Последний Карфаген
Сергей Сергеевич Козлов








Сергей Козлов 





Краткая история искренности


КАК ЭТО могло   прийти в голову? Студенты редко играют на деньги, поэтому играют на желания, на мелкие подлости, на подготовку к семинару, но играть на правду?!

Додумался играть на искренность Вохмин. После первых двух партий он был в выигрыше, и по его желанию Аникин уже сходил в одних семейных трусах к девушкам в соседнюю комна­ту, чтобы под одобрительное хихиканье прочитать наизусть детское стихотворение, а Онищенко с вахты позвонил жене декана и назначил ей свидание. Семейными трусами уже давно никого не удивишь, соседки привыкли к «проигрышным выс­туплениям» и видели номера покруче, что могло зависеть от степени опьянения и куража мужской компании. В этом случае сами они отдавали предпочтение трезвой изобретательности, а также подобающей для женской компании изысканности. Теле­фонные номера тем более не приносили достойного удовлет­ворения и потехи, поэтому Вохмин даже не пошел проверять Онищенко. За первые два курса они и так проверили друг дру­га в самых разнообразных жизненных ситуациях, и про Они­щенко Вохмин знал, для этого карточный долг - долг чести. Потом был небольшой перерыв на жареную яичницу с кабачко­вой икрой, бутылку водки и три сигареты.

Две партии состоялись, но скука по-прежнему была силь­нее, пресная обыденность висела в комнате вместе с табачным дымом, завтрашний день не обещал ничего выдающегося, кро­ме ежеминутной лжи, коей наполнена жизнь каждого челове­ка. Об этом думал Вохмин, выпуская клубы табачного дыма в приоткрытое окно, откуда он неминуемо возвращался в комна­ту вместе с редкими снежинками. Ему, как выигравшему, пред­стояло выбрать и предложить партнерам условия следующего кона. И это почему-то его раздражало. То ли своей наигранной обязательностью, то ли безысходным пониманием глупости пред­почтенного безделья. Да уж! Никто не позовет утром совер­шенствовать этот мир, никто не спросит его отношения к сложившимся стереотипам и устоям, а если он и скажет, ни­кто не услышит. Ложь, возведенная в степень правды — вот что показалось ему вдруг основой всех общественных от­ношений. И он решил поставить на карту один день искрен­ности...

—  Вы согласны, братья мои, — помпезно начал он, — что человек постоянно лжет, и лжет подчас не только окружаю­щим далеким и близким, но и самому себе. Мы пронизаны ло­жью как магнитными полями. Ее протуберанцы вырываются из нашего сознания всякими там силлогизмами, в коих и посылки уже изначально ложны... Вы согласны, братья мои, что ложь является неотъемлемой и невымываемой частью человеческого сознания? — для вящей убедительности он разлил по стаканам последние сто граммов и, расстреляв взглядом озадаченных товарищей, изрек: — Кто и когда из вас говорил чистую прав­ду, без малейшей примеси лжи, без оправдательных замутне- ний, без придуманной специально для подобных случаев объек­тивности, подразумевающей трусливое: «и вашим и нашим» — лишь бы в морду не били? Кто из вас помнит вкус чистой правды?

Опрокинув в себя содержимое стакана, он театрально трях­нул нестриженой шевелюрой, бросил на стол затертую колоду и стал ждать произведенного эффекта.

—  Но голая правда часто выглядит как неприкрытый ци­низм, — усомнился Аникин.

—  Ага, но, собственно, слово цинизм придумано различного рода либералами, чтобы правда выглядела еще непригляднее, чем она есть, — парировал Вохмин.

—  Говорить правду не всегда безопасно и уж точно не все­гда выгодно. Иной раз лучше просто промолчать, — задумался Онищенко.

—  Поэтому я и предлагаю поставить на кон всего один день искренности, — объявил Вохмин. — Всего один! Тот, кто проиг­рает, обязан будет весь завтрашний день говорить правду. Если же он попытается отмолчаться, то двое других вправе сказать ему: «Что ты об этом думаешь?», и он должен будет говорить искренне. Во всяком случае, это настоящая мужская игра, дос­тойная русской рулетки, а не пошлые развлечения типа кросса без трусов по коридору или поглощения трехлитровой бан­ки воды залпом.

—  Ну ты, Олег, придумал. — Аникин задумчиво начал тасо­вать карты, он уже согласился, хотя в приоткрытое окно зяб­ко потянуло неизвестностью.

—  Вася, а ты? — глянул Вохмин на Онищенко.

—  А что я, не мужик? Тёма, дай колоду сдвинуть, всё по- честному. А теперь держись, братва, вдарим пиковым тузом по лицемерию и... — не нашелся, чего бы еще ввернуть позабори­стей.

Во время игры все трое непривычно молчали. На кону неза­метно, но очень внушительно стояла правда. Вохмину, кото­рый все это придумал, отвратительными стали казаться сами карты: лощеные дамы и валеты, властолюбивые короли и вся эта шваль — от шестерок до десяток. Наверное, еще не поздно было обратить эту партию в шутку, но шевельнувшееся в душе малодушие было сродни только что публично осужден­ной лжи, и Вохмин решил идти до конца, хотя в то же мгнове­ние понял, что непременно проиграет. Карты не прощают пре­небрежительного к ним отношения, а бесконечно везет только киногероям. Да и то не всем.

—  И никакого фатализма, — прокомментировал он свой про­игрыш и настороженное молчание однокашников.

—  Да здравствует искренность! - подтопил Аникин, выти­рая со лба капельку пота.

—  Обещаю с завтрашнего дня говорить правду и только прав­ду, и ничего, кроме правды, — поклялся, положив руку на пустой стакан, студент третьего курса философского факуль­тета Игорь Вохмин.




____________________



Утром, прежде чем сутуло двинуться к учебным корпусам, они втроем всегда курили на крыльце общежития. Вчерашний день, как обычно, успел затереться ночными похождениями к дамам сердец, смесью разнокалиберного спиртного, никотино­вой изжогой и пустыми разговорами. Про последнюю игру, ка­залось бы, забыли, Вохмин был внешне невозмутим и спокоен, только друзья отводили глаза от его взгляда, в котором доба­вилось какого-то затравленного одиночества. Аникин еще по­думал, что взгляд Игоря стал откровенно обвиняющим, будто не он сам предложил вчера игру на искренность. Незаслужен­ное чувство вины подтолкнуло Аникина на первый дурацкий поступок.

Из подъезда общаги вывалил на свет Божий некто Лёня Медведчиков - пятикурсник с факультета физической культу­ры, мастер по всем видам спорта, а также неформальный авторитет всей студенческой братии.

—  Что, очкарики, здоровье поправляете? — весело пыхнул он, определяясь в уличном пространстве. Подобным образом Медведчиков приветствовал философов каждый день в зависи­мости от настроения и погоды.

На такое приветствие следовало отвечать: «Да куда нам, Лёня...» или хотя бы подобострастно хохотнуть, оценивая ост­роумие старшего физически развитого товарища. Но Аникин вдруг спросил у Вохмина:

-  А ты, Игорёк, что по этому поводу думаешь?

В глазах Вохмина загорелся темный огонек отрешенности, он вдруг откровенно презрительно посмотрел на Медведчикова и без лишних изысков изложил свое мнение:

-  А я думаю, Артём, что очень не хреново, когда к атлети­чески слаженному телу приложена наполненная смысловым со­держанием голова.

У Васи Онищенко незаметно для него самого подпрыгнули брови. Из-за этого, на первый взгляд, незаметного движения, шапка наехала ему на глаза. Медведчиков отреагировал через несколько секунд, потому как для него такая наглость тоже была неожиданностью.

—  Это ты меня сейчас так развесисто тупицей назвал? - Лёня ткнул указательным пальцем в вохминскую грудь, от чего Игоря ощутимо шатнуло к перилам крыльца.

—  Смысловую нагрузку сказанной мною фразы даже отда­ленно нельзя свести к однозначному и лубочному слову «тупи­ца», — ответил по-прежнему невозмутимый Вохмин.

-  Так я не понял - ты на меня наехал? — Лёня находился в явном замешательстве. 

—  В этом-то вся проблема, ты раздумываешь только над тем: сразу свернуть мне челюсть или повременить, — добавил сомнений Игорь, — ты уважаешь только тех, кого не можешь побить?

—  Короче, ладно, философ, я повременю с твоей челюс­тью... До вечера... И если ты будешь также парить мне мозги, то твои я встряхну так, что у тебя пропадет всякое желание умничать с психически нормальными людьми. А сейчас я на пару опаздываю. Бывайте, очкарики, - и он ринулся с лестни­цы, будто опаздывал в аптеку за противоядием.

Аникин глубоко и облегченно вздохнул, Онищенко наконец- то поправил съехавшую на глаза пыжиковую шапку - подарок родителей-северян. Слов больше не было, зато все трое поду­мали о том, что за искренность одного вечером придется отве­чать всем вместе.

На первой лекции было обыденно скучно. Мстислав Григо­рьевич, опираясь на свою докторскую степень, полученную еще во времена всепобеждающего диалектического материализма, когда он преподавал научный коммунизм, неторопливо, но очень уверенно пытался одарить неофитов суррогатом из многих фи­лософских течений, которые следовало знать в обязательном порядке, исходя из торжества либеральной объективности, по­нимания глобальной культуры и общечеловеческих ценностей, список которых был утвержден всемирным кагалом где-нибудь на Уолл-Стрит или в Лэнгли.

—  Постигая мир через экзистенцию, человек определяет свое место в современном мире и, как следствие, избавляется от расовых, национальных и других предрассудков, от культур­трегерского подхода...

Аникину даже вникать не хотелось в эти нагромождения, за три года обучения он совершенно уверился в том, что филосо­фия и как наука наук, и как все прочие науки, призвана об­служивать те или иные идеи вождей, лидеров и новоявленных гностиков, и даже при формально объявленной собственной свободе и отвязанности от всего любомудрие избирательно. Проще говоря, Аникин считал, что если любомудрие исходит не от Бога и не Богу направлено, то оно представляет собой макиавеллизм в том или ином роде, поддерживающий ту или иную форму государственного устройства. С тех пор, как он раскрыл Библию, и Платон, и Сартр, и Бердяев, и Бэкон, и прочие для него равнозначно побледнели. Другое дело Они­щенко, которому родители поставили четкую задачу — полу­чение диплома, за что исправно платили, и Вохмин, который, прежде всего, искал в себе, а не в книгах. Вохмин, к примеру, считал, что общечеловеческих ценностей всего две: любовь и добро, но эти вечные категории можно вывернуть наизнанку, если подогнать под какую-либо идею или доктрину, воплощая которые, можно обратить любовь в ненависть и по этакой доб­роте залить кровью какую-нибудь часть света. В этом понима­нии «научного подхода» к вечным ценностям они с Аникиным были близки. Онищенко конспектировал, а Вохмин рисовал ка­кие-то геометрические конструкции. Поэтому, когда Мстислав Григорьевич заговорил о современном понимании интернацио­нализма, именно Аникин совершенно без задней мысли шепнул Вохмину:

-  Что ты думаешь обо всей этой лабуде?

-  Я думаю, — довольно громко заявил Игорь, — что новое толкование интернационализма — это старая песня в совре­менной аранжировке.

В аудитории зависла удивленная тишина. Мстислав Григо­рьевич предпочел замечанию паузу, дабы вступить с прытким студентом в ожидаемую всеми дискуссию.

-  Интернационализм избирателен, — продолжил вдохнов­ленный тишиной Вохмин. — Лет пятнадцать назад Мстислав Григорьевич рассказывал моему старшему брату о марксистс­ком понимании интернационализма, в котором тот имел не­осторожность усомниться, приведя пример из жизни универ­ситета. Он просто взял статистику поступления в альма матер, и получилось, что для некоторых народов и народностей двери университета открыты значительно шире, чем, скажем, для доминирующей и государственно-образующей нации. Братец мой назвал это интернационализмом за чей-то счет, за что его сначала выгнали из комсомола, а чуть позже — из университе­та. Сегодня же нас снова учат интернационализму, но уже на основе либеральных ценностей, и снова не находится места для старшего брата... 

—  Это диалектика, Игорь Викторович, — вежливо начал профессор, — и мир, и сознание человека развивается...

—  Это демагогия, Мстислав Григорьевич, — перебил Вох­мин.

—  И, к сожалению, это политика, — продолжал профессор. - Вашего брата съел комсорг группы, а не я. А вы, как я понимаю, хотите сейчас начать проповедь пресловутого рус­ского мессианства, что и является проявлением культуртре­герского подхода...

—  Ничего я не хочу, Мстислав Григорьевич, — вспыхнул Вохмин, — просто мне надоела обоснованная и необоснованная ложь во всех ее проявлениях и на всех уровнях! Может быть, вы даже старательно верите в то, что сейчас пытаетесь изло­жить нам, но если десять лет назад система не оставляла и единого шанса на прямое возражение, то сегодня нам, наобо­рот, вешают все подряд, в результате чего сознание дробится и теряет стержень. А в итоге: по городу маршируют то разук­рашенные и неуместные кришнаиты, то эпатирующие публи­ку нацболы, то сексуальные меньшинства, то приверженцы идиотских эзотерических обществ, то узколобые скинхеды, то... Да мало ли какие еще, выбравшие собственную струю массо­вого безумия!

—  У вас проблема с выбором? Вам не нравится свобода? — хитро прищурился Мстислав Григорьевич. — Почему вы отка­зываете людям в праве выбора?

—  Потому что выбора у них нет! И вы это прекрасно знае­те, Мстислав Григорьевич. Как могут выбирать не знающие истины?! Они не выбирают, они просто скатываются в ту или иную сточную канаву, услужливо подготовленную для них де­лателями массового сознания и массовых психозов, в том числе обремененными научными званиями и государственными награ­дами. Сейчас на каждом углу сидит Вольтер со своей собствен­ной шарманкой.

—  Так, может, вы разъясните нам, что такое истина? — хохотнул Мстислав Григорьевич, но аудитория его не поддер­жала. Комсорга в ней не было.

—  Вы, профессор, искусственно созданный адепт плюра­лизма... 

—  По крайней мере, я никому не навязываю свое мнение...

—  Потому что у вас его нет!

—  А вот это уже оскорбление, я бы поспорил с вами, Игорь Викторович, на основе серьезных знаний, но для вас нет авто­ритетов, вы отказываете людям в собственном осмыслении ис­тины. Может, у вас генетический тоталитаризм? Я попрошу вас покинуть аудиторию, где учащиеся пытаются постигнуть все многообразие человеческой мысли...

—  Многообразие лжи, — подвел итог Вохмин. — А могли бы вы, Мстислав Григорьевич, сказать нам, положа руку на серд­це, что та или иная школа лучше другой, без дружеских эки­воков на оппонентов, четко и ясно определив: оппоненты и все их умствования фигня?!

—  И тем самым погрешил бы против объективности!

—  Объективность бывает только в фотоаппарате, потому что для этого там есть объектив, — ухмыльнулся Вохмин, за­крывая за собой дверь.

—  Для того чтобы иметь заблуждения, знания не нужны, - резюмировал профессор.

—  Некоторым знания нужны для того, чтобы обосновывать заблуждения, — послышалось из коридора.

Онищенко и Аникин переглянулись. Такого поворота собы­тий они не ожидали. Было совершенно ясно, что плюрализм Мстислава Григорьевича имеет определенную границу, кото­рая пройдет на ближайшем экзамене, дабы оставить по ту сторону зарвавшегося студента. При этом зачетка, пестрящая оценкой «отлично», будет ставиться не в заслугу, а в упрек. Что поделаешь — диалектика...

—  Доигрались, - совершенно точно определил состояние дел Онищенко.

Но на этом день искренности не кончился. Во время переры­ва в курилке Вася Онищенко призвал Аникина простить Вох- мину карточный долг, а Игорю посоветовал идти к досточтимо­му профессору с извинениями и рассказом о неуместной игре. На что получил полагающуюся ему порцию правды:

—  Представь себе, Васёк, что Пушкину предлагают расце­ловаться с Дантесом за минуту до дуэли! С тобой всё ясно, у тебя цель — любым путем получить диплом. Не-ет, ты не обижайся, я тебя не осуждаю, просто ты сам себя приземляешь.

—  Спасибо, Игорь, за откровенность... — Онищенко еще ре­шал, обидеться ему всерьез или нет, но в разговор вступил Аникин.

—  Вот что, братцы, у меня остались деньги от родительско­го перевода, предлагаю пойти в кафе и отметить день искрен­ности.

Предложение ни у кого не вызвало возражений, потому как ссориться никому не хотелось. За три года в маленькой комнатке они так надоели друг другу, что уже и не представ­ляли себя вне своей компании.

В облюбованном студентами университета кафе можно было дешево перекусить и еще дешевле выпить, особенно если водку перемешивать с пивом, на чем и остановилась группа правдо­любов. Они произносили какие-то глупые тосты об истине, ко­торую следует искать разве что на дне стакана со спиртным, мололи самую несусветную чушь, когда к их торжеству попы­талась присоединиться Ирина Говорова, боевая (в прямом смыс­ле слова) подруга Игоря Вохмина.

—  Ну ты, милый, сегодня выдал! С каких это пор ты стал борцом за эфемерную истину?!

—  Со вчерашнего вечера... - начал было отвечать Аникин.

—  С каких это пор истина стала эфемерной? — зло вылу­пился на Ирину Вохмин. — Или, если правда неприятна, ее лучше не видеть?

—  Бр-р-р... Заболевание серьезное, — угрюмо поставила диагноз Ира, — а что скажет больной по поводу высшего чело­веческого чувства — любви?

—  Биохимические процессы и выброс гормонов, — рубанул Вохмин.

—  Похоже, что на меня у тебя гормоны кончились, я, между прочим, поддержать тебя пришла, сбежала с социологии... - обида в голосе Иры была уже нескрываема.

—  Культурология, социология — маразмология — понавыду- мывали всякого фуфла! Пишут учебники, мол, не зря хлеб едим, - Аникин попытался направить разговор в иное русло.

—  Знаешь, Ириш, — очень серьезно посмотрел на подругу Игорь, — я к тебе очень хорошо отношусь, даже лучше чем сам об этом думаю, но я тебя не люблю. У нас были нескучные ночи и веселые деньки... Нет-нет, постой, не уходи, я буду честен до конца. Я совершенно откровенно тебе заявляю, что ты лучше и чище меня... А я все три года косился на твою подругу Лику. Я и зашел к тебе в комнату из-за нее... Тогда... В первый раз... Но она ушла, а мы остались...

Над столом зависла неудобная тишина, и, казалось, сорвав­шаяся с Ириной щеки слеза колокольным звоном ударит в опу­стевшее блюдце на столе.

Лика была местной, а родители Лики были какими-то круп­ными шишками. Лика была из высшего света и приходила к Ире расслабиться — выпить и покурить, да помыть кости об- щаговским парням. У Лики был шарм и ухажер на джипе.

У Иры были на глазах слезы. У Вохмина было гадко на душе, и он налил всем водки, а свой стакан протянул Ирине. Она, не задумываясь, выпила, промокнула кружевным пла­точком глаза и еще дрожащим, немного хриплым голосом ска­зала:

—  Игорь, я тоже хочу сказать тебе комплимент... Этот бык на джипе, который Лику пасёт, он мизинца твоего не стоит... — развернулась и пошла в свою другую и уже новую жизнь.

Вохмин уронил голову на руки. Друзья молчали. Водка стала горче, а пиво кислее. Вкус правды более всего походил на вкус постоянной тревоги и бесконечной безысходности. За окном ды­мили непонятно какие реформы в непонятно какой стране, никак не приживалась американская мечта, зато русская тоска весело лилась в рюмки и граненые стаканы...

Вечером в гости пришел Медведчиков. Удивительно, но на лице у него не присутствовала обычная маска супермена, го­тового к разборкам в любое время и на любых условиях.

-  Э, умники, я бы все же хотел узнать, вы всех спортсме­нов тупицами считаете?

—  Правда в том, Лёня, — грустно ответствовал за всех Вох­мин, — что всех нас никто не позовет в светлое будущее, — и достал из тумбочки припрятанную чекушку.

-  Философия, — согласился Медведчиков и тоже достал из- за пазухи прихваченную для умного разговора емкость.

И разговор этот был в самом разгаре, когда дверь открылась, и на пороге появилась Лика. Взглядом с поволокой она прошлась по прокуренной комнате и остановилась на Вохмине.

—  Могу я выразить свое восхищение правдолюбцу? — ска­зала вместо «здравствуйте» и подошла ближе к Игорю.

Вохмин напрягся навстречу, ожидая какого-нибудь приду­манного Ириной подвоха. Ясно, что весть о ставках в последней игре за день стала достоянием всего университета. И уж, ко­нечно, Ирина выдала свою порцию правды Лике. Но что делает здесь Лика? Спустилась с небес посмеяться над проигравшим?

—  А почему для меня у тебя правды не хватило, Игорь? — грустно поинтересовалась Лика. — Ты никогда не слышал ба­нальную истину о том, что маленькая ложь порождает боль­шую. И откуда тебе знать, что вся правда бывает неприятной. И что делать, если ты сам не захотел ее знать? Так вот, раз уж наступил момент истины, я скажу причитающуюся тебе часть: в тот, упомянутый тобой вечер, я ушла, так как была уверена, что ты пришел к Ире! Глупо, да? Итак, правда бы­вает горькая, приятная и бывает до обидного глупая. Ты мог тогда догнать меня в коридоре...

—  Н-но... — ничего не хотел и не мог сказать Вохмин.

—  Но у нас есть немного времени, чтобы разобраться во всем этом наедине. Ира ушла сегодня к подругам, ее комната оставлена нам под охрану. Ты готов заступить на пост номер один? — вроде бы никакой хитрецы в голосе, только напор дамы, которая не знает отказов. — Так ты готов быть искрен­ним до конца?

—  До полуночи еще два с половиной часа, — Вохмин вопро­сительно посмотрел на друзей.

—  Что ты об этом думаешь? — кивнул ему Аникин.

—  Я думаю, что я люблю эту девушку, но шансов у меня ноль, - честно ответил Игорь.

—  Ну тогда мы продляем твой день искренности до завтраш­него утра, — подмигнул Онищенко.

И слова эти проводили Вохмина в удивительную ночь, о которой еще вчера он и мечтать не мог. И плевать ему было на то, что где-то на ночных улицах визжит тормозами джип, а за рулем разъяренный бык сквернословит и гонит на красный свет. И казалось, что всё, что случилось в этот день и свершается сейчас, происходит не с ним, а с каким-то другим человеком, который жил в Вохмине все эти годы и наблюдательно молчал. И у настоящего Вохмина было чувство, что этому человеку теперь досталось самое главное, а сам Вохмин стоит где-то в стороне и наблюдает, как скрытая когда-то правда прорывает­ся наружу безумной нежностью и самыми ласковыми словами. И оба они боялись, что ночь искренности вот-вот кончится.

Лика чередовала свою откровенную, порывистую и безудерж­ную нежность с другим видом искренности: даже в сладкой истоме она твердила, что не обещает Игорю вечной любви, хотя ей никогда в жизни не было так хорошо и вряд ли когда- то будет. Она успевала шептать что-то о банальном строи­тельстве карьеры и обеспеченного будущего, а Вохмин умолял ее об одном — забыть обо всем хотя бы на одну ночь. Он пре­красно понимал, что у него слишком мало шансов стать для этой девушки единственным и незаменимым, он гнал от себя мысли о том, что сейчас изо всех сил цепляется именно за эти шансы, набивает им цену, и в то же время разочарованно стонал — хуже всего обманывать самого себя, особенно в ночь искренности. И всё-таки Лика таяла под его напором, как и он, задыхалась от торжества слияния, проваливалась в небытие и, всплывая ненадолго, шептала уже совсем другое. То, что обычно шепчут женщины тем, без кого не мыслят своего су­ществования. И никто не мог бы измерить или на глаз опреде­лить, сколько в этих страстных словах, тирадах, междометиях было правды.

Где-то в другом конце коридора уже не плакала, а сладко спала Ира. Медведчиков грозно храпел на вохминской кровати. Аникин, который отказался пить, на кухне читал Екклезиаста. Бык посадил в машину пару проституток и умчал за город. А народ, забывший за последние сто лет вкус правды, нервно ворочался в кроватях и даже ночью сверял свою жизнь с лжи­вым курсом лживого доллара, что сиял неоновыми цифрами на непотопляемых банках.


____________________



Исключенный после сессии Вохмин ушел в армию. После учебки он попал на Кавказ, где воевал честно и молча, потому что правду на той войне говорило только оружие. Уже из госпиталя после ранения он написал Лике письмо, но ответила на это письмо Ирина. Лика вышла замуж за сына президента банка, хотя его не любила. Мстислава Григорьевича пригласи­ли по обмену опытом в Чикагский университет. Аникин ушел из альма-матер сам и поступил в духовную семинарию. Мед­ведчиков, проработав учителем физкультуры два месяца, уст­роился охранником в именитое агентство недвижимости. Васе Онищенко до честно оплаченного диплома оставался всего один год. Его новые соседи тоже любили играть в карты, но он предпочитал читать оставленную в подарок Аникиным Библию. Народ спал. Все ждали, когда придет кто-то и скажет долго­жданную правду.

_Горноправдинск,_2002_г._