Известный тюменский спортсмен Николай Васильевич Калугин, ставший в 1921 году первым чемпионом Тюменской губернии по лыжным гонкам, так написал в своих воспоминаниях о кулачных боях в Тюмени в начале XX века.
«Нельзя не сказать об удалой старинной забаве, о кулачных боях, затевавшихся, обычно, в зимние праздничные дни. В полюбовной драке сходились бойцы район на район: Затюменка с Заречьем, Тычковка с Сараями. С обеих сторон сходилось до сотни бойцов.
Как-то мой сосед, парень лет двадцати, сманил меня посмотреть на бой. Бой был на льду реки Туры, за монастырем. Мы пришли вовремя, к началу схватки.
Драку начинали ребятишки лет двенадцати-четырнадцати, потом входили в «операцию» ребята постарше, потом парни и мужики-бородачи. Дрались ожесточенно, по существующим неписаным правилам: голой рукой и лежачего не бить.
Не вытерпев накала обстановки, мой сосед, наказав мне смотреть за его курткой, бросился в драку. Вскоре Заречная сторона осилила наших, и началось отступление с боем. Помню, я настолько перепугался (мне было лет семь-восемь), что оставил куртку и без оглядки убежал домой. Говорили, что разнимать дерущихся приезжали пожарные, поливая из брандспойтов холодной водой. Наверное, это было для них потехой, а не мероприятием по наведению порядка».
В «Сибирской торговой газете», выходившей в Тюмени в начале XX века, часто можно было встретить в разделе «Хроника» краткие заметки о кулачных боях.
«Любители сильных ощущений для начала устроили на реке Туре, около казенной пристани, свои развлечения – кулачные бои. 21 ноября кулачный бой был разогнан полицией».
Или: «Любители сильных ощущений не унывают и бой 7 декабря был вновь на реке Туре против Троицкого монастыря».
Бывали случаи, когда кулачных бойцов собиралось несколько сотен человек, как случилось, например, 25 сентября 1904 года, и городская газета в разделе «Хроника» это отметила.
«В последнее воскресенье, за городом, – вблизи ипподрома, был грандиозный бой, с обоих сторон принимало участие не менее 600 человек – много было окровавленных физиономий; бой был прекращен мерами полиции».
Одним из известных тюменских кулачных бойцов, выступавшим за Городище, был Павел Петрович Митинский. Приехав в Тюмень в конце XIX века, Павел Петрович работал печатником в типографиях Глускина и Высоцкой. Был мастером высокого класса, даже получал приглашения на работу из других городов Тобольской губернии. Работа в типографиях была тяжелой, но в выходной день не лежали на печи, старались отдохнуть активно. Павел Петрович любил поиграть на гармони, пел в церковном хоре Знаменской церкви, а иногда по воскресеньям надевал свои кожаные рукавицы и отправлялся на туринский лед. Ходили поболеть за своих мужей и жены с детьми. Зрителей собиралось очень много: родственники, знакомые, соседи, да и просто зеваки – зрелище было впечатляющим и захватывало публику, которая криками подбадривала бойцов своего района.
В 30-е годы XX века кулачные бои практически отошли, ни в прессе того времени, ни в воспоминаниях современников найти свидетельств об этом развлечении не удалось.
Ещё одно забытое развлечение – праздник «Ключ», история возникновения которого доподлинно неизвестна. И. Завалишин о «Ключе» писал так:
«В девятое воскресение по Пасхе издавна учреждено в Тюмени народное гулянье, на, так называемом, «ключе». Родник этот на западной стороне города. Начало празднования на «ключе» относится к самым первым годам XVII столетия. Прежде был к нему крестный ход из Архангельской церкви, но теперь отменен. Это гулянье дает живое понятие о Тюмени и ее жителях, да и вообще о Сибири, которую воображают в Европе и в России такой дикой и страшной. Богатые экипажи и кровные лошади купцов, пестрые и нарядные толпы народа, всюду русские песни – придают этому гулянью большое одушевление. Заметим при этом, что в целой Сибири племенных и исторических сибирских песен нет. Подобно американским колониям Европы, сюда все занесено из отечества: язык, вера, обычаи, нравы, даже песни, даже пословицы и поговорки. Великих исторических переворотов в Сибири не было, потому и песни ея не самобытные выводы из ее местности, а навеяны ей общей матерью, Русью».
«Сибирская торговая газета» также отмечала, что это очень старый праздник.
«В прошедшее воскресенье был традиционный «Ключ» с его весельем и безобразиями. «Ключ» ведет свое начало чуть ли не с основания Тюмени, и из года в год, по крайней мере, простонародьем празднуется торжественно.
Уже с утра было заметно усиление движения публики за город, ближе к ипподрому, где истые предприниматели успели понастроить примитивные балаганы с очагами, для изготовления «по дешевым ценам» блинов и оладий, которые тут же на грязнущих тарелках предлагали желающим полакомиться, – «весельчак-петрушка» и его всегдашние спутники: дети с каучуковыми костями, клоуны и т.п. – тоже не приминули воспользоваться «зашибить» маленько деньжонок, явился и «ворожейный аппарат» и «аниральная панорама» и т.д. и т.п. – всего и не перечесть. Народ веселился вдоволь. Пьянство можно сказать повальное, хотя как говорят, безобразий, драк и т.п. в этом году было гораздо меньше.
...К восьми часам вечера площадь за городом опустела; на месте балаганов остались одни только колья и уныло развивающийся флаг, да пяток-другой успокоившихся на лоне природы пьяных, свидетельствовали о том, что здесь что-то было, чему-то вдоволь возливалось».
С.И. Карнацевич в своих воспоминаниях о жизни старой Тюмени писал: «...запомнился праздник, называемый в народе «Ключ». Этот праздник был на 9-ю пятницу после Пасхи. Место празднования было за двумя логами Городища, где будто бы открыт был целебный ключ. В этот день там был устроен целый ряд бараков для торговли съестными товарами и детскими игрушками (пушки из дерева с шомполами, стреляющие горохом, картошкой). Торговали очень бойко так называемыми «пражениками». Это тушеными брюквой, калегой, ирюком, грушами, яблоками. Тут же в одном бараке жарили оладьи, лепешки по 2 копейки пара».
Сообщение «Сибирской торговой газеты» 1906 года: «Завтра будет народный праздник под названием «Ключ», празднуемый на Большом Городище уже много лет на площади за домом трудолюбия. На площадь выезжают торговцы с разным бакалейным товаром, фруктовыми водами, квасом и т. д., а также с горячими пирожками, блинами, преженцами. Бывает «петрушка». Продаются разные простые детские игрушки. Народу бывает много и главным образом простонародье».
На площади, где проходил праздник, накануне устанавливали «гигантские шаги» для детей, тут же строили летний цирк.
«30 мая на Большом Городище на площади, носящей название «Ключ» было народное гулянье. Был устроен г. Костоусовым балаган-цирк, в котором были акробатические представления и пелись «фривольные» песни, которые были с гоготаньем приняты пьяной публикой.
Публики на «Ключе» было много, были балаганы со съестными припасами, конфектами, пряниками и фруктовой водой. Скандалов ныне не было, что крайне удивительно».
Большой популярностью у тюменцев пользовался цирк, который вначале был составляющей праздника, но позже устраивался самостоятельно.
В 1900 году в Тюмени с гастролями выступал известный цирковой артист Дуров с дрессированными животными.
В июне 1903 года «Сибирская торговая газета» писала: «Постройка цирка г. Стракай уже началась на Ярмарочной площади; цирк будет летнего типа; стены деревянные под брезентовым куполом».
Первое представление в цирке товарищества Э. Стракай состоялось 23 июня 1903 года и «собрало массу публики, пустовало только до десятка мест в первом ряду, программа была составлена очень разнообразно и интересно.
Публика много аплодировала всем исполнителям без различия. Лошади очень хорошо дрессированы, прекрасно дрессированы и собаки у китайца г. Чен-Мен-Чу, хороши и клоуны «рыжий» и Легалов, смело ездит гротеск г. Говорин, ревнительно работает турник г. Зубрицкий». «Дебютировал геркулес г. Бейнарович, очень недурно исполнили 6 артистов мраморные группы по оригиналам наших известных скульпторов... Прекрасно ездили жокейскую Анна Стракай и гротеск – Виктор Стракай, кор-де балет очень недурно протанцевал матросский танец.
24 июня впервые дебютировал на свободе верблюд, замечательно хорошо дрессированный; хороши были в этот вечер клоуны Егоров – «рыжий» и Легалов, они вдоволь насмешили публику».
В 1906 году та же «С. Т. Г» писала: «11 июня было первое представление в цирке В. Т. Соболевского. Первое представление в цирке, несмотря на плохую дождливую погоду привлекло многочисленную публику, масса публики, не получив билетов, разошлась по домам... Вообще в первом представлении в цирке все номера были исполнены недурно.
Не мешало бы дирекции цирка обратить внимание на крыши цирка, чтобы в следующий ненастный день не было «протекции», а также и на мебель в буфетах, которая окрашена клеевой краской и поэтому пачкает платье лиц, дерзающих сесть на эти стулья».
Устроители цирка, стремясь привлечь как можно больше публики, проводили в цирке розыгрыши подарков. Тюменцы, азартные по натуре, настолько увлеклись приманкой циркачей, что городские власти были озадачены тем, что в ломбарде участился заклад вещей. Срочно были приняты меры, запрещающие устроителям цирка разыгрывать лотереи.
«Заведующий городским ломбардом доложил городскому Голове, что в течение последнего времени заметен очень большой наплыв в ломбард мелких закладов, что для Тюмени в летнее время – явление ненормальное; из разговоров с клиентами выяснилось, что одной из причин этого явления служит цирк с его подарками, которые очень приманивают публику.
Городской Голова обратился поэтому с запросом к исправнику, прося его не разрешать более розыгрыша подарков в цирке...».
В конце XIX – начале XX вв. по российским городам часто в составе цирковых трупп гастролировали дети с феноменальными физическими данными. Не миновали они и Тюмень. Объявление 1903 года в городской газете: «Со вчерашнего дня в доме Ядрышникова по Царской улице демонстрировались два феномена, самые полные и самые сильные дети в мире: Адольф 12 лет, весит 8 пудов и Фредерик 10 лет – 6 пудов 26 фунтов». Там же можно было купить фотографию демонстрируемого чуда. Но были и свои чудо-богатыри, свидетельством тому является фотографическая открытка с гордой подписью «Сибиряк», запечатлевшая юного силача.
Со временем такие многолюдные развлечения тюменцев, как кулачные бои и праздник «Ключ», отошли в прошлое и забыты большинством сегодняшних жителей нашего города. Для нас эти забавы остались лишь в воспоминаниях очевидцев и коротких заметках старых газет.