Баянов
Баянов





Евгений Баянов 





ФОТОСЪЕМКА НА ПРИРОДЕ




Находясь на природе, внимательный наблюдатель может увидеть много интересного. По возвращении всегда хочется рассказать об увиденном. А еще лучше – показать. Вот тут-то и приходит на выручку фотоаппарат, ставший в последнее время весьма популярным и доступным приспособлением. Для того, кто решил исследовать природу, фотоаппарат просто необходим.

Общие принципы фотографирования описаны во многих руководствах, которые стоит изучить. Также следует ознакомиться с такими ключевыми понятиями как выдержка, диафрагма, светочувствительность, баланс белого, ГРИП и т.д. Знание процессов фотографии и управления ими дает обладателю камеры очень много, и превращает его из простого «нажимателя кнопки» во вдумчивого фотографа. 

Профессиональных художников, дизайнеров и фотографов учат композиции. Это очень обширная и сложная тема, которой посвящено немало специальной литературы, мы же коснемся преимущественно технических моментов, заострив внимание на особенностях фотосъемки природных объектов.













Цель оправдывает средства









Цели могут быть разными и это во многом определяет работу фотографа. Часто съемка природных объектов выполняется с целью фотодокументирования. Например, если нужно зафиксировать редкое растение, следует снять его максимально естественно, с хорошей освещенностью, чтобы был виден общий вид растения, окраска, биотоп, в котором оно растет; при этом лучше снимать растение не сверху, а сбоку. Желательно еще сделать снимки отдельных деталей крупным планом, заснять цветок, лист, которые помогут правильно определить его видовую принадлежность. Это будет натуралистический подход к съемке объекта. 

Если же хочется сделать художественное фото, можно показать растение необычно, снимать его как угодно, под любым углом, фрагментарно, или изменив умышленно цвет, сделав расплывчатыми края и так далее. В результате объект на фотографии порой бывает трудно узнать, но это сполна компенсируется красивым снимком. 

Так же различаются съемка типичного ландшафта с целью показать его характерные особенности и съемка пейзажа, автор которой хочет подчеркнуть его красоту. В первом случае важна полнота информации, следовательно, выбираются наилучшие условия освещения и стандартная компоновка. Во втором случае в ход могут идти всевозможные приемы кадрирования, освещения, вплоть до контрового, размытость и акцент на деталях – все, что может дать красивую художественную картину, необязательно повторяющую оригинал.






Чем   снимать









Каждому понятно, что, имея хорошую аппаратуру и оптику, устойчивый штатив, мощную вспышку, проще добиться хорошего качества фотографии. А для анималистической съемки, конечно, желательно иметь мощный светосильный длиннофокусник, да еще со стабилизатором. Но все это – дорогое удовольствие. 

Поэтому будем исходить из принципа: что имеем – тем и снимаем. Даже простенькой «мыльницей» при умелом подходе, смекалке и терпении можно сделать неплохие интересные снимки. О том, как на всю катушку использовать возможности аппарата – в следующей части нашего рассказа. 




















Подумай




На первый взгляд – нелепый совет. Когда выскочила косуля или птица, медлить нельзя, бывает, доли секунды решают, получится ли удачный кадр и раздумывать просто некогда. Тогда полезно поду- мать заранее: идя по лесу, поставьте предустановленные режимы, ИСО, выдержку, баланс белого, протяжку, непрерывную фокусиров- ку, и держите камеру наготове, чтобы правильно действовать при та- кой встрече. Если же вы решили снять растение или неторопливого жука, у вас есть время хорошенько подумать, как это сделать лучше и не спеша отснять несколько вариантов. Не забывая при этом про следующий принцип.




Не навреди


Человек, пришедший в лес, может чувствовать себя в нем, как дома, но при этом не должен забывать, что он в гостях. Нельзя наносить ущерб природе даже ради очень хорошего снимка. А навредить бывает очень даже легко. Например, обнаружив гнездо, открыть его для лучшего обзора, чтобы была хорошо видна кладка. Фотограф уйдет, а кладку эту заметит ворона и разорит гнездо. 

То же со слетками птиц, лягушками, ящерицами, зайчатами и прочими зверятами. Не нужно брать их в руки. Во-первых, для них это всегда стресс. Для лягушек это еще и ожог, ведь наши руки для них намного горячее их собственной температуры кожи. А если еще покрыты толстым слоем мази от комаров, это еще и химическое воздействие. Ящерица, вырываясь из рук, может сама оторвать себе хвост. Да, со временем вырастет новый, но ведь все это время ей придется жить без хвоста, а это для нее тоже большая неприятность. Снять лягушку или ящерицу в руке проще, но что это за кадр? А вот чтобы снять портрет ящерицы на уровне ее глаз, на естественном фоне, надо попотеть и поползать. Зато получится замечательный снимок!






Изучайте матчасть


Приобретя фотоаппарат, человек не становится автоматически фотографом. Нужно учиться и тренироваться. И начать лучше всего с внимательного изучения инструкции и возможностей камеры, хотя бы основных. Лучше это сделать заранее, дома, последовательно изучая каждый режим съемки и проверяя его работу, тренируясь на кошке или комнатных растениях. 

К сожалению, часто приходится видеть людей, имеющих очень функциональную, нередко профессионального уровня фототехнику, но снимающих только в автоматическом режиме. При этом они искренне удивляются, почему бабочка (цветочек, птичка) оказалась не в фокусе.










Опуститься до уровня объекта






























Вот тут как раз стоит упомянуть о точке съемки. Когда снимают детей, фотографы приседают, чтобы быть на одном уровне с ними. Съемка сверху вниз де- лает из ребенка головастика. То же и с мелкими животными и растениями. Чтобы крупно снять животное, нужно опуститься до уровня его глаз. Поэтому некоторые фотографы-натуралисты предпочитают камеры с поворотным дисплеем, чтобы не ложиться на живот. Часто это помогает и при макросъемке. Вообще, смена точки съемки часто приносит эле- мент новизны в снимки. Фотографы довольно часто приседают или встают на колено, на корточки, чтобы снять объект в другом ракурсе. Иногда фотография обычного объекта получается замечательной только благодаря необычности ракурса.













Освещение


Правильное освещение – это одно из основных условий успешной съемки. Лучший вариант освещенности – сбоку под углом 450 к линии объектив-объект. Когда света не хватает – приходится как-то выкручиваться. Менять экспозицию, выбирая длинные выдержки, использовать вспышку или дополнительные источники света, например, фонарик. 

Если растение в тени, иногда приходится ждать, когда солнце окажется в просвете ветвей или туч. Еще можно подсветить мелкий объект листом белой бумаги, используя его как зеркало, вне кадра. А при использовании вспышки, особенно вблизи, следует избегать прямого ее освещения, загородив листом бумаги. Для макросъемки используются специальные кольцевые вспышки, которые крепятся на объектив. Но иногда помогает пара бумажных листов, которые будут отражать свет сверху или с боков. 

При использовании автоматики зачастую приходится вносить коррективы, манипулируя точкой экспонирования, фиксацией экспозиции и другими дополнительными функциями аппарата. 

Но не всегда доверяйте глазу при выборе экспозиции. Наши глаза – сложная оптическая система, которая работает не так, как фотоаппарат. Луна или свеча ночью могут показаться во много раз ярче, чем есть на самом деле.



_Лучший_вариант_освещенности_

_–_сбоку_под_углом_450_к_линии_

_объектив-объект._




КОМПОНОВКА КАДРА







Соотношение размеров объекта и общего фона должно быть оптимальным: объект не должен теряться на фоне и не должны теряться его де- тали. Чтобы крупно и во весь кадр отснять птицу величиной с тетерева объективом 300-400 мм (6-8 кратным), необходимо находиться на рас- стоянии 6-10 м. А при съемке объективом 50-70 мм нужно подойти на 2-3 метра. Или подождать, когда птица приблизится на такое расстояние. 

Используйте ПРАВИЛО ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ:кадр производит впечатление гармонии, если главный объект расположен на одной из вторых линий при делении кадра на три равные части по вертикали или горизонтали. Это правило вытекает из правила золотого сечения и чисел Фибоначчи.








А это уже математика. Большинство современных камер имеют предустановленную функцию – делят кадр в видоискателе или на дисплее тонки- ми линиями на три горизонтальные и три вертикальные части. 

Когда в кадре есть какая-то очень важная деталь (например, луна или летящая вдали птица), она воспринимается лучше, если попадает на пересечение этих линий, а не в центре кадра. 

Если снимаете пейзаж, то линия горизонта должна находиться на уровне нижней или верхней трети кадра. Если это портрет в профиль, то пе- ред клювом или мордочкой животного должна быть треть пространства. 

Объект теряется, если упирается в край кадра носом, головой или вершиной (если это одинокое дерево). При съемке движущегося объекта пе- ред ним должно оставаться достаточно свободного пространства в кадре. 

Если есть уходящие в перспективу или просто диагональные линии, они лучше смотрятся, когда идут из левого нижнего угла в верхний правый. Это связано с особенностями нашего восприятия, «чтения» изображения.






ДИНАМИКА





 










Кадр с животными выигрывает, когда есть синхронные действия двух или трех персонажей. Например, взлетающие разом птицы, или полет стаи в одном направлении создают ощущение движения. И взлетающая птица бывает намного интереснее, чем сидящая спокойно. 

Но, чтобы сделать динамичный снимок, нужно долго ждать, ловить момент. Это не студийная съемка в оптимальных условиях, а настоящая охота в поисках нужного кадра. 




ФОКУС


Снимая динамичные сцены, часто приходится сталкиваться с не- большой размытостью некоторых фрагментов фотографии. Иногда это делается даже умышленно, для придания ощущения движения в кадре или акцентирования внимания на одном элементе компози- ции. Но при этом этот главный элемент должен быть в фокусе, то есть максимально резким. При съемке животных в фокусе должны оставаться в первую очередь глаза. И пусть стремительно несущий- ся заяц будет еле угадываться в размытом силуэте, но, если хотя бы один его глаз окажется в фокусе, это будет интересный снимок.



Следует помнить, что, снимая в автоматическом режиме, вы предо- ставляете своему фотоаппарату выбрать точку фокусировки. И он выберет так, как настроен изготовителем, а не так, как планируе- те вы. В результате на снимке может оказаться резкой не излучина реки или косуля на дальнем плане, а веточка или травинка перед камерой.






ПЛАН


При съемке обычно различают три плана: дальний, средний и крупный (ближний). Пейзажи часто выигрывают, когда на них прослеживаются два, а лучше сразу три плана. Веточка или гроздь рябины на ближнем плане может очень оживить общую картину лесного озера. А при съемке среднего плана интересен хорошо проработанный фон – задний план. 

Если же нужно подчеркнуть фактуру на крупном плане, например пушистость на цветке прострела, лучше сделать фон размытым. Это достигается увеличением фокусного расстояния или изменением выдержки. Это уже дело техники фотографирования. 






ИЗБЕГАЙ ПУСТОТЫ
















Плавающая по ровной, чистой воде утка может выглядеть скучновато. Волны, рябь, отражения облаков, плавающие рядом листья, придающие фактуру поверхности воды и заполняющие свободное пространство, наверняка сделают фотографию интереснее. 

Также очень проигрывают кадры, на которых много пустого неба, особенно серого. Небольшие об- лачка всегда оживляют картину.






СТАНЬ      НЕВИДИМЫМ


















В процессе съемки животных фотоохотники иногда применяют настоящие охотничьи хитрости. Самая распространенная – маскировка. Маскхалат и неподвижность позволят подкараулить животное, оставаясь незамеченным. Многие используют при съемке птиц и крупных млекопитающих скрадки. Есть даже заводские переносные разновидности таких сооружений. Перед скрадком можно выложить заранее прикормку или поставить его в таком месте, где птицы появляются постоянно: на водопое, на току и т. д. Многие птицы часто садятся на одни и те же любимые присады, где их можно покараулить. 

А вот со съемкой птичьих гнезд следует быть очень осторожным, чтобы не погубить кладку или выводок. 



Многие животные хорошо реагируют на голоса своих собратьев. При съемке птиц весной поющие самцы часто подлетают на голос конкурента или самочки. Научившись свистеть рябчиком, фотоохоту на него можно сделать несравненно успешнее. Иногда для воспроизведения звуков бывает достаточно обычного телефона с функцией диктофона или возможностью заранее закачать в него голоса птиц.



_И_помните:_бывают_просто_случайные_удачные_кадры._Но_чаще_всего_удачными_становятся_подготовленные_и_продуманные_снимки._ 



















ООО «ТюменНИИгипрогаз» 625019

г. Тюмень, ул. Воровского, 2 тел.: (3452) 286-481

факс: (3452) 274-045

www.tngg.ru