Тычковка, Сараи, Потаскуй… Из истории тюменских окраин XIX – начала XX вв.
С. Н. Кубочкин





МОСТ НА СТРИКОВСКОЙ[283]


Хоть раз в жизни каждый тюменец проходил или проезжал по мосту, ведущему к вокзалу, что на Первомайской улице. Но, наверное, мало кто знает, что у этого моста длинная история, начало которой было положено еще в XIX веке.

Железная дорога пришла в Тюмень в 1885 году. Торжественное открытие движения по Екатеринбурго-Тюменской железной дороге состоялось 6 декабря в Екатеринбурге, в этот же день в Тюмень отправился поезд, начав тем самым регулярное движение по участку железной дороги Екатеринбург–Тюмень. Этому предшествовали многолетние дебаты по строительству дороги от города к железнодорожному вокзалу.

Дело в том, что город Тюмень в силу своего географического положения оказался отделенным от железной дороги логом с протекавшей по нему речкой Тюменкой. Для того чтобы благами железной дороги можно было воспользоваться, от вокзала до города необходимо было построить подъездной путь.

В Государственном архиве Тюменской области хранятся документы, свидетельствующие, что ещё в 1876-м и 1881 годах при производстве правительственных изысканий по устройству Екатеринбурго-Тюменской железной дороги инженерами Лестушевским и Мациевским было предложено устройство подъездного пути от городской станции железной дороги в город Тюмень по направлению к Большому городищу до Гостинодворной площади. Такое предложение соответствовало нуждам города и было одобрено постановлениями городской Думы от 1 августа 1876-го и 25 августа 1881 годов. Затем, при новом рассмотрении вопроса о дороге к железнодорожному вокзалу, Тюменская городская Дума в своем постановлении от 1 мая 1884 года решила: «просить железнодорожное управление об устройстве двух подъездных путей: одного, ранее намеченного, мимо дома Трусова к Гостинодворной площади и другого к Базарной площади».






Первый и, как считали гласные Тюменской городской Думы, главный путь мог бы проходить по направлению к Большому городищу через речку Тюменку, по Трусовскому переулку (ныне ул. Перекопская), мимо дома Трусова, до Гостинодворной площади. В тогдашнем центре города Трусовский переулок уже имел деревянный мост через лог. Правда, мост был старым, и тюменцы надеялись, что за казенный счет в городе будет построен новый земляной мост через лог. Городское управление планировало даже произвести снос строений в районе предполагаемой дороги.

Второй подъездной путь предполагалось сделать по Голицынской улице до Базарной площади также с мостом через лог. Просьба эта была вызвана и мотивирована растянутостью города и сравнительной недостаточностью одного построенного пути.

Рассмотрев это ходатайство городской Думы, Временное управление казенных железных дорог отклонило устройство на казенный счет пути мимо дома Трусова из-за значительной протяженности и дороговизны его постройки, но приняло на себя устройство моста на пути по направлению к Базарной площади. С этим заключением Временного управления согласился министр путей сообщения.

Настаивая на постройке дороги через Большое городище, городская Дума имела в виду «общее удобство, общий интерес всех частей и жителей города, а не одной его окраины»...






К июлю 1885 года подъездной путь к Базарной площади с деревянным мостом через лог был построен, однако по компромиссному варианту – мост через лог выходил не на Голицынскую улицу, а на Стриковскую, т.е. по направлению к тогдашнему центру города.

На заседании городской Думы констатировалось, что город имеет в настоящее время один подъездной путь к железнодорожной станции «Тюмень», который связывает эту станцию только с окраиной города. Центр города, заречная и затюменская его части оказывались весьма отдаленными от железной дороги. Между тем в этих именно частях города были сосредоточены торговля и промышленность Тюмени.

Поэтому привоз товаров в город со станции «Тюмень» и вывоз таковых из города на эту станцию, а также въезд и выезд из города проезжающих по железной дороге были затруднительны.

Но пожелания тюменцев остались только на бумаге. Железнодорожное ведомство при строительстве дороги от вокзала руководствовалось не в последнюю очередь минимумом затрат. Об этом свидетельствует акт о состоянии моста от 15 декабря 1886 года: «...мост этот в настоящем своем виде хотя и может быть признанным пока благонадежным, но ввиду того, что он уже теперь должен считаться не временным и служить значительному передвижению обозов, мы считаем необходимым с весны же будущего 1887 года приступить к некоторым исправлениям, а отчасти и укреплению, а именно:

1) Сделать новую настилку.

2) Поставить новые перила.

3) Средние пять поперечных рядов свай раскосить крестовинами из пластин с прибивкою их к сваям шпилями».

В 1887 году министром путей сообщения было удовлетворено ходатайство Тюменского городского общества о строительстве шоссе от железнодорожного вокзала до моста за счет казны.

Сооружение же дороги от моста к Базарной площади возлагалось на городские власти. Но денег в городской казне на это не нашлось.

Шло время, деревянный мост ветшал, в то время как грузооборот через него все увеличивался. Гласные Тюменской городской Думы, обеспокоенные состоянием моста, на своем заседании 2 мая 1900 года рассмотрели вопрос «о постройке вместо существующего через овраг по дороге из города к станции «Тюмень» ветхого деревянного – земляного моста».

По смете, составленной исполняющим должность городского архитектора К. Чакиным, сооружение земляного моста с деревянной трубой для пропуска воды обходилось в 1 1703 рубля. Смета включала следующие статьи расхода:

«1) Забивку свай в количестве 186 штук;

2) Работы по сооружению трубы;

3) Устройство тротуаров, перил;

4) Навалка земли в насыпь;

5) Укладка дренажа, выстилка русла ручья, выстилка дерном откосов насыпи;

6) Полировка откосов насыпи».

Предполагалось, что требуемое в насыпь количество земли будет безвозмездно доставлено с казенного винного склада.

Лишь в 1908 году Тюменская городская управа вернулась к вопросу о вокзальном мосте. Вниманию членов управы был предложен доклад заступающего место городского головы В.А. Копылова.

По осмотру, произведенному Тюменской управой совместно с городским архитектором, состояние деревянного моста, находящегося на овраге на пути к железнодорожному вокзалу, «возбуждает весьма серьезные опасения, настилка моста пришла в негодность, скрепления также весьма ненадежны, почему представляется необходимым безотлагательно принять меры к сооружению нового земляного моста».

По мнению городской управы, смету 1900 года можно было принять к руководству, и «хотя цены на рабочие силы возвысились, но земляные работы можно выполнить дешевле, при пользовании находящейся вблизи землей. Признавая положение существующего моста весьма опасным, городская Управа полагала бы ныне же приступить к работам по сооружению нового земляного моста рядом с существующим, потребный же для сего расход отнести на экономию, образовавшуюся в сумме до 10500 рублей по смете текущего года, вследствие заготовки дров из городских дач, а недостающую сумму внести в смету 1909 года».

Для контроля над сооружением нового моста и других строительных работ, согласно ст.ст. 103-104 Городового Положения, необходимо было избрать исполнительную комиссию, которая и была избрана в собрании городской Думы 12 июня 1908 года. В комиссию вошли гласные А.М. Ратанов, М.А. Брюханов, А.Ф. Аверкиев, Н.Т. Горбунов и А.Ф. Обрубов.

В этот же день начальнику 8-го участка Пермской железной дороги поступило письмо из Тюменской городской управы с просьбой «не отказать принять участие в осмотре деревянного моста на овраге по пути к вокзалу для определения степени его надежности»...

К осмотру моста были привлечены инженеры А.В. Ступалов, Г.И. Горбунов, Ф.Э. Вардроппер.






Прибывшие 20 июня 1908 года начальник 8-го участка Пермской железной дороги А.Н. Филонов, инженер путей сообщения А.В. Ступалов, заступающий место городского головы В.А. Копылов, члены комиссии и городской архитектор К.П. Чакин осмотрели мост и нашли, что он «пришел в совершенную ветхость, почему ремонт его представляется невыгодным», а потому было признано необходимым:

«1) В нынешнем же году приступить к постройке земляного моста с каменной трубой чрез овраг, немного левее в сторону от настоящего моста, ближе к Голицынской улице;

2) Ввиду опасного состояния моста теперь же прекратить на нем движение тяжестей, которые направлять по дорогам чрез земляные мосты: мимо тюремного замка и по Трусовскому переулку...».

Смета, составленная городским архитектором К. Чакиным 25 июня 1908 года, включала в себя следующие пункты.

«1) Привезти в насыпь земли 1370,44 куб. сажен по 3 руб. = 411,32 руб.;

2) Настлать мостовой из 2-х вершковых плах 138 кв. саж. по 5,5 руб. = 759 руб.;

3) Тротуар шириной 0,6 саж. – 736 руб.;

4) Одерновать откосы 600 кв. саж. – 300 руб.;

5) На непредвиденные расходы – 177,18 руб.;

6) На укладку водопроводных труб 60 по 10 руб. = 600 руб.;

Итого 6683,5 рубля».

Инженером Филоновым отдельно была составлена смета на сумму 9800 рублей на постройку каменной трубы для нового земляного моста.

Но, видимо, находились более важные дела, более срочные и необходимые платежи из городского бюджета, который и так-то был невелик. Строительство нового моста все откладывалось.






Лишь 11 июня 1911 года собралась комиссия в составе уже нового городского головы П.И. Никольского, тюменского уездного исправника Н.Е. Скатова, членов технической комиссии инженера Г.И. Горбунова и Н.В. Кузьмина, членов городской управы М.И. Карташева, И.Г. Шиленкова, А.Д. Нестерова и городского архитектора К.П. Чакина. В результате произведенного осмотра вокзального моста было объявлено, что «в средних главных устоях сваи при поверхности земли подгнили, а также подгнили продольные и поперечные брусья при поверхности земли, поставленные в 1903 году подкосы в средней части при проезде дают колебание, в береговых устоях подгнили подкосы в месте соединения их с подушками, в городском устое нет одного подкоса и стояка. В некоторых местах ослабли подкосы в соединениях, продольные и поперечные брусья в верхнем строении сгнили – почему комиссия решила под 2 главные устоя подвести городки, к сваям поставить подкосы по центру моста...». Комиссия признала мост ветхим. На основании этого заключения городская Дума, не имея средств на строительство нового моста, решила обойтись ремонтом старого.

Решение было единодушным, гласные надеялись, что отремонтированный мост может простоять по крайней мере три года, в течение которых образуются капиталы из попудных сборов для постройки нового моста.

Предполагалось, во-первых, «произвести ремонт вокзального моста, согласно указаний комиссии, производившей его осмотр, и на основании составленной городским архитектором сметы, выражающейся в размере 2600 рублей 92 копеек».

Во-вторых, «на время ремонта моста прекратить езду по нему с тем, чтобы следующие на вокзал пассажиры и грузы должны быть направляемы в объезд или по земляному мосту, или возле тюрьмы».

22 июня 1911 года городской голова Павел Иванович Никольский направил тюменскому уездному исправнику письмо, в котором писал, что требуется крайняя осторожность в проезде по мосту, а городская управа просила исправника «сделать распоряжение об усилении надзора со стороны чинов полиции за тем, чтобы езда по этому мосту, согласно существующих правил производилась шагом и по возможности без скопления на мосту нескольких экипажей».

Ремонт моста был сделан, и 18 июля 1911 года собралась приемная комиссия. В составе комиссии были городской голова П.И. Никольский, члены городской управы – Д.Т. Горбунов и А.Д Нестеров, члены строительной комиссии – инженер Г.И. Горбунов, Н.Д. Машаров и А.П. Шитоев, городской архитектор К.П. Чакин, а также подрядчик Ф.П. Мельников.

Комиссия, осмотрев отремонтированный мост, убедилась, что под главные два устоя были подведены городки; поставлены подкосы, скрепленные вверху по стоякам болтами; в устоях положены в землю прогоны, в которые установлены новые подкосы; балки под мостовой заменены новыми; старые мостовые заменены новыми в два пласта; поставлены перила и настланы новые тротуары; нижняя мостовая и городки осмолены.

Мост был признан прочно отремонтированным, а открытое по нему движение – вполне безопасным. Мост простоял еще четверть века.

Новый земляной мост, о котором так долго говорили, все же построили, только без каменной трубы и несколько левее старого деревянного, как предусматривалось проектом 1908 года. Тупиковая когда-то Голицынская, а позже Первомайская, улица напрямую соединила город с вокзалом. Точную дату постройки нового земляного моста установить пока не удалось, но построен он был уже в 30-е годы, незадолго до войны, а в 1999 году этот земляной мост был капитально отремонтирован.

Сегодня можно признать, что решение железнодорожного ведомства, принятое более ста лет назад, по строительству моста от вокзала к Базарной площади, тогдашней окраине города, вопреки мнению тюменцев, оказалось удачным, и ныне кратчайший путь связывает вокзал с центром города.