426 Селиванов Ф. Рассказы о философах
Федор Андреевич Селиванов





ФЕДОР СЕЛИВАНОВ







РАССКАЗЫ О ФИЛОСОФАХ



(ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ)




ИЗУЧАЯ ЧЕЛОВЕКА…


Десять лет назад 28 августа 2001 года ушел из жизни выдающийся философ Юрий Михайлович Федоров. Родился он 23 июня 1936 г. в Абхазии, в городе Гудаута, расположенном на берегу Черного моря. Но школьные годы его прошли на берегу Каспийского моря в поселке Мардакяны, близ Баку. Окончив школу, юноша уехал в Москву, работал учеником токаря на авиазаводе. Был призван в армию, стал курсантом Омского общевойскового высшего командного училища. Так он впервые оказался в Сибири. После училища служил в Польше. Там он познакомился с польской поэзией, увлекся ею и в последующие годы много переводил польских поэтов. Результатом явилась книга «Стихи и переводы с польского», изданная в Новосибирске в 2001 году.

Учился Юрий Михайлович еще и в Военно-политической академии, которую окончил в 1970 году. Тогда и началась его научная деятельность. Состоя в адъюнктуре, защитил кандидатскую диссертацию. После защиты получил назначение в Тюмень и тринадцать лет был начальником кафедры общественных наук Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Здесь в Тюмени блестяще защитил докторскую диссертацию в 1995 году «Сумма антропологии. Расширяющаяся вселенная Абсолюта».

Круг научных интересов Юрия Михайловича был чрезвычайно широк. Он читал в Тюменском госуниверситете курс социальной психологии, этот курс лекций в двух книгах был издан в Новосибирске в 1999 году. Он участвовал во всех конференциях, симпозиумах, проводившимися кафедрами философии и этики Тюменского индустриального института. Ю.М. Федоров был непременным участником этических деловых игр различного уровня и масштаба. В 1992 году вышла его первая крупная монография «Универсум морали».

Но фундаментальным трудом Юрия Михайловича были три книги «Сумма антропологии». Философская антропология, которой занимался Ю.М. Федоров, — учение о человеке, его всеобщих свойствах, его природе и его отношении с миром. Философскую антропологию создавали И. Кант, Э. Кассирер, М. Шелер, Н. Бердяев. Юрий Михайлович создал целостную концепцию человека, которую назвал субъектноцентристским подходом, ибо считал задачей философии исследование человека, его внутреннего мира.

Автора «Суммы антропологии» тревожила возможность перерождения современного общества в техногенное. Он отмечал, что место общения в современном мире занимает технология общения, место любви — технология секса, место искусства — технология манипулиризирования образами и звуками, место питания — технология питания. Опасность состоит в том, что технология может вытеснять культуру и цивилизацию.

Юрий Михайлович не был пессимистом, он доказывал, что грядет возрождение Духа, а с ним целостного, а не частичного, человека.

Когда Юрий Михайлович был тяжело болен, мы посетили его в селе Заводоуспенке. Красивое и богатое было когда-то село. Расположилось оно по берегу озера, огромного, как море. Но что с ним произошло, написал философ В.Г. Богомяков:

— Поселок в 1990-е годы сильнейшим образом пострадал от «реформ»: бумажную фабрику купил некий Ахмед, оборудование все разворовали; фабрика кормившая весь поселок, закрылась, наступила полоса безработицы, алкоголизма и самоубийств. Год от года поселок умирал…

И вот эту картину наблюдал философ. Приехали к Юрию Михайловичу его коллеги В.В. Костецкий, Н.Д. Зотов и другие. Встречали нас его мать Екатерина Петровна — замечательная мать выдающегося сына; его жена Лариса, обаятельная женщина. При доме был огород, в котором была оборудована кровать под навесом для больного. Юрий Михайлович был рад гостям. И хотя он был бледен, исхудал, в его глазах и речах не было предсмертного ужаса. Вел он себя так, как будто это была обычная, а не прощальная, встреча с друзьями.

Похоронили Юрия Михайловича в Заводоуспенке. Не забывают его могилу односельчане. Свято берегут память об отце его сыновья художник Олег, философ Роман и младший Денис, его многочисленные друзья, его ученики, его последователи. Им при жизни восхищались, его уважали. Это был высокий, стройный с военной выправкой полковник. Когда он читал лекции в университете, девушки с других факультетов прибегали посмотреть на него. Он был красив, мужественен, открыт. Это подкупало, и к нему тянулись. Но главное, он был оригинален в суждениях, поражал эрудицией, любил философию и искусство — литературу, театр, живопись.

Философы Тюмени по инициативе профессоров Елены Ярковой и Юрия Ларина провели в октябре 2004 года круглый стол «Мировозренческо — методологический потенциал философской концепции Ю.М. Федорова», это были по сути Федоровские чтения. На них выступили не только философы Тюмени, но и ученые Саратова и Омска.

— Нужно сделать Федоровские чтения традиционными. Мы можем и должны гордиться, что в нашем городе жил, работал такой крупный философ, — таково мнение тюменских философов.