Пастуший стан
С. Б. Шумский






ПРИЗЫВАЮ К ДОБРУ


«Добро должно быть с кулаками», – сказал современный поэт Станислав Куняев.

Фраза эта вызвала много споров в печати, каждый толковал ее по-своему, а некоторые «защитники добра» просто негодовали: как так – добро и с... кулаками.

Но давайте взвесим понятия – добро и зло. Что это такое в конкретном проявлении, кто несет нам данные начала, где, в чем и в ком они заложены? Некоторые умы склонны считать, что зла как такового вообще не существует, а есть отсутствие добра, то есть проявление недоброты. Ф. Ницше в сакраментальной своей философии сделал попытку вовсе отодвинуть эти понятия «по ту сторону добра и зла»,

А что там – «по ту сторону»?

С. Куняев же выразился метафорически, а всякая поэтическая животворная метафора одушевлена конкретикой: добро в самом деле должно быть активным и проявляться в любой человеческой деятельности – государственной, духовной, творческой, житейско-бытовой. Добро просто необходимо нам как воздух, как свет, как Божья благодать, без него, без доброго замысливания, не может жить государство, страна, семья, душа человека. Ибо всеми нашими помыслами движет, должна двигать любовь. А любовь – сила духа, зло – сила ненависти.

Поэтому в куняевской фразе, ставшей крылатой, заложен положительный заряд: добро призвано править миром, а со злом или преднамеренной недобротой следует бороться. И Иисус Христос принес в мир меч, то есть призывал к силе разумной власти, которая сумела бы отстоять добро в душе человека и в обществе даже силою меча, «ибо иго мое благо, а бремя мое легко». «...Милости хочу, а не жертвы». А говоря словами И. Ильина – «в страданиях мудреет человечество».

Добрым путем Бог правит, доброму Бог помогает. И откуда вред, туда и нелюбовь, – гласит народная мудрость.

Прошлой весной, в пасхальную неделю, мы, группа тюменских писателей, провели два вечера памяти поэта Владимира Белова в Аромашевском районе, на его родине.

Владимир прожил Христов век – тридцать три года. Из них более двадцати – в инвалидной коляске. Двенадцатилетним парнишкой помогал деду пилить дрова и попал по неосторожности под падающую березу, травмировал позвоночник.

Трудную, мучительную жизнь прожил, единственную радость, свет давала поэзия, которой он увлекался с детства. Ну и друзья. Они приносили тепло, отдохновение в его скромную тюменскую квартиру, а он им дарил стихи – добрые, пронзительные, грустные, ироничные:

Стою у шаткой городьбы,
Уходит день свежо и тало,
Еще одна весна судьбы
Меня на родине застала.

В. Белов знал цену своим стихам, хотя при жизни у него не вышло ни одного сборника, творил на пределе возможного и совершил, можно сказать, подвиг мужества в жизни и в стихах. Стихотворный сборник его выпустили друзья С. Комаров, В. Захарченко многие годы спустя после смерти.

Похоронен поэт по его завещанию на родине в деревне Кусеряк – рядом с могилой своего деда.

Школьники соседней деревни Новоберезовки с увлечением относятся к проникновенной, светлой поэзии своего земляка, который учился в этой школе. Многие ребята и сами пишут стихи, проводят интересные литературные и музыкальные вечера. А летом все дружно трудятся на школьных садовых и полевых участках, выращивают на всю зиму овощи, фрукты и ягоды – нас угостили вкусным обедом, и мы сами убедились в этом. Директор и педагоги в один голос уверяли нас в том, что в школе просто отсутствуют на уроках разговоры о дисциплине и конфликтах – учащиеся решают их сами собой.

Действительно, лица ребят излучали свет добра, потому что это дети Природы в самом первозданном ее виде – с широкими сибирскими просторами, белыми березовыми рощами, тихими речками и прудами, красоту которых воспел поэт Белов. Природа учит и врачует от всяких намерений недоброты и в себе и для других – таков закон ее величия для всего живого на земле и прежде всего для человека, умеющего ее украшать и облагораживать.

«Весь мир лежит во зле». – пророчествовал Иоанн Богослов.

«Делающие зло истребятся». (Псал. 36, 9)

Самое страшное проявление недоброты – это когда носитель зла пытается внедрить свои намерения любыми средствами и способами в социальную сферу, в так называемое общественное сознание или в область наших эмоций и умонастроений.

Есть в нашей писательской среде один такой бациллоноситель злого действа (злодейства), который внешне пытается жить литературными интересами (освоил технику рифмачества), чахнет от зуда лжепатриотизма, а на самом деле в любых замыслах и поступках – доносчик, клеветник и злопыхатель. Фамилию его называть не стану, так как за ним давно закрепилась собирательная кличка – Доносов. Приобретя в наше разгульное время газету в свое частное владение, Доносов клевещет в ней из номера в номер на все и на всех, наводит хулу на самого Господа Бога, уподобив Его Величие тени некоего отщепенца, а по сути – дьявола. И делает это Доносов, многие убедились, по одной причине – его не раз коллектив дружно отвергал при избрании на руководящую должность, куда он рвался с дикой, можно сказать, болезненной страстью. Коллективный разум все-таки есть: злому человеку власть давать нельзя – горьких примеров истории большой и маленькой более чем достаточно.

И это как раз тот случай, когда зло – природная, если хотите, генетическая склонность одного человека столь вредоносна для многих других.

Русский великий мыслитель XX века И. Ильин в своей книге «Путь к очевидности» подчеркивал: «Всякий добрый добр не только «про себя», но и для других, всякий злой, – даже если он злится только «про себя», – зол и вреден, и ядовит для всего человечества».

Очевидная и много раз проверенная историей истина. Но лучше всего выразил наше отношение к этим двум началам человеческого бытия Филарет: «Одоление смуты личного врага своего прости, врагов Отечества сокруши, а врагов Божьих гнушайся».

Мне в моей жизни часто везло на добрых людей. А испытывать доброту других, особенно близких тебе по духу людей – это действительно великая радость.

Более четверти века мы дружны с Лидией Нестеровной Суриной – прекрасной женщиной, разносторонне одаренным человеком, великодушной и умной. Недавно демонстрировалась персональная выставка Лидии Нестеровны – вышитые иконы, картины, портреты, скатерти, салфетки. Эти работы ювелирной тонкости восхитили всех посетителей, покорили глубиной душевного порыва.

Но Лидия Нестеровна не только художник, она еще и кандидат биологических наук, автор нескольких книг по лекарственным растениям. С рукописью ее первой книги мне как редактору посчастливилось работать.

Лидия Нестеровна – большой знаток трав, многие годы преподавала в Тюменском мединституте, она переняла и переосмыслила в своих книгах и публикациях опыт еще одной великой травницы, к сожалению, умершей в начале восьмидесятых годов, – Ирины Федоровны Спиридоновой. Часто мы в летние месяцы ездили вместе по окрестностям Тюмени, Исетска, Ялуторовска в поисках целебных растений. А когда я однажды (было это в далеком теперь 1974 году) привез к Ирине Федоровне в поселок Боровский под Тюменью известного писателя, тоже, увы, недавно ушедшего из жизни, Владимира Солоухина, он был поражен, узнав, что знаменитая на всю округу целительница не берет за свои сборы трав денег. Приносили бабке Ирине люди после исцеления, по доброте души делились чем сами были богаты, – фрукты, рыбку, орехи, те же травы – она не отказывалась от этих даров. И лечила. Лечила от безнадежных недугов, многих спасала от смерти.

Но немногие знали, что Ирину Федоровну судили как колдунью – знахарку открытым, так называемым показательным судом, сожгли прямо во дворе, на глазах у поселкового люда, ее травяные сборы – было это в 1963 году. Перекочевал процесс ведьм из средневековья в век двадцатый – было такое у нас, пережили. Вынесли, испытали сполна черную, ярую злобу убежденных в своей правоте невежд, проходимцев от науки и политических проституток. Судьи даже записали в обвинительном заключении: «хранила дореволюционную медицинскую энциклопедию и запрещенные книги по травам».

А достались Ирине Федоровне эти издания от родной бабки- травницы. Энциклопедию же подарил умирающий профессор в блокадном Ленинграде.

Пережила блокаду и сама Ирина Федоровна, три года рыла окопы, ухаживала за ранеными. Потеряла мужа, троих детей, которых через многие годы разыскала...

Обо всех этих перипетиях, об удивительной судьбе русской женщины я написал пьесу «Судили знахарку...», которая в те годы и до сих пор не нашла сценического воплощения. Когда ее прочитал мой творческий руководитель по Литературному институту Виктор Сергеевич Розов, он написал в своем отзыве, что «это действо надо разыгрывать на площади под охраной конной милиции».

Напечатаю в своем сборнике прозы эту пьесу, надеюсь, он в скором времени увидит свет.

Волею злых людей уродливо переломился положительный опыт жизни – опыт добрых деяний, щедрости душевной, традиций поколений: ты лечишь людей, спасаешь им жизнь, а тебя преследуют, судят, запрещают заниматься любимым делом...

Сегодня, слава Богу, можно брать дары природы, пользоваться их плодами и благами для себя и других, только эти дары по той же злой воле с каждым годом теряют свои целебные и питательные свойства, потому что на многих просторах нашей прекрасной земли перейден барьер экологической опасности. И недаром ставится вопрос об опасности жизни на земле, о дальнейшей судьбе всего живого на нашей планете.

Для полноты понимания сущности добра и зла, их природы и взаимодействия стоит назвать основные источники, возможности подавления в человеке злонамеренности, пути очищения души. Путей и подходов к этому, разумеется, много, поскольку в человеке психика изощренна и соприкасается со всеми противоречиями жизни, уходит в непредсказуемые глубины подсознательного, испытывает постоянное воздействие космических сил.

Первый источник преодоления зла – это духовная, нравственная созидательная сила православной церкви, вера в Господа Бога – Творца Добра. Бог дарует нам самые дорогие качества и свойства души – любовь и вдохновение.

Общение с природой и бережное отношение к ее богатствам. Воспитание подрастающего поколения в традициях национальной школы, в традиционном духе культуры поведения, культуры общения.

И последнее – это приобщение к песенной и музыкальной культуре своего народа. Русский народ сегодня усиленно пытаются отучить от своих песен.

И самое важное – умение держать и соизмерять свои поступки, свои отношения с людьми на добром слове, чтобы оно никогда не расходилось с делом, постоянно совершенствовать свои знания и опыт, а это дает великие блага и великие радости – знание своего родного языка, произведений литературы и искусства, способность творить и созидать материальные и духовные ценности.

Зло бесплодно, добро всесильно и непобедимо.



    1996 г.