Белый посох
Анатолий Михайлович Марласов








Анатолий Марласов 





Белый посох





Живая вода Анатолия Марласова




Говорят, поэзия сегодня никому не нужна. Озабоченное проблемами хлеба насущного наше общество потеряло к ней всякий интерес. Редкостью в наше время становятся и стихот­ворные сборники. Хотя не бывает правил без исключений. И вот перед тобой, читатель, не просто новая поэтическая книга, но и — что еще более редкостно — новый поэт.

Стихотворения Анатолия Марласова могли бы, как он пишет со свойственной ему само- иронией, “пролежать, как Мангазея пролежала пять веков". Хорошо, что этого не случилось, и они все же выходят к читателю. Встреча могла бы произойти и раньше — многие стихи из этой книги известны мне давно. Но все как-то не получилось... Впрочем, трудный опыт советской литературы свидетельствует, что очень часто побеждает тот; кто приходит последним.

Судьба поэта во многом зависит от читателя — от его интереса, от его отзывчивости. Хоте­лось бы, чтобы в наше непростое время у нас достало сил — отозваться.

Когда сегодня заходит речь о потере интере­са к поэзии, то, скорее всего, имеется в виду, что рушатся последние островки духовности, об­валивается каркас, на котором незаметно дер­жится мир. Уставшие, измученные очередями и постоянными нехватками самого элементарного, постоянно предаваемые высокими поли­тиками наши соотечественники пытаются се­годня жить только на уровне биологическом, социальном, напрочь забыв о духовном, боже­ственном, о том, что, увы, слишком многими презрительно или иронически именуется "вы­сокими материями". Слишком многие, к несча­стью, не могут и не хотят понять, что эти, без всяких кавычек, высокие материи опосредован­но, через мириады внешне незримых, тончай­ших связей соединены со всем нашим бытием.

Есть, есть связь между стихотворением и, ска­жем, комом земли, который выворачивает зем­лекоп из котлована под фундамент будущего здания. Качество здания впрямую зависит от качества стиха. Потому что поэзия — это небо, которым дышат все, даже этого не замечая.

Книга Анатолия Марласова называется “Бе­лый посох". Главы книги — страны, но страны поэта — Россия, Ямал, Любовь — понятия не географические, скорее духовные.

Стихам Анатолия Марласова свойственны широкий диапазон взгляда, честность мысли, открытость чувства. Он силен в строках, опи­рающихся на внутреннюю биографию, на соб­ственную судьбу. Для меня привлекательны и его метания, сомнения, неуверенность в себе (“...он все-таки не смог...").

Да, книга о странах — неровная книга. Но она неровная, как дыхание. Это не дистилли­рованная вода, а живая — в ней есть и ил, и тал, и водоросли, и острые камушки на дне.

У поэта есть автобиографическое стихотво­рение о том, как он рождался в бомбоубежище, и ему беженка “орала шепотом: "Кричи". Он кричал тогда, и ему удалось перекричать смерть. 

Перекричать смерть поэтической строчкой вряд ли легче. Но будем надеяться, что Анатолию Марласову и это удастся.

Во времена, когда говорят, что поэзия не нужна, может быть именно и нужна более все­го на свете. Храмы можно разрушить, библио­теки сжечь. Поэтическая строчка живет в че­ловеческой памяти. А память неуничтожима.



_Александр_Гришин._